Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Расцвет Владимиро-Суздальского княжества в XII веке"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Расцвет Владимиро-Суздальского княжества в XII веке"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
история
6 кл—7 кл
03.02.2020
Технологическая карта урока истории в 6 классе по теме "Расцвет Владимиро-Суздальского княжества в XII веке"
Планируемые результаты : личностные: содействовать воспитанию уважения к истории своей Родины; метапредметные: развивать умение работать с картой, историческими источниками, систематизировать данные в таблицу; предметные: определить особенности развития Владимиро-Суздальского княжества. Тип урока: открытие новых знаний. Форма урока: образовательное путешествие. Оборудование: медиапрезентация «Владимиро-Суздальское княжество», рабочие листы с заданиями, исторический источник «Оценка Н.И. Костомарова деятельности Андрея Боголюбского», проектор, ПК для учителя с выходом в Интернет, экран.
Конспект урока истории.docx

 

Методическая разработка урока по истории

6 класс по теме: « Расцвет Владимиро-Суздальского княжества в XII веке»

 

 

                                                § 13, УМК Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.

                                       Под ред. Торкунова А.В. История России.

 6  класс. В 2-х частях – М.: Просвещение, 2018г.

 

 

 

 

 

 

                                 Автор: Зотов Геннадий Дмитриевич,              

                                              учитель истории и обществознания

                                              МОУ СШ с. Кезьмино, Сурского р-на,

                                              Ульяновской области



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Тема урока:  «Владимиро-Суздальское княжество».

                                                                                                        

    Цель: познакомить  с периодом феодальной раздробленности на Руси на примере истории Владимиро-Суздальского княжества. Показать, что раздробленность была обязательным этапом в истории феодальных государств. Определить особенности истории Владимиро-Суздальского княжества.

    Планируемые результаты :

личностные: содействовать воспитанию  уважения к истории своей Родины;

метапредметные: развивать умение   работать с картой, историческими источниками, систематизировать данные в таблицу;

предметные: определить особенности развития Владимиро-Суздальского княжества.

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Форма урока: образовательное путешествие.

    Оборудование: медиапрезентация «Владимиро-Суздальское княжество», рабочие листы с заданиями, исторический источник «Оценка Н.И. Костомарова деятельности Андрея Боголюбского», проектор, ПК для учителя с выходом в Интернет, экран.

Ход урока.

                            1.Организационный момент.

     Доброе утро, ребята! Рад вас видеть! Начинаем наш урок.

                                          2.Актуализация знаний.

     На прошлом уроке мы совершили путешествие на машине времени во времена начала раздробленности на Руси. Раздробленность была естественным историческим явлением. Она имела место в Европе и Азии. Проявилась она и на территории Руси.

      Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов по теме прошлого урока. (Раздаю рабочие листы 1 и 2).

Проверим  задание  на рабочем листе 1.

1.Назовите дату, которая считается началом раздробленности на Руси.

 2.Что произошло в этот год?

 3.Назовите дату проведения съезда.

 4. Инициатор созыва съезда.

 5. В чём заключались решения съезда.

 6. Значение съезда.

 (Предполагаемые  ответы обучающихся:

1097 год, Любечский съезд князей, Владимир Мономах, на съезде князья не договорились о единстве, раздробленность осталась).

Работа в тетради.                                                                                 (Слайд 2)

Вносим в таблицу правильные ответы на вопросы.

                                                                                                                

Дата проведения съезда

1097

Инициатор созыва съезда

Владимир Мономах

Решения съезда

1.«Каждый держит отчину свою»

2. Сообща бороться против половцев.

Значение съезда

Попытка договориться о прекращении распрей. Закрепление разделения русской земли на отдельные княжества.)

 

(Слайд 3)

     Вспомните, какие известные вам события имели место в этом веке в Западной Европе, если с ними связаны правители, один из которых получил прозвище Рыжебородый, а второй – Львиное сердце?

(Предполагаемый ответ обучающихся: Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый) участвовал в Третьем Крестовом походе. Провел в войнах в Европе большую часть жизни.

Ричард I Львиное Сердце. Смелый рыцарь, «всех хотел превзойти славой». Участник Третьего Крестового похода. Храбрый, но и жестокий. Штурмом взял Акру, этот город стал столицей Иерусалимского королевства, но там крестоносцы перебили 2000 тыс. мусульман. Не сумел отвоевать Иерусалим. Из Англии получил плохие вести. Поспешил домой, но попал в плен к германскому императору. Его освободили, когда Ричард принес вассальную присягу императору и уплатил большой выкуп.)

В это время в Европе был организован Третий Крестовый поход. Русь – православное государство. Католическая и православная церковь находились в состоянии скрытой вражды. Киевский князь Владимир Мономах понимал, что противостоять сильному врагу можно, только объединившись.

(Слайд4)

    Ответьте на вопрос:  какие три даты: 1097 г., 1113 г., 1132г. связаны с именем Владимира Мономаха?

(Предполагаемый ответ обучающихся:

1097 г. – Любечский съезд. Попытка прекратить распри. Начало раздробленности на Руси.

1113 г. – Владимир Мономах стал великим киевским князем.

1132 г. – умер Мстислав Владимирович, сын Владимира Мономаха. Раздробленность на Руси оформилась окончательно).

     Проверяем  задание на рабочем листе 2

Вам необходимо было подчеркнуть красным цветом политические, а зеленым цветом экономические причины раздробленности Древнерусского государства.

(Предполагаемый ответ обучающихс

 1)Князья-наместники имели свой аппарат управления.(политические)-

 2)Население крупных городов хотело иметь не киевского наместника,    а собственного князя, отстаивающего их интересы.(политические)

3).В Древнерусском государстве не было четкого порядка наследования киевского престола.(политические)

4).Упадок Киевской земли из-за княжеских усобиц и половецких набегов.(экономические)

5).Возвышение новых городских центров.(экономические)

6).Упадок торгового пути «из варяг в греки».(экономические)

7).Оседание княжеской дружины на землю.(политические)

Работа в тетради.                                                                                 (Слайд 5)

Вносим в таблицу правильные ответы на вопросы.

     Ответим  на вопрос: почему Владимир Мономах смог победить половцев, а остановить дробление Древней Руси не сумел?

(Предполагаемый ответ обучающихся: потому что раздробленность была естественным историческим процессом как и в других странах Европы.)

    Итак, раздробленность была тем историческим этапом развития, через который прошли практически все государства в период средневековья, включая Русь.                                                                                       

                        3.Изучение нового учебного материала.                   (Слайд 6)

   Ребята, тема нашего сегодняшнего урока: «Владимиро-Суздальское княжество».

   Цель нашего урока:  определить особенности истории Владимиро-Суздальского княжества.

Для достижения этой цели мы рассмотрим следующие вопросы.

                                         План.

1.Географическое положение, природа и люди.

2.Правители Владимиро-Суздальской земли.

3.Особенности управления Владимиро-Суздальского княжества.

 

    Период раздробленности на Руси имел свои особенности в разных княжествах.

                                                                                                         (Слайд 7)

   Сегодня на уроке мы совершим путешествие во  Владимиро-Суздальское княжество. Княжество несколько раз меняло столицы и свое название: Ростовское – Суздальское – Владимирское. В исторической науке оно больше значится как  Владимиро-Суздальское. Опишите границы княжества. (С какими княжествами Руси оно граничит?)

(Устные ответы обучающихся

                                                                                                           (Слайд 8)

      А теперь рассмотрим подробнее географическое положение Владимиро-Суздальского княжества, природу и занятия людей.

 Вопросы к обучающимся по географическому положению Владимиро-Суздальского княжества (по содержанию слайда). (Устные ответы обучающихся).

К XII в.  Владимиро-Суздальское княжество стало одним из сильнейших и самых влиятельным на Руси.

    По притоку Оки, реке Клязьме,  ходят торговые суда. Ока впадает в Волгу, а та – в Каспийское море, открывая путь в восточные страны. По берегам – поля, где выращивают рожь и пшеницу. На лугах – многочисленные стада коров. В садах много яблок. Благодатный край.

Сделайте записи в таблице.

    В Х в. территория будущего Владимиро-Суздальского княжества была северо-восточной окраиной Руси. Стена густого леса защищала земли от степняков. В лесах много зверья, грибов, ягод. Дикие пчелы давали мед.

К северо-востоку от Москвы леса редели, начиналось ополье – равнина, окруженная лесами. Именно здесь возникли первые города будущего княжества. Много рек, полноводных и судоходных.

    Кто же жил в этих краях? Славянские племена вятичей, а также финно-угорские племена: мурома, меря, мордва. А также пришедшие с севера и запада ильменские славяне.

     К концу 11в. сюда хлынул поток переселенцев из южнославянских княжеств. (вопрос к обучающимся) Почему?

(Предполагаемый ответ обучающихся: искали покоя от набегов кочевников и междоусобиц в южных землях. Также привлекали свободные земли.)

   Происходил диалог культур. Как думаете, что это такое?

(Предполагаемый ответ обучающихся: способы обработки земли (с юга) накладывались на особенности климата (местные)).

 

 

                                                                                                   (Слайд 9)

   Ребята, я предлагаю вместе со мной совершить «путешествие» по землям этого княжества. Много деревень и городов. Найдите на карте города: Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир.  Эти города и сегодня украшают нашу страну.

   Ростов.                                                                                           (Слайд 10)

   Суздаль.                                                                                                (Слайд 11)

 Ярославль.                                                                                              (Слайд 12)          Центром Владимирского княжества был город Владимир.               (Слайд 13)

Перед вами Золотые  купола Успенского собора (главный храм г. (Владимира).                                                                                            (Слайд14)

 Другое «диво-дивное» - собор Дмитровский во Владимире.           (Слайд 15)                         

                                                                                                                   (Слайд16)

    Деятельность князей способствовала росту могущества Владимиро-Суздальской земли. Летописи сохранили их имена: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.  Обратите внимание на происхождение прозвищ владимирских князей.

    Юрий Долгорукий. С именем этого князя связано первое упоминание о Москве – 1147 г. Владимир Мономах выделил сыну Юрию небольшое Ростовское княжество. А Юрий хотел большего! Даже «тянул руки» к киевскому престолу. Дважды владел им (1149-1151, 1155-1157). В годы его правления Ростово-Суздальское княжество превратилось в обширную, богатую и независимую страну на северо-востоке Руси. Хотел получить поддержку церкви, поэтому строил храмы.

     Андрей Боголюбский. Сын Юрия Долгорукого и дочери половецкого князя. Властолюбивый и жестокий политик, избавлялся от соперников: выгнал брата, племянников, мачеху. Захватил Киев и разграбил его. Но продолжал жить во Владимире. Присоединил некоторые земли мордвы, часть новгородских владений. Был храбрым воином, отличился разгромом кочевников, защищая границы не только своего княжества, но и всей Руси. Пытался перевести митрополита во Владимир, чтобы сделать этот город религиозным центром Руси.

(Слайд17)

     Отправляясь на север из Киевской земли, Андрей увез с собой одну из киевских святынь – икону Богоматери. Как повествует летописец, кони, везшие повозку с иконой, остановились в окрестностях Владимира, и никакая сила не могла сдвинуть их с места. Князю пришлось заночевать в поле. Во сне Андрею явилась Богородица, повелевавшая основать церковь на месте видения, а икону оставить во Владимире.

                                                                                                          (Слайд 18)

      Князь выстроил вместе с церковью великолепный белокаменный дворец. Его новая резиденция получила название Боголюбово, а сам князь – прозвище Боголюбский.

     Работа с источником. (Раздаю текст источника)

«Известный историк 19 в. Н.И.Костомаров, используя летописи, дал следующую характеристику Андрею Боголюбскому: великий князь любил «показывать свое первенство во всей Руси; вмешиваясь в междоусобия, происходившие в других русских землях, он хотел разрешать их по своему произволу. Главною целью его деятельности было унизить значение Киева, лишить древнего старейшинства над русскими городами, перенеся это старейшинство на Владимир, а вместе с тем подчинить себе вольный и богатый Новгород… Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно…по произволу казнил смертью всякого, кого хотел».

   Согласны ли вы с этим высказыванием? ( Предполагаемый ответ обучающихся: да, но у такой политики были свои причины).

    Свою позицию аргументируйте сведениями, полученными на уроке. (Предполагаемый ответ обучающихся: хотел сделать Владимиро-Суздальское княжество самым величественным, для этого разорил Киев, хотел перевезти митрополита во Владимир. Но в то же время, был храбрым воином, почитал Бога. В XII в. Владимиро-Суздальское княжество больше подходило для центра Руси, так как находилось в более защищенном месте, не подвергалось набегам половцев. Там активнее развивалось с/х, ремесло, торговля, градостроительство).

     Политика Андрея Боголюбского была достаточно жесткой, она вызвала недовольство бояр. В 1174 г. они организовали заговор против него.

     Всеволод Большое Гнездо был сыном Юрия Долгорукого. Когда Андрей Боголюбский изгнал своих братьев, Всеволод нашел приют у византийского императора в Константинополе. Право на престол доказывал в борьбе с племянниками. Присвоил титул Великого князя Владимирского.  Создавал сословие из дворян (опору единоличной власти), одаривая дружинников землями. Подчинил рязанские земли, земли мордвы, захватил часть Новгородского владения. Был властным, но осторожным правителем. Удерживал престол более 36 лет. Прозвище свое получил за большое «семейное гнездо»: 8 сыновей и 4 дочери.

(Слайд19)

    Что знаменательного совершили владимирские князья для своего княжества? Что сделал каждый из них для усиления своей власти? Соединим между собой соответствующие элементы схемы.

(Слайд20)

Главной особенностью управления княжества была сильная власть князя. Вече практически не собиралось, дружинники являлись послушными слугами князя.

Закрепление учебного  материала.

(Слайд 20)

    Итак, в начале урока мы поставили перед собой цель: определить особенности истории Владимиро-Суздальского княжества. Для этого в тетрадях заполним таблицу,

 

Линии сравнения

Владимиро-Суздальское княжество

Новгородская земля

Географическое положение

Северо-восток Руси.

 

Природно-климатические условия

Благодатный край. Лес, ополье, много рек. В лесу много зверья, ягод, грибов, меда диких пчел.

 

Основные городские центры

Ростов, Суздаль, Ярославль, Владимир

 

Занятия населения

Земледелие, скотоводство, ремесло, торговля.

 

Политические особенности

Сильная власть князя.

 

Заполнение таблицы по истории Новгородской земли продолжим на следующем уроке.

  А теперь сделаем выводы по теме урока.

1.Какова роль владимирских князей в истории? (Предполагаемый вывод обучающихся: стремились укрепить свое княжество).

2.Доказать, что Владимирское княжество было одним из главных центров Руси. (Предполагаемый вывод обучающихся: его князья много сделали для своей земли, и оставили в истории Руси значительный след в защите от набегов кочевников).

            4.Комментирование ответов, выставление оценок.

                                                                                                                  (Слайд 21)

             5.Домашнее задание.

§ 13, вопросы и задания по параграфу.

                                                                                                                  (Слайд 22)

По итогам урока прошу поделиться вашими впечатлениями.

Утверждения рефлексии:

·        У меня были трудности, не все успел (а).

·        Было много нового, у меня многое получилось.

·        Мне было интересно и все получилось, хочу знать больше.        

(Всем дать письменный краткий ответ на карточке)

   Урок окончен,  вы свободны.

                                                   Источники

   Литература

1.     История России. 6 класс. В 2 частях - Арсентьев Н.М., Данилов А.А. и др.   /Под ред. Торкунова А.В. – М.: Просвещение, 2016. - Ч1 — 128c., Ч2 — 128c.

2.     История России. Рабочая тетрадь. 6 класс - Артасов И.А., Данилов А.А. и др./ М.: Просвещение, 2016. -  128 с.

3.     История России. Атлас. 6 класс - Мерзликин А.Ю., Старкова И.Г. – М.: Просвещение, 2016. - 32 с.

Интернет-источники

1.     Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. [Электронный ресурс]. – [2008]. – Режим доступа: https://mybook.ru/author/nikolaj-ivanovich-kostomarov/russkaya-istoriya-v-zhizneopisaniyah-ee-glavnejshi/read/

2.     Проект STAR-MEDIA. История Государства Росийского, 49 серия. [Электронный ресурс]. – [2018]. – Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?source=series-nav&filmId=5198934882433193620&text=история+государства+российского+49+серия&from=tabbar

3.     https://otvet.imgsmail.ru/download/u_b5dce6886c3e362a8f959b3b588a440b_800.jpg

4.     https://diletant.media/upload/images/Фото0987екапро%201.jpeg

5.     https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2018/04/27/regnum_picture_1524827353476007_normal.jpg

6.     https://gdzplus.com/images/plus/142.jpg

7.     https://s3.nat-geo.ru/images/2019/5/16/3386ec269f914a5ca57ec1626dcd9395.max-1200x800.jpg

8.     https://180731.selcdn.ru/ruscivilization/uploads/2017/7/img-94974170.JPG

9.     http://miph.info/wp-content/uploads/2012/05/IMG_5273.jpg

10. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/202366/3350bb5c-7075-4145-912c-9ff64abf898b/s1200

11. https://i.artfile.me/wallpaper/19-06-2017/2048x1536/uspenskij-sobor-goroda---pravoslavnye-ce-1180981.jpg

12. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=боголюбово&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Favatars.mds.yandex.net%2Fget-pdb%2F1920338%2F12d087de-5dfc-4d30-9795-4f05e3cfaa42%2Fs1200&rpt=simage

13. https://img.tsargrad.tv/cache/7/0/knyaz.jpg/w1056h594fill.jpg

14. https://static1-repo.aif.ru/1/ed/1351436/58496579ca4f40b9bb8945a820dd2d3d.jpg

15. http://f.mypage.ru/1bfac8d1966933afdf642ceac81b6934_5c8d3173c3e4bed00126e6b3f429b481.jpg

16. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/112297/pub_5d710ec497b5d400ae4c5589_5d710f7bba281e00ad8b0dd1/scale_1200

17. https://russ-tur.ru/wp-content/uploads/2017/03/Владимир.-Дмитровский-собор.jpg


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока по истории 6 класс по теме: «

Методическая разработка урока по истории 6 класс по теме: «

Тема урока: « Владимиро-Суздальское княжество»

Тема урока: « Владимиро-Суздальское княжество»

Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов по теме прошлого урока

Учащимся предлагается ответить на несколько вопросов по теме прошлого урока

Акру, этот город стал столицей

Акру, этот город стал столицей

Возвышение новых городских центров

Возвышение новых городских центров

Владимиро-Суздальское. Опишите границы княжества

Владимиро-Суздальское. Опишите границы княжества

Предполагаемый ответ обучающихся: искали покоя от набегов кочевников и междоусобиц в южных землях

Предполагаемый ответ обучающихся: искали покоя от набегов кочевников и междоусобиц в южных землях

Руси. Хотел получить поддержку церкви, поэтому строил храмы

Руси. Хотел получить поддержку церкви, поэтому строил храмы

Согласны ли вы с этим высказыванием? (

Согласны ли вы с этим высказыванием? (

Главной особенностью управления княжества была сильная власть князя

Главной особенностью управления княжества была сильная власть князя

Слайд 22) По итогам урока прошу поделиться вашими впечатлениями

Слайд 22) По итогам урока прошу поделиться вашими впечатлениями

Фото0987екапро%201.jpeg 3. https://regnum

Фото0987екапро%201.jpeg 3. https://regnum
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020