Тема урока |
Народы России в первой половине XIX в. |
Цель урока |
Формирование представлений о положении народов, этнических групп в многонациональной империи. |
Программные требования |
Личностные результаты: Личностная оценка национальной политики правительства Николая I. Уважительное отношение к другому человеку, мировоззрению, культуре и языку. Осознание важности мирных отношений между народами многонационального и поликонфессионального государства, строящихся на толерантном отношении к чужой культуре. Метапредметные результаты: Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, давать определения понятий, анализировать и структурировать информацию, строить логическое рассуждение. Регулятивные УУД: владение основами самоконтроля и самоанализа, умение планировать свою деятельность в соответствии с инструкциями учителя, оценивать правильность выполнения учебной задачи, представлять результаты своей работы. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя, сообщать конкретное содержание в устной и письменной форме. Предметные результаты: Знание значения понятий темы урока. Умение объяснять причины Польского восстания 1830—1831 гг. и рассказывать о его ходе. Умение анализировать итоги Польского восстания. Умение давать развёрнутую характеристику Кавказской войны. Умение делать выводы об особенностях отношений между народами Российской империи и причинах национальных выступлений в первой половине XIX в. |
План изучения нового материала |
1. Религии и народы Российской империи. Христиане. 2. Религии и народы Российской империи. Нехристианские конфессии. 3. Польское восстание ( 1830 – 1831). 4. Кавказская война ( 1817 – 1864). |
Основные понятия |
Конфессия, православие, католики, протестанты, иудаизм, мусульмане, буддизм, язычники, мюридизм. |
Имена исторических деятелей |
Великий князь Константин Павлович, Иван Фёдорович Паскевич, Алексей Петрович Ермолов, Шамиль. |
Основные даты |
1830 – 1831 гг. – Польское восстание; 1817 – 1864 гг. – Кавказская война. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Технология |
ТРКМ |
Оборудование |
Учебник К.А.Соловьев, А.П. Шевырев. История России 1801 - 1914. Мультимедийная презентация. |
Домашнее задание |
Параграф 12, составить 10 утверждений по теме. |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||||
1. Организационный |
Приветствие обучающихся.
|
Настрой на работу. |
|||||
2. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи |
Организация индивидуальной работы по тестам. ( предварительный просмотр тестов)
Главный вопрос урока: Этническое и конфессиональное многообразие населения России – преимущество или слабость империи? |
Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы( тесты составлены учащимися), сдают работы на взаимопроверку.
Участвуют в формулировании темы урока. Записывают тему и вопросы в тетрадь. |
|||||
3. Изучение нового материала |
1. Религии и народы Российской империи. Христиане. 2. Религии и народы Российской империи. Нехристианские конфессии. Организация работы по составлению ментальной карты: На доске вопросительная форма ментальной карты - в центре: Какие, конфессии существовали в России? - стрелка вправо: кто составлял христианство? Стрелка мельче: какие народы входили в состав? - Стрелка влево: кто представлял нехристианские конфессии? Стрелка мельче: какие народы входили в состав? Вопрос: каким образом, государство обеспечивало единство и сотрудничество народов?
3. Польское восстание ( 1830 – 1831). Работа по кластеру Восстание в Польше ( 1830 – 1831) Причина Повод - стремление к полной - отказ в подавлении независимости бельгийской революции Ход войны - бегство Константина Павловича, захват власти повстанцами; - военные действия в течение года; - в сентябре 1831 года восстание подавлено, о чем рапортовал фельдмаршал И.Ф.Паскевич. Итоги: 1. Отмена Конституции; 2. Ликвидация привилегий; 3. Упразднение Сейма; 4. Роспуск польского войска; 5. Введение в делопроизводство русского языка. 4. Кавказская война ( 1817 – 1864). - организация работы с текстом учебника стр.92 – 94. Вопрос: Почему война носила затяжной характер?
Организация работы с портретом Алексея Петровича Ермолова и Шамиля.
Организация работы по заполнению таблицы « События Кавказской войны» ( приём « Сюжетная таблица»)
Цель работы: подвести обучающихся к пониманию особенностей кавказской войны, роли имамата в борьбе за независимость. |
Читают, анализируют текст учебника, делают выводы. Работают по составлению карты, участвуют в обсуждении. - используют фломастеры, цветные карандаши. Из текста учебника выделяют: 1. Учитывало культурное и религиозное своеобразие разных регионов страны; 2. Народы сохраняли свой традиционный образ жизни; 3. Знать пользовалась привилегиями высшего сословия.
Записывают годы восстания в тетрадь
Анализируют ход войны, дают собственную оценку событиям.
Заполняют кластер.
Работа с текстом учебника
Работают с иллюстрациями в учебнике стр.93,94 .
Участвуют в обсуждении событий 1817 – 1864 гг., анализируют услышанный от учителя материал, заполняют таблицу.
|
|||||
4. Первичное повторение и закрепление |
|||||||
|
Повторительно - обобщающая беседа. ( прием « тонких и толстых вопросов» - Представители, каких конфессий проживали на территории российского государства? - Расскажите о Польском восстании 1830 – 1831 гг. - Что, на ваш взгляд, стало главной причиной Кавказской войны? - Объясните, Этническое и конфессиональное многообразие населения России – преимущество или слабость империи?
|
Отвечают на вопросы, анализируют, систематизируют материал, делают вывод, отвечая на главный вопрос урока.
|
|||||
5. Подведение итогов урока. Рефлексия |
|||||||
|
Содержательная оценка деятельности и достижений учащихся. Прием « Весы» |
Составляют « + » и « - » многонациональной империи
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.