ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»
Технологическая карта урока
литературного чтения для 1 класса
по теме: «Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» »
Выполнила:
Студентка группы Ш – 37
Котельникова Виктория Денисовна
Проверили: Учитель 1 «Б» класса
Стукова Ольга Анатольевна
___________________
Руководитель от колледжа
Прягаева Елена Алексеевна
Отметка « » (___________________)
Соликамск, 2021
Структура технологической карты урока
Тема урока |
«Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р» » |
УМК |
Школа России. (Горецкий В.Г.) |
Цели деятельности педагога |
Познакомить с рассказом Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». Формировать навык беглого, выразительного и осознанного чтения. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: проводить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение; содействовать совершению навыков чтения. Метапредметные: Регулятивные: -уметь контролировать свою деятельность при анализе произведения; - уметь понимать и принимать учебную задачу урока; Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; - уметь слушать и услышать других; - уметь излагать свои мысли при обсуждении прочитанного произведения; Познавательные: - уметь анализировать, обобщать, делать выводы по данной теме; - уметь принимать и воспринимать прочитанное произведение; Личностные: - формирование у обучающихся чувства ответственности за свою деятельность; - эмоциональный отклик на прочитанное произведение. |
Методы и формы обучения |
Методы: Объяснительно-иллюстративный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная. |
Образовательные ресурсы |
https://infourok.ru/kopilka-priyomov-refleksii-bolee-priemov-3463151.html https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2015/01/09/
|
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация и раздаточный материал. |
Оборудование |
Автоматическое рабочее место педагога. |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
Оргмомент |
Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. |
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Денисовна. И сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Проверим готовность к уроку: на столах у вас должны лежать учебники и раздаточный материал. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! |
Приветствуют и слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя |
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя Регулятивные: готовность рабочего места |
Зрительный контакт |
СТИЦ
|
Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. |
- Но прежде чем начать изучение, нам необходимо выполнить с вами несколько заданий. Вот первое из них: у меня на слайде представлены секретные слова, прочитайте слова про себя. ГЛИБ, КАЛАНДАШ, ЛУЧКА, БЕЛКА, ВАЛЕЖКА, БЛЮКИ, КЛЫША, КЛУБОК, ГЛАЗ, СКЛИПКА. - Что необходимо заменить в данных словах?
- Какая именно ошибка присутствует в данных словах?
- Давайте вспомним, сколько звуков обозначает буква «р» ?
- Назовите слова, где буква р обозначает мягкий звук.
- А твердый звук?
- Как вы думаете, почему именно это задание я провела в начале урока? - Сегодня на уроке нам встретится данная буква, мы с вами познакомимся с произведением Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». |
- Допущены ошибки в словах глиб, каландаш, лучка, валежка, блюки, клыша, склипка. - Нужно провести замену букв.
- Буква «р» обозначает два звука: твердый и мягкий.
- Буква «р» обозначает мягкий звук в словах гриб, варежка, брюки, скрипка. - Буква «р» обозначает твердый звук в словах карандаш, ручка, крыша.
|
Фронтальная
|
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. Личностные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа |
Зрительный контакт |
Подготовка к восприятию текста |
Учитель настраивает детей на тему урока. |
БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА - Евгений Иванович Чарушин - русский художник, писатель. С детства маленький мальчик Женя очень люби животных. В его доме водились кошки, собаки, кролики, козлята, певчие птицы. Евгений Иванович умел играть на скрипке, писал стихи, вечно что-то изобретал. Рассказ, который мы сегодня будем читать – это его воспоминание из детства. Возможно, что Евгений Иванович написал данное произведение про себя. ВЫСТАВКА КНИГ - На слайде представлены произведения данного писателя. Они очень интересные и интригующие. Я призываю вас сходить в школьную или центральную библиотеку и прочитать данные произведения. ПРО ТОМКУ НИКИТКА И ЕГО ДРУЗЬЯ БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ ПРО ЗВЕРЕЙ НА НАШЕМ ДВОРЕ ТОМКИНЫ СНЫ МЕДВЕДЬ – РЫБАК БОЛТЛИВАЯ СОРОКА СЛОВАРНАЯ РАБОТА - В произведении, которое мы сегодня с вами будем изучать, присутствуют слова, значения которых вы можете не знать. - Прочитайте первое слово жужжащим чтением. - Вслух нам прочитает Аня. - Давайте подумаем, какое значение несет в себе слово «пароход»? Пароход – судно, оснащенное поршневой паровой машиной или паровой турбиной в качестве тягового двигателя. - Прочитайте второе слово жужжащим чтением. - Вслух нам прочитает Кирилл. - Как вы понимаете выражение «на разные лады»? - Данное выражение можно охарактеризовать так: на «разные лады», это значит всевозможными способами, всячески. - Сейчас откройте учебники на странице восемьдесят четвертой, сядьте правильно: спины ровные, ноги стоят полной стопой на полу, глазки опустили на начало рассказа, поставили указательный палец и следим. |
Ответы детей
Открывают учебники
|
Фронтальная
|
Коммуникативные: - уметь задавать вопросы и отвечать на вопросы; - уметь слушать и услышать других; - уметь излагать свои мысли Регулятивные: - уметь понимать и принимать учебную задачу урока;
|
Зрительный
|
Первичное чтение рассказа |
Проверка готовности учащихся к первичному чтению (прослушивание) |
Первичное восприятие текста (чтение учителем и коллегой Алиной Лазько по ролям, грамотно и выразительно) - Слушаем внимательно! При прочтении учитель делает небольшую паузу, чтобы учащиеся пережили непосредственное эмоциональное настроение от только что услышанного. |
Слушают учителя и внимательно следят.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт |
Проверка первичного восприятия |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
- Скажите, что поразило либо удивило вас при чтении данного рассказа?
- После чтения меня удивило то, как главный герой упорно добивался своей цели, пытаясь выговорить букву «Р». |
- Меня поразило то, что Женя был упорным мальчиком и делал все, чтобы добиться своей цели. |
Фронтальная Словесная |
Коммуникативные: - уметь слушать и услышать других. |
Зрительный контакт |
Повторное чтение |
|
- Сейчас я вам предлагаю еще раз самостоятельно прочитать произведение жужжащим чтением. - Кто прочитал, глазки поднимаем на меня и садимся правильно. - Ребята, сейчас прочитаем вслух текст. - Сели ровно, ноги вместе, стопы стоят на полу, руки положили как прилежные ученики, глазки опустили в книжки, следим за текстом. - Начинаем читать с первого ряда. Читаем до слова «достаточно». - Начинаем. (Учитель проверяет чтение вслух детей, помогает правильно ставить ударение в словах, помогает правильно читать с интонацией). -Закончили, молодцы. Мне очень понравилось, как читали … Двигаемся дальше. |
Прочитывают рассказ самостоятельно жужжащим чтением, затем вслух.
Ученики читают текст |
Фронтальная Словесная |
Коммуникативные: - уметь слушать и услышать других. |
Зрительный контакт |
Физминутка |
|
- Сейчас мы с вами немного отдохнем. - Сначала я вам показываю, вы смотрите, потом я показываю – вы повторяете без слов движения, в третий раз я показываю, вы повторяете со словами. Вот под елочкой зеленой Скачут весело вороны (прыжки) Целый день они кричали (повороты туловища влево – вправо) Спать ребятам не давали (наклоны вперед-назад) Только к ночи умолкают (махать руками, как крыльями) И все вместе засыпают (сесть на корточки, руки по щеку – заснуть) |
Повторяют движения и слова за учителем.
|
Практическая |
Регулятивные УУД: организация своей деятельности |
Правильное выполнение упражнений. |
Беседа по содержанию |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
- Как звали главного героя рассказа? - Какую букву не мог выговорить Женя?
- Кто смеялся над Женей из-за данного недоразумения?
- Как вы думаете, правильно ли поступили ребята, смеясь над своим товарищем? - Я считаю, что ребята не должны были смеяться над своим товарищем, ведь нет идеальных людей, у каждого могут быть какие-либо недоразумения, который не являются недостатком, а вполне перерастают в изюминку. - Что сделал Женя, услышав очередную насмешку? - Куда он залез? Докажите словами текста. - Что делал главный герой, лежа на крыше? Докажите словами текста. - Как вы думаете, почему он плакал, да еще и тихонько? - Да, он плакал из-за обиды. Плакал тихонько, чтобы его никто не услышал. - Кто прилетел на забор? Докажите словами текста. - Что сделала ворона? - Что сделал главный герой, услышав от вороны карканье? Докажите словами текста. - Как вы думаете, зачем ворона начала каркать все чаще и чаще? - Может быть вариант таков: вороне стало скучно, и она решила, что мальчик ведет с ней беседу. - Сколько времени пытался повторить за птицей Женя? Докажите словами текста. - Какие движения делал Женя для того, чтобы достичь результата? Докажите словами текста. - Когда получилось у главного героя достичь результата? - Что сделал Женя после того, как добился своей цели?
- Какое недоразумение произошло, когда мальчик слезал с крыши? - В какой куст упал Женя? Докажите словами текста.
- К кому побежал он, чтобы разделить свою радость? - Поверили ребята сразу Жене?
- Что сделал Женя для того, чтобы ребята ему поверили?
- Согласна, Женя так обрадовался, что хотел сказать «Павлуша», а сказал «Павруша».
- Вот такое жизненное произведение написал Евгений Иванович Чарушин, ведь каждый из нас мог оказаться в данной ситуации, согласитесь? |
- Главного героя рассказа звали Женя. - Женя не мог выговорить букву «р». - Над Женей смеялись ребята, с которыми он играл.
Ответы детей.
- Женя обиделся. - Женя залез на крышу невысокой бани. - Он тихонько плакал.
- Вдруг на забор прилетела ворона. - Начала каркать. - Начал повторять за ней.
Ответы детей
- Полчаса пытался повторить слова Женя. - «Язык во рту в разные места ставил и дул изо всех сил». - Когда он уже устал. - Обрадовался и полез с крыши.
- Женя свалился с крыши. - Женя упал в куст смородины. - Он побежал к ребятам. - Нет, не поверили.
- Женя сказал слово, но перепутал букву «р» с буквой «л». |
Фронтальная Словесная Практическая |
Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя. Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других. |
Ответ на вопрос Зрительный контакт Правильный устный ответ |
Обобщающая беседа |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
- Скажите, каким бы вы описали Женю? - Я бы описала главного героя настойчивым и упорным. - Хотели бы вы быть похожим на данного героя? - Как вы думаете, какая главная мысль данного рассказа? - Вы были близки к верному ответу. Данный рассказ учит тому, что нужно добиваться своих целей, но для этого быть настойчивым и терпеливым. Данный рассказ учит целеустремленности и упорству. Учит не отступать перед трудностями, и всегда идти к своей цели. - Какие пословицы подходят к этому рассказу? - Я тоже выделила такие пословицы. - Первую пословицу прочитает Настя. «Терпенье и труд все перетрут» - Как вы ее понимаете? - Вторую пословицу читает Петя. «Без терпенья нет уменья» - Как вы ее понимаете? - Третью пословицу читает Максим. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». - Как вы ее понимаете? |
Ответы детей.
- То что с помощью терпения и труда все можно преодолеть. - Если нет терпения, то мы не сможем ничему научиться.
- Нужно трудиться для того, чтобы чего-то достичь. |
Фронтальная Словесная |
Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные УУД: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений |
Зрительный контакт Ответы детьми на вопросы учителя |
Итог урока.
|
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, оценивают свою работу на уроке. |
-Вот и подходит к концу наш урок. - Скажите, ребята, какое произведение мы с вами изучили на уроке?
- Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться своей цели? Вывод: - Проведя сегодняшний урок, можно сделать вывод о том, что в этой жизни нужно добиваться всего, несмотря ни на что. Рефлексия: - У вас на столах лежат изображения птиц. Посмотрите на доску, у меня представлены три поляны: Поляна «Радости», Поляна «Скуки», Поляна «Открытий». Подумайте и решите, на какой поляне вы сегодня присутствовали больше, чем в остальных. Начиная с первого ряда, подходим к доске и прикрепляем изображение туда, где было сегодня ваше настроение. - Всем спасибо за урок! До новых встреч!
|
- Мы познакомились с произведением Е.Чарушина «Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». - Нужно быть упорным и настойчивым. |
Фронтальная |
Познавательные УУД: Извлекать информацию Коммуникативные УУД: Обсуждение и формирование своего мнения |
Ответы на вопрос. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.