Технологическая карта урока литературного чтения В.В. Бианки "Мышонок Пик" 3 класс
Оценка 4.8

Технологическая карта урока литературного чтения В.В. Бианки "Мышонок Пик" 3 класс

Оценка 4.8
docx
09.03.2022
Технологическая карта урока литературного чтения В.В. Бианки "Мышонок Пик" 3 класс
Тех карта.docx

 

Технологическая карта урока литературного чтения

в 3 классе на тему: «В.В. Бианки «Мышонок пик» (2 урок)»

 

Педагог: Колмакова П.Е.

Тип урока:  урок повторения и закрепления полученных знаний

Форма урока: урок-путешествие

Цель: создание условий для повторения и закрепления у обучающихся знания о произведении В. Бианки «Мышонок Пик», применяя работу с текстом.

Задачи:

Образовательные:

- продолжить знакомство с произведением В.В. Бианки «Мышонок Пик»;

- сформировать у детей представления о том, как нужно вести себя в природе;

- создать условия для формирования умения работать с текстом;

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать дисциплинированность, ответственность, способность сопереживать, активность, усидчивость, прилежание, любознательность, заинтересованность и пытливость в процессе учения;

- воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку;

-  воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Развивающие:

- создать условия для развития познавательного интереса к литературному чтению путём привлечения занимательного материала, проблемных ситуаций;

- способствовать развитию логического мышления, воображения, восприятия, речи, расширению кругозора учащихся.

УУД,  формируемые на уроке:

- личностные:

1. Формирование положительного отношения к учению;

2.   Формирование умения эмоционально откликаться на поступки людей;

3.   Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

- коммуникативные:

1.   Развитие диалогической и монологической речи;

2.   Развитие готовности слушать собеседника;

3.   Формирование умения признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

4.   Формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий с опорой на текс.

 

- познавательные:

1.   Формирование умения анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя;

2.   Формирование умения соотносить литературное произведение с картинным планом к произведению;

3.   Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

 

- регулятивные:

1.   Формирование умения формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока;

2.   Развитие умения следовать учебным действиям;

3.   Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

4.   Формирование умения адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

 

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

 

Оборудование и технические средства обучения:  компьютер, экран, проектор, презентация.

Рабочие материалы для обучающихся: учебник; смайлики; карточки с тестом; карточки для работы в паре, карта путешествия.

 

 

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.

Организационный.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

 

 

- Садитесь, ребята!

Приветствуют учителя и одноклассников. Настраиваются ан урок.

 

2.

Мотивация учебной деятельности. Речевая разминка.

- Ребята, а хотели бы вы прямо сейчас отправиться в путешествие, если да, то поднимите руку.

- Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. А на каком транспорте мы будем путешествовать, вы узнаете, отгадав загадку.

Что за дом по реке плывёт и людей везёт?

- Правильно, молодцы!

Картинка корабля на экране.

- Путешествовать мы с вами будем по островам, у вас на партах лежит карта путешествия.

- Каждый хороший мореплаватель должен уметь говорить чётко и грамотно, чтобы его команды и просьбы были понятны всем. Поэтому для подготовки к путешествию предлагаю вам провести речевую разминку.

Работа над скороговоркой

Мышка сушек насушила

Мышка мышек притащила

Мышки сушки кушать стали

Мышки зубы поломали.

 

- Прочитайте скороговорку сначала самостоятельно про себя.

- Давайте вместе прочитаем скороговорку медленно и тихо.

- Теперь прочитаем быстро и громко.

- Прочитаем конец 1-ой строчки с восклицательной интонацией.

- Теперь конец 2-ой строчки прочитаем с вопросительной интонацией.

- В конце 3 и 4 строчек выделим голосом слова «поплоше» и «гроша».

- Молодцы!

Дети поднимают руки.

 

 

 

 

 

 

- Корабль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют речевую разминку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Постановка проблемы, сообщение темы и целей урока.

- На каждом судне есть свой капитан. Для того чтобы узнать нашего капитана, я предлагаю вам послушать стихотворение.

 

Повсюду: в лесу, на полянке,

В реке, на болоте, в полях –

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

 

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтёшь.

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймёшь.

 

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

 

- Кто услышал, фамилия какого писателя прозвучала в стихотворении?

- Так, кто же будет нашим капитаном?

- Молодцы!

Портрет на экране.

- На нашем корабле, оказывается, есть ещё одно свободное место. Давайте узнаем, кто же будет нашим последним пассажиром, отгадав загадку.

Вот забился в уголочек

Тёплый маленький комочек

С длинным сереньким хвостом,

Не играет он с котом.

«Пи-пи-пи» - пищит с пелёнок

Серый маленький …!

- Правильно, молодцы!

- Скажите мне, как связан наш капитан и мышонок?

- Правильно. Сегодня мы продолжим работу над этим произведением.

- Сформулируйте тему нашего урока.

 

- Ребята, а как называется раздел в учебнике, который мы сейчас читаем?

- Почему произведение «Мышонок Пик» включили в этот раздел?

- Какую цель мы поставим перед собой на данном уроке?

 

- Молодцы!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Бианки

 

- Виталий Бианки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мышонок

 

 

- Виталий Бианки написал рассказ про Мышонка Пика.

 

Тема урока: В.В. Бианки «Мышонок Пик»

 

- «Люби живое».

 

 

Цель урока: повторить и закрепить знания о произведении В. Бианки «Мышонок Пик».

 

 

4.

Актуализация знаний.

- У каждого мореплавателя хорошо развита память. Прежде чем работать над темой урока, проверим, как вы внимательно читали произведение дома.

- У каждого на парте лежит тест на знание содержания произведения, выполняем, а потом проверим (приложение 1).

- Сядьте правильно, спинки ровные, ножки вместе.

Самопроверка

Поднимите зелёный смайлик, если нет ошибок, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибки.

- Молодцы! Мои мореплаватели являются не только умными, но и самыми начитанными.

 

 

 

 

Самостоятельно выполняют тест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Работа по теме урока.

- Мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на корабле. Будем выполнять различные задания, чтобы преодолеть все испытания, которые выпали на долю мышонка. А также составим картинный план произведения. Работать вы будете в парах.

- Давайте вспомним, почему ребята назвали мышонка Пиком?

- Кем стал мышонок Пик?

- Прочитайте название 1 острова, на который мы с вами отправимся.

1.    Остров «Мореплаватель».

- Ребята, к нам приплыли кораблики с вопросами. Я буду их читать, а вы отвечайте с помощью своих смайликов, зелёный – да, красный – нет.

Игра «Да – нет».

1)   Ребята пускали по реке лодочки? (Нет)

2)   Брат делал их из бумаги. (Нет)

3)   На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта. (Да)

4)   Мышонок был один и жил под камнем. (Нет)

5)   Это был дикий мышонок. (Да)

6)   Мальчик ранил его ножом, когда доставал. (Да)

7)   Ребята решили убить мышонка. (Нет)

 

- Ребята, а что вы думаете о детях, правильно ли они поступили по отношению к мышонку, посадив его на кораблик?

- А как бы вы поступили?

- Чему нас учит эта 1 часть рассказа?

- Посмотрите на иллюстрации, какая из них подходит к этой части?

- Молодцы! Мы продолжаем наше путешествие. Посмотрите название следующего острова.

2.     Остров «Кораблекрушение».

- Знаете ли вы, из-за чего может произойти кораблекрушение?

- С какими опасностями столкнулся мышонок?

- Как вы думаете, трудно ли было ему выжить? Почему?

- Докажите, что мышонок оказался находчивым.

- Что вы испытывали во время чтения этой главы?

- Возьмите карточку №1. В парах в течение 2 минут пронумеруйте последовательность событий 2 главы. Напротив каждого предложения поставьте соответствующую цифру. Всего должно быть 9 цифр.

 

Работаем тихо, работаем дружно.

И выполняем, всё, что нужно.

Ребята сыграли злую шутку

 

Мне две недели от роду

 

Со дна реки поднялась щука

 

Первыми меня заметили чайки

 

Рыболов – скопа

 

Я ждал смерти

 

Я счастлив, что спасся

 

Я не умел плавать

 

Это было настоящее кораблекрушение

 

- Сядьте правильно, спинки ровные, ножки вместе.

Коллективная проверка.

- Поднимите зелёный смайлик, если нет ошибок, жёлтый – 1-2 ошибки, красный – 3 и более ошибки.

- Молодцы! У кого присутствуют ошибки, расположите, пожалуйста, события в правильной последовательности.

- Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе.

- Молодцы! А теперь давайте отдохнём!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Молодцы, отдохнули, теперь можем продолжить наше путешествие и отправиться на следующий остров. Присаживайтесь.

3.    Остров «Страшная ночь».

- Можно ли по названию определить, что произошло с мышонком?

- Как же мышонок учился стать взрослым, чему учился?

- Подумайте, зачем писатель написал эти суровые, жестокие слова.

 

 

- Настоящий мореплаватель должен уметь читать карту, чтобы умело вести корабль. Посмотрим, умеете ли вы читать по иллюстрациям. Я приготовила рисунки по главе «Страшная ночь», определите и прочитайте отрывок, к которому относится каждый рисунок.

- Молодцы! Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе.

- Молодцы! А что произошло с мышонком дальше, мы вспомним на следующем острове.

4.    Остров «Хвост-цеплялка и шёрстка-невидимка».

- Как вы думаете, почему такое название дал автор хвостику и шёрстке Пика?

 

 

- Давайте прочитаем текст и найдем слова, характеризующие хвост мышонка.

- Молодцы! Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе.

-Но враги бывают разные. И от некоторых бывает трудно спастись. Следующий наш остров, вы, наверное, уже догадались…

5.                 Остров «Соловей – разбойник».

- Такое выражение вам, конечно, знакомо. Откуда?

- Кого Бианки так назвал?

- Как выглядит соловей-разбойник у Бианки? Каков он: найдите все слова, которыми автор его рисует?

- Как мышонку удалось перехитрить «соловья-разбойника»?

- Придумайте свои вопросы по этой главе и задайте их своим одноклассникам.

- Молодцы! Найдите иллюстрацию, которая подходит к этой главе.

- Наше путешествие подходит к концу, и мы отправляемся на последний остров.

 

 

 

 

 

 

 

- Мышонок пискнул «пик».

 

- Мореплавателем

 

Смотрят у себя на карте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы с помощью смайликов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Нет неправильно, ведь мышонок маленький, он только родился, может утонуть и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают иллюстрацию.

 

 

 

Работа в парах. Составление содержания второй части рассказа в хронологическом порядке.

 

 

 

Ребята сыграли злую шутку

2

Мне две недели от роду

1

Со дна реки поднялась щука

4

Первыми меня заметили чайки

3

Рыболов – скопа

6

Я ждал смерти

5

Я счастлив, что спасся

9

Я не умел плавать

7

Это было настоящее кораблекрушение

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают иллюстрацию.

 

Участвуют в физминутке.

 

 

 

 

 

 

- Трудно ему пришлось и было очень страшно.

- Учился искать сам еду.

 

- Писатель хотел показать, как трудно детенышам выживать в мире природы: они слабы и беззащитны. Малышей всегда жалко.

 

 

 

 

Выбирают иллюстрацию.

 

 

 

 

Смотрят на карту.

 

 

- Хвост помогает ему зацепиться, ухватиться, а шёрстка, как и хвост, спасала мышонка, делала его невидимым благодаря окраске.

- Хвост у него был длинный, гибкий и цепкий.

Выбирают иллюстрацию.

 

 

 

 

 

- Соловей-разбойник

 

- Птицу – сорокопут-жулан.

Дети находят и зачитывают описание птицы.

 

 

 

 

 

Выбирают иллюстрацию.

 

 

Смотрят на карту

 

6.

Закрепление полученных знаний.

6.    Остров «Продолжение».

- Понравилось ли вам путешествовать по морю с мышонком?

- Каковы ваши предположения о дальнейшей судьбе мышонка? Как вы думаете, удалось ли мышонку найти других мышей?

- Ребята, какое же это произведение по жанру?

- Хотели бы вы прочитать продолжение этой сказки и узнать, что случилось с мышонком Пиком потом?

- На экране пословицы.  Выберите пословицы, работая в паре, которые можно отнести к мышонку. Объясните их смысл.

1. Мал, да удал.

2. Злой человек не проживёт в добре век.

3. Кто смел, тот и цел.

4. Худо тому, кто добра не делает никому.

 

 

Коллективная проверка

- Ребята, поднимите зеленый смайлик, кто выбрал такие же пословицы.

- Если б вам пришлось встретиться с таким мальчиком, как герой сказки Бианки, что бы вы ему сказали? Какой совет бы дали?

 

 

 

 

 

 

- Сказка – познавательная, о природе, о жизни зверей и птиц.

 

 

 

 

 

Работают в парах

1. Мал, да удал. (Мышонок)

3. Кто смел, тот и цел. (Мышонок)

 

 

 

 

 

 

 

7.

Итог урока. Рефлексия.

Вот и закончился урок,

Подвести пора итог.

- Вот и подошло к концу наше путешествие! Какое произведение мы с вами прочитали? Кто его автор?

- Давайте посмотрим на все иллюстрации, которые мы прикрепили к островам. У нас получился картинный план произведения.

- Чему учит нас это произведение?

 

 

 

- Возвращаясь к цели нашего урока, как вы думаете, ребята, мы достигли данной цели?

- А теперь давайте поделимся впечатлениями об уроке и оценим себя.

 

 

 

 

 

- Я тоже уйду с хорошим настроением, потому что вижу, что вам всем было интересно на уроке, вы очень активно работали, хорошо усвоили материал.

- Покажите тот смайлик, который характеризует ваше настроение после  урока.

Выставление отметок

- Я хочу отметить отличную работу на уроке…

хорошо работали…

- Работа по тестам тоже будет оценена позже.

 

 

 

- «Мышонок Пик»

- В.В. Бианки

 

 

 

 

 

- Относиться бережно к природе, не обижать маленьких и беззащитных, не сдаваться и бороться с опасностями.

- Да, мы достигли цели нашего урока.

- Сегодня на уроке я узнал (а)…

- На уроке было интересно…

- С урока я уйду с хорошим настроением, потому что мне было очень интересно, я все понял (а), у меня все получилось, я всё запомнил (а).

 

 

8.

Дифференцированное домашнее задание.

Предлагаю выполнить д/з по выбору:

1)  Мы закончили чтение глав из сказки

В. Бианки «Мышонок Пик», но если вам не безразлична судьба мышонка и вы хотите узнать, что с ним стало дальше, то вы можете взять книгу в библиотеке, прочитать её от начала до конца и подготовить пересказ понравившейся главы.

2) Составить синквейн о мышонке.

3) Нарисовать обложку книги, изобразив всех героев сказки.

Вот закончился урок

Снова прозвенел звонок,

Отдыхать мы можем смело,

А потом опять за дело.

- Наш урок окончен. Спасибо, ребята, за урок!

 

 

 

 

 


 

Приложение 1.

Тест по сказке В. Бианки «Мышонок Пик»

Ф.И. _______________________________

 

1. Из чего мальчик вырезал кораблик?

из кусков берёзовой коры

     из кусков сосновой коры

     из кусков дубовой коры

2. Какого мышонка рассматривали дети?

лесного

лугового

полевого

3. Почему брат согласился с сестрой и посадил мышонка в кораблик?

из-за любопытства

из-за вредности

из-за интереса

4. Сколько недель от роду было Пику?

две недели

три недели

четыре недели

5. Кто первыми заметил мышонка Пика?

коварные коршуны

белые чайки

огромные бакланы

6. Какая рыба поплыла за корабликом?

щука

лещ

налим

7. Почему Пик боялся выйти из-под куста, когда оказался на берегу?

боялся шорохов в траве

слышал крики чаек

пугал шум волн

8. Кто шлёпнулся на землю перед носом Пика?

маленький птенец

слепой крот

пучеглазый лягушонок

9. Кого отправился искать мышонок Пик?

других мышей

маму-мышь

маленьких лягушат

10. Что очень понравилось Пику, когда он проснулся?

ласковое  солнышко

скатившаяся росинка

весёлая песня жулана

 

 

Приложение 2.

Сообщение «Мышь-полёвка»

§  Мышь-полёвка живёт на полях и лугах, где хоть изредка растёт небольшой кустарник.

§  Длина мышки небольшая, доходит до 12 см, а длина хвоста 6-8 см. Весит 16-24 грамма.

§  Характерный признак её – узкая чёрная полоса вдоль спины. Активна мышь и днём, и ночью.

§  Мышь-полёвка строит себе гнездо в земле, а на зиму в вырытых ходах строит подземные кладовые.

§  Поедает семена, побеги и почки, а также иногда насекомых и червей.

§  Мыши-полёвки могут прожить 2-4 года, но им редко удаётся уцелеть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Карточка № 1.

Находчивость

 

Жестокость

 

Доброта

 

Заботливость

 

Жалостливость

 

Месть

 

Бессердечность

 

Злобность

 

 

 

Карточка № 2.

Ребята сыграли злую шутку

 

Мне две недели от роду

 

Со дна реки поднялась щука

 

Первыми меня заметили чайки

 

Рыболов – скопа

 

Я ждал смерти

 

Я счастлив, что спасся

 

Я не умел плавать

 

Это было настоящее кораблекрушение

 

 

Карточка № 3.

1. Мал, да удал.

2. Злой человек не проживёт в добре век.

3. Кто смел, тот и цел.

4. Худо тому, кто добра не делает никому.

 


 

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему: «В

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе на тему: «В

Развитие диалогической и монологической речи; 2

Развитие диалогической и монологической речи; 2

Организационный. Литературное чтение – прекрасный урок,

Организационный. Литературное чтение – прекрасный урок,

Давайте вместе прочитаем скороговорку медленно и тихо

Давайте вместе прочитаем скороговорку медленно и тихо

Так, кто же будет нашим капитаном? -

Так, кто же будет нашим капитаном? -

У каждого на парте лежит тест на знание содержания произведения, выполняем, а потом проверим (приложение 1)

У каждого на парте лежит тест на знание содержания произведения, выполняем, а потом проверим (приложение 1)

Да) 2) Мышонок был один и жил под камнем

Да) 2) Мышонок был один и жил под камнем

Всего должно быть 9 цифр. Работаем тихо, работаем дружно

Всего должно быть 9 цифр. Работаем тихо, работаем дружно

Остров «Страшная ночь». - Можно ли по названию определить, что произошло с мышонком? -

Остров «Страшная ночь». - Можно ли по названию определить, что произошло с мышонком? -

Остров «Соловей – разбойник». -

Остров «Соловей – разбойник». -

Кто смел, тот и цел. 4. Худо тому, кто добра не делает никому

Кто смел, тот и цел. 4. Худо тому, кто добра не делает никому

Итог урока. Рефлексия. Вот и закончился урок,

Итог урока. Рефлексия. Вот и закончился урок,

Приложение 1. Тест по сказке

Приложение 1. Тест по сказке

Приложение 2. Сообщение «Мышь-полёвка» §

Приложение 2. Сообщение «Мышь-полёвка» §

Приложение 3. Карточка № 1.

Приложение 3. Карточка № 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2022