Технологическая карта урока литературы. 5 класс. "Образ дома в лирике Н. Рубцова"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока литературы. 5 класс. "Образ дома в лирике Н. Рубцова"

Оценка 4.7
Работа в классе +1
docx
русская литература
5 кл—6 кл
08.10.2022
Технологическая карта урока литературы. 5 класс. "Образ дома в лирике Н. Рубцова"
Технологическая карта к уроку литературы. Лирика Н.Рубцова.5 класс
Методическая разработка_Тертыченко Е.И._5 класс.docx

Урок литературы

Учитель: Тертыченко Евгения Ивановна

ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа        № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди и английского  Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора

Тема урока:  «Образ дома в стихотворении Н. М. Рубцова «В горнице»

Класс: 5 класс

Продолжительность: 45 мин

Классификация урока: Урок с использованием технологии модерации.

Цель урока: научить обучающихся проводить анализ литературного произведения.

Задачи : образовательная – способствовать формированию знаний о методе анализа литературного произведения;

развивающая – продолжить развитие умения анализировать литературный текст, строить логические высказывания;

      воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся лидерских качеств, готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса;

Учебный материал, подлежащий актуализации: Биография автора Н. М. Рубцова.

Учебный материал, подлежащий усвоению: Стихотворение Н. М. Рубцова «В горнице».

Планируемые результаты:

Предметные:

•   Знать

- биографию автора Н. М. Рубцова;

- содержание стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице»;

•   Уметь

- проводить анализ литературного произведения  по ключевым словам;

- определять виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

Личностные: проявлять эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, воспринимать литературное произведение как произведение искусства.

Метапредметные: уметь работать с информацией, представленной в разных видах (текстовая, наглядная, звуковая), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

Необходимое оборудование, материалы: 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к уроку 3)  Учебник литературы для 5 класса под редакцией И. Н. Сухих.

 

Технологическая карта урока:

Этап урока

Образовательные задачи

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Регл

Введение в тему.

Актуализация знаний Формулирование темы урока.

 

Регулятивные УУД

Самостоятельное

формулирование темы, проблемы и цели урока.

Познавательные

УУД

1) Осуществление анализа и синтеза.

2)Установление причинно-следственных связей

3)Построение  рассуждений

 

 

Подводит обучающихся к выводу о теме урока на основании рассуждений о творчестве автора.

Речь учителя:

- На прошлом уроке мы познакомились с биографией Н. М. Рубцова. Какими двумя ключевыми словосочетаниями, противоположными по значению,  можно охарактеризовать историю жизни поэта?

- Найдите подтверждение данному утверждению в статье учебника на стр. 102


-Несчастьям, разочарованиям противопоставлена способность человека верить, надеяться и любить. Как вы думаете, с какими образами у человека с раннего детства связаны понятия надежды, любви и веры?

 

- Какое из данных слов является общим, включающим в себя остальные понятия?

- Формулировка темы урока:  «Образ дома в стихотворении Н. М. Рубцова «В горнице»

- Дом – самое главное для человека.                  Если, несмотря на все тяготы и невзгоды, человек хранит в своей душе образ дома, то он способен верить, надеяться и любить.

Самостоятельно ищут ответы на вопросы учителя в тексте учебника, высказывают свое мнение, анализируют и предполагают тему урока.

Ожидаемые ответы

 

 -несчастная жизнь – вера в будущее и надежда на счастье в стихах

 

-«Поэт прожил недолгую, полную скитаний, разочарований и предательств жизнь. Но в его стихах торжествует любовь, хотя она и окрашена в грустные тона»

- С образом семьи, матери, дома

 

 

 

 

Образ дома

 

 

«Образ дома в стихотворении Н. М. Рубцова «В горнице»

5 мин

Усвоение новых знаний  и способов действия
 

 

 

 

 

 













 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать разработку плана действий на основе проведённого анализа произведения.

 

 

Подготовить выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице», создать словесный портрет своего дома.

 

Регулятивные УУД

1.Планирование деятельности.

Познавательные

УУД

1.Поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация)

2. Анализ и синтез.

3.Умение устанавливать причинно-следственные связи.

4.Построение  рассуждений.

5.Выработка алгоритма деятельности.

 

Коммуникативные

УУД

1. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулирование собственного мнения и аргументированной позиции.

 

Личностные УУД

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

 

Каждому учащемуся выдает рабочий лист, разделённый на следующие графы: 1 графа – стихотворная строфа, 2 графа – ключевые слова, 3 графа – цвет, 4 графа – настроение, 5 графа – художественное время. (Приложение 1) Предлагает  обучающимся внимательно прочитать текст стихотворения.

При повторном чтении текста просит проанализировать каждую строфу, подчеркнуть ключевые слова и определить эмоциональное настроение в каждой строфе, художественное время, в рабочем поле закрасить квадрат-индикатор в «цвет настроения» соответствующим цветом.

Организует обсуждение:

- Перед нами текст стихотворения Николая Рубцова «В горнице». Нас ждёт серьёзное и ответственное исследование: нам предстоит понять чувства, настроение, переживания, думы лирического героя.
- Прочтите стихотворение про себя, будьте внимательны к каждому слову.
- Подумайте о прочитанном.
- Прочтём стихотворение вслух.

- Какие чувства вызвало у вас прочитанное стихотворение?

- Чтобы разобраться в сложных переплетениях чувств и  переживаний лирического героя, нам нужно погрузиться в мир авторского слова. Мне  очень важно мнение каждого из вас, поэтому я предлагаю вам внимательно и вдумчиво вчитаться в каждую строфу и выразить своё понимание авторского слова на рабочих листах.

- Давайте разберёмся, какие картины рисует нам наше воображение при чтении каждой строфы?

- Читаем первую строфу. Какие слова будут ключевыми?

- Почему именно эти слова, как они могут быть связаны с детством поэта?

- Какой цвет помогает выразить нам ключевые слова 


- Определим художественное время.

- Чем объяснить такое временное соединение?


-Читаем вторую строфу. Какие слова будут ключевыми?

- Какое чувство усиливается во второй строфе?

- Какими будут цвета, определяющие настроение?
- Определим художественное время.


Читаем третью строфу. Какие слова будут ключевыми?

- Как изменилось настроение в этой строфе? Чем это вызвано?

- Определим цвет настроения.

- Определим художественное время.

Читаем четвёртую строфу. Какие слова будут ключевыми?.

-Что утверждает автор четвёртой строфой?

 


- Какова цветовая гамма нашего настроения?

- Определим художественное время.

- Нами получен ценный опыт работы с авторским словом, мы прикоснулись к пониманию чувств и переживаний лирического героя. Давайте определим последовательность наших действий при анализе  стихотворения по строфам. Помогаем друг другу – работаем в малых группах (по двое).
Составим наш читательский пошаговый путь к постижению души поэта.

Предлагает обучающимся разработать план анализа стихотворения, работая в малых группах (парах).

Внимательно слушает предлагаемые варианты пошаговых алгоритмов, помогает прийти к общему варианту.

 

Обучающиеся знакомятся с произведением.

Работают индивидуально с рабочим листом:

В каждой строфе подчеркивают ключевые слова, на полях отмечают,  какое настроение у них возникает, определяют художественное время.

 

 

 

 






Читают, осмысливают прочитанное.
Высказывают свое мнение

 

 

 

 



 

 

 

Выразительное чтение вслух одним из обучающихся.

-Чувство жалости, грусти, печали, но и чувство надежды.

 

 

 



 

Работают индивидуально по заполнению рабочих листов.

 

 

 

- В каждой строфе своя картина: от печальных и трагичных до светлых, полных надежды.

-Ночной свет, тишина, молчание, матушка

- Счастливое детство, чувство защищённости и покоя, пока была жива мама.

- Светлый тона, цвет свечи и лунного света, серебристый, светло-голубой – цвет воды и надежды.
- Автор говорит о прошлом, но в настоящем и будущем времени
- Пока была жива мама, лирический герой был счастлив, у него была надежда на светлое будущее.

 

 

-Красные цветы увядшие, догнивающая лодка

-Чувство печали, утраты, безысходности

Красный, коричневый, чёрный; темные, мрачные, 
- Трагичное настоящее, безысходность, тлен, почти нет надежды.
-Кружевная тень ивы, хлопотливый день завтра

-Вера в завтрашний день, в продолжение жизни.

- Светлые, связанные с ожиданием утра следующего дня.
-Настоящее, переходящее в будущее.


-Цветы, звезда, лодка

- Жизнь продолжается, у человека есть путеводная звезда, нужно жить и трудиться дальше, счастье будет вопреки всем бедам  и невзгодам

- Яркая, солнечная, серебристая.

 

- Счастливое, деятельное будущее.

 

Определяют последовательность действий для анализа стихотворения, записывают шаги:

Шаг 1 …

Шаг 2…

Шаг 3 …

Шаг 4…

Шаг 5…

Обобщают полученные алгоритмы, приходят к общему варианту:

Шаг 1. Вдумчиво и внимательно читаем строфу.
Шаг 2. Находим ключевые – самые важные слова.
Шаг 3. Подбираем цвет для выражения слова, заложенного в нём чувства и настроения. ( По желанию делаем зарисовку).
Шаг 4. Определяем художественное время, возможно, соотносим с историей жизни автора.
Шаг 5. Устанавливаем изменение настроения, движение чувств и мыслей от строфы к строфе.   (Приложение 3)

20 мин

Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий.

Организовать усвоение учащимися нового способа действий на другом примере.

Регулятивные УУД

1)Коррекция

Познавательные

УУД

1)Умение сравнивать  определять общие признаки и различия.

2)Применение алгоритма в новых условиях

Личностные УУД

Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

Помогает освоить первоначальные понятия сравнительного анализа на примере сопоставления стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице» и стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер»

- Давайте попробуем применить наш читательский путь постижения чувств и переживаний лирического героя, возвратившись к стихотворению А. С. Пушкина «Зимний вечер».
- Каждый работает самостоятельно с опорой на составленный вместе алгоритм.
- Обсудим полученные результаты.

- Назовите ключевые слова первой строфы.
- Какова цветовая гамма первой строфы?
- Каким настроением проникнута первая строфа?

- Назовите ключевые слова второй строфы.

- Какова цветовая гамма второй строфы?
- Каким настроением проникнута вторая строфа?


- Назовите ключевые слова третьей строфы.
- Какова цветовая гамма третьей строфы?
- Каким настроением проникнута третья строфа?

- Назовите ключевые слова четвёртой строфы.
- Какова цветовая гамма четвёртой строфы?
- Каким настроением проникнута четвёртая строфа?

- Положите перед собой рабочие листы по обоим стихотворениям. Сравним наши читательские пути по постижению одного стихотворения и второго. Найдём общее в настроении двух стихотворений.


 

-В чём различие?


- Какой образ является жизнеутверждающим началом и в одном стихотворении, и в другом?

 

Проводят анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» по плану.

Сравнивают оба стихотворения, выявляют общие черты родного дома и различия, заполняют таблицу на рабочем листе.

Обсуждают полученные результаты.

Заполняют рабочие листы с опорой на составленный алгоритм. (Приложение 2)


 

 

 

- Мгла. Буря воет как зверь, плачет как дитя, стучит как запоздалый путник.
- Тёмные, мрачные, серые тона.
- Печальное и грустное настроение, возможно, ожидание несчастья.

- Ветхая лачужка, печальна, темна, старушка, утомлена, приумолкла, окно
- Всё ещё тёмные, мрачные, серые тона, но появляется светлое пятно – окно.
- Вначале усиливается настроение грусти и печали но затем появляется лучик надежды – окно – ожидание света.
 - Спой песню, сердцу будет веселей.

- Светлые тона, голубые – цвета надежды.
- Вера в возможность преодолеть невзгоды, победить страх, печаль весельем.
 - Буря воет, плачет,
но
сердцу будет веселей.
- Светлые тона, может быть, даже солнечные, несмотря ни на что.
- Буре противопоставлено веселье сердца, а значит, все несчастья будут побеждены!
- Грустное, печальное настроение, например:
ветхая лачужка – лодка догниёт совсем,
буря – цветы завяли.
- Вера в счастье, надежда на будущее, например:
спой песню – буду поливать цветы,
сердцу буде веселей – буду лодку мастерить себе.
- Лирический герой Н. М. Рубцова одинок, лирический герой А. С. Пушкина не одинок, у него есть няня.

- Образ дома – как символа веры в счастье. У лирического героя, несмотря ни на что есть дом. Поэтому настроение стихотворения и одного, и другого жизнеутверждающее. Несмотря на грусть и печаль настоящего, будущее будет счастливым!
- Пока у человека есть дом, у него есть вера в будущее, надежда на счастье и способность любить!

13 мин

Контроль и самооценка знаний и способов действия. Рефлексия

Подведение итогов деятельности. Рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности.

Познавательные  УУД

Синтез полученных знаний (обобщение)

Регулятивные УУД

Оценка и самооценка своей деятельности

Предлагает ответить на вопрос:

Сложился ли при анализе двух произведений образ дома героя (автора)?

Что способствовало этому? Предлагает записать синквейн к слову «УРОК»

1)      Существительное: «урок»

2)      2 глагола __________________

3)      3 прилагательных___________

4)      Словосочетание , выражающее авторское отношение

5)      Слово-ассоциация к слову «урок»___________________

Делают вывод о возможности применения выработанного подхода для анализа любого стихотворения.

Составляют синквейн к слову «УРОК».

Зачитывают свои варианты

5 мин

Домашнее задание.

Творческая проработка содержания урока дома.

Личностные УУД

Нравственно-этическая ориентация

В качестве домашнего задания предлагает написать сочинение на тему: «Мой дом – мир моих чувств и моих надежд».

- Чем важен проделанный нами читательский путь?

- Домашнее задание будет логическим продолжением нашего урока: написать сочинение на тему: «Мой дом – мир моих чувств и моих надежд» (в стихах или прозе, с заполнением пошагового пути по желанию).

 

 

 

 

- Можно прийти к пониманию чувств, мыслей, настроения лирического героя в каждом стихотворении.

- А затем можно понять и идею каждого стихотворения.

 

 

 

2 мин

 


 

Урок литературы Учитель: Тертыченко

Урок литературы Учитель: Тертыченко

Личностные: проявлять эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, воспринимать литературное произведение как произведение искусства

Личностные: проявлять эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, воспринимать литературное произведение как произведение искусства

Построение рассуждений Подводит обучающихся к выводу о теме урока на основании рассуждений о творчестве автора

Построение рассуждений Подводит обучающихся к выводу о теме урока на основании рассуждений о творчестве автора

Организовать разработку плана действий на основе проведённого анализа произведения

Организовать разработку плана действий на основе проведённого анализа произведения

Организовать разработку плана действий на основе проведённого анализа произведения

Организовать разработку плана действий на основе проведённого анализа произведения

Какой цвет помогает выразить нам ключевые слова -

Какой цвет помогает выразить нам ключевые слова -

Чем это вызвано? - Определим цвет настроения

Чем это вызвано? - Определим цвет настроения

Предлагает обучающимся разработать план анализа стихотворения, работая в малых группах (парах)

Предлагает обучающимся разработать план анализа стихотворения, работая в малых группах (парах)

Личностные УУД Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

Личностные УУД Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному

Назовите ключевые слова третьей строфы

Назовите ключевые слова третьей строфы

В чём различие? - Какой образ является жизнеутверждающим началом и в одном стихотворении, и в другом?

В чём различие? - Какой образ является жизнеутверждающим началом и в одном стихотворении, и в другом?

Познавательные УУД Синтез полученных знаний (обобщение)

Познавательные УУД Синтез полученных знаний (обобщение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2022