Этапы урока |
Деятельность учителя и учащихся |
Ход урока |
1. Организационное начало урока (целеполагание) |
учитель
учащиеся |
Встали, подравнялись. Здравствуйте, дети. Сейчас у нас урок литературного чтения. Приветствуют учителя, садятся на места. |
2. Актуализация знаний (проверка д/з) |
учитель
|
Что было задано на дом? (А.С.Пушкин наизусть "Зимнее утро" и И.С.Никитин "Утро" выразит.чт) Выставление оценок. |
3. Усвоение новых знаний
|
учитель
|
На доске висит портрет . - Чей портрет висит на доске? Ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомство с поэзией. А именно с поэтом А.А.Фет. - Что вы знаете об этом человеке? - Какие его произведения вы знаете? Молодцы ребята, сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением, а именно стихотворением, а также узнаем немного о биографии этого замечательного поэта.
С ранних лет А. Фет был жаден до стихов. Везде старался их разыскать, выучить наизусть. У соседей нашлась тетрадь, в которой было переписано множество стихов, а главное – стихи А. Пушкина. Стихотворения Фета напевные, музыкальные. Каждое его стихотворение звучит как песня, романс. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка. На произведения Фета многие композиторы писали музыку: П. Чайковский, Рахманинов и другие. - Какие еще стихотворения А. Фета знаете? Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом» Сегодня мы с вами познакомимся с его стихотворением 1)Первичное чтение стихотворения учителем. -Понравилось ли вам это стихотворение? -Чем? -Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение? - Какие чувства испытали? - Чьими глазами наблюдаем картину дождя? 2) Словарная работа. - Прочитайте стихотворение и найдите слова, значение которых непонятно. Трепещет- колеблется, дрожит. Завеса- то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь. 3) Работа над анализом стихотворения. - Меняется ли картина природы, которую мы наблюдаем? - Исследуем стихотворение.
I строфа – Что видит герой? - Прочитайте, какие слова использует автор, чтобы ярче смогли представить картину? - Можно ли в природе наблюдать такое явление? - Расскажите. Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)
II строфа – Что изменилось? Что заметили? - Представьте картину и опишите чувства, которые вы испытали? - Какой литературный прием использует автор? Метафара – перенос свойств одного предмета на другой. - Почему именно золотая пыль?(дождь) - Как понимаем значение?
III строфа - Что можно сказать? - Какие ощущения описаны в третьей строфе? Звуки (Брызнули в стекло, барабанит – шум усиливающегося дождя) запахи(Душистым мёдом тянет) - Каким литературным приёмом пользуется автор в этой строфе? -Что имел в виду А.А.Фет под неопределённым местоимением что-то? Олицетворение – литературный прием, когда объекты неживой природы наделяются признаками живой. - Какие звуки можно услышать? - Какой прием лежит в основе всего стихотворения? -Сколько раз использовал слово дождь А.А.Фет в самом стихотворении? 4) Работа над выразительным чтением. - Каким настроением проникнуты строки? (легкое, свежее. воздушное настроение) - Что испытывал поэт, когда писал эти строки? (настроение весеннего дня. радуется весеннему теплу, описывает пробуждение природы, её обновление,всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы) - Попробуйте прочитать стихотворение, передавая чувство удивления. - Какой образ прозвучал в исполнении детей? Контраст – ярко выраженное противопоставление. 5) Повторное чтение стихотворения. - Перечитайте стихотворение и найдите подтверждение, что это весенний дождь. - Какие запахи можно почувствовать? |
5. Подведение итогов урока
6.Рефлексия
|
учитель |
Обобщение: - Какой образ дождя нарисовал поэт в стихотворении? - Какой дождь называется слепым? - Можно ли его называть чудом? Какие художественные приёмы использует А.А.Фет для создания картины? метафора эпитеты сравнение олицетворение Качаясь, движется завеса Золотой пыли; Душистым мёдом; Свежим листьям И будто в золотой пыли стоит за ней опушка леса Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!) - Что хотел передать автор в своём стихотворении? - Смог ли он передать красоту и любовь к родным местам? Выразительное чтение. Учитель просит детей взять карандаши и проставить условные знаки-паузы. Читает с необходимыми остановками. Далее дети читают про себя. Затем по строфам, по очереди.
- С каким автором мы сегодня познакомились? - Что запомнили из его биографии? - Какое произведение читали? - Какие чувство возникли у вас, после прочтения стиха? Оценивание учащихся. Домашнее задание: Дома вы подготовите выразительное чтение стихотворения. Теперь все встали, подравнялись. Вы все сегодня очень хорошо поработали. На этом наш урок окончен, до свидания! |
Технологическая карта урока
Тема урока: Цель урока: |
Афанасий Афанасьевич Фет"Весенний дождь" -развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь; -учить анализировать лирическое произведение, находить средства художественной выразительности, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения; -воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, прививать навык умственного труда. |
Планируемые результаты: |
Личностные: 1.Осознание языка как основного средства человеческого общения; 2.Восприятие русского языка как явление национальной культуры; 3.Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; Метапредметные : *Регулятивные: 1.Осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы; 2.Планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям; *Коммуникативные: 1.Научатся работать в сотрудничестве с соседом, выражать и доказывать собственное мнение. 2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами. 3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию. 4.Постановка вопросов . *Познавательные: 1.Давать определения понятиям. 2.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Предметные: 1. Умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты); 2.Стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. 3. Научатся находить рифмы. |
Тип урока: |
изучения нового материала |
Формы, приемы и методы:
|
Методы работы: объяснительно–иллюстративные, частично–поисковые, словесные, наглядные, практические. Формы: коллективная, индивидуальная. Приемы: работа с учебником, презентация по теме урока. |
Образовательные ресурсы: |
Учебник, презентация. |
План урока:
1. ОНУ (целеполагание): приветствие, эмоциональный настрой.
2. Актуализация знаний.
3. Усвоение новых знаний.
4. Подведение итогов урока.
5.Рефлексия.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.