Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
география
9 кл
16.01.2020
Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"
Технологическая карта урока географии_Природные ресурсы России 9 класс.docx

-nSr-PkNw9Y.jpg

 

Педагог: Смирнова Лариса Владимировна, учитель географии

МОУ СОШ № 13 им. Р.А. Наумова г. Буя Костромской области

 

Технологическая карта урока географии

 

Класс: 9

Тема урока: Природные ресурсы России

Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. География: Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИЦ «Русское слово РС», 2014

Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний

Цель дидактическая: выработать умение применять знания в схожей и новой ситуации при работе разными источниками информации: географической картой, статистическими материалами, текстовым компонентом.

Цель предметная: расширение представлений о природных ресурсах России за счёт включения в понятийную базу знаний о видовом разнообразии природных ресурсов России и обеспеченностью государства отдельными видами природных ресурсов

Задачи

Планируемые результаты

1. Закрепить понятие «природный ресурс»

1. Дают определение понятию «природный ресурс»

2. Изучить классификации природных ресурсов

1. Называют группы природных ресурсов по генетической классификации

2. Называют группы природных ресурсов по экологической классификации

3. Называют группы природных ресурсов по величине запасов  и степени изученности

3. Определить минеральные ресурсы России и географию их размещения

 1. Перечисляют основные минеральные ресурсы, определяющие хозяйственную специализацию России

2. Называют субъекты РФ, обладающие основными запасами минеральных ресурсов.

3. Показывают перечисленные субъекты на политико-административной карте РФ

4. Определить водные ресурсы России и их значение в хозяйственной жизни

1. Называют крупнейшие реки РФ

2. Показывают на карте наиболее полноводные реки

3. Рассказывают о роли рек в хозяйственной жизни страны

5. Определить почвенные ресурсы России

1. Дают определение понятию «почва»

2. Называют самые плодородные почвы России (чернозём) и показывают субъекты РФ с самыми плодородными почвами

3. Объясняют причины дефицитности ресурса (значительная площадь страны находится в зоне многолетней мерзлоты и на заболоченных участках)

4. Поясняют, что следует понимать под Нечерноземьем

6. Определить агроклиматические ресурсы РФ

1. Дают определение понятию «агроклиматические ресурсы»

2. Поясняют отличие климатических ресурсов от агроклиматических

3. Называют субъекты РФ с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами и показывают их на политико-административной карте РФ

7. Определить лесные ресурсы РФ

1. Приводят примеры лесоизбыточных и лесодефицитных районов

8. Определить рекреационные ресурсы РФ

1. Дают определение понятию «рекреационные ресурсы».

2. Приводят примеры объектов Всемирного наследия на территории России

3. Рассказывают о рекреационных ресурсах своего края

9. Способствовать формированию ценностей географических знаний на примере изучаемой темы

1. Осознание ценностей географического знания для использования в повседневной жизни

10. Развивать умения работать в группе со статистическими данными, способствовать формированию географической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта

 

Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации и формулировать выводы, определять термины и понятия, строить логически обоснованные рассуждения; 

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать учебную деятельность;

Коммуникативные УУД: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, понимать позицию другого

Надпись: - метапредметныеНадпись: - личностныеНадпись: - предметные

 

Курсивом выделены предметные результаты «выпускник получит возможность научиться»

Технологии: проблемное обучение, технология построения индивидуального образовательного маршрута

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная

 

 

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент

(1 минута)

Приветствие, включение в деловой ритм.

Просит всех учеников образовать круг

Подготовка к работе, настрой

2. Мотивация учебной деятельности (2 минуты)

Просит назвать изображение на слайде.

Спрашивает, как называются люди, кол-лекционирующие почтовые марки, рассказывает о своё хобби, делает акцент на возможности изучения географии с помощью почтовых марок (слайд 1)

Определяют, что на слайде изображена почтовая марка, посвящённая году экологии в России. Проговаривают, что люди, коллекционирующие марки называются филателистами

3. Формулировка темы урока, постановка задач, проблемного вопроса для мотивации деятельности.

(5 минут)

Делает акцент на репродукциях каждого обучающегося, спрашивает, почему мы объединились в круг, просит определить тему сегодняшнего урока (подводит к пониманию темы урока). Приложение 1

Просит дать определение понятию (слайд 2)

 

Предлагает по опорным словам сформулировать задачи урока (формулируют задачи в совестной деятельности). Слайдовая презентация (слайд 3)

 

 

Показывает на слайде картину Сикстинская мадонна,  просит назвать автора (межпредметные связи с искусством). Приводит цитату профессора Ивана Бородина «Природа такой же уникум, как и картина Рафаэля. Уничтожить ее легко…» и предлагает ответить на вопрос: «Почему важно изучать обозначенную тему?» (мотивирует, чтобы изучаемая тема стала личностно значимой для каждого обучающегося)

Называют тему урока «Природные ресурсы».

 

Природные ресурсы — компоненты природы, используемые человеком

 

 

Используя опорные слова, формулируют задачи урока (рассмотреть, изучить, определить, познакомиться): 

1.      Классификации природных ресурсов

2.      Какими ресурсами богата Россия, какие ресурсы дефицитны

3.      Субъекты РФ, обладающие запасами при родных ресурсов

Отвечают на вопрос – Рафаэль

Варианты ответов: сохранить природу, грамотно и рационально распоряжаться ресурсами; каждый гражданин РФ должен знать географию своего государства; для будущей профессии, например, эколог; для успешной сдачи ГИА по географии; интересно.

4. Применение знаний и умений в схожей и новой ситуации

3-4 минуты

 

 

 

 

 

(7 минут – групповая работа,

8 минут – защита работ)

 

 

Предлагает решить первую задачу урока, используя репродукции марок (названия природных ресурсов), пообщаться и распределиться по группам. Подводит к пониманию, что произошло деление на группы по природной классификации (+ климатические). Рассказывает о существующих других классификациях (слайд 4)

 

Организует групповую работу учащихся (4 группы – 16 человек) по реализации сформулированных 2 и 3 задач урока. Предоставляет право выбора обучающимся уровня сложности заданий. Приложения № 2,3,4,5

Организует отчёты групп.

Принимают учебную задачу, распределяются по группам: 1 группа – минеральные ресурсы, 2 группа – водные ресурсы, 3 группа – почвенные, 4 группа – лесные.

 

 

 

 

Учащиеся работают в группах (группы сформированы на основании беседы с учителем, работающим с данным классом или на основе диагностики). Читают текст, выбирают только одно задание.

Приложения № 2,3,4,5

Отчёты групп.

5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

(4 минуты)

Подводит к пониманию, что географию можно изучать постоянно, в том числе и с помощью марок. Просит каждого по своей марке показать субъект РФ

Выполняют задание индивидуально, в режиме проверки по эталону проводят самопроверку.

 

Выходят к карте, показывают субъект РФ

6. Рефлексия и оценка результатов деятельности (3 минуты)

Просит соотнести сформулированные задачи урока с индивидуальным продвижением на уроке. Предлагает заполнить последнюю колонку рефлексивной таблицы (приложение 7). Таблица заполняется в течение урока.

Заполняют рефлексивную таблицу (выстраивают индивидуальный маршрут по коррекции выявленных проблем)

7. Реализация индивидуального маршрута (5-6 минут)

Индивидуально выполнить задания по коррекции недостатков или задания высокого уровня (приложение 8)

На основе рефлексивной таблицы определяют уровень усвоения, отрабатывают базу (читают текст параграфа, проводят анализ карт) или выполняют задания творческого уровня

7. Д/з (2 минуты)

Стр. 35-41 (для всех). По желанию – сообщение (презентация) о рекреационных ресурсах своего края, доделать задания индивидуального маршрута

Записывают д/з

8. Итог урока (1 минута)

Подводит к пониманию, что, несмотря на то, что РФ хорошо обеспечена минеральными (особенно топливными), водными, лесными ресурсами, мы должны бережно к ним относиться.  Мы храним предметы старины как картины Рафаэля, так и природные ресурсы также требуют нашего разумного использования. Благодарит за работу на уроке

Отвечают на проблемный вопрос

 

Приложение № 1

Текст и задание группе с рефлексивно-смысловым стилем деятельности

Прочитайте текст и выберите одно задание.

Задание № 1 базового уровня,

задание № 2 – повышенного уровня

ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Почва — это рыхлый поверхностный слой суши, образовавшийся в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефа.

Россия – самая большая по площади страна мира, поэтому, естественно, почвенные ресурсы её очень велики. Но, говоря, о почвенных ресурсах, нужно помнить и о качестве. Качество почв определяется возможностью их использования в сельском хозяйстве. А здесь ситуация не так хороша. Россия – северная страна, почти 65% земель расположено в зоне многолетней мерзлоты. Велика заболоченность территории. Поэтому в целом качество почвенных ресурсов очень невысоко.

Примерно 8% площади используется под пашню, т.е. приходится на выращивание культурных растений. Чуть больше половины всей пашни располагается в районе распространения чернозёмов – Черноземье. Эти плодородные почвы встречаются в Центрально-Черноземном экономическом районе (включает данный регион следующие области: Воронежскую, Белгородскую, Липецкую, Курскую и Тамбовскую), западную половину Северо-Кавказского региона (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край) о также в Волгоградской, Саратовской, Оренбургской, Челябинской, Курганской, южных районах Омской и Новосибирской областей, Алтайском крае.

Нечерноземье - зона бедных почв, посевные культуры требуется подбирать тщательно, учитывая минеральный состав, благоприятствующий только некоторым видам растений. Такие почвы бедны гумусом (органическими соединениями), легче подвергаются промерзанию и засухе. Включает четыре экономических района: Северный экономический район, Северо-Западный экономический район, Центральный экономический район, Волго-Вятский экономический район, а также отдельные регионы России, например: Калининградская область, Пермский край.

 

 

АГРОКЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

Агроклиматическими ресурсами называют свойства или возможности климата, обеспечивающие сельскохозяйственное производство. Они характеризуются следующими показателями:

а) продолжительностью периода со среднесуточной температурой воздуха выше + 10°С, так как именно в это время активно идет вегетация растений;

б) суммой температур за этот период;

в) коэффициентом увлажнения, который показывает соотношение тепла и влаги.

Так как климатические условия на территории нашей страны очень разнообразны, разнообразны и агроклима­тические ресурсы, что, в свою очередь, позволяет возде­лывать на территории России различные по своим требо­ваниям культуры. Наиболее важным агроклиматический ресурсом России является снежный покров и создаваемый им запас влаги.

http://nadivanova.ucoz.ru/_si/0/04992152.jpg

Задание № 1 базового уровня

1)      Что такое почва? Дайте оценку качества почвенных ресурсов России.

2)      Назовите самые плодородные почвы России. Где они находятся?

3)      Что называют Нечерноземьем?

4)      Что такое агроклиматические ресурсы? Какие культуры можно возделывать на территории Краснодарского края?

 

Задание № 2 – повышенного уровня

1)      Что такое почва? Используя предложенную карту докажите, что в целом качество почвенных ресурсов очень невысоко

2)      Чем отличается Черноземье от Нечерноземья? Выделите существенные признаки. Подготовьтесь по карте показать примеры перечисленных субъектов, относящихся к Черноземью.

Черноземье

Нечерноземье

 

 

3)      Что такое агроклиматические ресурсы? Какие культуры можно выращивать на территории Костромской области, а какие на территории Краснодарского края? Почему? При ответе на вопрос используйте карту в тексте.

 

 

Надпись: Оцените работу группы по предложенному плану:
1.	Получилось ли выбрать оптимальные способы работы с информацией?
2.	Принесла ли работа в группе удовлетворение?
3.	Насколько результативной была работа группы?
 

 


Текст и задание группе с интеллектуально-познавательным стилем деятельности

Прочитайте текст и выберите одно задание.

Задание № 1 базового уровня,

задание № 2 – повышенного уровня

ЛЕСНЫЕ РЕСУРСЫ

Россия обладает крупнейшими запасами древесины в мире (более 20% мировых запасов) и самыми большими массивами лесов. Леса покрывают около 45% территории страны, что составляет 7,7 млн. км². Наиболее распространенные породы деревьев в России — это хвойные (лиственница, сосна, ель, кедровая сосна). Всего в нашей стране произрастает 1500 видов деревьев и кустарников.

В Северном, Уральском, Западно-Сибирском, Восточно-Сибирском и Дальневосточном экономическом районах леса занимают значительную часть территории. Эти районы называются лесоизбыточными, Однако кроме лесоизбыточных районов есть в стране и лесодефицитные районы. К их числу относятся степные и лесостепные районы – Поволжский, Центрально-Чернозёмные и Северо-Кавказский.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Россия располагает огромными водными ресурсами. По этому ресурсу наша страна уступает лишь Бразилии. На территории нашей страны находятся более 2,5 млн. рек. Большинство рек впадает в Северный Ледовитый океан. Крупнейшими из них являются Енисей, Лена, Объ, Печора, Северная Двина, Яна, Колыма. Енисей и Лена  - наиболее полноводные реки страны. Водные ресурсы страны в основном формируются в пределах её территории. Только 5% речных вод поступают с территорий соседних государств.

Реки играют важную роль в хозяйстве страны и создании условий для жизни людей. Гидроэлектростанции дают значительную часть энергии, вырабатываемой в стране. Вода является необходимым материалом для очень многих производственных процессов. Например, для изготовления 1 т бумаги затрачивается до 200 м³, а 1 т синтетического волокна – 2500 – 5000 м³ воды. Многие реки имеют рыбохозяйственное значение.

 

Задание № 1 базового уровня

1)      Какова площадь лесов России?

2)      Назовите наиболее распространённые породы деревьев России.

3)      Чем отличается лесодефицитный район от лесоизбыточного? Приведите примеры лесодефицитных и лесоизбыточных районов.

4)      Перечислите наиболее крупные реки страны.

 

Задание № 2 – повышенного уровня

1)      Докажите, что Россия является лидером в сравнении с другими государствами мира. При ответе используйте диаграмму.

 

2)      Докажите, что Северный, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный районы являются лесоизбыточными.

Общий запас древесины экономических районов РФ

Экономический район

Запас древесины. % к России

Экономический район

Запас древесины. % к России

Российская Федерация

100

Поволжский

0.7

Северный

9.2

Северо-Кавказский

0.7

Северо-Западный

2.0

Уральский

5.9

Центральный

3.7

Западно-Сибирский

13.4

Волго-Вятский

2.2

Восточно-Сибирский

36.0

Центрально-Черноземный

0.2

Дальневосточный

26.0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3)      Как бы вы оценили лесные ресурсы Костромской области и Краснодарского края? При ответе используйте карту.

 

 

4)      Назовите 2 наиболее полноводные реки России.

5)      Докажите, что Дальний Восток лидирует в гидроэнергетическом потенциале страны.

Надпись: Оцените работу группы по предложенному плану:
1.	Получилось ли выбрать оптимальные способы работы с информацией?
2.	Принесла ли работа в группе удовлетворение?
3.	Насколько результативной была работа группы?
 

 

 

 


Текст и задание группе с креативно-преобразовательным стилем деятельности

Прочитайте текст и выберите одно задание.

Задание № 1 базового уровня,

задание № 2 – повышенного уровня

РЕКРЕАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Человек не только работает, но и отдыхает. Для полноценного отдыха ему тоже необходимы определённые условия и ресурсы. Эти ресурсы называются рекреационными.

Крупнейшими рекреационными районами России являются Северо-Кавказский, Центральный и Северо-Западный.

 Северо-Кавказский район это, прежде всего санаторно-курортные комплексы Кавказских Минеральных Вод (Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск) и Черноморского побережья (Анапа, Геленджик, Сочи). В районе благоприятные природные условия для летних видов отдыха, альпинизма, горнолыжного спорта, лечения. Например, Анапа (Краснодарский край)— самое солнечное место на Черноморском побережье (среднегодовое число солнечных дней 317), детский курорт всероссийского значения. Сочи — крупнейший курорт Краснодарского края — протянулся по морскому побережью на 150 км. Пятигорск (Ставропольский край) называют уникальным природным музеем минеральных вод, так как в нем свыше 40 минеральных источников.

Центральный район особенно привлекателен многочисленными памятниками истории и культуры. Уникальный комплекс культурно-исторических объектов — «Золотое кольцо России». В частности, Сергиев Посад Московской области (известен с 1340 г.) многие годы является центром русского православия, Ростов (Ярославская область) знаменит комплексом кремля, колоколами, финифтью, Суздаль (Владимирская область) — город-музей мирового значения, Владимир более 150 лет был важнейшим городом русских княжеств. В районе много старинных русских городов (Смоленск, Муром, Тула, Рязань, Коломна, Дмитров и др.), русских монастырей, сыгравших большую роль в обороне страны, просвещении, освоении новых земель. Здесь находятся поля русской славы — Куликово – место сражения русского войска с Золотой Ордой (Тульская область) и Бородинское – место сражения русской и французской армиями (Московская область), центры замечательных народных художественных промыслов — Жостово (Московская область), Гжель (Московская область), Хохлома (Нижегородская область), Палех (Ивановская область) и т.д., места, связанные с творчеством деятелей культуры, искусства, науки, например, Большое Боддино - село в Нижегородской области, принадлежащее роду Пушкиных).

Северо-Западный район - это, прежде всего Санкт-Петербург и его окрестности — знаменитые дворцово-парковые комплексы (Ломоносов, Гатчина, Пушкин, Павловск, Петродворец).

Разумеется, рекреационные ресурсы России не ограничиваются тремя названными районами. Не менее привлекателен Урал с его уникальными пещерами. Например, Кунгурская ледяная пещера Пермского края, имеющая около 50 гротов и 70 озер. Гроты получили величественные названия, такие как: Бриллиантовый, Данте, Космический, Геологов, Великан, Полярный и т.д. Попав в подземное царство сталагмитов и сталактитов, застывшей воды, камня, посетитель как будто попадает в сказочное место, сулящее невероятные приключения. Интересен и Байка́л (бур. Байгал далай) — озеро тектонического происхождения в южной части Восточной Сибири, самое глубокое озеро на планете, крупнейший природный резервуар пресной воды, находящийся на границе Иркутской области и республики Бурятия.

 

Задание № 1 базового уровня

1) Дайте определение

Рекреационные ресурсы – это…

2) Соотнесите субъект РФ и рекреационный ресурс

1) Пермский край                                       

А) Крупнейший курорт Сочи

2) Московская область                               

Б) Центр художественного промысла Хохлома    

3) Тульская область                                    

В) Самое глубокое озеро на Земле - Байкал

4) Ставропольский край                             

Г) Центр художественного промысла Палех

5) Краснодарский край    

Д) Место сражения русской и французской армиями – Бородинское поле

6) Нижегородская область                                                        

Е) Кунгурская ледяная пещера сталактитов и сталагмитов              

7) Ивановская область

Ж) Природный музей минеральных вод Пятигорск

8) Иркутская область и республика Бурятия                         

З) Место сражения русского войска с Золотой Ордой

 

 

                                                             

Задание № 2 – повышенного уровня

Туристические фирмы разрабатывают слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов. Например:

1)      Посетите Калининградскую область. Здесь вас ждут Музей янтаря, уникальные песчаные дюны и бесконечные пляжи!

2)      Побывайте в республике Алтай. Мы предлагаем сплав по реке Катуни, которая берёт начало в ледниках высочайшей горы Сибири!

3)      Приезжайте в Мурманскую область! Примите участие в уникальном празднике проводов полярной ночи "Здравствуй, Солнце"!

Разработайте рекламные лозунги для привлечения туристов в субъекты Российской Федерации, указанные в тексте.

 

Надпись: Оцените работу группы по предложенному плану:
1.	Получилось ли выбрать оптимальные способы работы с информацией?
2.	Принесла ли работа в группе удовлетворение?
3.	Насколько результативной была работа группы?
 

 

 

 


Текст и задание группе с коммуникативным стилем деятельности

Прочитайте текст и выберите одно задание.

Задание № 1 базового уровня,

задание № 2 – повышенного уровня

МИНЕРАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Российская Федерация обладает огромной и разнообразной по видовому составу минерально-сырьевой базой. На ее территории выявлены и разведаны тысячи месторождений минерального топлива и сырья — угля, нефти, газа, торфа, термальных вод, руд черных, цветных и редких металлов, золота и алмазов, нерудных полезных ископаемых.

Основные балансовые запасы газа России находятся в Западной Сибири на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, где расположены крупнейшие в мире месторождения. Запасы газа выявлены также в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на шельфе Карского, Баренцева и Охотского морей. По разведанным запасам нефти Россия входит в число ведущих нефтедобывающих стран. Месторождения нефти расположены в 37 субъектах Федерации, но основные запасы ее сосредоточены в Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО), Урало-Поволжье (например, республика Татарстан) и на Европейском Севере (Республика Коми, Ненецкий АО). Из семи угольных бассейнов России, входящих в десятку крупнейших мировых, Тунгусский (территория Красноярского края, Якутии и Иркутской области), Ленский (Якутия), Кузнецкий (Кемеровская область) — самые большие в мире.

Второе место после топливно-энергетических ресурсов в материальном секторе занимают металлорудные полезные ископаемые. Россия по разведанным запасам железных руд занимает первое место в мире. Наша страна выделяется по запасам медных руд (например, Красноярский край), свинца и цинка (Восточная и Западная Сибирь, Дальний Восток, Урал), никеля (Норильский район в Красноярском крае и Мурманская область). Россия обладает крупными запасами титановых руд (европейские районы), олова (Дальний Восток), вольфрама и молибдена (Северный Кавказ, Восточная Сибирь, Дальний Восток), есть запасы алюминиевого сырья (бокситы и нефелины).

Россия обладает крупными запасами алмазов (Якутия), апатитов (Кольский полуостров), каменных солей (Поволжье, Урал), каменной и поваренной солей (Урал, Поволжье), графита (Урал, Сибирь), разнообразного строительного сырья.

 

Задание № 1 базового уровня

Заполните таблицу «Минеральные ресурсы России». В качестве образца приведён пример с природным газом.

Полезное ископаемое

Район распространения

Природный газ

Западная Сибирь (Ямало-Ненецкий АО), Восточная Сибирь, Дальний Восток, на шельф Карского, Баренцева и Охотского морей

 

 

Задание № 2 – повышенного уровня

На предложенную карту нанесите условными знаками полезные ископаемые выделенных в тексте субъектов РФ. Воспользуйтесь политико-административной картой России и условными знаками минеральных ресурсов.

Надпись: Оцените работу группы по предложенному плану:
1.	Получилось ли выбрать оптимальные способы работы с информацией?
2.	Принесла ли работа в группе удовлетворение?
3.	Насколько результативной была работа группы?
 

 

 


Приложение № 2

Рефлексивная таблица

 
 

 

 


Основное содержание

Да

Нет

Что необходимо сделать, чтобы устранить затруднение (укажите номер параграфа, страницу, где можно найти информацию, номер карты и др.)

1. Могу дать определение понятию «природный ресурс»

2. Могу назвать группы природных ресурсов по экологической и природной классификациям

3. С помощью карты могу назвать субъекты РФ, обладающие основными запасами минеральных ресурсов и показать их на карте

4. Могу назвать самые плодородные почвы и рассказать об основных отличиях Черноземья от Нечерноземья

5. Могу дать определение понятию «агроклиматические ресурсы»

6. С помощью карты могу назвать субъекты РФ с наиболее благоприятными агроклиматическими ресурсами

7. Знаю название двух полноводных рек РФ, могу показать их на карте

8. Могу привести примеры лесоизбыточных и лесодефицитных районов

9. Могу дать определение понятию «рекреационные ресурсы» и привести их примеры

10. Могу уверенно работать в группе

 

Задания высокого уровня

1. Назовите группы природных ресурсов по величине запасов  и степени изученности.

2. Назовите отличие климатических ресурсов от агроклиматических.

3. Географ Д.Л. Арманд высказал такую мысль: «Возобновимость и невозобновимость природных ресурсов определяется отношением к ним человека». Как вы относитесь к этой точке зрения великого учёного? Свой ответ обоснуйте. 

4. Богатство России природными ресурсами - это благо или зло?

5. Д.И. Менделеев высказал такую мысль: «Русский народ, исторически родившись среди лесов, привык смотреть на лес как на дар…не привык беречь лесов, а это грозит неисчислимыми бедствиями». Как вы относитесь к этой точке зрения великого учёного? Свой ответ обоснуйте.

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

 

  

  

  

  

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 4

    

   

   

 

 

 

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"

Технологическая карта урока географии в 9 классе. Тема: "Природные ресурсы России"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2020