Технологическая карта урока русского языка по теме «Фразеологизмы»
Предмет |
Русский язык, 2 класс |
Образовательная программа |
«Начальная школа XXI века»
|
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
Технология построения урока |
Проблемно-диалогическая |
Тема |
Фразеологизмы |
Дидактическая цель |
-знать и отличать фразеологизмы от других сочетаний слов; -объяснять значения устойчивых сочетаний - фразеологизмов; -наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; - сравнивать значения устойчивых и свободных сочетаний слов; - находить значение фразеологизмов в словаре; - правильно употреблять в речи фразеологизмы. |
Основные термины, понятия |
Фразеологизмы, устойчивые сочетания слов, значение, словосочетание. |
Краткое описание работы |
Первый урок при изучении темы «Фразеологизмы», задачами которого служат: знакомство учащихся с фразеологизмами и фразеологическими оборотами, наблюдение за устойчивыми сочетаниями слов – фразеологизмами; обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами, умение находить их в речи и правильно употреблять. |
Планируемые результаты |
Личностные УУД: устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; определять общие для всех правила поведения; проявлять позитивное отношение к процессу письма; Регулятивные УУД: готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность; определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: использовать приобретённые знания при объяснении значения фразеологизмов. Коммуникативные УУД: формулировать собственное высказывание, мнение. |
Ресурсы |
Иванов С.В., Евдокимова А.О. и др. Русский язык. Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений в 2 частях. - М.: Вентана-Граф, 2012., Презентация Microsoft RowerPoint; раздаточный материал: карточки с учебными заданиями. |
Организация пространства |
Формы работы: индивидуальная, работа в паре, фронтальная.
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые умения |
||||||||
I.Мотивацион ный этап. |
-Ребята послушайте высказывание великого философа Ж.Руссо: «Вы талантливые, дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться к их достижению…» -Есть ли у вас желание стать умнее, добывая новые знания? |
Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
|
Личностные: эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу; любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения. Регулятивные: концентрация воли для преодоления затруднений. Коммуникативные : оформление своих мыслей в устной форме.
|
||||||||
II. Актуализация опорных знаний и умений. |
- Я желаю вам
сегодня работать, засучив рукава, а не спустя рукава. -Спустя рукава? - Следующее мое пожелание: не трещать на уроке как сорока. Что это значит? - Не считать ворон на уроке! - В каком значении употреблены были эти выражения – прямом или переносном? - В речи мы употребляем подобные слова, даже не замечая этого. Скажите, а какие выражения в переносном смысле вы и ваши родители употребляют дома? |
-Усердно, старательно, не жалея сил.
-Работать плохо, не стараться.
-Говорить громко, быстро и без умолку. - Проявлять невнимательность, бездельничать, отвлекаться. - В переносном.
|
Предметные: - уметь определять слова в переносном значении; - объяснять лексическое значение слов; Метапредметные (УУД): Познавательные: - выполнять анализ; обобщение; Регулятивные: - строить речевое высказывание; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
||||||||
III. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы, цели, задач урока.
|
Прочитайте историю из книги К.Чуковского «От двух до пяти». «Четырехлетняя девочка Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето. - Скоро, ты и оглянуться не успеешь. Светлана стала как-то странно вертеться: - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…..»
-Почему Светлана не увидела лета? -Что имела в виду мама Светы? -Почему девочка не поняла маму? -А вы слышали когда - нибудь такое выражение? -Как вы думаете, что оно обозначает? -А можно ли заменить его одним словом? Каким?
- Мы знаем, что в русском языке есть слова – антонимы, омонимы, синонимы. -Вспомните, что такое синонимы, антонимы, омонимы. -Можно ли отнести сочетания «оглянуться не успеешь», «засучив рукава», «спустя рукава», «считать ворон» к антонимам? Синонимам? Омонимам? - С какой проблемой столкнулись?
- Разгадайте слово-анаграмму и узнаете название: ОЛОГИЗФРАЗЕМЫ (Фразеологизмы)
- Определите тему нашего урока? - Какие задачи поставим перед собой? 1.Узнать, что такое фразеологизмы. 2.Объяснять значение фразеологизмов. 3.Составлять предложения с фразеологизмами.
|
Читают текст
-Потому что поняла дословно, в прямом смысле. -Оглянуться, значит посмотреть назад?
-Оглянуться не успеешь – быстро.
Вспоминают определения синонимов, антонимов, омонимов –определяют, что данные сочетания слов к ним не относятся.
-Мы не знаем как называются эти сочетания.
Формулируют тему и задачи урока
|
Предметные: -объяснять значение слова и устойчивого сочетания слов; -знать понятия антонимы,
омонимы, синонимы. Познавательные:-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Регулятивные: -высказывать свое предположение; -осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: -формулировать собственное высказывание, мнение; - точно и полно выражать свои мысли. |
||||||||
IV. Открытие нового знания.
|
1.Понятие «фразеологизм».
-Где мы можем найти ответ на вопрос, что такое фразеологизмы, чтоб решить первую учебную задачу?
Работа с рубрикой «Тайны языка», с.103. -Прочитайте информацию. В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют фразеологизмами. -Что значит постоянные сочетания слов?
- Фразис в переводе с древнегреческого языка значит «выражение»; логос - «слово, понятие». - Фразеологизмы – это крылатые выражения, не имеющие автора.
|
-Посмотреть в учебнике в рубрике «Тайны языка» или обратиться в Интернет.
Работают с учебником. Читают правило.
-«Постоянные, устойчивые»- значит, не меняются в них слова.
|
Личностные:-любознательность и интерес к приобретению новых знаний и способу их получения; Познавательные: -выбирать наиболее эффективные способы решения задач; -фиксировать необходимую информацию. Коммуникативные:инициативное содружество в поиске и выборе информации. Предметные: -знакомство с понятием «фразеологизм». |
||||||||
|
2. Значение, происхождение фразеологизмов, употребление в речи. с. 103, Упр.№1 Объясните значение каждого фразеологизма одним словом. Зарубить на носу; только пятки засверкали; как снег на голову. Предложения помогут определить их значения. Запомни: обязательно мой перед едой руки. Коля испугался и побежал очень быстро. Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал неожиданно.
Работа с фразеологическими словарями. -Где можно узнать значение и происхождение фразеологизмов? -Найдите в словаре происхождение данных фразеологизмов, прочитайте. -Что узнали об их происхождении?
Заруби на носу – запомни. Раньше, когда у людей не было возможности учиться, учились лишь дети богатых, люди были не грамотными, и для того чтобы при торговле они могли посчитать свою прибыль, свой товар, делали зарубки на дощечках,
и потом их подсчитывали. Дощечки назывались «носами» от слова «носить», т.к. всегда носили их с собой. Пятки засверкали – быстро бежать Считалось, что душа пряталась в пятках при сильном испуге, страхе, а потом оттуда как бы управляла человеком, отдавала из своего убежища приказ "спасайся, беги". И человек бежал без оглядки, а ведь когда бежишь, то лица не видно, а видны только пятки. Они кажутся самыми заметными, сияют, сверкают. Снег на голову – неожиданно. В давние времена люди были неграмотными, они не знали когда придет зима, работает крестьянин в поле, и неожиданно на голову ему падает снег, а он этого не ожидал.
3.Физминутка. Мы осанку исправляем, |
-Зарубить на носу - запомнить; только пятки засверкали - убегать; как снег на голову – неожиданно, внезапно.
Работают с фразеологическими словарями-знакомятся с происхождением фразеологизмов. Сообщают, что узнали о происхождении.
Делают физминутку.
|
Предметные: - объяснять значение фразеологизмов; - работать с фразеологическим словарем; Метапредметные (УУД) регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; - ориентироваться в учебнике; - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).
коммуникативные: - слушать и понимать речь
других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - оценивать действия других учащихся. |
||||||||
V. Закрепление нового знания |
Работа в парах с карточками. -Найдите каждому фразеологизму его значение. Фразеологизмы записаны на желтых карточках, значения-на зеленых. Составьте соответствующие пары из карточек.
Проверка работы. -Составьте и запишите с одним из фразеологизмов предложение.
Проверка работы. -Какую роль играют фразеологизмы в речи? |
Выполняют работу в парах.
Соотносят карточки парами: фразеологизмы и их значения.
Представляют результаты работы, объясняют значения фразеологизмов.
Составляют и записывают предложения с фразеологизмами. Читают составленные предложения. Объясняют роль фразеологизмов в речи.
|
Предметные: - объяснять значение фразеологизмов; - правильно употреблять фразеологизмы в речи, составлять предложения. Метапредметные (УУД) познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - коррекция действий товарища. |
||||||||
VI. Самостоятель ная работа (выбор правильной ситуации при решении проблемы). |
Самостоятельная работа. Упр 3. С.104
-Найдите
для фразеологизма из левого столбика его значение из правого столбика.
Запишите в тетрадь парами. ни свет ни заря болтливый язык без костей рано гонять лодыря близко рукой подать бездельничать
Самопроверка по эталону учителя. Самооценка. |
Выполняют работу самостоятельно.
Проводят самопроверку по эталону. Проводят коррекцию знаний, исправляют ошибки. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности
Домашнее задание
|
-Какую тему изучали на уроке? Какие задачи мы ставили перед собой? - Получилось их реализовать? - Что такое фразеологизмы? - Определите, фразеологизм по картинке:
-Оцените свою работу на уроке с помощью фразеологизма. Каждый цвет шара имеет свой фразеологизм. Нарисуйте в тетради шар того цвета, которому соответствует фразеологизм и соответственно ваша работа на уроке. Условные
обозначения: Работал, засучив рукава – желтый Работал спустя рукава – красный
Записать
2 – 3 фразеологизма, которыми часто пользуются в вашей семье, и написать их
значение.; с. 105,упр . 4 |
Подводят итог работы, делают выводы.
Называют фразеологизмы: в поте лица, засучив рукава, спустя рукава.
Самооценка учащимися учебной деятельности Оценивают свою деятельность на уроке.
Записывают дом. задание. |
Личностные: эмоционально-положительное отношение к образовательному процессу; самооценка в виде осознанности своих возможностей в учении; -устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: -формулировать собственное высказывание, мнение. Регулятивные: -волевая саморегуляция; Познавательные: умение структурировать знания; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.