Технологическая карта урока литературного чтения для 1 класса по теме: «Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» »

  • docx
  • 25.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1Б Чтение.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

Технологическая карта урока

литературного чтения для 1 класса

по теме: «Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» »

Выполнила:

Студентка группы Ш – 37

Котельникова Виктория Денисовна

Проверили: Учитель 1 «Б» класса

Стукова Ольга Анатольевна

___________________

Руководитель от колледжа

Прягаева Елена Алексеевна

Отметка «     » (___________________)

Соликамск, 2021

Структура технологической карты урока

Тема урока

«Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» »

УМК

Школа России. (Горецкий В.Г.)

Цели деятельности педагога

Познакомить с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

Формировать навык беглого, выразительного и осознанного чтения.

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: проводить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение; содействовать совершению навыков чтения.

Метапредметные:

Регулятивные: -уметь контролировать свою деятельность при анализе произведения;

 - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;

Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы;

- уметь слушать и услышать других;

- уметь излагать свои мысли при обсуждении прочитанного произведения;

Познавательные: - уметь анализировать, обобщать, делать выводы по данной теме;

- уметь принимать и воспринимать прочитанное произведение;

Личностные: - формирование у обучающихся чувства ответственности за свою деятельность;

- эмоциональный отклик на прочитанное произведение.

Методы и формы обучения

Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/09/

 

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация и раздаточный материал.

Оборудование

Автоматическое рабочее место педагога.

 

Организационная структура урока

Этапы

 урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодей-

ствия

Универсальные учебные действия

Промежу-

точный

контроль

Оргмомент

Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку.

– Здравствуйте, ребята.

Меня зовут Виктория Денисовна.

И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать учебники и раздаточный материал.

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

Приветствуют и слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя

Фронтальная

Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места

Зрительный контакт

СТИЦ

 

Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока.

- Но прежде чем начать изучение, нам необходимо выполнить с вами несколько заданий. Вот первое из них: у меня на слайде представлены секретные слова, прочитайте слова про себя.

ГЛИБ, КАЛАНДАШ, ЛУЧКА, БЕЛКА, ВАЛЕЖКА, БЛЮКИ, КЛЫША, КЛУБОК, ГЛАЗ, СКЛИПКА.

- Что необходимо заменить в данных словах?

 

 

 

 

- Какая именно ошибка присутствует в данных словах?

 

 

 

- Давайте вспомним, сколько звуков обозначает буква «р» ?

 

 

 

- Назовите слова, где буква р обозначает мягкий звук.

 

 

 

- А твердый звук?

 

 

-   Как вы думаете, почему именно это задание я провела в начале урока? 

- Сегодня на уроке нам встретится данная буква, мы с вами познакомимся с произведением Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».

 

 

 

 

 

 

 

- Допущены ошибки в словах глиб, каландаш, лучка, валежка, блюки, клыша, склипка.

- Нужно провести замену букв.

 

- Буква «р» обозначает два звука: твердый и мягкий.

 

- Буква «р» обозначает мягкий звук в словах гриб, варежка, брюки, скрипка.

- Буква «р» обозначает твердый звук в словах карандаш, ручка, крыша.

 

 

Фронтальная

 

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Личностные:

формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа

Зрительный контакт

Подготовка к восприятию текста

Учитель настраивает детей на тему урока.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

- Евгений Иванович Чарушин - русский художник, писатель. С детства маленький мальчик Женя очень люби животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. Евгений Иванович умел играть на скрипке, писал стихи,  вечно что-то изобретал. Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства. Возможно, что Евгений Иванович написал данное произведение про себя.

ВЫСТАВКА КНИГ

- На слайде представлены произведения данного писателя. Они очень интересные и интригующие. Я призываю вас сходить в школьную или центральную библиотеку и прочитать данные произведения.

ПРО ТОМКУ

НИКИТКА И ЕГО ДРУЗЬЯ

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

ПРО ЗВЕРЕЙ

НА НАШЕМ ДВОРЕ

ТОМКИНЫ СНЫ

МЕДВЕДЬ – РЫБАК

БОЛТЛИВАЯ СОРОКА

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- В произведении, которое мы сегодня с вами будем изучать, присутствуют слова, значения которых вы можете не знать.

- Прочитайте первое слово жужжащим чтением.

- Вслух нам прочитает Аня.

- Давайте подумаем,  какое значение несет в себе слово «пароход»?

Пароход – судно, оснащенное поршневой паровой машиной или паровой турбиной в качестве тягового двигателя.

- Прочитайте второе слово жужжащим чтением.

- Вслух нам прочитает Кирилл.

- Как вы понимаете выражение «на разные лады»?

- Данное выражение можно охарактеризовать так: на «разные лады», это значит всевозможными способами, всячески.

- Сейчас откройте учебники на странице восемьдесят четвертой, сядьте правильно: спины ровные, ноги стоят полной стопой на полу, глазки опустили на начало рассказа, поставили указательный палец и следим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

Открывают учебники

 

 

 

 

Фронтальная

 

Коммуникативные:

уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы;    

   - уметь слушать и услышать других;                                               - уметь излагать свои мысли

Регулятивные:                                - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;

 

Зрительный

 

Первичное чтение рассказа

Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушивание)

Первичное восприятие текста (чтение учителем и коллегой Алиной Лазько по ролям, грамотно и выразительно)

- Слушаем внимательно!

При прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональное настроение от только что услышанного.

Слушают учителя и внимательно следят.

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Словесная

Наглядная

Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Проверка первичного восприятия

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

- Скажите, что поразило либо удивило вас при чтении данного рассказа?

 

- После чтения меня удивило то, как главный герой упорно добивался своей цели, пытаясь выговорить букву «Р».

- Меня поразило то, что Женя был упорным мальчиком и делал все, чтобы добиться своей цели.

Фронтальная

Словесная

Коммуникативные:

- уметь слушать и услышать других.

Зрительный контакт

Повторное чтение

 

- Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать произведение жужжащим чтением.

- Кто прочитал, глазки поднимаем на меня и садимся правильно.

- Ребята, сейчас прочитаем вслух текст.

- Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом.

- Начинаем читать с первого ряда. Читаем до слова «достаточно».

- Начинаем.

(Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией).

-Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как читали …

Двигаемся дальше.

Прочитывают рассказ самостоятельно жужжащим чтением, затем вслух.

 

 

 

 

 

 

Ученики читают текст

Фронтальная

Словесная

Коммуникативные:

- уметь слушать и услышать других.

Зрительный контакт

Физминутка

 

- Сейчас мы с вами немного отдохнем.

- Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов движения, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами.

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны (прыжки)

Целый день они кричали (повороты туловища влево – вправо)

Спать ребятам не давали (наклоны вперед-назад)

Только к ночи умолкают (махать руками,  как крыльями)

И все вместе засыпают (сесть на корточки, руки по щеку – заснуть)

Повторяют движения и слова за учителем.

 

 

 

 

 

Практическая

Регулятивные УУД: организация своей деятельности

Правильное выполнение упражнений.

Беседа по содержанию

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

- Как звали главного героя рассказа?

- Какую букву не мог выговорить Женя?

 

 

- Кто смеялся над Женей из-за данного недоразумения?

 

 

- Как вы думаете, правильно ли поступили ребята, смеясь над своим товарищем?

- Я считаю, что ребята не должны были смеяться над своим товарищем, ведь нет идеальных людей, у каждого могут быть какие-либо недоразумения, который не являются недостатком, а вполне перерастают в изюминку.

- Что сделал Женя, услышав очередную насмешку?

- Куда он  залез? Докажите словами текста.

- Что делал главный герой, лежа на крыше? Докажите словами текста.

- Как вы думаете, почему он плакал, да еще и тихонько?

- Да, он плакал из-за обиды. Плакал тихонько, чтобы его никто не услышал.

- Кто прилетел на забор? Докажите словами текста.

- Что сделала ворона?

- Что сделал главный герой, услышав от вороны карканье? Докажите словами текста.

- Как вы думаете, зачем ворона начала каркать все чаще и чаще?

- Может быть вариант таков: вороне стало скучно, и она решила, что мальчик ведет с ней беседу.

- Сколько времени пытался повторить за птицей Женя? Докажите словами текста.

- Какие движения  делал Женя для того, чтобы достичь результата? Докажите словами текста.

- Когда получилось у главного героя достичь результата?

- Что сделал Женя после того, как добился своей цели?

 

- Какое недоразумение произошло, когда мальчик слезал с крыши?

- В какой куст упал Женя? Докажите словами текста.

 

- К кому побежал он, чтобы разделить свою радость?

- Поверили ребята сразу Жене?

 

- Что сделал Женя для того, чтобы ребята ему поверили?

 

- Согласна, Женя так обрадовался, что хотел сказать «Павлуша», а сказал «Павруша».

 

- Вот такое жизненное произведение написал Евгений Иванович Чарушин, ведь каждый из нас мог оказаться в данной ситуации, согласитесь?

- Главного героя рассказа звали Женя.

- Женя не мог выговорить букву «р».

- Над Женей смеялись ребята, с которыми он играл.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

- Женя обиделся.

- Женя залез на крышу невысокой бани.

- Он тихонько плакал.

 

 

 

- Вдруг на забор прилетела ворона.

- Начала каркать.

- Начал повторять за ней.

 

Ответы детей

 

 

 

- Полчаса пытался повторить слова Женя.

- «Язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил».

- Когда он уже устал.

- Обрадовался и полез с крыши.

 

- Женя свалился с крыши.

- Женя упал в куст смородины.

- Он побежал к ребятам.

- Нет, не поверили.

 

- Женя сказал слово, но перепутал букву «р» с буквой «л».

Фронтальная

Словесная

Практическая

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других.

Ответ на вопрос

Зрительный контакт

Правильный устный ответ

Обобщающая беседа

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

- Скажите,  каким бы вы описали Женю?

- Я бы описала главного героя настойчивым и упорным.

- Хотели бы вы быть похожим на данного героя?

- Как вы думаете, какая главная мысль данного рассказа?

- Вы были близки к верному ответу. Данный рассказ учит тому, что нужно добиваться своих целей, но для этого быть настойчивым и терпеливым. Данный рассказ учит целеустремленности и упорству. Учит не отступать перед трудностями, и всегда идти к своей цели.

- Какие пословицы подходят к этому рассказу?

- Я тоже выделила такие пословицы.

- Первую пословицу прочитает Настя.

«Терпенье и труд все перетрут»

- Как вы ее понимаете?

- Вторую пословицу читает Петя.

«Без терпенья нет уменья»

- Как вы ее понимаете?

- Третью пословицу читает Максим.

«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

- Как вы ее понимаете?

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- То что с помощью терпения и труда все можно преодолеть.

- Если нет терпения, то мы не сможем ничему научиться.

 

 

- Нужно трудиться для того, чтобы чего-то достичь.

Фронтальная

Словесная

Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление.

Регулятивные УУД: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений

Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя

 Итог урока.

 

Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке.

-Вот и подходит к концу наш урок.

- Скажите, ребята, какое произведение мы с вами изучили на уроке?

 

 

- Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться своей цели?

Вывод:

- Проведя сегодняшний урок, можно сделать вывод о том, что в этой жизни нужно добиваться всего, несмотря ни на что.

Рефлексия:

- У вас на столах лежат изображения птиц. Посмотрите на доску, у меня представлены три поляны: Поляна «Радости», Поляна «Скуки», Поляна «Открытий». Подумайте и решите, на какой поляне вы сегодня присутствовали больше, чем в остальных. Начиная с первого ряда, подходим к доске и прикрепляем изображение туда, где было сегодня ваше настроение.

- Всем спасибо за урок! До новых встреч!

 

 

 

- Мы познакомились с произведением Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».

- Нужно быть упорным и настойчивым.

Фронтальная

Познавательные УУД:

Извлекать информацию

Коммуникативные УУД:

Обсуждение и формирование своего мнения

Ответы на вопрос.

 


 

Скачано с www.znanio.ru