МКОУ Зайцевская СОШ
Учитель: Невдашева Е.А.
Технологическая карта урока биологии
Класс 8
Тема: «Значение питания. Пищевые продукты. Питательные вещества»
Цель урока формирование целостно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных компетенций обучающихся, способствующих развитию представления о питании.
Задачи урока:
образовательная: сформировать у учащихся знания о составе и роли пищи для организма человека, знать о питательных веществах и их значении; сформировать правильные ориентиры на выбор продуктов питания, на организацию процесса питания в целом;
развивающая: развивать «здоровые привычки» в питании; способствовать развитию умений и навыков групповой и индивидуальной работы; уметь сравнивать, классифицировать, выделять главное, работать с демонстрационным мультимедийным материалом, развитие коммуникативных качеств.
воспитательная: воспитывать у учащихся бережное, ответственное отношение к здоровью, уважительно относиться к мнению товарищей; выполнять правила личной гигиены, актуализировать значимость изучаемого материала, формировать навыки безопасного здоровье сберегающего поведения.
Тип урока:
Комбинированный
Методы:
Проблемный, частично-поисковый
Формы организации работы учащихся:
Эвристическая беседа, работа с текстом, практическая работа, самостоятельная работа
Средства обучения:
дидактические материалы (тестовые задания, текстовая подборка), учебник, компьютер, мультимедийный проектор, единая коллекция ЦО, набор продуктов, содержащих ГМО.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учеников |
Методический комментарий |
|||
I этап Мотивационно-целевой |
||||||
Организационный момент
|
Приветствие: «Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём наш урок с хорошим настроением». |
Приветствуют учителя
|
Здоровьесберегающий фактор. Снять психологическое напряжение, создать благоприятную психологическую атмосферу, настроить на совместную работу. |
|||
Актуализация знаний |
Кто из нас не хочет оставаться здоровым, красивым и стройным? С древнейших времён люди поняли огромное значение пищи в жизни человека. В правильном питании видели источник здоровья, силы, бодрости и красоты. - Поль Брэгг, американский деятель альтернативной медицины и движения за здоровое питание,говорил: « Наша жизнь зависит от пищи, наш вес, рост, красота, уродство, ум, нравственность, мировоззрение, восстановление и сохранение тканей. Наши жизненные силы, достижения и неудачи, наши болезни - всё это результат нашего питания. Мы то, что мы едим. Правильное питание - улучшает умственные способности, развивает память, облегчает процесс обучения». Поль Брэгг |
Обсуждают, находят ответ
|
Создание проблемной ситуации, лежащей в зоне ближайшего развития учащихся. Формирование интереса к проблеме. |
|||
Ознакомление Постановка личностно-значимого вопроса
|
Послушайте одну буддийскую притчу. Название ее «Два вола»: Один вол жаловался другому: - Отчего это брат так получается, что мы с тобой по целым дням работаем, а хозяева кормят нас только травой, да соломой, а вот поросенка, который никогда ничего не делает, они прямо-таки просто закармливают жирной рисовой кашкой с шафраном и специями?! - Не завидуй ты ему, - отвечал второй вол,- ибо наша пища хоть и не вкусна, зато проста и здорова, и дарует нам долголетие, в то время как поросенок, коего готовят к скорому пиршеству, поистине вкушает пищу смерти» О чем хотели нам поведать буддийские мудрецы? Сегодня наш урок называется «Пищевые продукты. Питательные вещества» |
Осмысление задачи
Формулируют вопросы.
|
Личная заинтересованность каждого, значимость мнения каждого ученика
|
|||
Выход на постановку целей |
Предлагает учащимся: Давайте сформулируем вопросы над которыми мы будем работать на нашем сегодняшнем уроке. Что такое питательные вещества, какова их роль? |
Формулируют вопросы.
|
Реализация принципа вариативности.
|
|||
Выход на цель урока |
Какова цель нашего урока? Це Цель нашего урока: сформировать понимание о питательных веществах, о значении для здоровья правильного питания и выбора продукт |
Участвуют в определении общей цели урока. |
|
|||
II этап. Организационно-деятельностный. |
||||||
Понимание Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний
|
Каждый день мы принимаете пищу. Зачем мы это делаем? Давайте посмотрим ролик о значении пищи, и вы мне дадите полный ответ на этот вопрос. (пища – источник энергии; пища – источник строительного материала; пища - источник веществ, участвующих в обменных процессах организма) |
Просмотр ролика о значении пищи на http://school-collection.edu.ru
|
Развитие общеучебных навыков, коммуникативных качеств. Реализация принципа субъективности (диалог)
|
|||
Применение Первичное закрепление во внешней речи и промежуточная рефлексия
|
Что должна содержать полезная пища? - питательные вещества (белки, жиры, углеводы) Чтобы понимать, как надо питаться, важно знать в каких продуктах содержаться данные питательные вещества. Ролик, который поможет нам выполнить следующее задание. Выполним задание. Необходимо расставить продукты питания в зависимости от преобладания в них углеводов, жиров или белков. |
1.Просмотр ролика продукты содержащие белки,жиры, углеводы. 2.Расставить продукты в зависимости от преобладания в них белков,жиров, углеводов. |
Отвечают на вопрос по типу ситуации затруднения, эвристическая беседа
Учащиеся работают с интерактивной доской
|
|||
Релаксация |
Физкультминутка для глаз. Разговоры о пище «посетили» продолговатый мозг, где находится центр слюно- и сокоотделения. Чтобы пощадить наши желудки и немного отдохнуть закройте глаза и расслабьтесь. Вот через открытую форточку к нам залетела бабочка. Проследите глазами за её полётом. Вот она подлетела к двери, взмахнула вверх, опустилась вниз, на секунду приземлилась к вам на нос и вернулась к окну. Проводите её взглядом вдаль и откройте глаза. |
|
|
|||
Анализ Организация практической работы учащихся
|
Одна из важнейших проблем современности – повышение качества и увеличение количества продуктов питания. В последние годы всё чаще их получают используя генетически модифицированные организмы: бактерии, растения и животные. Возникает вопрос: безопасны ли продукты питания, полученные на основе генетически модифицированных источников? В последние годы стали известны результаты некоторых исследований, которые свидетельствуют о том, что ГМО продукты и пищевые добавки отрицательно влияют на живые организмы. А все ли? Сейчас мы проведём практическую работу по исследованию пищевых продуктов, то есть экологическую экспертизу. Вы в роли экспертов. У вас на столах лежат продукты питания, вы должны узнать, насколько они безопасны или опасны для здоровья. С таблиц со значением различных добавок “ Е”, выписать Е добавки, которые входят в ваши продукты, об опасности или безопасности по маркировке товара. |
Учащиеся выполняют эксперимент Оформляют результат работы
|
Умение анализировать, обсуждать, развитие умения работать в парах
|
|||
Промежуточная рефлексия
|
Вывод: Необходимо применять экологические знания при выборе продуктов питания |
Учащиеся делают выводы о качестве продукта |
Развитие коммуникативных навыков |
|||
Организация мыслительной деятельности учащихся |
Итак, нам понятно, что здоровье человека зависит во многом от того, чем и как он питается. При правильном питании человек получает все необходимые для организма вещества. Мы уже говорили, что в состав пищи должны входить продукты растительного и животного происхождения. Но здесь нет витаминов, почему? Но употребляя овощи и фрукты в пищу, необходимо знать, что некоторые их части не стоит есть из-за скопления в них вредных веществ поступивших туда из почвы, например нитратов. Определите, какие части лучше не употреблять в пищу? 1) у капусты -кочерыжку; Для нормальной жизнедеятельности организму требуется более 600 питательных компонентов. С помощью правильного питания можно сохранить или восстановить своё здоровье, увеличить продолжительность жизни, улучшить фигуру, на долгие годы сохранить бодрость и хорошее настроение За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады |
Учащиеся рассуждают, дают ответы на вопросы |
Умение анализировать, обсуждать, делать выводы |
|||
Синтез Организация самостоятельной деятельности учащихся по приобретению новых знаний
|
Существует множество вариантов меню, рассчитанные на определённый возраст, состояние здоровья, вид деятельности человека. Я вам предлагаю взглянуть на один из вариантов пирамиды питания. Соотнесите установленные факты и сделайте вывод что такое рациональное питание. Первый этаж – зерновые. НО: Поскольку хлеб и выпечка высококалорийны, сведите их потребление к минимуму. Для вашего здоровья будет полезнее съесть кашу из цельного зерна. Второй этаж – фрукты и овощи. Обследование 80 тысяч человек, показало что у людей, потреблявших более восьми порций фруктов и овощей в день, риск возникновения сердечных заболеваний был ниже, чем у съедавших три или меньше порций, каждая дополнительная порция фруктов или овощей снижает риск возникновения сердечных заболеваний на 4%. Особенно преуспевают в этом зеленые листовые овощи и витамин С, содержащийся во многих видах плодов. Третий этаж: продукты животного происхождения Такая пища обеспечивает организм важными питательными веществами, в первую очередь белком, кальцием, железом и цинком молочные продукты Молоко, йогурты и сыры занимают третий уровень пирамиды, соседствуя с мясом, птицей, рыбой, бобовыми, яйцами и орехами, молочные продукты являются хорошим источником белков. Кроме того, в них много кальция и витаминов А и D – отличная добавка к вашему рациону Четвертый этаж: жиры, масла, сладости На вершине Пирамиды Здорового Питания – жиры, сахар и
сладости.Как мало им отводится места! Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Приучите себя и близких употреблять эти продукты как можно реже. Большинство из них, будучи высококалорийными, не поставляют организму никаких питательных веществ, кроме сахара, жира и калорий Рациональное питание - это питание, которое обеспечивает нормальную жизнедеятельность организма, высокий уровень работоспособности и сопротивляемости воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, максимальную продолжительность активной жизни |
Работа с пирамидой здоровья
|
Ученики проводят коррекцию знаний |
|||
Первичное закрепление и промежуточная рефлексия |
Ответы на вопросыИтак, ребята, жизнь без пищи не возможна. Именно пища является одним из связующих звеньев организма с природой. Организм, пища и среда образуют единое целое. - Когда рождается ребенок, он не умеет ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать. Но он умеет есть.
- Да, человеку необходима пища! - Потому что пища – строитель! - Потому что пища помогает расти, - Пища – источник энергии. - Пища поддерживает тепло в организме. - Пища необходима, чтобы быть - Все: здоровым! |
Учащиеся отвечают на оформляют результаты работы |
Развитие общеучебных навыков |
|||
Гигиена питания |
Старинная индийская притча "Бог при рождении каждого человека отмеряет ему то количество пищи, которое он должен съесть. Тот, кто сделает это слишком быстро, быстрее умрет." Советы правильного питания - Перед тем, как сесть за стол, ты должен помнить : 1.Воздерживайся от …жирной пищи (хором). 2. Остерегайся очень…острого и соленого(хором). 3. Сладостей тысяча…а здоровье одно(хором). 4. Овощи и фрукты -…полезные продукты (хором). 5. Кто долго жует…тот дольше живет (хором). 6.Питайся разнообразной пищей. Сколько раз лучше принимать пищу? 4 раза. При этом завтрак – 25% Ужинать надо не позднее чем за 2 часа до сна. Длительные промежутки между едой приводят к заболеванию желудка. Перед едой необходимо тщательно мыть руки с мылом, есть нужно аккуратно, тщательно пережёвывать пищу. Пословицы и изречения о еде и гигиене питания: Ходи – не шатайся, говори – не заикайся, ешь – не объедайся. Свою болезнь ищи на дне тарелки. Кто умерен в еде, тот врач себе "Кто долго жует, тот долго живет", «Зелень на столе - здоровье на 100 лет» "Недосол на столе, пересол на спине", "Скажи мне, что ты ешь и я скажу тебе, кто ты." (А.С. Пушкин) "Лучше семь раз поесть, чем один раз наесться". «Ты лучше голодай чем что попало есть» |
Учащиеся заканчивают каждый совет хором |
Развитие умений работать коллективно; межпредметные связи. |
|||
III этап. Рефлексивно-оценочный |
||||||
Оценка Рефлексия деятельности |
Вернемся к началу урока. На все ли вопросы мы ответили? Какова роль пищи для организма человека? Что такое питательные вещества? Что такое рациональное питание? Вывод: сегодня наш вывод перекликается с венецианцем Луиджи Корнадо, жившего в XIV веке: «Природа учит нас жить, довольствуясь малым, соблюдать меру… и есть только то, что необходимо для существования, потому что излишек полезен только болезни… и если приносит минутное удовольствие вкусу человека, то скоро причинит его телу непоправимый вред» |
Проводят рефлексию своей деятельности |
Реализация деятельностного подхода: Как использовать полученные знания в жизни? Какие проблемы возникли во время работы в группе? |
|||
Домашнее задание |
|
Записывают домашнее задание. |
Развитие общеучебных навыков |
|||
Подведение итогов урока, определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.