Технологическая карта урока геометрии 9 класса на тему "Понятие вектора"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока геометрии 9 класса на тему "Понятие вектора"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
математика
9 кл
27.11.2022
Технологическая карта урока геометрии 9 класса на тему "Понятие вектора"
Технологическая карта урока геометрии в 9 классе. Тема - Понятие вектора
Технологическая карта Ипполитова О.М. Серафимовская спецшкола.docx

Технологическая карта урока

учитель математики Ипполитова Ольга Михайловна

Государственное казённое Серафимовское специальное учебно-воспитательное

 общеобразовательное учреждение закрытого типа

Туймазинский район Республика Башкортостан

 

 

Класс: 9

Предмет: геометрия

Тема: Понятие вектора

УМК (авторов): Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина

Тип урока: открытие новых знаний

Планируемые результаты.

Предметные (знания, умения, представления): формулировать определения, иллюстрировать понятие вектора, его длины, нулевого вектора.

Метапредметные УУД:

- познавательные: понимают и используют математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

 - регулятивные: умеют самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей;

- коммуникативные: выстраивают аргументацию, участвуют в диалоге, приводят примеры.

Личностные УУД: имеют целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.

 

Образовательная цель: создать условия для введения понятия вектора, его начала и конца, нулевого вектора, длины вектора.

Развивающая цель: развивать практические умения строить различные векторы; визуально определять ненулевые и нулевые векторы; находить длину вектора.

Воспитательная цель: формирование универсальных учебных действий, воспитание творческой активности, самостоятельности.

Педагогические технологии (педагогические техники): информационно-коммуникационные

Методы обучения: постановка и разрешение проблемных вопросов (ситуаций), групповая работа с самопроверкой по эталону

Средства обучения: основные – учебник, тетрадь, чертежные инструменты;

                                  дополнительные – презентация «Понятие вектора».

Формы организации познавательной деятельности: коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность.

 Главная задача   учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Этапы урока,

занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Знания, которые приведут к запланированным результатам

Планируемые результаты обучения

(на уровне УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение обучающихся в учебную деятельность

-приветствует обучающихся, создает эмоциональный настрой на урок

 

-включаются в учебную деятельность через обсуждение высказывания

«Химия правая рука физики, математика её глаза»

            А.В. Ломоносов

 

-умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам (Л).

2.Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии

Цель этапа:

-повторение ранее изученного материала, необходимого для изучения новой темы, раздела;

- актуализация знаний;

- обсуждение незнакомой ситуации.

-предлагает ответить на поставленные вопросы

Повторяют понятия:

-отрезка;

- его длины;

- названия концов   отрезка;

Вспоминают отдельные физические величины, их характеристики, названия.

 

Устный опрос:

1) Дайте определение отрезка [отрезок – это часть прямой, ограниченная двумя точками].

2) Что является длиной этого отрезка?

[расстояние от одной точки до другой].

3) Как называются концы отрезка? [граничные точки].

4) Вспомним физические величины: скорость, сила, ускорение. С помощью чего их можно полностью охарактеризовать? [а)числового значения; б) направления].

6) Как такие величины называют в физике? [векторными].

-анализ, сравнение, классификация (П);

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

-выполнение пробного действия (П);

-выполнение пробного учебного действия (Р);

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р);

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

3. Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа:

- постановка целей урока;

- выбор способа и средств их реализации.

-организует поисковую работу обучающихся.

 «Попробуйте определить тему урока и цели. Чем мы с вами будем заниматься на уроке?»

 

- формулируют цель урока и его тему;

- выбирают способ построения нового знания (практический и визуальный)

Задание 1: Посмотрите на рисунок. Слайд№2

Что это?

Сформулируйте понятие. [Направленный отрезок, у него есть начало и конец].

Формулируют тему: «Направленные отрезки, т.е. векторы» (учитель уточняет тему: «Понятие вектора»)

Цели: построение различных векторов, определение их названий, свойств

 

- самоопределение (Л);

-смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (К);

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

6.Реализация построенного проекта и решение исходной задачи

Цель этапа:

-построение обучающимися нового знания и формирование умений применять его при решении задач;

-организует деятельность обучающихся по реализации проекта

-реализуют проект в соответствии с планом;

-открывают новый способ и фиксируют его в речи и знаково;

-фиксируют преодоление затруднения;

- делают вывод в общем виде.

Слайд 3

Измерить длину отрезка, указать направление, найти в учебнике определение вектора. Сделать вывод по своему рисунку, правильно обозначить нарисованный вектор в тетради.

 

 

смыслообразование (Л);

- познавательная инициатива (Р);

- осознание ответственности за общее дело (Л);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель этапа:

-усвоение обучающимися нового способа действий

-помогает учащимся сформулировать определение вектора;

- наводящими вопросами подводит обучающихся к новым понятиям;

- организует работу группы по решению типовых задач;

-обращает внимание обучающихся на оформление заданий;

- организует соотнесение обучающимися своих действий с каждым шагом построенного правила

-формулируют определение вектора;

- с помощью рисунка определяют новые понятия;

- решают в группах задание на новый способ;

- проговаривают новый способ вслух 

Найти длины всех векторов на рисунке. Определяют, что такое длина вектора, как находится и обозначается

 

-выполнение действий по алгоритму (П);

- осознание ответственности за общее дело (Л);

- достижение договоренностей и тсясогласование общего решения (К)

 

8. групповая работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа:

- обеспечение усвоения понятия «вектор», длины вектора, равных векторов, коллинеарных векторов, нулевого вектора.

- организует самостоятельное выполнение обучающимися типовых заданий на новый способ действия с самопроверкой

- учатся самостоятельно определять длины векторов по рисунку

Решение задач у доски один ученик, остальные делают в тетрадях. Самопроверка в конце решения по слайдам презентации. Обращаем внимание на четкость рисунка и правильность обозначений векторов и их длин

Слайд 4

Слайд 5 задача 2

Слайд 6 задача 3

 

- выполнение действий

  по алгоритму (П);

- контроль (Р);

- коррекция (Р);

- оценка (Р);

- использование

  критериев для   

  обоснования своего

  суждения (К)

9.закрепление знаний и повторение

Цель этапа:

- включение нового способа действий в систему знаний;

- повторение и закрепление ранее изученного

- организует работу по повторению изученных определений;

 

- отвечают на поставленные вопросы устно и в парах на применение нового и   ранее изученного материала.

- обучающиеся должны четко уяснить, что вектор, отличный от нулевого, задается направлением и длиной.

Слайд 7

- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К);
- учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)

10.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель этапа:

-самооценка обучающимися результатов своей учебной деятельности

- организует беседу с обучающимися, связывая результаты урока с его целями.

 

- формулируют позиции нового материала и как они их усвоили;

-соотносят цель и результаты своей учебной деятельности

-самооценка полученных по теме знаний, умений

- рефлексия способов и условий действия (П);
- адекватное понимание причин успеха-неуспеха в учебной деятельности (Л);
- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных линий (К);

- самооценка на основе критериев успешности (Л)

11. Домашнее задание

-задаёт несколько заданий, различного уровня сложности

-инструктирует по поводу выполнения домашнего задания

-обучающиеся могут выбирать задание из предложенных номеров с учётом своих индивидуальных возможностей

Тест (приложение 1)

- самоопределение (Л)

 


 

Приложения: дидактические материалы к уроку - презентация, тексты учебных задач.

 Приложение №1 Домашнее задание

Тест: Понятие вектора.

Задание 1"Отрезок, для которого указано, какая из его граничных точек считается началом, а какая — концом, называется _____________________ или вектором". Запишите словосочетание, пропущенное в определении. Как по-другому называют вектор?

Запишите ответ:_________________________________

 

Задание 2

Пользуясь данными рисунка, укажите вектор, длина которого равна 6 см.

Выберите один из 5 вариантов ответа:

1)                 2)                3)                4)                 5)

Задание 3

Какие из записанных величин являются векторными?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) масса              2) площадь                  3) скорость                4) длина                    5) сила

 

Задание 4

Дайте название вектору, изображённому на рисунке, в соответствии с буквами, обозначающими его начало и конец.

Изображение:

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1)    2)   3)  4)

 

Задание 5

Пользуясь данными рисунка, определите длину изображённого вектора. Обратите внимание, возможны несколько вариантов ответа. Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) 0,5 дм

2) 50 мм

3) 12,5 см

4) 12,5 мм

5) 5 см


 

Технологическая карта урока учитель математики

Технологическая карта урока учитель математики

Формы организации познавательной деятельности : коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Формы организации познавательной деятельности : коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность

Р); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Р); -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Слайд 3 Измерить длину отрезка, указать направление, найти в учебнике определение вектора

Слайд 3 Измерить длину отрезка, указать направление, найти в учебнике определение вектора

Цель этапа: - обеспечение усвоения понятия «вектор», длины вектора, равных векторов, коллинеарных векторов, нулевого вектора

Цель этапа: - обеспечение усвоения понятия «вектор», длины вектора, равных векторов, коллинеарных векторов, нулевого вектора

П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 9

П); - контроль (Р); - коррекция (Р); - оценка (Р); - использование критериев для обоснования своего суждения (К) 9

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Приложения: дидактические материалы к уроку - презентация, тексты учебных задач

Приложения: дидактические материалы к уроку - презентация, тексты учебных задач

Пользуясь данными рисунка, определите длину изображённого вектора

Пользуясь данными рисунка, определите длину изображённого вектора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2022