Технологическая карта урока по биологии №
Класс |
6 |
Тема урока |
Клеточное строение листа |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
Цель урока: |
изучить клеточное строение листа. |
Задачи урока: |
|
Образовательные |
-углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях; -дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки); - дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией. |
Развивающие: |
- продолжить формировать общеучебных умений и навыков; -в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся. |
Воспитывающие: |
- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинноследственная» связь. |
Образовательные результаты |
|
Предметные: |
Учащиеся должны знать: - клеточное строение листа; - ткани листа. |
|
Учащиеся должны уметь: - описывать клеточное строение листа. |
Метапредметные: |
Учащиеся должны уметь: — анализировать и сравнивать изучаемые объекты; — осуществлять описание изучаемого объекта; — определять отношения объекта с другими объектами |
Личностные |
— уметь реализовывать теоретические познания на практике; — понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; — уметь слушать и слышать другое мнение; — уметь оперировать фактами как для доказательства, так и для опровержения существующего мнения. |
Оборудование |
Компьютер с презентацией урока; таблицы: «Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений». |
Литература |
1. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник/ М.: Дрофа 2016г. 2. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь/ М.: Дрофа 2016г. 3. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие/ М.: Дрофа 2016г. |
|
4. Программа курса «Многообразие покрытосеменных растений», авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы 5-9 классы».- М.: Дрофа, 2012. |
Ход урока
Краткое описание этапов урока |
Деятельность учителя |
УУД, формируемые на уроке |
|
Организационный момент. Настрой детей и включение их в деятельность на уроке. |
|
Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность обучающихся, их рабочего места к уроку. |
Уважительно относиться к учителю и одноклассникам (Л). Умение соблюдать дисциплину на уроке (Л). |
Мотивация учебной деятельности. |
|
Мотивирование к учебной деятельности на уроке. Рассказ учителя. Сегодня мы с рассмотрим и изучим клеточное строение листьев, выявим основные ткани и клетки листовой пластинки. В своей тетради запишите тему урока. |
Самоопределение (Л). |
Актуализация знаний. Подготовка обучающихся |
к |
Ввод в тему. Сегодня мы с рассмотрим и изучим клеточное строение листьев, выявим основные ткани и клетки листовой |
Выполнение проблемного учебного действия (Р). |
освоению знаний. |
новых |
пластинки. В своей тетради запишите тему урока. Вопросы классу: -Давайте вспомним какое строение имеет растительная клетка? - Почему листья имеют зеленую окраску? |
|
Изучение материала. |
нового |
На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев. Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам. С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций. Как называются группы клеток, сходных по строению и |
Извлечение необходимой информации из текстов (П). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
Анализ, сравнение, аналогия, классификация (П). Подведение под понятие (П).
|
|
выполняемым функциям? Дети отвечают. Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью. Посмотрите на кусочки листа алое, изображенные на слайде. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция? Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов. Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа. 2. Самостоятельная работа учащихся с учебником. (дифференциация) Инструкция для учащихся: Пользуясь текстом), заполните первую строчку таблицы (кожица листа): Каждая группа в классе характеризует одну из тканей листа |
Умение работать в группах (К). Подведение под понятие (П). Определение основной и второстепенной информации (П). Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). |
|
(кожицу листа (эпидерма), мякоть листа (мезофилл), проводящая ткань (жилки листа). По следующим вопросам: 1)Клеточное строение листа 2)Название части листа 3)Название ткани 4)Описание клеточного строения ткани 5)Значение ткани После ответа на вопросы группой, происходит их защита. Беседа с учащимися: Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды. Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально. |
|
Первичное закрепление знаний. На данном этапе обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия в парах выполняют практическое задание. |
Дополни: Учитель Лист сверху покрыт… Ученик: Эпидермисом. Учитель: мякоть листа состоит из … Ученик: столбчатой и губчатой ткани. Учитель на нижней стороне листа расположены… Ученик: устьица. 2 . Т е ст 1. Устьица необходимы растениям для ... 1) поглощения воды и воздуха из внешней среды; 2) выделения воды и газообразных продуктов обмена во внешнюю среду; 3) поглощения и выделения воды и газов (газообмена). 2. Устьица находятся в ... 1) межклетниках; 2) срединной ткани листа; 3) кожице листа. 3. Испарение воды с поверхности листа происходит... 1) ночью, при закрытых устьицах; 2) днем, при открытых устьицах; 3) при низкой влажности воздуха; 4) при высокой влажности воздуха. |
Выполнение действий по алгоритму. Сравнение, обобщение, классификация (П). Коррекция (Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения. |
Рефлексия. |
Проводит обобщение пройденного материала в виде ответа на вопросы: Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог …. Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно…
|
Использование критериев для обоснования своего суждения (К). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Самоопределение (Л). |
Домашнее задание. |
1. Изучить параграф 9 2 Ответить на вопросы 3, 4 стр. 121. 3. Задание по желанию подготовить рассказ на тему «Живая фабрика в листьях». |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.