Технологическая карта урока истории, 8 класс Тема. "Крепостное право в России второй половины XVIII века"
Оценка 4.6

Технологическая карта урока истории, 8 класс Тема. "Крепостное право в России второй половины XVIII века"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
8 кл—11 кл +1
30.08.2024
Технологическая карта урока истории, 8 класс Тема. "Крепостное право в России второй половины XVIII века"
Урок предполагает работу с литературными произведениями А.С. Пушкина "Евгений Онегин". "Дубровский", И.С. Тургенева " Муму", "Хорь и Калиныч", Д.И. Фонвизина "Недоросль" иллюстрациями художественных полотен: Краснов А.П. «Наказание крестьян розгами» Лебедев К. «Продажа крепостных с аукциона». 1910.г. Гейслер К. «Наказание плетьми крепостного крестьянина». 1805 г. Репин И. «Проводы новобранца». 1879 г. Иллюстрация работы Курдюмова В.Н. к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах»
Крепостное право в России во 2 половине 18 веке (2).doc

Технологическая карта урока истории, 8 класс

Тема: «Крепостное право в России во второй половине XVIII века»

Цели урока:

предметные: 1. Сформировать представление о положении крестьян во второй половине XVIII  века: доказать, что крестьяне находились в личной и поземельной зависимости

2. Научиться анализировать информацию из различных источников по отечественной истории, литературе и искусству.

3. Научиться составлять описание положения и образа жизни социальных групп России.

личностные: 1. Оценивать собственную учебную деятельность.

2. Грамотно выражать свои мысли, строить предложения, формирование умения слушать и слышать собеседника, изложение своей точки зрения, ее аргументация.

3. Формулировать свою позицию по изучаемой проблеме, проявляя доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость.

 метапредметные: 1. Планировать при поддержке учителя пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

2.Обобщать факты, составлять таблицы, тезисы, схемы, формулировать и обосновывать выводы, собирать, фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать ее

3.Логически строить рассуждения, применять начальные исследовательские умения.

 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся: самостоятельная работа, исследование, диалог, обсуждение, самопроверка и взаимопроверка, элементы дискуссии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Организационный момент ( мотивация учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностном уровне

 Приветствие

На экране ученики видят выдержки из «Жалованной грамоты дворянству» и «Жалованной грамоты городам» Екатерины  II (приложение 1)

Учитель: Из какого документа данные отрывки? Какими правами и обязанностями обладали дворяне в середине XVIII века?  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: За что дворянам давались эти права?

 

Учитель: Как решался вопрос о дворянской службе?

 

Вывод: Теперь нам понятно, почему историки называют правление Екатерины II «золотым веком дворянства»

Демонстрируют свое настроение после приветствия учителя.

Записывают дату урока в тетради

 

 

 Учащиеся отвечают на вопросы

 (Ответ 1.Жалованная грамота  дворянству, 1785 г.

Права: 1) только дворяне могли иметь имения (земельные угодья с селами, деревнями, населенными крестьянами), передавать их по наследству.

2.Дворяне освобождались от службы государству.

3.Не платили подушный налог

4.К ним не применялись телесные наказания.

5.Могли участвовать в торговле оптом своей продукцией)

Ответ 2: привилегии давались за службу дворян и их предков. Считалось привилегированным сословием.

Ответ 3:дворянство было единственным сословием, освобожденным от обязательной службы государству.

 

 Самомопределение, смыслообразование(л).

Целеполагание(п).

Планирование учебного процесса (к)

 

 

 

 

 

 

 Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П).

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учет разных мнений (К)

Учитель: В каком документе были закреплены права и привилегии городских сословий? Какие права получило купечество? Какие права получили горожане?

Ответ 4: в «Жалованной грамоте городам», 1785 г. Купечество имело право вести торговлю. Делилось на три гильдии. Имели право иметь органы самоуправления в городах.

 

Учитель: Предлагаю посмотреть подборку иллюстраций с полотнами художников. Идет просмотр слайдов презентации с полотнами художников

Краснов А.П. «Наказание крестьян  розгами»

Лебедев К. «Продажа крепостных с  аукциона». 1910.г.

Гейслер К. «Наказание плетьми крепостного крестьянина». 1805 г.

Репин И. «Проводы новобранца». 1879 г.

Иллюстрация работы Курдюмова В.Н. к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах»

Учитель (формулирует вопросы по полотнам): Что вы слышите?

Кто главный объект на картине? Какие категории крестьян вы знаете?

По каким признакам узнали, что это крепостные крестьяне?

Уточним, о какой категории крестьян будем говорить? Найдите, сколько миллионов крепостных крестьян проживало в России к началу 1760- х гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ: крестьяне

Ответ: частнособственнические (помещичьи), государственные (прежде черносошные), монастырские) 

Ответ: о крепостных крестьянах. Крепостных крестьян в России насчитывалось 5, 6 млн человек из 10 млн. жителей.

 Предлагают свои формулировки темы урока, формулируют цели урока.

 Записывают тему урока в тетрадь.

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.

 Учитель: Вспомним этапы становления крепостного права в России (приложение 2).

 Дается время для выполнения задания. Далее идет взаимопроверка (приложение 3).

 Вывод: начало рождения крепостного права - XV век, XVIII век - время его расцвета в России.

Учащиеся работают по карточкам? Обучающиеся представляют результаты самостоятельной работы(приложение 3).

 Анализ объектов с целью выделения  признаков; подведение под понятие (П)

 Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;  учет разных мнений (К)

III.  Мотивационный этап, этап постановки проблемы урока

Цель этапа: формулирование темы урока и постановка проблемы

 На слайде тема и план урока «Крепостное право в России во второй половине XVIII века»

1. Распространение крепостного права.

2. Повинности крепостных крестьян.

3. Помещик и личности крестьянина (власть помещика над крепостными крестьянами)

Учитель: Сформулируйте вопросы, ответы на которые будем искать. Помните, что на уроке мы ищем ответы на вопросы: что, где, как, когда, почему, каковы последствия.

Учитель: Екатерина Вторая была сторонницей идеалов Просвещения, следовательно логически возникает проблемный вопрос: Соответствовало ли отношение к крестьянам идеям Просвещения?

  

 

 

 

 

 

 

 

Ученики формулируют вопросы, проблему над которой предстоит работать. Вопросы записываются на доске.

Что такое крепостное право?

Где было распространено по территории России? Какой была власть помещика над крестьянами? Какие повинности несли крестьяне? Какие права были у помещика по отношению к своим крестьянам?

 

 Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

 Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений (К)

IV.Проблемное объяснение нового материала.

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысление и первичное закрепление учащимися знаний.

Разбор вопроса «Распространение крепостного права»

Учащимся раздаются карточки с образцом кластера «Права и власть помещика над крестьянами ( приложение 4) (ПРИЕМ «Кластер», который будет заполняться по  ходу изучения)

 Учитель: В помощь нам будут отрывки из литературных произведений русских писателей. У каждого из вас лежит кейс с отрывками.

Наша задача: назвать литературное произведение, автора и по ходу урока найти в них факты по теме урока   (приложение 5)

 Вопросы учащимся: Предположите:  на всей ли территории России существовало крепостное право? На какой территории России не могло быть и не существовало дворянского землевладения, а, следовательно, не было и крепостного права, крепостных крестьян. А куда бежали крестьяне от своих господ?

 Идет работа по карте УП, стр. 98

Вывод: следовательно,  исключаем территории, где проживало казачество (южные районы страны). Там было повольнее.

 

 

 

 

 

 

 

Ученики называют автора отрывка и произведение

1. Тургенев Муму» (дворовый Герасим)

2. Тургенев «Записки охотника» («Хорь и Калиныч»)

3.Пушкин А.С. «Евгений Онегин»

4.Пушкин «Дубровский»

5. Фонвизин «Недоросль»

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы.

Ответы учеников: На всей\не на всей.

 

 

Ответы: Крестьяне бежали на юг, на Дон. Там было вольнее.

 

Показ по карте Русского севера от Карелии  до Урала, Сибирь. Здесь практически не было дворянского землевладения

 

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

 Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений (К)

 Разбор вопроса. Суть, идея крепостного права. Идет работа с текстом УП стр.  98-99

 Вопрос: в чем заключалась основная идея крепостного права.

В чем это проявилось?

Почему такое было возможно?

Идет работа по литературным произведениям Тургенева «Муму», «Хорь и Калиныч» по вопросам к отрывку

 А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (строки о помещице Лариной)  по вопросам к отрывку

 Учащиеся находят ответ в тексте УП стр. 98-99.

Ответ: крестьяне всецело находились во власти помещика. Помещик имел право распоряжаться личностью крестьянина, его временем и трудом; права помещика в отношении крестьянина были практически неограниченными…

 Ответы: право насильно выдавать замуж, право сбора оброка; право на телесные наказания, право сдачи в рекруты - стригла  в солдаты.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

 Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений (К)

Разбор вопроса. Повинности крестьян»

 Идет работа  с текстом УП стр. 98-102

Вопросы учащимся:

Какие повинности несли крестьяне в пользу помещика? Вспомните определение понятий барщина, оброк?

А какие работы могли выполнять крепостные в хозяйство помещика.

В чем смысл оброка  и от кого/чего могли зависеть размеры оброка, барщины?

Вспомните Хоря из произведения Тургенева: кто определил размер его оброка  вначале в 50 целковых, позднее в 100 целковых?

Вывод: размер оброка и барщины зависел от воли помещика.

 

 

 

 

 

Мог ли крестьянин бросить участок земли и уйти от помещика?

Ученики работают с текстом УП стр. 98-102, анализируют отрывки из литературных произведений.

Ученики определяют, какие повинности несли крестьяне, уточняют понятия, находят в тексте учебного пособия виды работ на барщине.

Барщина – даровой, принудительный труд зависимого  крестьянина, работающего с личным инвентарем в хозяйстве земельного собственника.

Барщина исчислялась либо продолжительностью отработанного времени (числом дней, недель), либо объемом работы.

Оброк - одна из повинностей зависимых крестьян, заключающаяся в выплате дани помещику продуктами или деньгами; платеж феодалу в денежной либо в натуральной форме.

Ответ: нет. Крестьяне  были   собственностью помещика. Они убегали.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

 Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений (К)

 Разбор вопроса. Дворня, дворовые.  Работа с литературными произведениями Тургенева, Пушкина по вопросам к  тексту  произведений.

Вопросы: Кем были Татьяна, Герасим из произведения Тургенева «Муму», няня Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», Тришка из «Недоросля»  Фонвизина?

 Что значило быть дворовой прислугой? Их жизнь была легче работающих на барщине и  платящих оброк?

 Учитель: Из группы дворовых выделялись  так называемая крепостная интеллигенция Это семья художников Аргуновых, крепостные актеры графа Шереметьева.

 Идет работа по иллюстрации стр.101.

 Ответы учащихся: дворовой прислугой (прачка, швея, столяр, портной, шорник, ветеринарный врач, башмачник и др.); быть всегда на виду у хозяина, не иметь своего дома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают по иллюстрации.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)

 Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации; учет разных мнений (К)

Разбор вопроса. Положение крепостных крестьян при Екатерине II: ужесточение крепостного права

Организация работы с   текстом документа, стр. 103

Вопросы:

 О каком праве помещика свидетельствует документ

 Учитель: 1765 г - помещики получили право ссылать крепостных крестьян на каторжные работы

1767 г - крестьянам запретили подавать какие - либо жалобы на помещиков Власть помещика над жизнью и имуществом крестьянина приводили к чудовищным преступлениям. Примером дикого помещичьего произвола может служить дело   помещицы, известной в народе под именем «Салтычихи» (возвращение к иллюстрации   работы Курдюмова В.Н. к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах»)

Состояние помещика зависело от количества душ крепостных, ему принадлежащих. Возникло такое уродливое явление как торговля людьми

 

 

 

 

 

 

 

 Ответ: о праве помещика судить крепостных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают по иллюстрации

 

 Другие примеры взаимоотношений  помещиков и крестьян:

Обращение к отрывкам из произведений    Пушкина «Евгений Онегин»,  «Дубровский»( приложение 5)  по вопросам к  тексту отрывков.

Вопросы учащимся: 1.В чем особенности отношения Евгения Онегина к своим крепостным? 2.Какие строки говорят о том, что это было редким явлением?3. Какими были отношения крепостных крестьян и помещика Андрея Кирилловича Дубровского?

Учащиеся анализируют строки поэмы «Евгений Онегин» ( глава IV), отрывок из произведения «Дубровский».

 Делают выводы: доброе отношение помещиков к крестьянам и крестьян к помещикам

 

Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию

 Учитель: подводим итоги

Задание: 1.сформулируйте определение понятия крепостное право. Организация работы над понятием (приложение 6)

 Прочтите несколько определений. Определите, есть ли среди них неверное определение понятия «крепостное право». Найдите среди них самое полное, самое точное.

Задание 2: сравните ваши записи  в кластере с записями на слайде (ПРИЕМ «КЛАСТЕР»).

 Задание: вернемся к проблемному вопросу урока: соответствовало ли крепостное право идеям Просвещения? Понимала  ли это Екатерина  II? Могла ли она ослабить крепостной гнет?

 

 Ученики формулируют понятие.

Ученики выделяют признаки крепостного права, работая над понятием №4

 

 

 

 

  Ученики сравнивают свои записи с записями слайда (приложение 7)

 

 

 

Ученики на основе изученного материала, отвечают на вопросы, используя  раздел «Суждения, оценки» на стр. 102-103 УП

Анализ объектов, подведение под понятие; выдвижение гипотезы и их обоснование(П). Контроль и коррекция того, что  усвоено, осознание качества и  уровня  усвоения (Р)

Итоги урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание учащимися учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 Учитель:   Вернемся к нашим вопросам: все ли мы разобрали ( ПРИЕМ «Чистая доска». Учитель по ходу ответов учащихся  вытирает вопросы с доски)

ПРИЕМ «Три М»

Оцените свою работу на уроке, работу класса. Идет выставление оценок.

 Ученики отвечают на вопросы, дают оценку своим знания, выделяют моменты, которые учащимся показались самыми удачными

 Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка; адекватное понимание  причин успеха иди неуспеха в  УД; следование в поведении моральным нормам и этическим  требованиям (Л)

 Инструкция учителя по выполнению д\з

  Параграф 16. Доп. Задание: составить рассказ о жизни крепостных крестьян в России, используя материал УП и произведения русских писателей 19 в.

 Или: подготовить сообщение о крепостной  актрисе Жемчуговой\ помещице Дарье Салтыковой

 

Записывают д\з

 

 Приложение 1.

1. Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное.

2. Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благороднаго дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо; и для того изстари, ныне да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство не отъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются, и следственно:

8. Без суда да не лишится благородной дворянскаго достоинства.

9. Без суда да не лишится благородной чести.

10. Без суда да не лишится благородной жизни.

11. Без суда да не лишится благородной имения.

https://diletant.media/articles/35461375/?ysclid=lugtsh7ugl335399051

29.Городовым обывателям каждаго города жалуется дозволение собираться  в  том  городе и составить  общество градское, и пользоватися нижеписанными правами и выгодами.

80. Городовых обывателей, средняго рода людей,
 или мещан, название есть следствие трудолюбия
и добронравия, чем приобрели отличное состояние.
92.
Дозволяется всякому,  какого бы кто ни был
пола, или лет, или рода, или поколения, или
семьи,  или   состояния, или торга, или
 промысла,  или рукоделия, или ремесла, кто за
собою объявит капитал выше тысячи рублей до
пятидесяти тысяч рублей, записаться в гильдии.

 

 

http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gorgram.htm

 

Приложение 2.

Дата

Событие

??? год

 Судебник великого князя Ивана III установил двухнедельный срок перехода крестьян в Юрьев день

1550 год

???

??? год

Первый заповедный год, когда крестьянам запрещалось менять владельца

1597 год

???

1649 год

???

Приложение 3.

Дата

Событие

 1497 год

 Судебник великого князя Ивана III установил двухнедельный срок перехода крестьян в Юрьев день

1550 год

Судебник Ивана  IV увеличивал размер пожилого, которое  крепостной крестьянин платил при смене помещика

1581год

Первый заповедный год, когда крестьянам запрещалось менять владельца

1597 год

  Введение срока сыска крепостных – урочных лет

1649 год

  Отмена срока давности, окончательное закрепощение крестьян

 Приложение 4

 

 

 

 

 Приложение 7

или

 

 

 

 Приложение 5.

1.

Кому случалось из Болховского уезда перебираться в Жиздринский, того, вероятно, поражала резкая разница между породой людей в Орловской губернии и калужской породой. Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах…

…В первый же день моего знакомства с г. Полутыкиным он пригласил меня на ночь к себе. — До меня верст пять будет, — прибавил он, — пешком идти далеко; зайдемте сперва к Хорю. (Читатель позволит мне не передавать его заиканья.) — А кто такой Хорь? — А мой мужик... Он отсюда близехонько. Мы отправились к нему…

— Скажите, пожалуйста, — спросил я Полутыкина за ужином, — отчего у вас Хорь живет отдельно от прочих ваших мужиков? — А вот отчего: он у меня мужик умный. Лет двадцать пять тому назад изба у него сгорела; вот и пришел он к моему покойному батюшке и говорит: дескать, позвольте мне, Николай Кузьмич, поселиться у вас в лесу на болоте. Я вам стану оброк платить хороший. — «Да зачем тебе селиться на болоте?» — «Да уж так; только вы, батюшка, Николай Кузьмич, ни в какую работу употреблять меня уж не извольте, а оброк положите, какой сами знаете». — «Пятьдесят рублев в год!» — «Извольте». — «Да без недоимок у меня, смотри!» — «Известно, без недоимок...» Вот он и поселился на болоте. С тех пор Хорем его и прозвали. — Ну, и разбогател? — спросил я. — Разбогател. Теперь он мне сто целковых оброка платит, да еще я, пожалуй, накину. Я уж ему не раз говорил: «Откупись, Хорь, эй, откупись!..» А он, бестия, меня уверяет, что нечем; денег, дескать, нету... Да, как бы не так!..»

 Вопросы к тексту.

1.О каких видах повинностей говорится при сравнении мужиков Орловской и Калужской губерний.

2.Какая из повинностей легче для крестьян?

3.От кого мог зависеть размер повинностей?.

4.Какие виды работ выполняли крестьяне в усадьбе?.А кто, кроме самого крестьянина, мог выполнять эти работы (используйте текст учебного пособия, стр. 99)

 

 

2. Г-жа Простакова, Митрофан, Еремеевна.

 Г-жа Простакова (осматривая кафтан на Митрофане). Кафтан весь испорчен. Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку. (Еремеевна отходит.) Он, вор, везде его обузил. Митрофанушка, друг мой! Я чаю, тебя жмет до смерти. Позови сюда отца. Митрофан отходит.

Явление II

Г-жа Простакова, Еремеевна, Тришка.

Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?

Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.

Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! Тришка. Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет.

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит. Портной учился у другого, другой у третьего, да первоет портной у кого же учился? Говори, скот. Тришка. Да первоет портной, может быть, шил хуже и моего.

Митрофан (вбегает). Звал батюшку. Изволил сказать: тотчас.

Г-жа Простакова. Так поди же вытащи его, коли добром не дозовешься.

Вопросы к тексту.

1.К какой категории крепостных крестьян относится Тришка, Еремеевна?

2. Что значило быть дворовой прислугой? Их жизнь была легче работающих на барщине и несущих оброк?

3.В чем проявилась власть госпожи Простаковой над своими дворовыми?

 

 

3.

XXXII

Привычка усладила горе,

Не отразимое ничем;

Открытие большое вскоре

Ее утешило совсем:

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

Самодержавно управлять,

 И все тогда пошло на стать.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

 Служанок била осердясь —

Все это мужа не спросясь

 Вопросы к тексту.

1. Какими своими правами над крепостными пользовалась госпожа Ларина( в чем  выражалась власть  над крепостными)?

 

 

4. Старая барыня, у которой он жил в дворниках, во всем следовала древним обычаям и прислугу держала многочисленную; в доме у ней находились не только прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, — был даже один шорник, он же считался ветеринарным врачом и лекарем для людей, был домашний лекарь для госпожи, был, наконец, один башмачник, по имени Капитон Климов, пьяница горький. Климов почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком образованным и столичным, которому не в Москве бы жить, без дела, в каком-то захолустье, и если пил, как он сам выражался с расстановкой и стуча себя в грудь, то пил уже именно с горя. Вот зашла однажды о нем речь у барыни с ее главным дворецким, Гаврилой, человеком, которому, судя по одним его желтым глазкам и утиному носу, сама судьба, казалось, определила быть начальствующим лицом. Барыня сожалела об испорченной нравственности Капитона, которого накануне только что отыскали где-то на улице.

— А что, Гаврила, — заговорила вдруг она, — не женить ли нам его, как ты думаешь? Может, он остепенится.

— Отчего же не женить-с! Можно-с, — ответил Гаврила, — и очень даже будет хорошо-с.

— Да; только кто за него пойдет?

— Конечно-с. А впрочем, как вам будет угодно-с. Всё же он, так сказать, на что-нибудь может быть потребен; из десятка его не выкинешь.

— Кажется, ему Татьяна нравится? Гаврила хотел было что-то возразить, да сжал губы.

— Да!.. пусть посватает Татьяну, — решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, — слышишь?

— Слушаю-с, — произнес Гаврила и удалился.

Возвратясь в свою комнату (она находилась во флигеле и была почти вся загромождена коваными сундуками), Гаврила сперва выслал вон свою жену, а потом подсел к окну и задумался….

Дворецкий несколько раз прошелся по комнате.

— Ну, позовите теперь Татьяну, — промолвил он наконец.

Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога.

— Что прикажете, Гаврила Андреич? — проговорила она тихим голосом. Дворецкий пристально посмотрел на нее.

— Ну, промолвил он, — Танюша, хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала.

 — Слушаю, Гаврила Андреич. А кого они мне в женихи назначают? — прибавила она с нерешительностью.

— Капитона, башмачника.

— Слушаю-с.

— Он легкомысленный человек — это точно. Но госпожа в этом случае на тебя надеется.

— Слушаю-с.

 Вопросы к тексту.

1.Какие категории дворовых перечислены в тексте

2. В чем выразилась власть старой боярыни над Герасимом и Татьяной?

 

 

5. — Скажи, пожалуйста, Антон, какое дело у отца моего с Троекуровым?

— А бог их ведает, батюшка Владимир Андреевич... Барин, слышь, не поладил с Кирилом Петровичем, а тот и подал в суд — хотя почасту он сам себе судия. Не наше холопье дело разбирать барские воли, а ей-богу, напрасно батюшка ваш пошел на Кирила Петровича, плетью обуха не перешибешь.

— Так, видно, этот Кирила Петрович у вас делает что хочет?

 — И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках. Господа съезжаются к нему на поклон, и то сказать, было бы корыто, а свиньи-то будут.

— Правда ли, что отымает он у нас имение?

— Ох, барин, слышали так и мы. На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирила Петрович. Микита кузнец и сказал ему: и, полно, Савельич, не печаль кума, не мути гостей

— Кирила Петрович сам по себе, а Андрей Гаврилович сам по себе, а все мы божии да государевы; да ведь на чужой рот пуговицы не нашьешь.

 — Стало быть, вы не желаете перейти во владение Троекурову?

— Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави: у него часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкурку, да и мясо-то отдерет. Нет, дай бог долго здравствовать Андрею Гавриловичу, а коли уж бог его приберет, так не надо нам никого, кроме тебя, наш кормилец. Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем. — При сих словах Антон размахнул кнутом, тряхнул вожжами, и лошади его побежали крупной рысью.

Вопросы к тексту.

1.Какими были отношения крепостных крестьян и  помещика Андрея  Кирилловича Дубровского?

 

6.

IV

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Зато в углу своем надулся,

Увидя в этом страшный вред,

Его расчетливый сосед;

Другой лукаво улыбнулся,

И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

 Вопросы к тексту.

1. В чем особенности отношения Евгения Онегина к своим крепостным?

2.Какие строки говорят о том, что это было редким явлением?

Приложение 6.

 Задание.1. Прочтите несколько определений понятия «крепостное право». 2. Найдите среди них самое точное определение.

1.Крепостное право - форма зависимости крестьян, при которой они наделены землей, несут за пользование этой землей повинности, подчиняются судебной и административной власти помещика, являясь его собственностью

2.Крепостное право - форма зависимости между крепостным крестьянином и помещиком, предполагающая «прикрепление» крестьянина к земле и полное подчинение его власти помещика-землевладельца.

3. Крепостное право - форма зависимости крестьянина от помещика, владельца земли

4. Крепостное право – совокупность юридических норм, закрепляющих запрет крестьянам уходить со своих земельных наделов без разрешения властей ( то есть прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян; беглые подлежат принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определенного помещика (владельца земли), лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для помещика отчуждать крестьян без земель.

 

 


Технологическая карта урока истории, 8 класс

Технологическая карта урока истории, 8 класс

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся : самостоятельная работа, исследование, диалог, обсуждение, самопроверка и взаимопроверка, элементы дискуссии

Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся : самостоятельная работа, исследование, диалог, обсуждение, самопроверка и взаимопроверка, элементы дискуссии

Вывод: Теперь нам понятно, почему историки называют правление

Вывод: Теперь нам понятно, почему историки называют правление

По каким признакам узнали, что это крепостные крестьяне?

По каким признакам узнали, что это крепостные крестьяне?

Учитель : Сформулируйте вопросы, ответы на которые будем искать

Учитель : Сформулируйте вопросы, ответы на которые будем искать

На какой территории России не могло быть и не существовало дворянского землевладения, а, следовательно, не было и крепостного права, крепостных крестьян

На какой территории России не могло быть и не существовало дворянского землевладения, а, следовательно, не было и крепостного права, крепостных крестьян

Идет работа с текстом УП стр

Идет работа с текстом УП стр

Тришка из «Недоросля» Фонвизина?

Тришка из «Недоросля» Фонвизина?

Курдюмова В.Н. к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания

Курдюмова В.Н. к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания

Прочтите несколько определений

Прочтите несколько определений

Инструкция учителя по выполнению д\з

Инструкция учителя по выполнению д\з

Без суда да не лишится благородной жизни

Без суда да не лишится благородной жизни

Судебник Ивана IV увеличивал размер пожилого, которое крепостной крестьянин платил при смене помещика 1581год

Судебник Ивана IV увеличивал размер пожилого, которое крепостной крестьянин платил при смене помещика 1581год

Приложение 7 или

Приложение 7 или

Приложение 5. 1. Кому случалось из

Приложение 5. 1. Кому случалось из

Какая из повинностей легче для крестьян? 3

Какая из повинностей легче для крестьян? 3

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит

Г-жа Простакова. Ища он же и спорит

Открыла тайну, как супругом

Открыла тайну, как супругом

Капитон Климов, пьяница горький

Капитон Климов, пьяница горький

Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога

Через несколько мгновений Татьяна вошла чуть слышно и остановилась у порога

Так, видно, этот Кирила Петрович у вас делает что хочет? —

Так, видно, этот Кирила Петрович у вас делает что хочет? —

IV Один среди своих владений,

IV Один среди своих владений,

IV Один среди своих владений,

IV Один среди своих владений,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2024