Проект «Экологическая ситуация в Калужской области»
Класс – 9
Цель: включение учащихся в создание проекта.
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания учащихся по теме «Экологическая ситуация в России», Калужской области;
- подготовить информацию по мониторингу воздуха, воды, почв, биоресурсов, особым охраняемым зонам;
- на основе проектного материалазаполнить контурную карту «Экологическая ситуация в Калужской области»;
- для защиты проекта подготовить презентации, устный обзор информации
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде;
- выслушивать мнение других ребят;
- терпимо относиться к чужой точке зрения;
- воспитывать навыки конструктивного общения
Развивающие:
- включаться в проектную деятельность на основе создания личностно ориентированной проектной ситуации;
- осознавать свои интересы в создании проекта, приобретать опыт участия в проектной деятельности;
- раскрывать роль географической науки в практической деятельности;
- формировать положительную мотивацию на уроках географии;
- развивать творческое мышление.
Формирование универсальных учебных действий
Регулятивные |
Познаватель- ные |
Коммуника- тивные |
Личностные |
Формирование: 1.Целеполагания учебной деятельности |
Формирование: 1.Логики построения проекта |
Общительность |
Развитие мотивационной сферы |
2.Основ самоконтроля, самооценки учебной деятельности |
2.Установление причинно – следственных связей |
Коммуникативные умения: 1.Умение слушать, читать, получать географическую информацию |
Социализация личности, коммуникативные компетенции, их устойчивость и широта |
3.Основ волевойсаморегуляции |
Развитие мыслительных операций: 1.Установление аналогий 2.Выполнение операций обобщения |
2.Передавать информацию в графическом и звуковом виде. Перерабатывать информацию на основе анализа, сравнения |
Самосовершенствование и самооценка – уровень самооценки, выдержка и решительность, дисциплина и поведение |
|
3.Выполнение операций анализ и синтез |
3.Хранить информацию на традиционных и компьютерных носителях |
|
|
4. Классификация |
|
|
|
Развитие мышления: 1.Абстрактно – логического |
|
|
|
2.Теоретического и практического |
|
|
|
3.По степени новизны и оригинальности - продуктивное |
|
|
Оборудование: большая контурная карта Калужской области; контурные карты Калужской области в раздаточном материале, контурные карты с нанесенными реками; листы цветной бумаги 4-х цветов; ножницы, клей; фломастеры; презентации; компьютер; проектор; экран; надписи команд «Вода», «Воздух», «Биологические ресурсы», «Охраняемые территории».
Ход урока
1. Вступительное слово учителя об общей экологической ситуации в России. Геоэкологическое положение Калужской области. Понятие экологической ситуации. (Экологическая ситуация сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, определяющих состояние природно - технических систем). Итогом проекта будут заполненные контурные карты «Экологическая ситуация в Калужской области»
2. Объяснение хода работы – выступление команд, презентации, заполнение данных на большой контурной карте Калужской области, заполнение остальными учащимися индивидуальных контурных карт.
3. Выступление команд по своим темам. Заполнение контурных карт (большой и индивидуальных). Команды: «Воздух», «Вода», «Биоресурсы», «Охраняемые территории».
4. Учитель по ситуации с радиоактивным загрязнением после аварии на Чернобыльской АЭС – г. Калуга признан вторым по степени загрязнения различными радиоактивными нуклидами по сравнению с остальными 19городами России, пострадавшими после Чернобыля.( 1 место Брянск) На некоторых участках, как правило, расположенных в южном направлении, выявлено достаточно высокое содержание такого радиоактивного изотопа, как цезий -137. Отметить на контурной карте штриховкой. Тарусский район находится в непосредственной близости к Обнинску и Протвино, где имеются производства связанные с радиоактивными веществами.
5. Подведение итогов (какой можно сделать вывод по представленным данным об экологической ситуации в Калужской области).
Возможно защитить себя от последствий экологического неблагополучия?
Вопросы викторины «Экология и здоровье»
2. При сжигании в городе мусора воздух загрязняется ядовитыми веществами. Назовите 4 опасных вещества.
Ответ: диоксины, канцерогены, радионуклиды, двуокись СО.
3. Назвать несколько приемов удаления нитратов из овощей.
Ответ: вымачивание, отваривание, маринование.
4. В табачном дыму содержатся аммиак, ацетон, пропилен, никотин, пиридин и другие вещества. Назовите вещество, вызывающее привыкание к курению.
Ответ: никотин.
5. Назвать две причины ультрафиолетового голодания растений в городе.
Ответ: загазованность в атмосфере, пыль.
9. Водопроводную воду перед употреблением лучше отстаивать. Почему?
Ответ: чтобы избавиться от хлора, который улетучивается через 2 часа.
10. Назовите вещество, которое полностью нейтрализует действие нитратов.
Ответ: витамин С.
11. Что такое пестициды?
Ответ: средства химической защиты растений от вредителей и болезней.
12. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья?
Ответ: соль и сахар.
13. Можно ли получить отравление, работая в респираторе с анилиновыми красителями и растворителями?
Ответ: да, можно. Пары этих веществ впитываются через кожу.
14. Назовите эффективные способы обеззараживания воды в условиях похода.
Ответ: 1. Кипячение; 2. Добавление йода из расчета 2 капли на 1 литр.
15. Можно ли по внешнему виду отличить продукты, содержащие отравляющие вещества от чистых?
Ответ: нет. Только специальными исследованиями.
19. Когда автомобиль выбрасывает больше токсичных веществ? (на холостом ходу или в движении)
Ответ: на холостом ходу.
20. Почему современные дожди бывают кислыми?
Ответ: в дождевых каплях растворены газообразные окислы серы, азота, углерода, хлора, выброшенные в атмосферу предприятиями. Это слабо концентрированные кислоты.
21. Почему в городе нельзя сжигать мусор, отходы, листья?
Ответ: потому что воздух загрязняется ядовитыми веществами.
22. Какую долю в организме человека составляет вода? Ответ: 75 %.
23. Какой процент воды, имеющейся на Земле, пригоден для питья? ( 0,3; 0,03; 0,003%)
Ответ: 0,003 %.
24. Почему вода из большинства водоемов России непригодна для питья?
Ответ: вода загрязнена отходами от предприятий и ядовитыми веществами с полей.
26. Какую группу серьезных инфекционных заболеваний можно предотвратить путем обеспечения безопасности водоснабжения и канализации?
Ответ: кишечные: холера, дизентерия, гепатит, брюшной тиф.
27. Содержание какого химического вещества в воде способно предупреждать кариес зубов?
Ответ: фтор.
31. Какие заболевания вызывает облучение жесткими ультрафиолетовыми лучами?
Ответ: рак кожи и катаракта глаз.
32. Какие приборы являются источниками бытового облучения?
Ответ: телевизор, компьютер.
34. Какое заболевание вызывается радиоактивными облучениями?
Ответ: рак крови.
35. Какую главную опасность для окружающей среды и здоровья людей представляет ядерная энергетика?
Ответ: загрязнение окружающей среды ядерными отходами.
37. Назовите самый токсичный металл.
Ответ: ртуть.
39. Почему не рекомендуют употреблять в пищу растения, выросшие возле дорог?
Ответ: они содержат ядовитые вещества: цинк, отходы бензина.
40. Что нужно сделать перед употреблением плодов, обработанных пестицидами?
Ответ: срезать кожуру.
44. Из-за какого предмета домашнего обихода около 10 млн человек в год (преимущественно женщины) подвергаются воздействию сильно загрязненного воздуха помещения?
Ответ: кухонная-плита.
46. Какой предмет бытовой техники больше других способствует разрушению озонового слоя?
Ответ: холодильник.
47. Назовите самый мощный источник загрязнения атмосферы населенного пункта, в котором вы живете.
Ответ: учащиеся должны назвать экологически опасные объекты конкретного населенного пункта и обосновать, почему на их взгляд они таковыми являются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.