Урок литературы
Учитель: Тертыченко Евгения Ивановна
ОУ: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 653 с углублённым изучением иностранных языков (хинди и английского Калининского района Санкт-Петербурга имени Рабиндраната Тагора
Тема урока: «Образ дома в стихотворении Н. М. Рубцова «В горнице»
Класс: 5 класс
Продолжительность: 45 мин
Классификация урока: Урок с использованием технологии модерации.
Цель урока: научить обучающихся проводить анализ литературного произведения.
Задачи : образовательная – способствовать формированию знаний о методе анализа литературного произведения;
развивающая – продолжить развитие умения анализировать литературный текст, строить логические высказывания;
воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся лидерских качеств, готовности к творческому решению поставленных задач, внимательному отношению к мнению других участников процесса;
Учебный материал, подлежащий актуализации: Биография автора Н. М. Рубцова.
Учебный материал, подлежащий усвоению: Стихотворение Н. М. Рубцова «В горнице».
Планируемые результаты:
Предметные:
• Знать
- биографию автора Н. М. Рубцова;
- содержание стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице»;
• Уметь
- проводить анализ литературного произведения по ключевым словам;
- определять виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
Личностные: проявлять эмоционально-оценочное отношение к прочитанному, воспринимать литературное произведение как произведение искусства.
Метапредметные: уметь работать с информацией, представленной в разных видах (текстовая, наглядная, звуковая), осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
Необходимое оборудование, материалы: 1)Мультимедиа 2)Раздаточный материал к уроку 3) Учебник литературы для 5 класса под редакцией И. Н. Сухих.
Технологическая карта урока:
Этап урока |
Образовательные задачи |
УУД, формируемые на данном этапе |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Регл |
Введение в тему. |
Актуализация знаний Формулирование темы урока.
|
Регулятивные УУД Самостоятельное формулирование темы, проблемы и цели урока. Познавательные УУД 1) Осуществление анализа и синтеза. 2)Установление причинно-следственных связей 3)Построение рассуждений
|
Подводит обучающихся к выводу о теме урока на основании рассуждений о творчестве автора. Речь учителя: - На прошлом уроке мы познакомились с биографией Н. М. Рубцова. Какими двумя ключевыми словосочетаниями, противоположными по значению, можно охарактеризовать историю жизни поэта? - Найдите подтверждение данному утверждению в статье учебника на стр. 102
- Какое из данных слов является общим, включающим в себя остальные понятия? - Формулировка темы урока: «Образ дома в стихотворении Н. М. Рубцова «В горнице» - Дом – самое главное для человека. Если, несмотря на все тяготы и невзгоды, человек хранит в своей душе образ дома, то он способен верить, надеяться и любить. |
Самостоятельно ищут ответы на вопросы учителя в тексте учебника, высказывают свое мнение, анализируют и предполагают тему урока. Ожидаемые ответы
-несчастная жизнь – вера в будущее и надежда на счастье в стихах
-«Поэт
прожил недолгую, полную скитаний, разочарований и предательств жизнь. Но в
его стихах торжествует любовь, хотя она и окрашена в грустные тона»
Образ дома
«Образ дома в стихотворении Н. М. Рубцова «В горнице» |
5 мин |
Усвоение
новых знаний и способов действия
|
Организовать разработку плана действий на основе проведённого анализа произведения.
Подготовить выразительное чтение стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице», создать словесный портрет своего дома.
|
Регулятивные УУД 1.Планирование деятельности. Познавательные УУД 1.Поиск и выделение информации, представленной в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация) 2. Анализ и синтез. 3.Умение устанавливать причинно-следственные связи. 4.Построение рассуждений. 5.Выработка алгоритма деятельности.
Коммуникативные УУД 1. Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. 2. Формулирование собственного мнения и аргументированной позиции.
Личностные УУД Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
|
Каждому учащемуся выдает рабочий лист, разделённый на следующие графы: 1 графа – стихотворная строфа, 2 графа – ключевые слова, 3 графа – цвет, 4 графа – настроение, 5 графа – художественное время. (Приложение 1) Предлагает обучающимся внимательно прочитать текст стихотворения. При повторном чтении текста просит проанализировать каждую строфу, подчеркнуть ключевые слова и определить эмоциональное настроение в каждой строфе, художественное время, в рабочем поле закрасить квадрат-индикатор в «цвет настроения» соответствующим цветом. Организует обсуждение: -
Перед нами текст стихотворения Николая Рубцова «В горнице». Нас ждёт
серьёзное и ответственное исследование: нам предстоит понять чувства, настроение,
переживания, думы лирического героя. - Давайте разберёмся, какие картины рисует нам наше воображение при чтении каждой строфы? - Читаем первую строфу. Какие слова будут ключевыми? - Почему именно эти слова, как они могут быть связаны с детством поэта? -
Какой цвет помогает выразить нам ключевые слова - Какое чувство усиливается во второй строфе? -
Какими будут цвета, определяющие настроение? Читаем третью строфу. Какие слова будут ключевыми? - Как изменилось настроение в этой строфе? Чем это вызвано? -
Определим цвет настроения. Читаем четвёртую строфу. Какие слова будут ключевыми?. -Что утверждает автор четвёртой строфой?
-
Определим художественное время. Внимательно слушает предлагаемые варианты пошаговых алгоритмов, помогает прийти к общему варианту.
|
Обучающиеся знакомятся с произведением. Работают индивидуально с рабочим листом: В каждой строфе подчеркивают ключевые слова, на полях отмечают, какое настроение у них возникает, определяют художественное время.
Выразительное
чтение вслух одним из обучающихся. -Чувство
жалости, грусти, печали, но и чувство надежды.
Работают индивидуально по заполнению рабочих листов.
- В каждой строфе своя картина: от печальных и трагичных до светлых, полных надежды. -Ночной свет, тишина, молчание, матушка - Счастливое детство, чувство защищённости и покоя, пока была жива мама. -
Светлый тона, цвет свечи и лунного света, серебристый, светло-голубой – цвет
воды и надежды.
-Красные цветы увядшие, догнивающая лодка -Чувство печали, утраты, безысходности Красный,
коричневый, чёрный; темные, мрачные, -Вера в завтрашний день, в продолжение жизни. -
Светлые, связанные с ожиданием утра следующего дня.
- Жизнь продолжается, у человека есть путеводная звезда, нужно жить и трудиться дальше, счастье будет вопреки всем бедам и невзгодам - Яркая, солнечная, серебристая.
- Счастливое, деятельное будущее.
Определяют последовательность действий для анализа стихотворения, записывают шаги: Шаг 1 … Шаг 2… Шаг 3 … Шаг 4… Шаг 5… Обобщают полученные алгоритмы, приходят к общему варианту: Шаг
1. Вдумчиво и внимательно читаем строфу. |
20 мин |
Реализация построенного проекта и закрепление изученных способов действий. |
Организовать усвоение учащимися нового способа действий на другом примере. |
Регулятивные УУД 1)Коррекция Познавательные УУД 1)Умение сравнивать определять общие признаки и различия. 2)Применение алгоритма в новых условиях Личностные УУД Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. |
Помогает
освоить первоначальные понятия сравнительного анализа на примере
сопоставления стихотворения Н. М. Рубцова «В горнице» и стихотворения А. С. Пушкина
«Зимний вечер» - Назовите ключевые слова первой строфы. - Какова цветовая гамма второй строфы? - Назовите ключевые слова третьей строфы.
-В чём различие?
|
Проводят анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» по плану. Сравнивают оба стихотворения, выявляют общие черты родного дома и различия, заполняют таблицу на рабочем листе. Обсуждают полученные результаты. Заполняют рабочие листы с опорой на составленный алгоритм. (Приложение
2)
- Мгла. Буря воет как зверь, плачет как дитя, стучит как запоздалый
путник. - Образ дома – как символа веры в счастье. У лирического героя,
несмотря ни на что есть дом. Поэтому настроение стихотворения и одного, и
другого жизнеутверждающее. Несмотря на грусть и печаль настоящего, будущее
будет счастливым! |
13 мин |
Контроль и самооценка знаний и способов действия. Рефлексия |
Подведение итогов деятельности. Рефлексии учащимися хода урока и результатов собственной деятельности. |
Познавательные УУД Синтез полученных знаний (обобщение) Регулятивные УУД Оценка и самооценка своей деятельности |
Предлагает ответить на вопрос: Сложился ли при анализе двух произведений образ дома героя (автора)? Что способствовало этому? Предлагает записать синквейн к слову «УРОК» 1) Существительное: «урок» 2) 2 глагола __________________ 3) 3 прилагательных___________ 4) Словосочетание , выражающее авторское отношение 5) Слово-ассоциация к слову «урок»___________________ |
Делают вывод о возможности применения выработанного подхода для анализа любого стихотворения. Составляют синквейн к слову «УРОК». Зачитывают свои варианты |
5 мин |
Домашнее задание. |
Творческая проработка содержания урока дома. |
Личностные УУД Нравственно-этическая ориентация |
В качестве домашнего задания предлагает написать сочинение на тему: «Мой дом – мир моих чувств и моих надежд». - Чем важен проделанный нами читательский путь? - Домашнее задание будет логическим продолжением нашего урока: написать сочинение на тему: «Мой дом – мир моих чувств и моих надежд» (в стихах или прозе, с заполнением пошагового пути по желанию). |
- Можно прийти к пониманию чувств, мыслей, настроения лирического героя в каждом стихотворении. - А затем можно понять и идею каждого стихотворения.
|
2 мин |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.