технологическая карта урока истории в 9 классе на тему: Культурное пространство России в первой половине 19 века.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Разработка урока истории соответствует требованиям ФГОС. Тема рассчитана на 2 урока. В течение уроков применяются различные методические приемы для активизации познавательной активности учащихся: опережающее задание - сообщение, в том числе и по краеведению, составление таблиц, кластера, ментальной карты, игровой элемент на этапе первичного закрепления знаний. Использованы приемы ТРКМ, АМО. Использование различных форм работы позволит добиться желаемых результатов усвоения материала.
Иконка файла материала ИР9 п.14 - 15 17.02.2020.docx

Тема. Культурное пространство России в первой половине XIX в.

Цель: выяснить, что стоит за понятием « золотой век» русской культуры, познакомиться с достижениями  первой половины Х1Х века;

Задачи: познакомить с понятиями и терминами: классицизм, романтизм, сентиментализм, реализм;

- рассмотреть направления культуры, познакомиться с выдающимися творениями этого периода в области литературы, театра и музыки, воспитывать чувство гордости за свою страну, уважение к деятелям культуры.

Результаты:

Предметные: Владение основными понятиями темы урока. Знание основных персоналий. Умение характеризовать особенности культурного развития основных сословий России в первой половине XIX в. Умение объяснять причины культурного разрыва между высшим и низшими сословиями. Умение высказывать своё мнение о степени западного влияния на русскую культуру в первой половине XIX в. Умение определять значение литературы XIX в. в духовном развитии русского народа. Умение характеризовать основные литературные направления, архитектурные и живописные стили первой половины XIX в. Умение рассказывать о развитии музыкального и театрального искусства в первой половине XIX в. Умение характеризовать развитие науки и техники; составлять план перечисление научных и технических достижений. Умение готовить и защищать тематические проекты и презентации.

Личностные: Способность выбирать целевые и смысловые установки своей деятельности. Принятие правил работы в группе. Умение согласовывать свои действия с членами группы. Уважительное отношение к чужому мнению. Способность творчески переосмысливать учебную информацию. Знание основных норм морали, нравственности, духовных идеалов, лежащих  в основе произведений литературы данного времени. Эстетическое восприятие литературных произведений, памятников архитектуры и изобразительного искусства первой половины XIX в. Осознание значения вклада российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру. Понимание важности сохранения историко-культурного наследия России XIХ в.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, искать, анализировать и структурировать информацию, осуществлять подбор критериев и источников для характеристики объектов, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, строить речевые высказывания в устной и письменной форме, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение определять цель и ставить задачи учебной деятельности, умение планировать свою деятельность и прогнозировать её результаты, корректировать свои планы и действия, представлять и оценивать результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение представлять и сообщать содержание в устной и письменной форме, вступать в диалог, работать в группе, распределять функции между членами группы, планировать общие способы работы и формы представления её результатов.

Тип урока – комбинированный

Оборудование урока: учебник, презентация, раздаточный материал

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Настрой на работу

Прием « Комплимент»

Мотивационно - целевой

Беседа: « Россия есть европейская держава» Екатерина;.

- роль государства в развитии культуры.

 

Вопрос урока: Что стоит за понятием « золотой век» российской культуры?

Какие достижения той эпохи сохранили значение до нашего времени?

Участвуют в беседе, отмечая роль правителей на развитие культуры.

 

Высказывают свои предположения, участвуют в формулировании темы урока и целей урока.

Введение в новый материал

1.      Продолжение беседы об особенностях культуры России первой половины Х1Х века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Организация самостоятельной работы по характеристике

« Золотого века» русской литературы:

- сентиментализм;

- романтизм;

- реализм.

 

 

 

 

Физминутка

2.      Архитектура

Особенности архитектуры: Господствовал до 40-х гг. 19 века стиль ампир, выражавшийся в массивных монументальных формах, богатых украшениях, строгости линий, как в Древнем Риме.

С начала 30-х гг. начинает развиваться русско-византийский стиль.

Массово строятся архитектурные ансамбли – ряд зданий и сооружений, объединенных в единое целое.

- организация по раздаточному материалу ( Приложение № 2.);

- организация работы по иллюстративному ряду архитектурных сооружений: архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Петербурге, Исаакиевский собор, здание Адмиралтейства в Петербурге, Казанский Собор в Петербурге, Храм Христа Спасителя.

4. Изобразительное искусство.

Организация работы по составлению ментальной карты.

В центре: Живопись первой половины 19 века

От центра: вправо – жанры, влево – стили

Ветви от « жанры» - портрет, лубки

Ветви от « стили» :

- сентиментализм – В.Л.Боровиковский- портрет А.Г.Гагариной

- романтизм – К.П.Брюллов – « Последний день Помпеи»

          \ О.А.Кипренский – портрет В.А.Жуковского

- реализм – В.А.Тропинин - «Кружевница», «Золотошвейка»

      \ П.А.Федотов – «Сватовство майора», « Свежий кавалер»

     \ А.А.Иванов – « Явление Христа народу»

Особенности живописи: Отказ от классицизма со свойственными ему библейско-мифологическими сюжетами и рост интересов художников к личности человека, к жизни простых людей.

Первичное закрепление знаний:

- прием « тонких» и « толстых» вопросов

2 урок

5. Театр и музыка

Сообщение « Театр и музыка в лицах»

- учащиеся получают раздаточный материал

 ( Приложение № 3).

Закрепляем материал, учащиеся отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводим итоги работы: В музыке 1 половины 19 века преобладала бытовая опера, т.е. композиторы обращались к героическим сюжетам исторического прошлого России.

 

6. Наука.

Организация самостоятельной работы по составлению таблицы: Достижения науки первой половины 19 века.

Организация проверки усвоения материала:

- установление соответствия .

Проверка по шаблону ( Приложение № 4)

 

Записывают в рабочие тетради особенности культуры:

1.      Отечественная война 1812 года и восстание декабристов, которые способствовали формированию передовых взглядов русского общества;

2.      Рост национального самосознания:

- сообщение о В.И.Дале (работа над Словарем в Оренбурге) – материал по краеведению « История Оренбургская»;

      3.  Народная культура;

      4. Дальнейшее разложение феодально-крепостнической системы и вызревание капиталистического уклада.

2. Самостоятельная работа с текстом параграфа стр.106-108.:

- уметь характеризовать стили отечественной литературы;

- называть известных писателей и их произведения.

- уметь презентовать результат работы.

Проверка с данными таблицы

( Приложение № 1).

Физминутка: Гимнастика для мозга

 

Участие в фронтальной беседе, работа по таблице и с иллюстрациями. ( Приложение № 2)

 

 

 

 

Преобразование материала в кластер:

Архитектура

Стили

/                                      \

Ампир

представители

Русско-византийский

представители

 

 

4. Работа с текстом учебника стр.110 – 112, иллюстрациями, рабочей тетрадью:

- составление ментальной карты « Живопись первой половины 19 века»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов: Особенности живописи

 

 

 

Отвечают фронтально на вопросы.

 

 

Слушают сообщение одноклассника, делают записи в рабочих тетрадях.

Знакомятся с раздаточным материалом.

Отвечают на вопросы:

1.      О какой пьесе Николай 1 сказал: « Ну и пьеска! Всем досталось, а мне больше всех». ( « Ревизор» );

2.      О ком  говорили современники:  « Он первым создал правду на русской сцене»

( актёр М.С.Щепкин);

3.      Кому принадлежат слова: « Музыку создает народ, мы, композиторы, лишь аранжируем её».( М.И.Глинка);

4.      Какому произведению принадлежат слова: « Боже, царя храни» ( Государственный гимн)

 

6.      Учащиеся работают с текстом учебника стр. 114 – 117, составляют таблицу.

 

Работа в парах: установить соответствие – деятель науки и открытие.

Проверка по шаблону

Подведение итогов

Беседа: Можно ли этот период назвать «Золотым веком» русской культуры? Почему?

Первая половина 19 века была отмечена значительным прогрессом русской культуры, сопровождавшаяся развитием просвещения, науки, литературы и искусства. В нем отразились и рост самосознание народа, и новые демократические начала, утверждавшиеся в русской жизни в эти годы. Культурное влияние все шире проникало в самые различные слои общества, входя в тесный контакт с действительностью и соответствуя практическим требованиям общественной жизни. Начало 19 века – время культурного подъема России..

 

Участвуют в беседе, подкрепляя свои суждения фактами.

Рефлексия

Составить синквейн.

Обсуждение синквейнов.

Работают над составлением синквейна.

Озвучивают свои работы.

Домашнее задание

§ 14 – 15, составить тест из 15 заданий: 5 заданий на выбор ответа, 5 заданий на соответствие, 5 заданий на суждения.

Записывают в дневники домашнее задание.

 

 

 

 

Приложение № 1

Стили литературы первой половины 19 века

Стиль

Характеристика

Представители

Классицизм

Обращение к античным идеалам, культ гражданственности, обличие человеческих пороков.

 

Сентиментализм

Культ простых человеческих чувств, естественного, а не героического поведения.

Н.М. Карамзин – писатель и историк

«История государства Российского», « Бедная Лиза».

Романтизм

Возвеличивание сильных чувств, культ героя, бросающего вызов природной стихии или человеческому обществу, обращение к нереальному миру, будь то далекое прошлое или фантастические видения.

В.А. Жуковский – баллада « Светлана», Е.А.Боратынский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов.

Реализм

Изучение реальной жизни и воспроизведение ее в художественных формах.

А.С.Пушкин – « Евгений Онегин»,

М.Ю. Лермонтов – «Герой нашего времени»,

Н.В.Гоголь - «Шинель», «Ревизор»,

 И.А.Крылов – знаменитый баснописец.

 

 

Приложение 2

 

Архитектура первой  половины 19 века.

1

Карл Иванович Росси, представитель русского ампира

здание Русского музея, архитектурный ансамбль Дворцовой площади в Петербурге со зданием Главного штаба и Аркой.

2

Огюст Монферран, представитель русского ампира

Исаакиевский собор

3

Андреян Дмитриевич Захаров, представитель русского ампира

здание Адмиралтейства в Петербурге

4

Андрей Никифорович Воронихин, представитель русского ампира

Казанский Собор в Петербурге

5

Жан Том де Томон, представитель русского ампира

Здание Биржи

6

 Константин Андреевич Тон, представитель русско-византийского стиля

Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский Дворец, Оружейная палата, Николаевский (сегодня Ленинградский) вокзал в Москве

 

 

Приложение №3

                                                                                    Музыка в первой половине 19 века

 

Опера  М. И. Глинки  «Иван Сусанин», « Руслан и Людмила»,

опера «Жизнь за царя».

Заложил основы русской национальной школы. Утвердил в музыке реалистические традиции. Основоположник  основных жанров отечественной профессиональной музыки

Опера А. С. Даргомыжского  «Русалка»

Родоначальник  народно-бытовой психологической драмы.

Государственный гимн Российской империи А.Ф.Львова

« Боже , царя храни» на слова В.А.Жуковского.

 

Приложение № 4

 

Наука в первой половине 19 века

Н.И. Лобачевский

Создал Неевклидову геометрию в 1826 г.

Н.Н. Зинин

Синтезировал анилин, разработал способы производства и применения нитроглицерина.

П.Л. Шиллинг

Создал первый в мире электромагнитный телеграф – прибор для передачи письменных сообщений по проводам в 1832 г.

Б.С. Якоби

Изобрел гальванопластику – метод нанесения тонкого слоя металла на нужную поверхность с помощью электричества в

1840г.

П.П.Аносов

Раскрыл утерянный секрет изготовления древнего булата.

Н.И. Пирогов

В годы Крымской войны впервые на поле боя применял наркоз в ходе операции, использовал для лечения переломов гипсовую повязку.

И.Ф. Крузенштерн (за открытия удостоен звания академика), Ю.Ф. Лисянский.

На кораблях «Надежда» и «Нева» предпринята 1 русская кругосветная экспедиция, длилась 3 года с 1803 – 1806 гг.

Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев

Новая  кругосветная экспедиция на шлюпах «Восток», «Мирный».

Подошли к берегам неизвестной Антарктиды, которую назвали «льдинным материком». Считаются первооткрывателями этого континента.

В.М.Головнин

Исследование Курильских островов, был захвачен японцами в плен.

Г.И. Невельской

Доказал, что Сахалин является островом.

В.Я.Струве

Основатель Пулковской обсерватории под Петербургом.

Великий князь Константин Николаевич

Возглавлял Русское географическое общество.