Технологическая карта урока
учитель математики Ипполитова Ольга Михайловна
Государственное казённое Серафимовское специальное учебно-воспитательное
общеобразовательное учреждение закрытого типа
Туймазинский район Республика Башкортостан
Класс: 9
Предмет: геометрия
Тема: Понятие вектора
УМК (авторов): Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина
Тип урока: открытие новых знаний
Планируемые результаты.
Предметные (знания, умения, представления): формулировать определения, иллюстрировать понятие вектора, его длины, нулевого вектора.
Метапредметные УУД:
- познавательные: понимают и используют математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;
- коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге, приводят примеры.
Личностные УУД: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Образовательная цель: создать условия для введения понятия вектора, его начала и конца, нулевого вектора, длины вектора.
Развивающая цель: развивать практические умения строить различные векторы; визуально определять ненулевые и нулевые векторы; находить длину вектора.
Воспитательная цель: формирование универсальных учебных действий, воспитание творческой активности, самостоятельности.
Педагогические технологии (педагогические техники): информационно-коммуникационные
Методы обучения: постановка и разрешение проблемных вопросов (ситуаций), групповая работа с самопроверкой по эталону
Средства обучения: основные – учебник, тетрадь, чертежные инструменты;
дополнительные – презентация «Понятие вектора».
Формы организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность.
Главная задача учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.
Этапы урока, занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Знания, которые приведут к запланированным результатам |
Планируемые результаты обучения (на уровне УУД) |
1.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность |
-приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на урок
|
-включаются в учебную деятельность через обсуждение высказывания |
«Химия правая рука физики, математика её глаза»А.В. Ломоносов
|
-умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам (Л). |
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии Цель этапа: -повторение ранее изученного материала, необходимого для изучения новой темы, раздела; - актуализация знаний; - обсуждение незнакомой ситуации. |
-предлагает ответить на поставленные вопросы |
Повторяют понятия: -отрезка; - его длины; - названия концов отрезка; Вспоминают отдельные физические величины, их характеристики, названия.
|
Устный опрос: 1) Дайте определение отрезка [отрезок – это часть прямой, ограниченная двумя точками]. 2) Что является длиной этого отрезка? [расстояние от одной точки до другой]. 3) Как называются концы отрезка? [граничные точки]. 4) Вспомним физические величины: скорость, сила, ускорение. С помощью чего их можно полностью охарактеризовать? [а)числового значения; б) направления]. 6) Как такие величины называют в физике? [векторными]. |
-анализ, сравнение, классификация (П); -осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); -выполнение пробного действия (П); -выполнение пробного учебного действия (Р); -фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). |
3. Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: - постановка целей урока; - выбор способа и средств их реализации. |
-организует поисковую работу обучающихся. «Попробуйте определить тему урока и цели. Чем мы с вами будем заниматься на уроке?»
|
- формулируют цель урока и его тему; - выбирают способ построения нового знания (практический и визуальный) |
Задание 1: Посмотрите на рисунок. Слайд№2 Что это?
Сформулируйте понятие. [Направленный отрезок, у него есть начало и конец]. Формулируют тему: «Направленные отрезки, т.е. векторы» (учитель уточняет тему: «Понятие вектора») Цели: построение различных векторов, определение их названий, свойств
|
- самоопределение (Л); -смыслообразование (Л); - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (К); - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). |
6.Реализация построенного проекта и решение исходной задачи Цель этапа: -построение обучающимися нового знания и формирование умений применять его при решении задач; |
-организует деятельность обучающихся по реализации проекта |
-реализуют проект в соответствии с планом; -открывают новый способ и фиксируют его в речи и знаково; -фиксируют преодоление затруднения; - делают вывод в общем виде. |
Слайд 3 Измерить длину отрезка, указать направление, найти в учебнике определение вектора. Сделать вывод по своему рисунку, правильно обозначить нарисованный вектор в тетради.
|
смыслообразование (Л); - познавательная инициатива (Р); - осознание
ответственности за общее дело (Л); |
7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель этапа: -усвоение обучающимися нового способа действий |
-помогает учащимся сформулировать определение вектора; - наводящими вопросами подводит обучающихся к новым понятиям; - организует работу группы по решению типовых задач; -обращает внимание обучающихся на оформление заданий; - организует соотнесение обучающимися своих действий с каждым шагом построенного правила |
-формулируют определение вектора; - с помощью рисунка определяют новые понятия; - решают в группах задание на новый способ; - проговаривают новый способ вслух |
Найти длины всех векторов на рисунке. Определяют, что такое длина вектора, как находится и обозначается
|
-выполнение действий по алгоритму (П); - осознание ответственности за общее дело (Л); - достижение договоренностей и тсясогласование общего решения (К)
|
8. групповая работа с самопроверкой по эталону Цель этапа: - обеспечение усвоения понятия «вектор», длины вектора, равных векторов, коллинеарных векторов, нулевого вектора. |
- организует самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой |
- учатся самостоятельно определять длины векторов по рисунку |
Решение задач у доски один ученик, остальные делают в тетрадях. Самопроверка в конце решения по слайдам презентации. Обращаем внимание на четкость рисунка и правильность обозначений векторов и их длин Слайд 4 Слайд 5 задача 2 Слайд 6 задача 3
|
- выполнение действий по алгоритму (П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
9.закрепление знаний и повторение Цель этапа: - включение нового способа действий в систему знаний; - повторение и закрепление ранее изученного |
- организует работу по повторению изученных определений;
|
- отвечают на поставленные вопросы устно и в парах на применение нового и ранее изученного материала. - обучающиеся должны четко уяснить, что вектор, отличный от нулевого, задается направлением и длиной. |
Слайд 7 |
- анализ,
синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); |
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: -самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности |
- организует беседу с обучающимися, связывая результаты урока с его целями.
|
- формулируют позиции нового материала и как они их усвоили; -соотносят цель и результаты своей учебной деятельности |
-самооценка полученных по теме знаний, умений |
- рефлексия способов
и условий действия (П); - самооценка на основе критериев успешности (Л) |
11. Домашнее задание |
-задаёт несколько заданий, различного уровня сложности -инструктирует по поводу выполнения домашнего задания |
-обучающиеся могут выбирать задание из предложенных номеров с учётом своих индивидуальных возможностей |
Тест (приложение 1) |
- самоопределение (Л) |
Приложения: дидактические материалы к уроку - презентация, тексты учебных задач.
Приложение №1 Домашнее задание
Тест: Понятие вектора.
Задание 1"Отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая — концом, называется _____________________ или вектором". Запишите словосочетание, пропущенное в определении. Как по-другому называют вектор?
Запишите ответ:_________________________________
Задание 2
Пользуясь данными рисунка, укажите вектор, длина которого равна 6 см.
Выберите один из 5 вариантов ответа:
1) 2) 3) 4) 5)
Задание 3
Какие из записанных величин являются векторными?
Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) масса 2) площадь 3) скорость 4) длина 5) сила
Задание 4
Дайте название вектору, изображённому на рисунке, в соответствии с буквами, обозначающими его начало и конец.
Изображение:
Выберите один из 4 вариантов ответа:
1) 2) 3) 4)
Задание 5
Пользуясь данными рисунка, определите длину изображённого вектора. Обратите внимание, возможны несколько вариантов ответа. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:
1) 0,5 дм
2) 50 мм
3) 12,5 см
4) 12,5 мм
5) 5 см
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.