Технологическая карта урока «988 год. Принятие христианства на Руси»
Учитель: Морилова Е.В.
Цель урока: создать условия для усвоения и осмысления темы «Принятие христианства на Руси»
Задачи урока:
Познавательная: выявить причины и последствия принятия христианства на Руси через содержание учебника и сеть Интернет.
Развивающая: продолжить формирование коммуникативных умений через организацию групповой и парной работы.
Воспитательная: формирование толерантности.
Мотивация: Русское государство в 10 веке вело активную внешнюю политику, одерживало крупные победы над Византией, но авторитет страны в Европе был чрезвычайно низким, Русь считалась варварским государством. Почему?
Ответы учеников:
На Руси все еще существовало язычество, а в Европе уже дано было принято христианство. При подписании договора с Византией князь Святослав клялся Перуном, а византийский император на христианской Библии.
Учитель: Сегодня мы рассматриваем тему «Принятие христианства на Руси». Как вы думаете, какие вопросы мы должны повторить.
Ученики предлагают.
Составляется план:
1. Причины отказа от язычества.
2. Причины принятия мировой религии в виде христианства.
3. Значение принятия христианства.
Первый вопрос плана.
Учитель: В основной школе вы уже знакомились с данной темой. Вспомните, почему Русь должна была отказаться от язычества.
Ученики: 1. Для поднятия авторитета русского государства в Европе.
2. Для укрепления государственности.
Учитель: А что в учебнике и в сети Интернет говорится по этому вопросу.
Ученики работают с учебниками и с компьютерами и отвечают на задание.
3. Необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе.
4. Оправдание социального неравенства.
5. Необходимость приобщения Руси к новым общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
Второй вопрос плана.
Учитель: В основной школе мы узнали о том, что киевский князь Владимир при выборе религии не сразу остановился на христианстве в форме православия. Он интересовался и католичеством и исламом и другими религиями. Почему же, в конце концов, он выбрал православие? Работая в группах, мы выполним три задания.
1. Выбирая между язычеством и мировой религией, выбрал мировую религию.
2. Выбирая между мировыми религиями, выбрал христианство.
3. Выбирая между ветвями христианства, выбрал православие.
Ученики объединяются в группы и выполняют задания, пользуясь различными источниками знаний.
Анализ таблицы, представленной учащимися из Интернета
Выводы:
1. Выбор мировой религии повышал авторитет Русского государства.
2. Христианство более близкая религия, чем ислам.
3. а) Православие исповедовалось в Византии, с которой у Руси были тесные дипломатические и торговые связи.
б) Православный обряд пришелся по душе князю Владимиру, как более красивый и впечатляющий.
Третий вопрос плана.
В 988 году, по официальной версии, начинается христианизация Руси, которая продолжалась длительный период.
Просмотрим фрагмент фильма «Владимир Первый», повествующий об этих событиях. Какие эпизоды фильма доказывают, что этот процесс был долгим и мучительным для значительной части общества?
Ученики после просмотра фрагмента фильма:
Киевлянам очень жаль повергнутого Перуна, они не хотят отказываться от веры предков.
Учитель: Несмотря на определенные препятствия, христианство принимается. Как же изменилась жизнь русского государства? Используя имеющиеся знания, материал учебника и сеть Интернет расскажите о значении принятия христианства на Руси.
Ученики разделяются на группы и выполняют задание.
Значение принятия христианства на Руси:
Международное: Вырос авторитет Русского государства. Русь поднялась в европейских отношениях на одну ступень с другими странами Европы.
Политическое: Вырос авторитет киевского князя. Укрепилась государственность.
Духовное: Быстрыми темпами стала развиваться христианская культура на Руси: появилась письменность, развивается архитектура, живопись.
Нравственное: Вместо жестоких языческих обычаев вводятся основы христианской морали.
Рефлексия:
Учитель: Вы посещаете наш храм Рождества Богородицы. Что из изученного на уроке нашло свое подтверждение в этом храме?
Ученики:
1. Наш храм, недавно реставрированный на деньги прихожан, подтверждает высокую приверженность верующих православной религии.
2. Наш храм – настоящее произведение искусства, где присутствует замечательная архитектура и живопись.
Домашнее задание: какие элементы язычества сохранились в нашем быту до сегодняшнего дня, с чем это связано.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.