Тема. Культурное пространство России в первой половине XIX в.
Цель: выяснить, что стоит за понятием « золотой век» русской культуры, познакомиться с достижениями первой половины Х1Х века;
Задачи: познакомить с понятиями и терминами: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм;
- рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.
Результаты:
Предметные: Владение основными понятиями темы урока. Знание основных персоналий. Умение характеризовать особенности культурного развития основных сословий России в первой половине XIX в. Умение объяснять причины культурного разрыва между высшим и низшими сословиями. Умение высказывать своё мнение о степени западного влияния на русскую культуру в первой половине XIX в. Умение определять значение литературы XIX в. в духовном развитии русского народа. Умение характеризовать основные литературные направления, архитектурные и живописные стили первой половины XIX в. Умение рассказывать о развитии музыкального и театрального искусства в первой половине XIX в. Умение характеризовать развитие науки и техники; составлять план перечисление научных и технических достижений. Умение готовить и защищать тематические проекты и презентации.
Личностные: Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Уважительное отношение к чужому мнению. Способность творчески переосмысливать учебную информацию. Знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, лежащих в основе произведений литературы данного времени. Эстетическое восприятие литературных произведений, памятников архитектуры и изобразительного искусства первой половины XIX в. Осознание значения вклада российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. Понимание важности сохранения историко-культурного наследия России XIХ в.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, искать, анализировать и структурировать информацию, осуществлять подбор критериев и источников для характеристики объектов, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, умение планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты, корректировать свои планы и действия, представлять и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, распределять функции между членами группы, планировать общие способы работы и формы представления её результатов.
Тип урока – комбинированный
Оборудование урока: учебник, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
||
Организационный момент |
Настрой на работу |
Прием « Комплимент» |
||
Мотивационно - целевой |
Беседа: « Россия есть европейская держава» Екатерина;. - роль государства в развитии культуры.
Вопрос урока: Что стоит за понятием « золотой век» российской культуры? Какие достижения той эпохи сохранили значение до нашего времени? |
Участвуют в беседе, отмечая роль правителей на развитие культуры.
Высказывают свои предположения, участвуют в формулировании темы урока и целей урока. |
||
Введение в новый материал |
1. Продолжение беседы об особенностях культуры России первой половины Х1Х века.
2. Организация самостоятельной работы по характеристике « Золотого века» русской литературы: - сентиментализм; - романтизм; - реализм.
Физминутка 2. Архитектура Особенности архитектуры: Господствовал до 40-х гг. 19 века стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, как в Древнем Риме. С начала 30-х гг. начинает развиваться русско-византийский стиль. Массово строятся архитектурные ансамбли – ряд зданий и сооружений, объединенных в единое целое. - организация по раздаточному материалу ( Приложение № 2.); - организация работы по иллюстративному ряду архитектурных сооружений: архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Петербурге, Исаакиевский собор, здание Адмиралтейства в Петербурге, Казанский Собор в Петербурге, Храм Христа Спасителя. 4. Изобразительное искусство. Организация работы по составлению ментальной карты. В центре: Живопись первой половины 19 века От центра: вправо – жанры, влево – стили Ветви от « жанры» - портрет, лубки Ветви от « стили» : - сентиментализм – В.Л.Боровиковский- портрет А.Г.Гагариной - романтизм – К.П.Брюллов – « Последний день Помпеи» \ О.А.Кипренский – портрет В.А.Жуковского - реализм – В.А.Тропинин - «Кружевница», «Золотошвейка» \ П.А.Федотов – «Сватовство майора», « Свежий кавалер» \ А.А.Иванов – « Явление Христа народу» Особенности живописи: Отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами и рост интересов художников к личности человека, к жизни простых людей. Первичное закрепление знаний: - прием « тонких» и « толстых» вопросов 2 урок 5. Театр и музыка Сообщение « Театр и музыка в лицах» - учащиеся получают раздаточный материал ( Приложение № 3). Закрепляем материал, учащиеся отвечают на вопросы.
Подводим итоги работы: В музыке 1 половины 19 века преобладала бытовая опера, т.е. композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России.
6. Наука. Организация самостоятельной работы по составлению таблицы: Достижения науки первой половины 19 века. Организация проверки усвоения материала: - установление соответствия . Проверка по шаблону ( Приложение № 4)
|
Записывают в рабочие тетради особенности культуры: 1. Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, которые способствовали формированию передовых взглядов русского общества; 2. Рост национального самосознания: - сообщение о В.И.Дале (работа над Словарем в Оренбурге) – материал по краеведению « История Оренбургская»; 3. Народная культура; 4. Дальнейшее разложение феодально-крепостнической системы и вызревание капиталистического уклада. 2. Самостоятельная работа с текстом параграфа стр.106-108.: - уметь характеризовать стили отечественной литературы; - называть известных писателей и их произведения. - уметь презентовать результат работы. Проверка с данными таблицы ( Приложение № 1). Физминутка: Гимнастика для мозга
Участие в фронтальной беседе, работа по таблице и с иллюстрациями. ( Приложение № 2)
Преобразование материала в кластер: Архитектура Стили / \
4. Работа с текстом учебника стр.110 – 112, иллюстрациями, рабочей тетрадью: - составление ментальной карты « Живопись первой половины 19 века»
Подведение итогов: Особенности живописи
Отвечают фронтально на вопросы.
Слушают сообщение одноклассника, делают записи в рабочих тетрадях. Знакомятся с раздаточным материалом. Отвечают на вопросы: 1. О какой пьесе Николай 1 сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех». ( « Ревизор» ); 2. О ком говорили современники: « Он первым создал правду на русской сцене» ( актёр М.С.Щепкин); 3. Кому принадлежат слова: « Музыку создает народ, мы, композиторы, лишь аранжируем её».( М.И.Глинка); 4. Какому произведению принадлежат слова: « Боже, царя храни» ( Государственный гимн)
6. Учащиеся работают с текстом учебника стр. 114 – 117, составляют таблицу.
Работа в парах: установить соответствие – деятель науки и открытие. Проверка по шаблону |
||
Подведение итогов |
Беседа: Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему? Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшаяся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России..
|
Участвуют в беседе, подкрепляя свои суждения фактами. |
||
Рефлексия |
Составить синквейн. Обсуждение синквейнов. |
Работают над составлением синквейна. Озвучивают свои работы. |
||
Домашнее задание |
§ 14 – 15, составить тест из 15 заданий: 5 заданий на выбор ответа, 5 заданий на соответствие, 5 заданий на суждения. |
Записывают в дневники домашнее задание. |
Приложение № 1
Стили литературы первой половины 19 века
Стиль |
Характеристика |
Представители |
Классицизм |
Обращение к античным идеалам, культ гражданственности, обличие человеческих пороков. |
|
Сентиментализм |
Культ простых человеческих чувств, естественного, а не героического поведения. |
Н.М. Карамзин – писатель и историк «История государства Российского», « Бедная Лиза». |
Романтизм |
Возвеличивание сильных чувств, культ героя, бросающего вызов природной стихии или человеческому обществу, обращение к нереальному миру, будь то далекое прошлое или фантастические видения. |
В.А. Жуковский – баллада « Светлана», Е.А.Боратынский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. |
Реализм |
Изучение реальной жизни и воспроизведение ее в художественных формах. |
А.С.Пушкин – « Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь - «Шинель», «Ревизор», И.А.Крылов – знаменитый баснописец. |
Приложение 2
Архитектура первой половины 19 века.
1 |
Карл Иванович Росси, представитель русского ампира |
здание Русского музея, архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Петербурге со зданием Главного штаба и Аркой. |
2 |
Огюст Монферран, представитель русского ампира |
Исаакиевский собор |
3 |
Андреян Дмитриевич Захаров, представитель русского ампира |
здание Адмиралтейства в Петербурге |
4 |
Андрей Никифорович Воронихин, представитель русского ампира |
Казанский Собор в Петербурге |
5 |
Жан Том де Томон, представитель русского ампира |
Здание Биржи |
6 |
Константин Андреевич Тон, представитель русско-византийского стиля |
Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата, Николаевский (сегодня Ленинградский) вокзал в Москве |
Приложение №3
Музыка в первой половине 19 века
Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин», « Руслан и Людмила», опера «Жизнь за царя». |
Заложил основы русской национальной школы. Утвердил в музыке реалистические традиции. Основоположник основных жанров отечественной профессиональной музыки |
Опера А. С. Даргомыжского «Русалка» |
Родоначальник народно-бытовой психологической драмы. |
Государственный гимн Российской империи А.Ф.Львова |
« Боже , царя храни» на слова В.А.Жуковского. |
Приложение № 4
Наука в первой половине 19 века
Н.И. Лобачевский |
Создал Неевклидову геометрию в 1826 г. |
Н.Н. Зинин |
Синтезировал анилин, разработал способы производства и применения нитроглицерина. |
П.Л. Шиллинг |
Создал первый в мире электромагнитный телеграф – прибор для передачи письменных сообщений по проводам в 1832 г. |
Б.С. Якоби |
Изобрел гальванопластику – метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества в 1840г. |
П.П.Аносов |
Раскрыл утерянный секрет изготовления древнего булата. |
Н.И. Пирогов |
В годы Крымской войны впервые на поле боя применял наркоз в ходе операции, использовал для лечения переломов гипсовую повязку. |
И.Ф. Крузенштерн (за открытия удостоен звания академика), Ю.Ф. Лисянский. |
На кораблях «Надежда» и «Нева» предпринята 1 русская кругосветная экспедиция, длилась 3 года с 1803 – 1806 гг. |
Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев |
Новая кругосветная экспедиция на шлюпах «Восток», «Мирный». Подошли к берегам неизвестной Антарктиды, которую назвали «льдинным материком». Считаются первооткрывателями этого континента. |
В.М.Головнин |
Исследование Курильских островов, был захвачен японцами в плен. |
Г.И. Невельской |
Доказал, что Сахалин является островом. |
В.Я.Струве |
Основатель Пулковской обсерватории под Петербургом. |
Великий князь Константин Николаевич |
Возглавлял Русское географическое общество. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.