Открытый урок по математике в 6 классе на тему «Действия с десятичными дробями»
Дата: 9 апреля 2022 г.
Учитель: Кандалова В. И.
Цели урока:
Образовательные: Обобщить и углубить знания учащихся по теме «десятичные дроби», способствовать закреплению ЗУН и навыков сравнения, сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.
Развивающие: Развивать любознательность, расширить кругозор учащихся, развивать внимание, память и сообразительность, трудолюбие и самостоятельность в решении заданий, логическое мышление.
Воспитательные: Воспитывать уважение друг к другу, уверенность к себе; способствовать выработке у учащихся желания и потребности в изучении математики.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
Дидактический материал: листы для индивидуальной работы учащихся
План урока:
1.Вступительное слово
2.Актуализация опорных знаний
3.Устный счет
4.Из истории десятичных дробей
5.Физминутка
6. «Кто быстрее»
7.Тест
8.Решение задач
9.Подведение итогов урока, выставление оценок
10.Рефлексия
11.Домашнее задание
Ход урока:
1.Подготовительный этап
Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами проведем обобщающий урок по теме. Посмотрите на доску.
2,5 6,85 0,025
9,402 0,0001 12,05.
Прочитайте эти числа. Как они называются? (Десятичные дроби). Какие арифметические действия мы умеем с ними выполнять? (сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение) молодцы! Так чем же сегодня на уроке мы с вами будем заниматься? Правильно на сегодняшнем уроке мы с вами продолжим выполнять действия с десятичными дробями и совершим путешествие в страну «Десятичные дроби». Эпиграфом нашего сегодняшнего урока станут слова летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова «Полет – это математика»
2. Актуализация опорных знаний
А начнем мы наш полет с повторения теоретического материала. На столах перед вами лежат слова, из которых вам необходимо составить правило. Для подготовки у вас есть 1 минута.
А) Чтобы сложить десятичные дроби или из одной десятичной дроби вычесть другую, надо:
1)уравнять в десятичных дробях число знаков после запятой;
2)записать их в столбик так, чтобы запятая оказалась под запятой;
3)Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
4)поставить в полученном значении суммы (разности) запятую под запятой.
Б)Для умножения десятичной дроби на натуральное число надо:
1)умножить десятичную дробь на это число, не обращая внимания на запятую;
2)в полученном значении произведения отделить запятой справа столько цифр, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
В)Чтобы умножить десятичные дроби нужно:
1)перемножить дроби как натуральные числа, не обращая внимания на запятые;
2)в полученном значении произведения отделить запятой справа столько цифр, сколько их в обоих множителях вместе.
Г)Для того чтобы десятичную дробь на натуральное число, надо:
1)разделить целую часть десятичной дроби на натуральное число и поставить запятую в значении частного, когда закончится деление целой части;
2)продолжить деление, не обращая внимания на запятую, при необходимости приписывая нули справа, после запятой в делимом.
Д)Чтобы разделить десятичные дроби, надо:
1)перенести в делимом и в делителе запятые вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе; если в делимом цифр для переноса запятой не хватает, то к нему можно приписать нули справа после запятой;
2)выполнить деление десятичной дроби на натуральное число.
Читают свои правила и оценивают правильность составления (если правильно, то ставят 1 балл)
3.Устный счет
Ребята, а теперь я попрошу вас обратить внимание на слайд. Перед вами 10 примеров, но есть одно затруднение – в заданиях не расставлены знаки и для того, чтобы нам отправиться дальше – необходимо это исправить. Сейчас быстренько решаем примеры, отвечаем, поднимая руку.
• 7,8-3,4=4,4 8,1*1,1=8,91
• 0,65+0,3=0,95 0,45:5=0,09
• 0,9:2=0,45 34-0,5=33,5
• 5,6+4,2=9,8 55+0,001=55,001
• 3,4-0,01=33,99 44,2*0,2=8,84
Молодцы, справились с заданием. Кто смог правильно ответить, ставим «+» напротив примера.
4.Из истории десятичных дробей
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Действия с десятичными дробями»
Ребята, вы знаете, что с давних времен многие ученые занимались изучением математики с различных сторон. Создавались новые теории, свершались великие открытия. Сейчас я предлагаю вам поработать следующим образом: у каждого из вас на листочке есть высказывания о математике, вам необходимо решить примеры и определить автора того или иного высказывания. Решение записывайте в тетрадях, правильный ответ на листочке. (6 минут для работы)
1:
Галилео Галилей:
«Великая книга природы написана математическими символами»
456,32:32=14,26
2:
Р. Декарт:
«Мало иметь хороший ум, главное — хорошо его применять».
85,6*2,6=222,56
3:
И. Лобачевский:
«Математика — это язык, на котором говорят все точные науки»
0,405+1,265=1,67
4:
К. Ф. Гаусс
"Математика - царица наук, арифметика - царица математики"
120,5*90=10845
Закончили выполнение задания, теперь обменяйтесь листочками с соседом по парте. На слайде верное решение, если ответ правильный, то поставьте «+» напротив верного ответа.
Ребята, мы уже не первый урок работаем с десятичными дробями. А кто из вас помнит как звали математика, который ввел в европейскую математику термин «Десятичные дроби»? Узнать это мы сможем с помощью эстафеты. 1 вариант должен отгадать имя, 2 вариант назовет нам фамилию. (Дети выходят по одному к доске решают примеры, выбирают букву, соответствующую ответу и составляют фамилию и имя).
1 вариант 2 вариант
а)13,6*4= 54,4 а)6,8*8=54,4
б)24,6:3= 8,2 б)16,4:2=8,2
в)34,5+48,1=82,6 в)63,7+35,9=99,6
г)574,8-325,48=249,32 г)676,4-294,35=382,05
д)14,9*2,5=37,25 д)1,375*8=11
е)394,95-118,49= 276,46 е)948,34-634,21= 314,13
5.Физминутка (Презентация)
6. «Кто быстрее?»
Учитель: Следующим этапом нашего путешествия будет задание на скорость. У нас на доске сейчас откроется таблица чисел. На ней вразброс записаны десятичные дроби. Ваше задание будет таким: как можно быстрее найти дробь, подходящую по условию. Это задание не адресовано какому-то ряду конкретно, поэтому искать будут все. Кто находит дробь, поднимает руку и читает ее, говоря, в каком ряду и в каком столбике она находится, У остальных будет время исправиться, вдруг кто-то еще найдет дробь, удовлетворяющую условию. Вывешивается или открывается таблица.
2,4 |
1.72 |
3.3 |
0,9 |
1,24 |
2,3 |
4 |
2.7 |
2,06 |
2,69 |
3 |
1,92 |
0,5 |
2,04 |
0,08 |
4,71 |
2,46 |
4,6 |
2,8 |
1,2 |
1,51 |
4,4 |
1,36 |
1,99 |
3,16 |
1 |
4,12 |
1,4 |
4,21 |
2,44 |
3,1 |
3,41 |
0,71 |
3.5 |
4,73 |
0,32 |
3,7 |
2,93 |
2,91 |
3,03 |
2 |
0,7 |
5 |
3,6 |
1,02 |
2.1 |
3,8 |
4,91 |
2,14 |
4,89 |
Даются поочередно условия. Найти:
–
дробь, больше 2,5, но меньше 3;
– самую маленькую дробь, находящуюся в промежутке от 2 до 3;
– самую большую дробь в промежутке от 1 до 2;
– дробь, в которой одна цифра повторяется несколько раз.
Надо учесть, что первое и четвертое задания имеют несколько ответов, это обязательно надо обыграть. За эти задания можно поставить больше баллов. Второе и третье задания имеют только один ответ. Но он может быть не найден. Может быть, будет предложен ответ, удовлетворяющий условиям, но неточный, и перебить его никто не сможет. Балл заносится в копилку тем, чей результат остается последним. В заключение подсчитываются баллы.
7.Тестирование (2 варианта, 5 вопросов)
1 вариант 2 вариант
1) 7,9+12,51*2= 1)4,8+15,51*2=
А)32,92 В)204,1 А) 35,82 В)203,1
С) 24,1 Д)20,1 С)23,1 Д)20,1
2) 5,08*7,5= 2) 13,44:42=0,32
А) 381 В)38,1 А)32 В)0,32
С) 0,381 Д)35,1 С) 321 Д)3,2
3)12*6,5-23,4= 3)13*5,1-24,94=
А)0,54 В) 456 А)413 В)413,6
С)546 Д)54,6 С)0,41 Д)41,36
4)4,37:19+8,78= 4)19,68:41+28,2=
А)90,1 В)0,9 А)28 В)286,2
С)9,01 Д)9,1 С)28,68 Д)0,286
5.20,93:91+21,66:38= 5.282,9:123+54,15:57=
А)0,8 В)8 А)1,18 В)118
С)8,1 Д)80 С)0,11 Д)11,8
Закончили работу, обменялись работами с соседом по парте, на слайде ключи ответа, отметьте «+» все правильные ответы.
7. Решение задач
Сейчас обратите внимание на свои листы с заданиями, перед вами задача. Внимательно ее прочтите, решение записываем в тетрадь, полученный ответ записываем в лист ответов.
1 вариант
Найдите площадь леса, если он имеет форму прямоугольника с длиной 18,4 км, а шириной на 8,9 км меньше. (Ответ: 174,8)
2 вариант
Найдите площадь комнаты прямоугольной формы с шириной 5,4 м, а с длиной на 3,9 м больше. (Ответ: 50,22)
А сейчас внимание, правильный ответ перед вами на слайде, пожалуйста, поднимите руки, у кого решение верно. Молодцы! (В случае, если многие не справились, провести подробный анализ решения задачи)
8.Подведение итогов урока, выставление оценок
А сейчас, для того, чтобы выставить оценки вам необходимо подсчитать количество «+» в своих листочках.
14 - 16 «5»
10 – 13 «4»
7 – 9 «3»
0 – 6 «2»
9.Рефлексия
На ваших листах есть табличка со смайликами, поставьте «+» в том столбце, который соответствует вашему настроению по завершению урока.
10. Домашнее задание с 252, № 863 (1)
Спасибо за урок! До свидания!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.