Технологическая карта урока
ФИО учителя: Максимова Анжела Анатольевна
Класс: 3 «Р» - речевой
УМК «Гармония»
Предмет: Литературное чтение
Тема: В. А. Осеева «Волшебное слово»
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Место и роль урока в изучаемой теме: 2-ой урок по изучаемой теме, урок – закрепление.
Цель: определить главную мысль рассказа В.А. Осеевой «Волшебное слово».
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действия
|
УУД |
|||
регулятивные |
познавательные |
коммуникативные |
личностные |
|
Определять тему и главную мысль небольших произведений. Характеризовать персонажей. Высказывать своё отношение к герою и его поступкам Применять полученные знания в жизни. Уметь хорошо ориентироваться в тексте. Расширять словарный запас учащихся. Ориентироваться в нравственном содержании прочитанного. Оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм. |
Обучающийся научится: – понимать и принимать учебную задачу, сохранять её, использовать определённые учителем ориентиры действия, действовать по намеченному плану, по инструкции, представленной в словесной или схематической форме, выполнять учебные действия в материализованной и речевой форме, осуществлять самоконтроль при чтении и при выполнении учебных заданий (после завершения деятельности), определять цель деятельности с помощью педагога, оценивать свои достижения, используя оценочный лист. Обучающийся получит возможность научиться: - планировать свои учебные действия для решения конкретных учебных задач, прогнозировать, осуществлять самоконтроль при выполнении учебных заданий (в процессе деятельности), оценивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников. |
Обучающийся научится: – обосновывать свои утверждения, ссылаясь на текст и/или жизненный опыт, ориентироваться в отдельной книге и в группе книг. Обучающийся получит возможность научиться: – использовать полученную при чтении информацию в практической деятельности, сравнивать произведения, находить необходимую информацию в толковых и энциклопедических словарях для школьников, применять её для решения практических задач. |
Обучающийся научится: -сотрудничать при работе в группе, в паре; обосновывать свои утверждения. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; проявлять готовность к оказанию помощи товарищу. |
Обучающийся научится: - положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения, к выбору и чтению книг, нравственно-этической ориентации, формирования эстетических чувств и представлений. Обучающийся получит возможность для формирования: - развития рефлексии, эмпатии и развития дружеского отношения к другим детям. - ориентации в поведении на принятые моральные нормы.
|
Ход урока
№ |
Название этапа урока
|
Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) |
Формы организации деятельности учащихся |
Действия учителя по организации деятельности учащихся |
Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные) |
Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока
|
Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1 |
Организационный момент
|
Проверить готовность к уроку. Вызвать положительный эмоциональный настрой и познавательный интерес.
|
Фронтальная |
Приветствие учащихся. - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь и улыбнитесь, поприветствуйте наших гостей. – Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. - Доброе утро! Придумано кем-то Просто и мудро при встрече здороваться! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера! -Повернитесь друг другу - улыбнитесь, пожалуйста. Мы начинаем урок литературного чтения. 3. Речевая гимнастика (проводит логопед)
|
Проверяют рабочее место. Приветствуют учителя. Настраиваются на предстоящую работу
Регулятивные УУД: высказывать свое мнение, оформлять свои мысли в устной форме. Коммуникативные УУД: слушать и слышать других. Личностные: проявлять интерес к содержанию.
|
Положительный эмоциональный настрой на урок.
|
Наблюдение |
2 |
Актуализация опорных знаний
|
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит повторение и обобщение
|
Фронтальная |
Организует работу учеников
- Сделали глубокий вдох, а теперь выдох. Показали готовность № 1(спинка прямая) – Давайте вспомним: какой раздел учебника мы проходим по чтению? -А как он называется? - А какие мы уже прочитали рассказы? - А с биографией какого автора мы познакомились на прошлом уроке чтения? - Что интересного вы узнали о ней?
- что же интересного произошло в Москве с Валентиной Александровной?
|
Развивают операции мышления. Повторяют, закрепляют пройденный материал. Познавательные: уметь обосновывать свои утверждения. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой форме,
- шестой
- «Ежели вы вежливы» - «Урок вежливости», «Вежливый ослик», «Очень Вежливый индюк» - с биографией Валентины Александровны Осеевой
- Валентина Александровна родилась и жила в Киеве. - мечтала стать актрисой и поступила в киевский институт. Но так его и не закончила! Так как вместе с семьёй уехала жить в Москву. - в Москве Осеева слала педагогом- воспитателем. А потом стала детской писательницей! Продолжая учить и воспитывать через книги своих юных читателей! |
Учащиеся получают положительный эмоциональный настрой от ситуации успешности
|
Беседа |
3 |
Выявление причины затруднения и постановка учебной задачи
|
Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется задачи урока и его цель.
|
Фронтальная |
Организует работу учеников, направляет учеников, наблюдает за их деятельностью.
- Мы недавно читали стихотворение, как оно называлось? - А какая же главная мысль этого стихотворения? - А какой рассказ мы с вами читали на прошлом уроке? - А какая главная мысль рассказа «Волшебное слово?»
- Так какая же цель нашего урока? - Молодец!!! (переворачиваю на доске, заранее заготовленный листок, на котором написано – Найти главную мысль.) - А, что мы для этого будем делать? - Правильно! (переворачиваю на доске, заранее заготовленный листок, на котором написано – Ключевые слова.) - назовите корень в слове ключевые - а что открывает ключ?
- а ключевые слова что помогут нам открыть?
- А КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА – ЭТО КАКИЕ СЛОВА? - Я тоже готовилась к уроку и думала о ключевых словах. Давайте посмотрим совпадут у нас с вами ключевые слова или нет?
-- и у меня такое же слово
- ребята, у нас с вами получились одинаковые ключевые слова. - молодцы!
- давайте с вами ещё раз всё повторим! Вы сами назвали ЦЕЛЬ НАШЕГО УРОКА – это НАЙТИ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ РАССКАЗА Осеевой «Волшебное слово», а искать мы её будем через ключевые слова - - важные события - даты - имена - поступки - действия - признаки предмета
- молодцы! Речевая разминка (проводит логопед) |
Развивают операции мышления. Формулируют цель урока, ставят учебные задачи. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.
- «Очень вежливый индюк»
- Прежде чем учить вежливости других, нужно быть вежливому самому! - Мы читали рассказ Осеевой «Волшебное слово» (проблемная ситуация) - мы, не знаем главную мысль рассказа «Волшебное слово»
- Цель нашего урока – это найти главную мысль
- искать ключевые слова
- ключ - открывает все замки, Двери
- главную мысль рассказа «Волшебное слово»
- ключевые слова это: - важные события - даты - имена - поступки - действия - признаки предмета
|
Учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока. При помощи учителя формулируют цель урока.
|
Беседа |
4 |
Совместное исследование проблемы.
|
Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Поиск решения учебных задач и главной мысли. Организовать коммуникативное взаимодействие для работы в группах.
|
Работа в группах.
|
Организует практическую работу, учебное взаимодействие учеников в группе и следующее обсуждение составленных ключевых слов, обеспечивает наблюдение за выполнением задания.
- Ребята сели ровно, спинка прямая. - что, вы, делали на прошлом уроке? - правильно! - что мы будем делать дальше? - что у вас сейчас должно быть в руках? - что вы будите делать? - правильно!
- итак, слушаем внимательно! I группа работает с 1 частью (прочитайте вслух, пожалуйста где вы начинаете искать ключевые слова и где заканчиваете) - II группа работает с 2 частью, с 1 разделом (прочитайте вслух) - III группа работает со 2 частью, 2 разделом (прочитайте вслух, пожалуйста начало и конец вашей части)
- сейчас, вы вслух шепотком ещё раз читаете свою часть и подчёркиваете ключевые слова по моей команде. Один хлопок - начали. Два хлопка – закончили. Хлопаю в ладоши один раз (2 мин) Хлопаю два раза (закончили)
Раздаю листочки и объясняю сингапурский приём по организации включения учеников в учебную деятельность. Первый этап. - перед вами лежат листы бумаги, они разделены на 5 частей. Сейчас по моей команде каждый выпишет свои ключевые слова, которые помогут открыть главную мысль в квадрат № 1. Один хлопок – начали работать. Два хлопка – стоп. Но если группа готова до моих хлопков, тогда вся группа поднимает руки, покажите как мы это делаем. - Итак начали. Хлопаю один раз!!! Контролирую процесс!!! Время 2 минуты, включаю таймер! Хожу и только лишь смотрю, что ученики пишут. Слежу за временем!!!Напоминаю, что если группа готова, нужно показать это, взявшись всем за руки! - Пожалуйста, ребята, пора заканчивать!!!! - хлопаю 2 раза!!! - стоп!!! Второй этап. Вы обмениваетесь ключевыми словами со своим соседом по плечу. Если у него такие же слова, то их писать не надо! А если это важные ключевые слова, тогда записываете в квадрат № 2! - Итак начали. Хлопаю один раз!!! Контролирую процесс!!! Время 2 минуты, включаю таймер! Хожу наблюдаю, что ученики пишут? Слежу за временем!!! Напоминаю, что если группа готова, нужно показать это, взявшись всем за руки! - Поторопитесь!!! - хлопаю 2 раза!!! - стоп!!! Третий этап. Встали и нашли себе пару. Вы, обмениваетесь информацией. Если это важные ключевые слова, тогда записываете! В квадрат № 3!! - Итак начали. Хлопаю один раз!!! Контролирую процесс!!! Время 2 минуты, включаю таймер! Хожу наблюдаю, что ученики пишут!!! Слежу за временем!! Напоминаю, что если группа готова, нужно показать это, взявшись всем за руки! - - - Ребята, пора заканчивать.!!! - хлопаю 2 раза!!! - стоп!!! Четвёртый этап. Нужно из всей информации выбрать самую важную! Выписать на ваш взгляд самые важные ключевые слова в квадрат № 4. Итак, начали. Хлопаю один раз!!! Контролирую процесс!!! Время 2 минуты, включаю таймер! Хожу наблюдаю, что ученики пишут!!! Слежу за временем!! Напоминаю, что если группа готова, нужно показать это, взявшись всем за руки! - - - Ребята, пора заканчивать.!!! - хлопаю 2 раза!!! - стоп!!!
Пятый заключительный этап. - А сейчас заключительный этап! Самый важный! Нужно из всей информации выбрать самую важную! Выписать на ваш взгляд самые важные ключевые слова или одно ключевое слово КОТОРЫЕ ПОМОГУТ НАЙТИ ГЛАВНУЮ МЫСЛЬ!!! - Итак начали. Хлопаю один раз!!! Контролирую процесс!!! Время 2 минуты, включаю таймер! Хожу наблюдаю, что ученики пишут!!! Слежу за временем!!! Напоминаю, что если группа готова, нужно показать это, взявшись всем за руки! - Ребята, скоро заканчиваем!!! - хлопаю 2 раза!!! - стоп!!! -А сейчас давайте каждая группа вслух зачитает, какое же слово у вас получилось - 1 группа – Кирилл Прозоров - 2 группа – Пирмамедов Эмиль - 3 группа – Губенко Глеб - повесьте на доску, пожалуйста, свои листочки. Я переворачиваю на доске лист, на котором жирным шрифтом уже написано слово - Пожалуйста - А теперь давайте вернёмся к нашему тексту. - слово – пожалуйста какое? - А какая тема нашего урока? - молодцы! (записываю на доске тему урока)
Физкультминутка. (проводит логопед) Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно. Встаньте! Встаньте, пожалуйста! Подпрыгните, пожалуйста, 2 раза! Руки на пояс! Пожалуйста, руки на пояс! Выполняем приседания! Приседаем 3 раза, пожалуйста! Прыгаем, как зайчики! Прыгаем, как зайчики! пожалуйста! Пожалуйста, руки на пояс! Наклоны вперед! Наклоны вперед! пожалуйста! Пожалуйста, сделали вдох и выдох! Пожалуйста, садимся на свои места! - Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!
- глубокий вдох, выдох, спинка прямая.
- Как вёл себя Павлик, пока не знал волшебного слова? (найдите слова в тексте, которые помогают это понять и прочитайте нам вслух).
- Какое настроение было у Павлика? (найдите слова в тексте, которые помогают это понять и прочитайте нам вслух). - А почему у Павлика было такое настроение?
- Кто помог Павлику?
- Почему старик помог мальчику? (докажите словами из текста) - Как вы думаете, что шепнул старик на ухо Павлику? - Напомните мне, как нужно говорить это волшебное слово? - Каким стал мальчик, после общения со стариком? (найдите слова в тексте, которые помогают это понять и прочитайте нам вслух). - Изменилась ли жизнь мальчика, после того, как он раскрыл тайну волшебного слова? - Теперь давайте проследим, как подействовало на окружающих волшебное слово Павлика. Найдите в тексте и прочитайте…. 1 группа: Найдите и прочитайте, как изменилось поведение сестры, когда мальчик сказал ей волшебное слово. 2 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировала на волшебное слово бабушка. 3 группа: Найдите и прочитайте, как отреагировал на волшебное слово старший брат. - Каким становилось настроение у людей, когда они слышали волшебное слово?
- А какие волшебные слова, вы, знаете?
- Как бы вы хотели, чтобы люди относились к вам? - Что для этого нужно?
- А зачем нам нужно хорошо относится к людям?
|
Выполняют работу в группах, руководствуясь планом, набором ключевых слов, текста, формулируют главную мысль. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать алгоритм действий, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
- читали произведение и делили его на части, абзацы
- искать ключевые слова - простой карандаш - подчёркивать ключевые слова.
- важные: имена, действия, даты…
- перечитывают рассказ ещё раз шепотком и подчёркивают ключевые слова
пишут свои ключевые слова
Обмениваются ключевыми словами с соседом по плечу
Обмениваются ключевыми словами
выписывают самые важные ключевые слова из всех слов
- пожалуйста
выбегают и весят свои листочки
- у всех написано слово - пожалуйста
- волшебное!
- рассказ «Волшебное слово»
делают физкультминутку
- он был невоспитанным, грубым («…подвиньтесь…) - злым, ( «…Ну и ладно! А Вам-то что?..») -сердитым («…взглянул на Павлика у него было красное, сердитое лицо….»)
- плохое! (читают цитаты из текста)
- потому, что он обижал своих родных, злился на них и родные Павлика относились к нему также: сестра Лена не давала краски, бабушка прогнала с кухни. А брат не взял покататься на лодке.
- старик
- потому, что он был добрый и мудрый.
- слово – пожалуйста
- (…тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь) - Павлик стал добрым, ласковым, вежливый…
- да
Находят в тексте и читают
- становилось хорошим, люди становились добрее!
дети отвечают - спасибо, будьте добры…..
- по-доброму, по-хорошему
- нужно самим хорошо и по- доброму относится к людям
-если ты будешь добрым с людьми, то и они с тобой тоже будут добрыми. |
Создание познавательной мотивации.
|
Беседа
Наблюдение.
Самостоятельная работа
Использование алгоритма
|
5 |
Первичное закрепление во внешней речи |
Организовать коммуникативное взаимодействие для соотношения своего поведения с произведением |
Самостоятельная работа
|
Организует работу учеников
- А чему нас учит этот рассказ? (спрашиваю любого ученика) - чему тебя научил этот рассказ? Как себя нужно вести дома? В школе? На улице? - Так какова главная мысль рассказа? (Добрый человек добру и учит или за добро добром и платят или это уважительное, вежливое отношение к людям!)
|
Выполняют самостоятельную работу, руководствуясь накопленными знаниями. Формулируют выводы.
Познавательные: Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать выбор. Личностные:
Регулятивные: Выполнять учебные действия в материализованной и речевой форме Коммуникативные: Проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания.
- добру и вежливости, и хорошему отношению к окружающим ученики отвечают
- Это уважительное, вежливое отношение к людям! - Добрый человек добру и учит! - За добро добром и платят) - Как ты будешь к людям относится, так и люди будут относится к тебе!
|
Оценивают поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм. |
Самостоятельная работа
Использование алгоритма |
6 |
Самостоятельная работа
|
Обобщить и систематизировать знания и умения, учащихся по теме «Волшебное слово» Организовать коммуникативное взаимодействие для работы в группах. |
Работа в группах
|
Организует практическую работу, учебное взаимодействие учеников в группе и следующее обсуждение выбранных пословиц, обеспечивает наблюдение за выполнением задания. Выслушивает ответы детей
- Сейчас каждая группа должна будет распределить роли и показать нам сценку. - 2 группа: как вы будете вести себя в общественном транспорте….. - Представьте, что в автобус зашла бабушка (даю им платок и палочку-трость) - 3 группа: ваша семья собралась за дружным столом, вы ужинаете, а что же будет дальше? Покажите нам… (даю одноразовые тарелки) - 1 группа: покажите нам, действия, которые происходит в классе на перемене (даю игрушку) - Но у вас мало времени на подготовку! – Время пошло! - Какая группа готова показать нам сценку?
(логопед задаёт свой вопрос о стихотворении)
|
Договариваются между собой в группе, кто будет читать пословицу. Выслушивают выступления учащихся из других групп.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Личностные: Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувство доброжелательности, эмоционально– нравственной отзывчивости. Коммуникативные: Производить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии
Группы по очереди показывают сценки
|
Развитие операции мышления. |
Наблюдение |
7 |
Рефлексивно-оценочный |
Провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность. А) Зафиксировать содержание урока. Б) Оценить результаты учебной деятельности. В) Согласовать домашнее задание
|
Фронтальная Рефлексия.
|
- Чему мы сегодня учились на уроке? - Что нового узнали?
- молодцы!
Раздаю листочки для самооценки. На доске висит лист с критериями. Проговаривая критерии ещё раз. Снимаю белый лист с критериев, чтобы всем слало видно. - Сейчас каждый себя оценит: если, вы, считаете, что работали отлично и у вас всё получилось, рисуем себе зелёный кружок! - если, работали хорошо и, что-то не получилось, тогда рисуем жёлтый кружок! - ну, а если вам нужна помощь и у вас вообще ничего не получилось, тогда рисуем красный кружок! - Зелёный – я всё понял! - Жёлтый – иногда затрудняюсь - Красный – нужна помощь!!! - Поднимите руки у кого зелёный кружок – так держать! -Поднимите руки – у кого жёлтый кружок – мы ещё будем учиться и у вас всё получится! - Поднимите руки у кого красный кружок? мы ещё будем учиться и у вас всё получится! Не расстраивайтесь!!! - ВЫ МОЛОДЦЫ! - всем спасибо за урок! Можете быть свободны!!! Учитель- Организует рефлексию. Организует фиксирование содержания. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.
|
Дают самооценку своей деятельности. Отмечают позиции, что получилось и что не получилось на уроке и почему. Выражают благодарность участникам процесса. Записывают домашнее задание, получают консультацию по его выполнению. Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (оценивать свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудачи). Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме.
Ответы детей - мы искали ключевые слова- это - важные события - даты - поступки - действия - признак предмета - а через ключевое слово, мы нашли главную мысль Рассказа «Волшебное слово».
Ученики рисуют кружочки (дают себе самооценку) |
|
Самооценка |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.