Технологическая карта урока "Фразеологизмы" 2 класс УМК "Школа 21 века"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока "Фразеологизмы" 2 класс УМК "Школа 21 века"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
18.03.2020
Технологическая карта урока "Фразеологизмы" 2 класс УМК "Школа 21 века"
Технологическая карта урока "Фразеологизмы" 2 класс УМК "Школа 21 века"
фразеологизмы.docx

 

Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

Предмет

Русский язык,  2 класс

Образовательная программа

«Начальная школа XXI века»

 

Тип урока

Урок открытия нового   знания

Технология построения урока

Проблемно-диалогическая

Тема

Фразеологизмы

Дидактическая цель

-знать и отличать    фразеологизмы от других сочетаний слов;

-объяснять значения  устойчивых сочетаний - фразеологизмов;

-наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами;

- сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов;

- находить значение фразеологизмов в словаре;

- правильно употреблять в речи фразеологизмы.

Основные термины, понятия

Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов, значение, словосочетание.

Краткое описание работы  

   Первый урок при изучении   темы «Фразеологизмы», задачами  которого служат:  знакомство  учащихся  с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами, умение  находить их в речи и правильно употреблять.  

Планируемые результаты

Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; определять общие для всех правила поведения; проявлять позитивное отношение к процессу письма;

Регулятивные УУД: готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке.

 Познавательные УУД: использовать приобретённые знания при объяснении значения      фразеологизмов.

 Коммуникативные УУД: формулировать собственное высказывание, мнение.

Ресурсы

Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. -  М.: Вентана-Граф, 2012.,  Презентация Microsoft RowerPoint; раздаточный материал:  карточки с учебными заданиями.

Организация пространства

Формы работы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые умения

I.Мотивацион

ный этап.

 -Ребята послушайте высказывание великого философа Ж.Руссо:

«Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…»                                                                                                                           

-Есть ли у вас желание стать умнее, добывая новые знания?

Приветствие учителя.

 

Проверка готовности к уроку.

 

  

Личностные:  эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу;    любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения.

Регулятивные:  концентрация воли для преодоления затруднений.

Коммуникативные : оформление своих мыслей в устной форме.

 

II. Актуализация  опорных знаний и умений.

 

 - Я желаю вам сегодня работать, засучив рукава, а не спустя рукава.
- Как вы понимаете эти выражения?
Засучив рукава.тезавернув рукава кверхучтобы было удобно ра-ботать. Это выражение возникло еще в Древней Руси, верхняя одежда тогдашилась с длинными рукавамикоторые иногда доходили до коленРаботать со спущенными рукавами было неудобно,  поэтому их засучивали.                                                              

-Спустя рукава?

- Следующее мое пожелание: не трещать на уроке как сорока. Что это значит?

- Не считать ворон на уроке!

- В каком значении употреблены были эти выражения – прямом или переносном?

- В речи мы употребляем подобные слова,  даже не замечая этого. Скажите, а какие выражения в переносном смысле вы и ваши родители употребляют дома?

 

 

 

 -Усердно, старательно, не жалея сил.

 



-Работать плохо, не стараться.

 

-Говорить громкобыстро и

 без умолку.

- Проявлять невнимательность, бездельничать, отвлекаться.

- В переносном.

 

 

 

 Предметные:

- уметь  определять слова в переносном значении;

-  объяснять лексическое значение слов;

Метапредметные (УУД):

Познавательные:

- выполнять анализ; обобщение;

Регулятивные:

- строить речевое высказывание;

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

 

III. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы, цели, задач урока.

 

 

 

Прочитайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти».  

«Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро, ты и оглянуться не успеешь.

Светлана стала как-то странно вертеться:

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»

 

-Почему Светлана не увидела лета?

-Что имела в виду мама Светы?

-Почему девочка не поняла маму?

-А вы слышали когда - нибудь такое выражение?

-Как вы думаете, что оно обозначает?

-А можно ли заменить его одним словом? Каким?  

 

 - Мы знаем, что в русском языке есть  слова –   антонимы, омонимы, синонимы.

-Вспомните, что такое синонимы, антонимы, омонимы.

-Можно ли отнести   сочетания «оглянуться не успеешь», «засучив рукава», «спустя рукава», «считать ворон»   к антонимам? Синонимам? Омонимам?

 - С какой проблемой столкнулись?

 

- Разгадайте слово-анаграмму и узнаете название: ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ  (Фразеологизмы)

 

-  Определите  тему нашего урока?
   Тема урока: Фразеологизмы.

- Какие  задачи  поставим перед собой?  

1.Узнать, что такое фразеологизмы.

2.Объяснять значение фразеологизмов.

3.Составлять предложения с фразеологизмами.

 

 

 

 

Читают текст

 

 

 

 

 

 

-Потому что поняла дословно, в прямом смысле.

-Оглянуться, значит посмотреть назад?

 

-Оглянуться не успеешь – быстро.

 

Вспоминают определения синонимов, антонимов, омонимов –определяют, что данные сочетания слов к ним не относятся.

 

-Мы не знаем   как называются эти сочетания. 

 

 

 

Формулируют тему и задачи урока

 

 

 

 

 

Предметные:

-объяснять значение слова и устойчивого сочетания слов;

-знать понятия   антонимы, омонимы, синонимы.
Метапредметные (УУД):

Познавательные:-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Регулятивные:

-высказывать свое предположение;

-осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные:

-формулировать собственное высказывание, мнение;

- точно и полно выражать свои мысли.

 

IV.

Открытие нового знания.

 

 

1.Понятие «фразеологизм».

 

-Где мы можем найти  ответ   на  вопрос,  что  такое фразеологизмы, чтоб решить первую учебную задачу?

 

Работа с   рубрикой «Тайны языка», с.103.

-Прочитайте информацию.

В русском языке есть устойчивые

(постоянные) сочетания слов, которые

называют фразеологизмами.

-Что значит постоянные  сочетания слов?

 

- Фразис в переводе с древнегреческого  языка значит «выражение»; логос - «слово, понятие».

 - Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.

 

 

-Посмотреть в учебнике в рубрике «Тайны языка» или обратиться в Интернет.

 

 

Работают с учебником.

Читают правило.

 

 

 

-«Постоянные, устойчивые»- значит, не меняются в них слова.

 

 

Личностные:-любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения;

  Познавательные:

-выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

-фиксировать необходимую информацию.

Коммуникативные:инициативное содружество в поиске и выборе информации.

Предметные:

-знакомство с понятием  «фразеологизм».

 

2.  Значение, происхождение  фразеологизмов, употребление в речи.

с. 103, Упр.№1

Объясните значение каждого фразеологизма одним словом.

Зарубить на носу; только пятки засверкали;

как снег на голову.

Предложения помогут определить их значения.

Запомни: обязательно мой перед едой руки.

Коля испугался и побежал очень быстро.

Бабушка обрадовалась моему приезду,

но сказала, что я приехал неожиданно.

 

Работа с фразеологическими словарями.

-Где   можно узнать   значение и происхождение фразеологизмов?

-Найдите в словаре происхождение данных фразеологизмов, прочитайте.

-Что узнали об их происхождении?

 

Заруби на носу – запомни.

Раньше, когда у людей не было возможности учиться, учились лишь дети богатых, люди были не грамотными, и для того чтобы при торговле они могли посчитать свою прибыль, свой товар, делали зарубки на дощечках,

 

и потом их подсчитывали. Дощечки назывались «носами» от слова

«носить», т.к. всегда носили их  с собой.

Пятки засверкали –  быстро бежать

Считалось, что душа   пряталась в пятках   при сильном испуге, страхе, а потом оттуда как бы управляла человеком, отдавала из своего убежища приказ "спасайся, беги". И человек бежал без оглядки, а ведь когда бежишь, то лица не видно, а видны только пятки. Они кажутся самыми заметными, сияют, сверкают.

Снег на голову – неожиданно.

В давние времена люди были неграмотными,  они не знали когда придет зима, работает крестьянин в поле, и неожиданно на голову ему падает снег, а он этого не ожидал.

 

3.Физминутка.

  Мы осанку исправляем,
  Спинки дружно выпрямляем.
  Вправо, влево повернулись,
  На  носочках потянулись.
  Плечи вверх, назад и вниз
  И соседу улыбнись
  И тихонечко садись.

 

 

 

 

-Зарубить на носу - запомнить;

только пятки засверкали - убегать;

как снег на голову – неожиданно, внезапно.

 

 

 

 

 Работают с фразеологическими словарями-знакомятся  с  происхождением фразеологизмов.

Сообщают, что узнали о происхождении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают физминутку.

 

 

Предметные:

 - объяснять  значение фразеологизмов;

- работать с фразеологическим словарем;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание  от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

- ориентироваться в учебнике;

- овладевать умением искать и выделять  необходимую информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

 

коммуникативные:

- слушать и понимать речь

 

 

других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- оценивать действия других учащихся.

V.

  Закрепление

нового знания

 

 Работа в парах с карточками.

-Найдите каждому фразеологизму его значение.  Фразеологизмы записаны на желтых карточках, значения-на зеленых. Составьте соответствующие пары из карточек.

 

фразеологизмы

значения

воды в рот  набрал

«нет никакого  желания есть»

хлопот полон рот

«будто онемел, лишился дара речи»

не лезет в рот

«очень много дел и забот»

 

  Проверка работы.

-Составьте и запишите с одним из фразеологизмов предложение.

 

Проверка работы.

-Какую роль играют фразеологизмы в речи?

 

Выполняют работу в парах.

 

Соотносят  карточки парами: фразеологизмы и их значения.

 

 

Представляют результаты работы, объясняют значения фразеологизмов.

 

Составляют и записывают предложения  с фразеологизмами.

Читают составленные предложения.

Объясняют роль фразеологизмов в речи.

 

 

 

Предметные:

 - объяснять  значение фразеологизмов;

-  правильно употреблять фразеологизмы в речи, составлять предложения. 

Метапредметные (УУД) познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- коррекция действий товарища.

 

VI.

Самостоятель

ная работа (выбор правильной ситуации при решении проблемы).

 

Самостоятельная работа

Упр 3. С.104

 

-Найдите для   фразеологизма из левого столбика  его значение из правого столбика. Запишите в тетрадь парами.

ни свет ни заря               болтливый

язык без костей              рано

гонять лодыря               близко

рукой подать                бездельничать

 

Самопроверка по эталону учителя. Самооценка.

 

 

Выполняют работу самостоятельно. 

 

 

Проводят самопроверку по эталону.

Проводят коррекцию знаний, исправляют ошибки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

 

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VII.

Рефлексия учебной деятельности  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

 

 

-Какую тему изучали на уроке?

Какие задачи мы ставили перед собой?

- Получилось их реализовать?

- Что такое фразеологизмы?

Определите,  фразеологизм по картинке:  

      https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1085/00042f34-33d2daf2/1/hello_html_34109377.png https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0b05/0001b8b4-9be03776/img10.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/01f6/000370dd-43644c13/img5.jpg 

-Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизма.  Каждый цвет шара имеет свой фразеологизм.  Нарисуйте в тетради шар того цвета, которому соответствует фразеологизм и соответственно ваша работа на уроке.

      Условные обозначения:
    Работал в поте лица - зеленый

      Работал, засучив рукава –  желтый

      Работал спустя рукава – красный

     

 Записать 2 – 3 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье, и написать их значение.;  с. 105,упр . 4

 

Подводят итог работы, делают выводы.

 

 

Называют фразеологизмы:  в поте лица, засучив рукава, спустя рукава.

 

Самооценка учащимися учебной деятельности

Оценивают свою деятельность на уроке.

 

Записывают дом. задание.

Личностные:

эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу; самооценка в виде осознанности своих возможностей в учении;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

-формулировать собственное высказывание, мнение.

Регулятивные:

-волевая саморегуляция;

Познавательные:   умение структурировать знания;

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

III . Постановка учебной проблемы

III . Постановка учебной проблемы

IV. Открытие нового знания. 1

IV. Открытие нового знания. 1

Дощечки назывались «носами» от слова «носить», т

Дощечки назывались «носами» от слова «носить», т

Предметные: - объяснять значение фразеологизмов; - правильно употреблять фразеологизмы в речи, составлять предложения

Предметные: - объяснять значение фразеологизмов; - правильно употреблять фразеологизмы в речи, составлять предложения

Какую тему изучали на уроке?

Какую тему изучали на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2020