Технологическая карта урока литературного чтения
в 3 классе на тему: «В.В. Бианки «Мышонок пик» (2 урок)»
Педагог: Колмакова П.Е.
Тип урока: урок повторения и закрепления полученных знаний
Форма урока: урок-путешествие
Цель: создание условий для повторения и закрепления у обучающихся знания о произведении В. Бианки «Мышонок Пик», применяя работу с текстом.
Задачи:
Образовательные:
- продолжить знакомство с произведением В.В. Бианки «Мышонок Пик»;
- сформировать у детей представления о том, как нужно вести себя в природе;
- создать условия для формирования умения работать с текстом;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы.
Воспитательные:
- воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;
- воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательного интереса к литературному чтению путём привлечения занимательного материала, проблемных ситуаций;
- способствовать развитию логического мышления, воображения, восприятия, речи, расширению кругозора учащихся.
УУД, формируемые на уроке:
- личностные:
1. Формирование положительного отношения к учению;
2. Формирование умения эмоционально откликаться на поступки людей;
3. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
- коммуникативные:
1. Развитие диалогической и монологической речи;
2. Развитие готовности слушать собеседника;
3. Формирование умения признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
4. Формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий с опорой на текс.
- познавательные:
1. Формирование умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;
2. Формирование умения соотносить литературное произведение с картинным планом к произведению;
3. Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.
- регулятивные:
1. Формирование умения формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;
2. Развитие умения следовать учебным действиям;
3. Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
4. Формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, экран, проектор, презентация.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник; смайлики; карточки с тестом; карточки для работы в паре, карта путешествия.
№п/п |
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Организационный. |
Литературное чтение – прекрасный урок, Много полезного в каждой из строк, Стих это будет, сказка, рассказ – Вы учите их – они учат вас!
- Садитесь, ребята! |
Приветствуют учителя и одноклассников. Настраиваются ан урок. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Мотивация учебной деятельности. Речевая разминка. |
- Ребята, а хотели бы вы прямо сейчас отправиться в путешествие, если да, то поднимите руку. - Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на каком транспорте мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку. Что за дом по реке плывёт и людей везёт? - Правильно, молодцы! Картинка корабля на экране. - Путешествовать мы с вами будем по островам, у вас на партах лежит карта путешествия. - Каждый хороший мореплаватель должен уметь говорить чётко и грамотно, чтобы его команды и просьбы были понятны всем. Поэтому для подготовки к путешествию предлагаю вам провести речевую разминку. Работа над скороговоркой Мышка сушек насушила Мышка мышек притащила Мышки сушки кушать стали Мышки зубы поломали.
- Прочитайте скороговорку сначала самостоятельно про себя. - Давайте вместе прочитаем скороговорку медленно и тихо. - Теперь прочитаем быстро и громко. - Прочитаем конец 1-ой строчки с восклицательной интонацией. - Теперь конец 2-ой строчки прочитаем с вопросительной интонацией. - В конце 3 и 4 строчек выделим голосом слова «поплоше» и «гроша». - Молодцы! |
Дети поднимают руки.
- Корабль.
Выполняют речевую разминку.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Постановка проблемы, сообщение темы и целей урока. |
- На каждом судне есть свой капитан. Для того чтобы узнать нашего капитана, я предлагаю вам послушать стихотворение.
Повсюду: в лесу, на полянке, В реке, на болоте, в полях – Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтёшь. И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивлённо смотреть.
- Кто услышал, фамилия какого писателя прозвучала в стихотворении? - Так, кто же будет нашим капитаном? - Молодцы! Портрет на экране. - На нашем корабле, оказывается, есть ещё одно свободное место. Давайте узнаем, кто же будет нашим последним пассажиром, отгадав загадку. Вот забился в уголочек Тёплый маленький комочек С длинным сереньким хвостом, Не играет он с котом. «Пи-пи-пи» - пищит с пелёнок Серый маленький …! - Правильно, молодцы! - Скажите мне, как связан наш капитан и мышонок? - Правильно. Сегодня мы продолжим работу над этим произведением. - Сформулируйте тему нашего урока.
- Ребята, а как называется раздел в учебнике, который мы сейчас читаем? - Почему произведение «Мышонок Пик» включили в этот раздел? - Какую цель мы поставим перед собой на данном уроке?
- Молодцы! |
- Бианки
- Виталий Бианки
- Мышонок
- Виталий Бианки написал рассказ про Мышонка Пика.
Тема урока: В.В. Бианки «Мышонок Пик»
- «Люби живое».
Цель урока: повторить и закрепить знания о произведении В. Бианки «Мышонок Пик».
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Актуализация знаний. |
- У каждого мореплавателя хорошо развита память. Прежде чем работать над темой урока, проверим, как вы внимательно читали произведение дома. - У каждого на парте лежит тест на знание содержания произведения, выполняем, а потом проверим (приложение 1). - Сядьте правильно, спинки ровные, ножки вместе. Самопроверка Поднимите зелёный смайлик, если нет ошибок, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибки. - Молодцы! Мои мореплаватели являются не только умными, но и самыми начитанными. |
Самостоятельно выполняют тест.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Работа по теме урока. |
- Мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на корабле. Будем выполнять различные задания, чтобы преодолеть все испытания, которые выпали на долю мышонка. А также составим картинный план произведения. Работать вы будете в парах. - Давайте вспомним, почему ребята назвали мышонка Пиком? - Кем стал мышонок Пик? - Прочитайте название 1 острова, на который мы с вами отправимся. 1. Остров «Мореплаватель». - Ребята, к нам приплыли кораблики с вопросами. Я буду их читать, а вы отвечайте с помощью своих смайликов, зелёный – да, красный – нет. Игра «Да – нет». 1) Ребята пускали по реке лодочки? (Нет) 2) Брат делал их из бумаги. (Нет) 3) На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (Да) 4) Мышонок был один и жил под камнем. (Нет) 5) Это был дикий мышонок. (Да) 6) Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (Да) 7) Ребята решили убить мышонка. (Нет)
- Ребята, а что вы думаете о детях, правильно ли они поступили по отношению к мышонку, посадив его на кораблик? - А как бы вы поступили? - Чему нас учит эта 1 часть рассказа? - Посмотрите на иллюстрации, какая из них подходит к этой части? - Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите название следующего острова. 2. Остров «Кораблекрушение». - Знаете ли вы, из-за чего может произойти кораблекрушение? - С какими опасностями столкнулся мышонок? - Как вы думаете, трудно ли было ему выжить? Почему? - Докажите, что мышонок оказался находчивым. - Что вы испытывали во время чтения этой главы? - Возьмите карточку №1. В парах в течение 2 минут пронумеруйте последовательность событий 2 главы. Напротив каждого предложения поставьте соответствующую цифру. Всего должно быть 9 цифр.
Работаем тихо, работаем дружно. И выполняем, всё, что нужно.
- Сядьте правильно, спинки ровные, ножки вместе. Коллективная проверка. - Поднимите зелёный смайлик, если нет ошибок, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибки. - Молодцы! У кого присутствуют ошибки, расположите, пожалуйста, события в правильной последовательности. - Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе. - Молодцы! А теперь давайте отдохнём! ФИЗКУЛЬТМИНУТКА - Молодцы, отдохнули, теперь можем продолжить наше путешествие и отправиться на следующий остров. Присаживайтесь. 3. Остров «Страшная ночь». - Можно ли по названию определить, что произошло с мышонком? - Как же мышонок учился стать взрослым, чему учился? - Подумайте, зачем писатель написал эти суровые, жестокие слова.
- Настоящий мореплаватель должен уметь читать карту, чтобы умело вести корабль. Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям. Я приготовила рисунки по главе «Страшная ночь», определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок. - Молодцы! Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе. - Молодцы! А что произошло с мышонком дальше, мы вспомним на следующем острове. 4. Остров «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка». - Как вы думаете, почему такое название дал автор хвостику и шёрстке Пика?
- Давайте прочитаем текст и найдем слова, характеризующие хвост мышонка. - Молодцы! Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе. -Но враги бывают разные. И от некоторых бывает трудно спастись. Следующий наш остров, вы, наверное, уже догадались… 5. Остров «Соловей – разбойник». - Такое выражение вам, конечно, знакомо. Откуда? - Кого Бианки так назвал? - Как выглядит соловей-разбойник у Бианки? Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует? - Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»? - Придумайте свои вопросы по этой главе и задайте их своим одноклассникам. - Молодцы! Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе. - Наше путешествие подходит к концу, и мы отправляемся на последний остров. |
- Мышонок пискнул «пик».
- Мореплавателем
Смотрят у себя на карте.
Отвечают на вопросы с помощью смайликов.
- Нет неправильно, ведь мышонок маленький, он только родился, может утонуть и т.д.
Выбирают иллюстрацию.
Работа в парах. Составление содержания второй части рассказа в хронологическом порядке.
Выбирают иллюстрацию.
Участвуют в физминутке.
- Трудно ему пришлось и было очень страшно. - Учился искать сам еду.
- Писатель хотел показать, как трудно детенышам выживать в мире природы: они слабы и беззащитны. Малышей всегда жалко.
Выбирают иллюстрацию.
Смотрят на карту.
- Хвост помогает ему зацепиться, ухватиться, а шёрстка, как и хвост, спасала мышонка, делала его невидимым благодаря окраске. - Хвост у него был длинный, гибкий и цепкий. Выбирают иллюстрацию.
- Соловей-разбойник
- Птицу – сорокопут-жулан. Дети находят и зачитывают описание птицы.
Выбирают иллюстрацию.
Смотрят на карту |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Закрепление полученных знаний. |
6. Остров «Продолжение». - Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком? - Каковы ваши предположения о дальнейшей судьбе мышонка? Как вы думаете, удалось ли мышонку найти других мышей? - Ребята, какое же это произведение по жанру? - Хотели бы вы прочитать продолжение этой сказки и узнать, что случилось с мышонком Пиком потом? - На экране пословицы. Выберите пословицы, работая в паре, которые можно отнести к мышонку. Объясните их смысл. 1. Мал, да удал. 2. Злой человек не проживёт в добре век. 3. Кто смел, тот и цел. 4. Худо тому, кто добра не делает никому.
Коллективная проверка - Ребята, поднимите зеленый смайлик, кто выбрал такие же пословицы. - Если б вам пришлось встретиться с таким мальчиком, как герой сказки Бианки, что бы вы ему сказали? Какой совет бы дали? |
- Сказка – познавательная, о природе, о жизни зверей и птиц.
Работают в парах 1. Мал, да удал. (Мышонок) 3. Кто смел, тот и цел. (Мышонок)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7. |
Итог урока. Рефлексия. |
Вот и закончился урок, Подвести пора итог. - Вот и подошло к концу наше путешествие! Какое произведение мы с вами прочитали? Кто его автор? - Давайте посмотрим на все иллюстрации, которые мы прикрепили к островам. У нас получился картинный план произведения. - Чему учит нас это произведение?
- Возвращаясь к цели нашего урока, как вы думаете, ребята, мы достигли данной цели? - А теперь давайте поделимся впечатлениями об уроке и оценим себя.
- Я тоже уйду с хорошим настроением, потому что вижу, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали, хорошо усвоили материал. - Покажите тот смайлик, который характеризует ваше настроение после урока. Выставление отметок - Я хочу отметить отличную работу на уроке… хорошо работали… - Работа по тестам тоже будет оценена позже. |
- «Мышонок Пик» - В.В. Бианки
- Относиться бережно к природе, не обижать маленьких и беззащитных, не сдаваться и бороться с опасностями. - Да, мы достигли цели нашего урока. - Сегодня на уроке я узнал (а)… - На уроке было интересно… - С урока я уйду с хорошим настроением, потому что мне было очень интересно, я все понял (а), у меня все получилось, я всё запомнил (а).
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Дифференцированное домашнее задание. |
Предлагаю выполнить д/з по выбору: 1) Мы закончили чтение глав из сказки В. Бианки «Мышонок Пик», но если вам не безразлична судьба мышонка и вы хотите узнать, что с ним стало дальше, то вы можете взять книгу в библиотеке, прочитать её от начала до конца и подготовить пересказ понравившейся главы. 2) Составить синквейн о мышонке. 3) Нарисовать обложку книги, изобразив всех героев сказки. Вот закончился урок Снова прозвенел звонок, Отдыхать мы можем смело, А потом опять за дело. - Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за урок! |
|
|
Приложение 1.
Тест по сказке В. Бианки «Мышонок Пик»
Ф.И. _______________________________
1. Из чего мальчик вырезал кораблик?
⃝ из кусков берёзовой коры
⃝ из кусков сосновой коры
⃝ из кусков дубовой коры
2. Какого мышонка рассматривали дети?
⃝ лесного
⃝ лугового
⃝ полевого
3. Почему брат согласился с сестрой и посадил мышонка в кораблик?
⃝ из-за любопытства
⃝ из-за вредности
⃝ из-за интереса
4. Сколько недель от роду было Пику?
⃝ две недели
⃝ три недели
⃝ четыре недели
5. Кто первыми заметил мышонка Пика?
⃝ коварные коршуны
⃝ белые чайки
⃝ огромные бакланы
6. Какая рыба поплыла за корабликом?
⃝ щука
⃝ лещ
⃝ налим
7. Почему Пик боялся выйти из-под куста, когда оказался на берегу?
⃝ боялся шорохов в траве
⃝ слышал крики чаек
⃝ пугал шум волн
8. Кто шлёпнулся на землю перед носом Пика?
⃝ маленький птенец
⃝ слепой крот
⃝ пучеглазый лягушонок
9. Кого отправился искать мышонок Пик?
⃝ других мышей
⃝ маму-мышь
⃝ маленьких лягушат
10. Что очень понравилось Пику, когда он проснулся?
⃝ ласковое солнышко
⃝ скатившаяся росинка
⃝ весёлая песня жулана
Приложение 2.
Сообщение «Мышь-полёвка»
§ Мышь-полёвка живёт на полях и лугах, где хоть изредка растёт небольшой кустарник.
§ Длина мышки небольшая, доходит до 12 см, а длина хвоста 6-8 см. Весит 16-24 грамма.
§ Характерный признак её – узкая чёрная полоса вдоль спины. Активна мышь и днём, и ночью.
§ Мышь-полёвка строит себе гнездо в земле, а на зиму в вырытых ходах строит подземные кладовые.
§ Поедает семена, побеги и почки, а также иногда насекомых и червей.
§ Мыши-полёвки могут прожить 2-4 года, но им редко удаётся уцелеть.
Приложение 3.
Карточка № 1.
Находчивость |
|
Жестокость |
|
Доброта |
|
Заботливость |
|
Жалостливость |
|
Месть |
|
Бессердечность |
|
Злобность |
|
Карточка № 2.
Ребята сыграли злую шутку |
|
Мне две недели от роду |
|
Со дна реки поднялась щука |
|
Первыми меня заметили чайки |
|
Рыболов – скопа |
|
Я ждал смерти |
|
Я счастлив, что спасся |
|
Я не умел плавать |
|
Это было настоящее кораблекрушение |
|
Карточка № 3.
1. Мал, да удал. |
2. Злой человек не проживёт в добре век. |
3. Кто смел, тот и цел. |
4. Худо тому, кто добра не делает никому. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.