Технологическая карта урока истории в 7 классе на тему: Правление Василия Шуйского.
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Технологическая карта урока истории в 7 классе на тему: Правление Василия Шуйского.

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
история
25.02.2020
Технологическая карта урока истории в 7 классе на тему:  Правление Василия Шуйского.
Урок открытия нового знания к учебнику Е.В.Пчелова, П.В.Лукина " История России 16-17 века" ( параграф 11). В основу урока взята технология критического мышления. В течение урока использованы разные формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная, самостоятельная. Урок соответствует требованиям ФГОС.
ИР7 п.11.docx

Тема урока

Правление Василия Шуйского

Цель урока

Познакомить  учащихся с деятельностью Василия Шуйского, выяснить, почему его правление не закончило Смуту; рассмотреть ход и итоги восстания Болотникова.

Программные требования

Личностные результаты: Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Умение соблюдать дисциплину на уроке. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Уважительное отношение к чужому мнению. Познавательный интерес к истории России. Понимание роли личности в истории. Осознание негативных последствий политической нестабильности в стране

Метапредметные результаты: Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, работать с различными видами информации; искать, анализировать и структурировать информацию; устанавливать причинно-следственные связи,  характеризовать личность человека, описывать события, строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, планировать и оценивать результаты своей работы. Владение основами самоконтроля и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение планировать общие способы работы, распределять функции между членами группы, сотрудничать, обмениваться информацией, аргументированно высказывать свою точку зрения

Предметные: Овладение основными понятиями темы. Знание хронологии событий. Умение рассказывать об обстоятельствах вступления на престол Василия Шуйского, объяснять смысл «крестоцеловальной записи». Умение характеризовать личность «боярского царя» и его деятельность на российском престоле. Умение составлять развёрнутый план восстания И.И. Болотникова. Умение показывать по исторической карте направления походов И.И. Болотникова. Умение объяснять причины поражения движения И.И. Болотникова, используя текст исторического источника («Московская хроника» Конрада Буссова об осаде Тулы войсками Василия Шуйского)

План изучения нового материала

1. Царь Василий Шуйский ( 1606 – 1610)

2. Восстание Болотникова (1606 - 1607).

3. Поражение Болотникова.

Основные понятия

Смутное время, гражданская война, самозванчество, крестоцеловальная запись.

Имена исторических деятелей

Василий Шуйский, Патриарх Гермоген, Иван Болотников, Илейка Муромец – самозванец царевич Пётр, Михаил Скопин-Шуйский.

Основные даты

1606 – 1610гг. – правление Василия Шуйского

1606 – 1607гг. - восстание под предводительством Ивана Болотникова

Тип урока

Изучение нового материала

Технология

ТРКМ

Оборудование

Учебник Е.В.Пчелов, П.В. Лукин. История России XVI – XVII века. Мультимедийная  презентация.

Домашнее задание

Параграф  11, повторить  даты по теме « Смутное время».

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный

Приветствие обучающихся.

 

Настрой на работу.

 « Дерево ожиданий»:

- я узнаю…

- я смогу…

 

2. Актуализация знаний.

 

 

 

Постановка учебной задачи

 

Организация индивидуальной работы по тестам.

 

 

 

Главный вопрос урока:  Кто и как решал судьбу центральной власти в Смутное время? Как складывались отношения власти и населения?

 

Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, сдают работы на проверку.

 

Участвуют в формулировании темы урока.

Записывают  тему и вопросы в тетрадь.

3. Изучение нового материала

1. Царь Василий Шуйский ( 1606 – 1610)

Приём « толстых и тонких вопросов»

После смерти Лжедмитрия I новым царем стал Василий Шуйский (слайд). По словам современников, он был "выкликнут" царем. Как вы думаете, что это значит?

 Что вам известно о личности Василия Шуйского?

 

 

 

Заслушивание сообщение о Василии Шуйском

- один из учеников

 

 

 

Организация работы с « крестоцеловальной записью»:

- комментированное чтение документа;

- обсуждение документа и анализ ( Приложение 2);

- записи в рабочие тетради.

 

 

 

 

 

 

 

Попытка В.Шуйского прекратить Смуту:

- причисление царевича Дмитрия к лику святых;

- новый патриарх Гермоген.

 

 

 

2 – 3. Восстание Болотникова (1606 - 1607).

Поражение Болотникова.

Самостоятельная работа:

- знакомство с информацией о И.И.Болотникове ( стр.73, учебника)

Физминутка

Разбор материала параграфа стр. 72 - 75

Организация работы по заполнению таблицы «Восстание Болотникова (1606 - 1607) ».

( приём « Сюжетная таблица»)

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

 

Цель работы: подвести обучающихся к пониманию целей основных участников восстания. Роль  дворян в событиях 1606 – 1607 гг. Появление нового самозванца Илейки Муромца. Причины поражения восставших.

 

Участвуют  в обсуждении.

- называют год смерти Лжедмитрия I;

- вспоминают о расследовании гибели царевича Дмитрия в Угличе 1591 г.;

- высказывают свои предположения прихода к власти В.Шуйского.

Заслушивают Сообщение – историческую справку о В.Шуйском ( Приложение 1)

Записывают годы правления в тетрадь.

 

Записи в рабочие тетради:

1) Не допускать безграничного самовластия:

2) Никого не казнить без боярского суда.

3) Не слушать ложных доносов.

4) Не отнимать имущества у наследников и родственников осужденных.

 

Делают  выводы: царь Василий Шуйский имел слишком много противников. Его избрание не успокоило народ и не прекратило Смуту.

 

 

Работают с иллюстрацией в учебнике стр.170 . и презентацией.

 

Физминутка

 

Участвуют в обсуждении событий  1606 - 1607 гг, анализируют услышанный от учителя материал, заполняют таблицу.

 

 

Комментированное чтение: « Из записок саксонца Конрада Буссова, находившегося в Туле во время осады города войсками Василия Шуйского» - стр.75 – 76.

Поиск ответа: Какая информация записок помогает объяснить причины поражения восставших?

 

4. Первичное повторение и  закрепление

 

Повторительно - обобщающая беседа.

- Почему Василия Шуйского называли « боярским царём»?

- Что, на ваш взгляд,  стало главной причиной восстания И. Болотникова?

- Объясните, почему восстание потерпело поражение?

- Кто и как решал судьбу центральной власти в Смутное время?

- Как складывались отношения власти и населения?

 

 

Отвечают на вопросы, анализируют, систематизируют материал, делают вывод, отвечая на главный вопрос урока.

 

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

 

Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся.

Составление синквейна:

В первой строке записывается одно слово- существительное. Это и есть тема синквейна.

Во второй строке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

В третьей строке записываются три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме синквейна.

В четвертой строке размещается фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка – это резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить личное отношение к ней.

 

Составляют синквейн в парах:

- презентуют свои работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

« Дерево ожиданий»:

- я узнал, что …

- я смог …

 

 

Сообщение – историческая справка о Василии Шуйском                                                                                                                Приложение 1.

Василий Иванович Шуйский представитель рода нижегородско - суздальских Рюриковичей, он входил в круг наиболее могущественной аристократии страны. Его политическая биография была полна взлетов и падений. Его моральный облик вполне виден из сопоставления трех фактов:

1591 год - возглавил расследование по убийству царевича Дмитрия, сделал заключение, что эта смерть ненасильственная, случайная;

1605 год - он свидельствовал москвичам о спасении царевича Дмитрия в 1591 году, чтобы подтвердить законность власти Лжедмитрия I;

1606 год - именно по инициативе В. Шуйского царевич Дмитрий был объявлен Святым, "как невинно убиенный от царя Бориса".

На  царский престол взошел человек, который способен был солгать под присягой, и легко менял свои убеждения ради корыстных целей. Поэтому Василий Шуйский не внушал доверия и любви своим поданным.

Приложение 2

Крестоцеловальная запись Василия Шуйского, 1606 г.

Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, щедротами и человеколюбием славимаго бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии.

И позволил есми яз, царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жен, и у детей не отъимати, будет которые с ними в мысли не были, также и у гостей, и у торговых, и у черных людей, хотя которой по суду и по сыску доидет и до смертные вина, и после их у жен и у детей дворов и лавок, и животов не отъимати, будут они с ними в той вине неповинны; да и доводов ложных мне, великому государю не слушати, а сыскивати всякими сыски накрепко и ставити с очей на очи, чтоб в том православное христианство без вины не гибли; а кто на кого солжет,и, сыскав, того казнити, смотря по вине того: что был взвел неподелно, тем сам осудится.

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь Василий Иванович всея Русии, целую крест всем православным християнам, что мне их жалуя, судити истинным праведным судом и без вины ни на кого опалы своея не класти, и недругам никому в неправде не подавати, и от всякого насильства оберегати.


 

Тема урока Правление Василия

Тема урока Правление Василия

Домашнее задание Параграф 11, повторить даты по теме «

Домашнее задание Параграф 11, повторить даты по теме «

Приложение 2); - записи в рабочие тетради

Приложение 2); - записи в рабочие тетради

Туле во время осады города войсками

Туле во время осады города войсками

Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся

Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь

И на том на всем, что в сей что в сей записи написано, яз царь и великий князь
скачать по прямой ссылке

150.000 призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ