Технологическая карта урока "Клеточное строение листа"

  • Разработки уроков
  • pdf
  • 07.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Клеточное строение листа.pdf

Технологическая карта урока по биологии №

Класс

6

Тема урока

Клеточное строение листа

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель урока:

изучить клеточное строение листа.

Задачи урока:

Образовательные

-углубить понятие о клеточном строении растений, о растительных тканях;

-дать представление учащимся о клеточном строении листа (ключевые слова и понятия: кожица листа (эпидерма), устьица, устьичная щель, замыкающие клетки, кутикула; мякоть листа (мезофилл), столбчатая ткань, губчатая ткань; сосуды листа, проводящая ткань ксилема (древесина), проводящая ткань флоэма (луб), ситовидные трубки);

- дать представление о взаимосвязях строения листа с выполняемой функцией.

Развивающие: 

- продолжить формировать общеучебных умений и навыков;

-в процессе выполнения самостоятельной работы развивать логическое мышление, творческие способности учащихся.

Воспитывающие:

- содействовать в ходе урока формированию мировоззренческого понятия «причинноследственная» связь.

Образовательные результаты

Предметные:

Учащиеся должны знать: -  клеточное строение листа; - ткани листа.

 

 

Учащиеся должны уметь

 - описывать клеточное строение листа.

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь

— анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

— осуществлять описание изучаемого объекта; —      определять отношения объекта      с          другими объектами

Личностные

                —      уметь      реализовывать      теоретические

познания на практике;

— понимать важность ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

— уметь слушать и слышать другое мнение;

—      уметь          оперировать        фактами          как    для доказательства,      так    и        для          опровержения существующего мнения.

Оборудование

Компьютер с презентацией урока; таблицы: «Клеточное строение листа», «Внутреннее строение листа», «Клеточное строение растений».

Литература

1.                 Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Учебник/ М.: Дрофа 2016г.

2.                 Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Рабочая тетрадь/ М.: Дрофа 2016г.

3.                 Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие/ М.: Дрофа 2016г.

 

                4.       Программа        курса        «Многообразие

покрытосеменных растений», авторы В.В.Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г.Швецов. Из сборника «Биология.

Рабочие программы 5-9 классы».- М.: Дрофа, 2012.

Ход урока

Краткое описание этапов урока

Деятельность учителя

УУД, формируемые на уроке

Организационный момент. Настрой детей и включение их в деятельность на уроке.

 

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность обучающихся, их рабочего места к уроку.

Уважительно относиться к учителю и

одноклассникам

(Л).

Умение соблюдать дисциплину         на уроке (Л).

Мотивация учебной деятельности.

 

Мотивирование к учебной деятельности на уроке. Рассказ учителя.

Сегодня мы с рассмотрим и изучим клеточное строение листьев, выявим основные ткани и клетки листовой пластинки. В своей тетради запишите тему урока.

Самоопределение

(Л).

Актуализация знаний. Подготовка обучающихся

к

Ввод в тему.

Сегодня мы с рассмотрим и изучим клеточное строение листьев, выявим основные ткани и клетки листовой

Выполнение проблемного учебного действия (Р).

 

освоению знаний.

новых

пластинки.         В       своей         тетради запишите тему урока.

Вопросы классу:

-Давайте вспомним какое строение имеет растительная клетка?

- Почему листья имеют зеленую окраску? 

 

Изучение материала.

нового

На прошлом уроке мы с вами говорили о внешнем виде и строении листьев. Вспомните, какими разнообразными бывают листья различных растений! Но что же у листа внутри? Из чего он состоит? (Дети отвечают) Лист, как и любой орган растения, состоит из клеток. И сегодня на уроке мы погрузимся с вами в тайны строения и функционирования листьев. Как вы думаете, все ли клетки листа одинаковые? (Учитель обращается к таблицам). Дети отвечают. Клетки листа различаются по форме и размерам.

С чем связано различие формы и размеров клеток листа? Дети отвечают. Это связано с различием выполняемых функций.

Как называются группы клеток, сходных по строению и

Извлечение необходимой информации         из текстов (П).

Аргументация своего мнения и позиции    в

коммуникации

(К)

 

Анализ, сравнение, аналогия, классификация

(П).

Подведение под понятие (П).

 

 

 

 

 

 

 

выполняемым функциям? Дети отвечают.

 Группа клеток, сходных по строению, происхождению и выполняемым функциям, называется тканью.

Посмотрите на кусочки листа алое, изображенные на слайде. Рассмотрите их. Как вы думаете, какая ткань расположена с двух сторон листа и какова ее функция?  Дети отвечают. Покровная ткань. Ее функция заключается в защите листа от механических повреждений, высыхания, проникновения болезнетворных микроорганизмов.

Какая ткань находится внутри данного поперечного среза алое? Дети отвечают. Основная ткань – мякоть листа.

2. Самостоятельная работа учащихся с учебником.

(дифференциация)

Инструкция для учащихся: Пользуясь текстом), заполните первую строчку таблицы (кожица листа): 

Каждая группа в классе

характеризует одну из тканей листа

Умение работать в группах (К).

Подведение под понятие (П). Определение

основной и второстепенной информации (П).

Учёт         разных

мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

(К).

Аргументация своего мнения и позиции      в

коммуникации

(К).

 

 

(кожицу листа (эпидерма), мякоть листа (мезофилл), проводящая ткань (жилки листа).

По следующим вопросам: 

1)Клеточное строение листа

2)Название части листа

3)Название ткани

4)Описание клеточного строения ткани

5)Значение ткани

После ответа на вопросы группой, происходит их защита. 

Беседа с учащимися:

Попробуйте предположить: как влияет восковой налет на поверхности листа –кутикула – на испарение воды этим листом. Дети отвечают. Кутикула – дополнительная защита листа и приспособление к уменьшению испарения воды.

Почему у злаков и некоторых других растений устьица расположены на обеих частях листа? Дети отвечают. Потому, что листья расположены у таких растений вертикально.  

 

 

Первичное закрепление знаний.

На данном этапе обучающиеся в форме

коммуникативного взаимодействия в парах выполняют практическое задание.

Дополни:

Учитель Лист сверху покрыт… Ученик: Эпидермисом.

Учитель: мякоть листа состоит из … Ученик: столбчатой и губчатой ткани.

Учитель на нижней стороне листа расположены…

Ученик: устьица.

2 . Т е ст

1. Устьица необходимы растениям для ...

1)      поглощения воды и воздуха из внешней среды;

2)      выделения воды и газообразных продуктов обмена во внешнюю среду;

3)      поглощения и выделения воды и газов (газообмена).

2. Устьица находятся в ... 

1)   межклетниках;

2)   срединной ткани листа; 3) кожице листа.

3. Испарение воды с поверхности листа происходит...

1)                 ночью, при закрытых устьицах;

2)                 днем, при открытых устьицах;

3)                 при низкой влажности воздуха;

4)                 при высокой влажности воздуха.

Выполнение

действий    по алгоритму. Сравнение, обобщение, классификация

(П).

Коррекция (Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Рефлексия.

Проводит обобщение пройденного материала в виде ответа на вопросы:

Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось…

Было трудно… Я смог ….

Я понял, что… Я попробую…

Я теперь могу…. Меня удивило… Мне захотелось…. Было интересно

 

Использование критериев для обоснования своего суждения

(К).

Выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой и точностью (К). Самоопределение

(Л).

Домашнее задание.

1. Изучить параграф 9

2 Ответить на вопросы 3, 4 стр. 121.

3. Задание по желанию подготовить рассказ на тему  «Живая фабрика в листьях».