Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме " Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме " Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
биология
11.01.2022
Технологическая карта урока биологии в 8 классе по теме " Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества"
Это первый урок по теме «Пищеварение». Именно на нем будут сформированы у учащихся знания о составе и роли пищи для организма человека, о питательных веществах и их значении; сформированы правильные ориентиры на выбор продуктов питания. На организацию процесса питания в целом. Данный урок направлен на воспитание у учащихся бережного, ответственного отношения к здоровью, уважительного отношения к мнению товарищей; выполнение правил личной гигиены, актуализацию значимости изучаемого материала, формирование навыков безопасного здоровье сберегающего поведения.
технологическая карта урока биологии 8 класс.doc

МКОУ Зайцевская СОШ

Учитель: Невдашева Е.А.

Технологическая карта урока биологии

Класс   8

Тема: «Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества»

Цель урока формирование целостно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся, способствующих  развитию представления  о питании.

Задачи урока:

образовательная:     сформировать у учащихся знания о составе и роли пищи для организма человека, знать о питательных веществах и их значении; сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом;

развивающая: развивать «здоровые привычки» в питании; способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы;  уметь сравнивать, классифицировать, выделять главное, работать с  демонстрационным мультимедийным материалом, развитие коммуникативных качеств.

        воспитательная:  воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью, уважительно относиться к мнению товарищей;  выполнять правила личной гигиены, актуализировать значимость изучаемого материала, формировать навыки безопасного здоровье сберегающего поведения.

Тип урока:

        Комбинированный

Методы:

       Проблемный, частично-поисковый

Формы организации работы учащихся:

       Эвристическая беседа, работа с текстом, практическая работа, самостоятельная работа

Средства обучения:

         дидактические материалы (тестовые задания, текстовая подборка), учебник,  компьютер, мультимедийный проектор, единая коллекция ЦО,  набор продуктов, содержащих ГМО.

Этапы урока

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учеников

Методический комментарий

I этап Мотивационно-целевой

Организационный момент

 

Приветствие:

«Здравствуйте, ребята!

Садитесь. Начнём наш урок с хорошим настроением».

Приветствуют учителя

 

Здоровьесберегающий фактор.

Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу.

Актуализация знаний

  Кто из нас не хочет оставаться здоровым, красивым и стройным? С древнейших времён люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели источник здоровья, силы, бодрости и красоты.

-         Поль Брэгг, американский деятель альтернативной медицины и движения за здоровое питание,говорил: « Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни - всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание - улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения».

 Поль Брэгг

Обсуждают,

находят ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся.

Формирование интереса к проблеме.

Ознакомление

Постановка личностно-значимого вопроса

 

Послушайте одну буддийскую притчу. Название ее «Два вола»: Один вол жаловался другому:

- Отчего это брат так получается, что мы с тобой по целым дням работаем, а хозяева  кормят нас только травой, да соломой, а вот поросенка, который никогда ничего не делает, они прямо-таки просто закармливают жирной рисовой кашкой  с шафраном и специями?!

- Не завидуй ты ему, - отвечал второй вол,- ибо наша пища хоть и не вкусна, зато проста и здорова, и дарует нам долголетие, в то время как поросенок, коего готовят к скорому пиршеству, поистине вкушает пищу смерти»

О чем хотели нам поведать буддийские мудрецы?

Сегодня наш урок называется «Пищевые продукты. Питательные вещества»

Осмысление задачи

 

Формулируют вопросы.

 

Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика

 

Выход на постановку  целей

Предлагает учащимся: Давайте сформулируем вопросы над которыми  мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке.

Что такое питательные вещества, какова их роль?

Формулируют вопросы.

 

Реализация принципа вариативности.

 

 

Выход на цель урока

Какова цель нашего урока?

Це  Цель нашего урока: сформировать понимание о питательных веществах, о значении для здоровья правильного питания и выбора продукт

Участвуют в определении общей цели урока.

 

II этап. Организационно-деятельностный.

Понимание

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

 

Каждый день мы  принимаете пищу.

Зачем мы это делаем?

Давайте посмотрим ролик о значении пищи,   и вы мне дадите полный ответ на этот вопрос.

(пища – источник энергии;

пища – источник строительного материала;

пища -  источник веществ, участвующих в обменных процессах организма)

Просмотр ролика  о значении пищи

на

http://school-collection.edu.ru

 

 

Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности (диалог)

 

Применение

Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия

 

 

 

 

Что должна содержать полезная пища?

- питательные вещества  (белки, жиры, углеводы)

Чтобы понимать, как надо питаться, важно знать в каких продуктах содержаться данные питательные вещества. Ролик, который поможет нам выполнить следующее задание.

Выполним задание. Необходимо расставить продукты питания в зависимости от преобладания в них углеводов, жиров или белков.

1.Просмотр ролика продукты содержащие белки,жиры, углеводы.

2.Расставить продукты в зависимости от преобладания в них белков,жиров, углеводов.

 

Отвечают на вопрос по типу ситуации затруднения, эвристическая беседа

 

 

Учащиеся работают с интерактивной доской

 

Релаксация

Физкультминутка для глаз.

Разговоры о пище «посетили» продолговатый мозг, где находится центр слюно- и сокоотделения.  Чтобы пощадить наши желудки и немного отдохнуть закройте глаза и расслабьтесь. Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за её полётом. Вот она подлетела к двери, взмахнула вверх, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите её взглядом вдаль и откройте глаза.

 

 

Анализ

Организация практической работы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

Одна из важнейших проблем современности – повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последние годы всё чаще их получают используя генетически модифицированные организмы: бактерии, растения и животные.

Возникает вопрос: безопасны ли продукты питания, полученные на основе генетически модифицированных источников?

В последние годы стали известны результаты некоторых исследований, которые свидетельствуют о том, что ГМО продукты и пищевые добавки отрицательно влияют на живые организмы. А все ли?

Сейчас мы проведём практическую работу по исследованию пищевых продуктов, то есть экологическую экспертизу. Вы в роли экспертов.

У  вас на столах лежат продукты питания, вы должны узнать, насколько они безопасны или опасны для здоровья.

С  таблиц со значением различных добавок “ Е”, выписать Е добавки, которые входят в ваши продукты, об  опасности или безопасности по маркировке товара.

Учащиеся выполняют эксперимент

Оформляют результат работы

 

Умение анализировать, обсуждать, развитие умения работать в парах

 

 

 

 

 

Промежуточная рефлексия

 

Вывод: Необходимо применять экологические знания при выборе продуктов питания

Учащиеся делают выводы о  качестве

продукта

Развитие коммуникативных навыков

Организация мыслительной деятельности учащихся

Итак, нам понятно, что здоровье человека зависит во многом от того, чем и как он питается. При правильном питании человек получает все необходимые для организма вещества. Мы уже говорили, что в состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения. Но здесь нет витаминов, почему? 

Но употребляя овощи и фрукты в пищу, необходимо знать, что некоторые их части не стоит есть из-за скопления в них вредных веществ поступивших туда из почвы, например нитратов.

Определите, какие части лучше не употреблять в пищу?

1) у капусты -кочерыжку;
2) у свёклы – основание у ботвы;
3) у моркови – сердцевину и  ботву;
4) у яблок – кожура.

Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить своё здоровье, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение

За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады

Учащиеся рассуждают, дают ответы на вопросы

Умение анализировать, обсуждать, делать выводы

 

 

 

 

Синтез

Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

 

Существует множество вариантов меню, рассчитанные на определённый возраст, состояние здоровья, вид деятельности человека. Я вам предлагаю взглянуть на один из вариантов пирамиды питания.

 Соотнесите установленные факты и сделайте вывод что такое рациональное питание.

Первый этаж – зерновые.

НО: Поскольку хлеб и выпечка высококалорийны,  сведите их потребление к минимуму. Для вашего здоровья будет полезнее съесть кашу из цельного зерна.

Второй этаж фрукты и овощи.  Обследование 80 тысяч человек, показало что у людей, потреблявших более восьми порций фруктов и овощей в день, риск возникновения сердечных заболеваний был ниже, чем у съедавших три или меньше порций, каждая дополнительная порция фруктов или овощей снижает риск возникновения сердечных заболеваний на 4%. Особенно преуспевают в этом зеленые листовые овощи и витамин С, содержащийся во многих видах плодов.

Третий этаж: продукты животного происхождения

Такая пища обеспечивает организм важными питательными веществами, в первую очередь белком, кальцием, железом и цинком

молочные продукты

*      Молоко, йогурты и сыры занимают третий уровень пирамиды, соседствуя с мясом, птицей, рыбой, бобовыми, яйцами и орехами, молочные продукты являются хорошим источником белков. Кроме того, в них много кальция и витаминов А и D – отличная добавка к вашему рациону

Четвертый этаж: жиры, масла, сладости

На вершине Пирамиды Здорового Питания – жиры, сахар и сладости.Как мало им отводится места! 
Столь же невелика должна быть их доля в здоровом рационе. Действительно, излишнее потребление жиров грозит повышением уровня 
холестерина в крови и развитием множества грозных заболеваний, среди которых инфаркт и инсульт.

Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес.

Приучите себя и близких употреблять эти продукты как можно реже.

Большинство из них, будучи высококалорийными, не поставляют организму никаких питательных веществ, кроме сахара, жира и калорий

Рациональное питание  -  это питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, высокий уровень работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, максимальную продолжительность активной жизни

Работа с пирамидой здоровья

 

Ученики проводят коррекцию знаний

Первичное закрепление и промежуточная рефлексия

Ответы на вопросыИтак, ребята,  жизнь без пищи не возможна.  Именно пища является одним из связующих звеньев организма с природой. Организм, пища и среда образуют единое целое.

- Когда рождается ребенок, он не умеет ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать. Но он умеет есть.

 

- Да, человеку необходима пища!

- Потому что пища – строитель!

- Потому что пища помогает расти,

- Пища – источник энергии.

- Пища поддерживает тепло в организме.

- Пища необходима, чтобы быть

- Все:  здоровым!

Учащиеся отвечают на оформляют результаты работы

Развитие общеучебных навыков

Гигиена питания

Старинная индийская притча "Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет."

Советы правильного питания

-  Перед тем, как сесть за стол, ты должен помнить :

1.Воздерживайся от  …жирной пищи (хором).

2. Остерегайся очень…острого и соленого(хором).

3. Сладостей тысяча…а здоровье одно(хором).

4. Овощи и фрукты -…полезные продукты (хором).

5. Кто долго жует…тот дольше живет (хором).

6.Питайся разнообразной пищей.
Для нормальной работы пищеварительной системы важно соблюдать режим питания.

Сколько раз лучше принимать пищу?  4 раза.

При этом завтрак – 25%
Обед – 40%
Полдник – 15%
Ужин – 20 %

Ужинать надо не позднее чем за 2 часа до сна. Длительные промежутки между едой приводят к заболеванию желудка. Перед едой необходимо тщательно мыть руки с мылом, есть нужно аккуратно, тщательно пережёвывать пищу.

Пословицы и изречения о еде и гигиене питания:

Ходи – не шатайся, говори – не заикайся, ешь – не объедайся.

Свою болезнь ищи на дне тарелки.

Кто умерен в еде, тот врач себе

"Кто долго жует, тот долго живет",

«Зелень на столе - здоровье на 100 лет»

"Недосол на столе, пересол на спине",

"Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты." (А.С. Пушкин)

"Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться".

«Ты лучше голодай чем что попало есть»

 

 

 

 

Учащиеся заканчивают каждый совет хором

Развитие умений работать коллективно; межпредметные связи.

III этап. Рефлексивно-оценочный

 

Оценка

Рефлексия деятельности

Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили?

Какова  роль пищи для организма человека?

Что такое питательные вещества?

Что такое рациональное питание?

Вывод: сегодня наш вывод перекликается с венецианцем Луиджи Корнадо, жившего в XIV веке: «Природа учит нас жить, довольствуясь малым, соблюдать меру… и есть только то, что необходимо для существования, потому что излишек полезен только болезни… и если приносит минутное удовольствие вкусу человека, то скоро причинит его телу непоправимый вред»

Проводят рефлексию своей деятельности

Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе?

Домашнее задание

  • Обсудить с родителями собственную проблему в организации питания (если есть) и в составлении меню.

Записывают домашнее задание.

Развитие общеучебных навыков

 

Подведение итогов урока, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению

 


Скачано с www.znanio.ru

МКОУ Зайцевская СОШ Учитель:

МКОУ Зайцевская СОШ Учитель:

Этапы урокаДеятельность учителяПредполагаемая деятельность учениковМетодический комментарий

Этапы урокаДеятельность учителяПредполагаемая деятельность учениковМетодический комментарий

Не завидуй ты ему, - отвечал второй вол,- ибо наша пища хоть и не вкусна, зато проста и здорова, и дарует нам долголетие, в то…

Не завидуй ты ему, - отвечал второй вол,- ибо наша пища хоть и не вкусна, зато проста и здорова, и дарует нам долголетие, в то…

Что должна содержать полезная пища? - питательные вещества (белки, жиры, углеводы)

Что должна содержать полезная пища? - питательные вещества (белки, жиры, углеводы)

С таблиц со значением различных добавок “

С таблиц со значением различных добавок “

Синтез Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Синтез Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний

Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение , мигрень и кариес

Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение , мигрень и кариес

Перед тем, как сесть за стол, ты должен помнить : 1

Перед тем, как сесть за стол, ты должен помнить : 1

Гигиена питания Старинная индийская притча "Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть

Гигиена питания Старинная индийская притча "Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2022