Технологическая карта урока литературы на тему: «Главные герои волшебных сказок Василиса Премудрая и Иван-Царевич».
(Автор разработки - М.С. Руданова, учитель начальных классов, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №77»)
Технология |
Педагогическая мастерская |
||
Цель – способствование пониманию обучающимися, что образы сказочных героев Василисы Премудрой и Ивана-Царевича являются олицетворением различных нравственных качеств человека. |
|||
Возраст обучающихся |
5 класс (11-12 лет) |
||
Задачи |
|||
воспитательная |
содействовать воспитанию у обучающихся нравственных ценностей через анализ и осмысление характеров главных героев сказок. |
||
организационнопедагогические |
1. организовать работу обучающихся в группах по созданию коллаж-характеристик героев. 2. обеспечить эффективное обсуждение и представление группами своих работ. |
||
Формируемые ценности |
Добро, справедливость, трудолюбие, взаимопомощь, честность, мужество. |
||
Планируемые результаты |
|||
- Личностные результаты: обучающиеся начнут формировать нравственно-этические ориентиры на основе анализа образов сказочных персонажей. - Метапредметные результаты: обучающиеся разовьют коммуникативные навыки, умение работать в команде и представлять результаты совместной деятельности. - Предметные результаты: обучающиеся научатся выявлять и анализировать ключевые нравственные качества, воплощенные в образах Василисы Премудрой и ИванаЦаревича. |
|||
Используемые материалы: доска, магниты, иллюстрации «корона», «лягушка», «книга», листы формата А3 (3 штуки), фломастеры, клей-карандаш (3 штуки), жетоны (1,2,3), карточки для рефлексии, карточки для выполнения задания, цветные листочки для распределения по группам, мультимедийная презентация с таймером (для работы в группах), проектор, ноутбук. |
|||
План подготовки |
|||
1. Подготовка воспитательного мероприятия - Учитель выбирает тему и готовит план мероприятия. 2. Подготовка материалов к воспитательному мероприятию - Учитель готовит материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы. 3. Ход урока «Педагогическая мастерская» - «Индукция» - Самоконструкция - Социаконструкция - Социализация - Афиширование - Разрыв - Рефлексия |
|||
Содержание воспитательного события |
|||
Наименование |
Деятельность учителя |
Действия учащихся |
|
этапа |
|
|
||||||
Организационный этап (мотивационный) 3 минуты |
1. Приветствие учащихся. Учитель: Здравствуйте, ребята! Рассаживайтесь, пожалуйста, в соответствии с цветом на столах.
Учитель: Разверните листочки, которые я вам дала, прочитайте про себя. Какое у вас настроение? Мне очень приятно быть сегодня с вами, видеть ваши добрые и умные глаза. 2.Проверка готовности учащихся к уроку (учебник по литературе, рабочие тетради, пенал, дневник). Учитель: Сегодня на уроке нам предстоит потрудиться. Ребята, Вы знаете как можно расшифровать слово ТРУД? Запись на боковой доске: ТРУД – тетрадь, ручка, учебник, дневник. Учитель: Проверьте, всѐ ли Вы подготовили к уроку? Можем начинать? |
Проверяют готовность к уроку. |
||||||
Этапы технологии «Педагогическая мастерская» |
||||||||
«Индукция» (Мотивирующая творческая деятельность) 3 минуты |
Учитель: На доске представлены иллюстрации, которые помогут нам определить, чем мы займѐмся на уроке. Учитель: У каждой группы на столе есть стикеры, для каждого участника группы. Напишите, пожалуйста, на стикере одно слово, которое ассоциируется у Вас с этими иллюстрациями. Все стикеры прикрепим на доску. Учитель собирает в группы повторяющиеся слова. На доске получается набор слов: сказка, «Царевна-лягушка» и др. Учитель: Ребята, Вы уже догадались, что сегодня на уроке мы будем говорить о русской народной сказке «Царевналягушка». |
Рассматривают изображения «лягушка», «корона», «книга». Пишут на стикерах словаассоциации и прикрепляют слова на доску. |
||||||
Самоконструкция (Индивидуальное создание гипотезы) 5 минут |
Учитель: Ребята, у каждой группы на столе есть карточки, возьмите каждый по карточке и выполните задание. Задание: запиши героев русской народной сказки «Царевна-лягушка», распредели их в два столбика.
Учитель: Думаю, вы все хорошо знаете героев этой сказки. Перечислите всех героев, которых Вы записали (Опрос по |
Работа с карточкой, устный ответ на вопросы учителя. |
|
поднятой руке). Учитель: Скажите, а каких из этих героев вы отнесете к положительным? Почему? (Опрос по поднятой руке). Учитель: А какие герои этой сказки отрицательные? Почему? (Опрос по поднятой руке). Учитель: Как вы думаете, кто является главными героями сказки? Конечно, Василиса Премудрая и Иван Царевич.(Опрос по поднятой руке). Учитель: Как Вы думаете о ком мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно! Мы будем знакомиться с главными героями сказки «Царевналягушка». (Опрос по поднятой руке). |
|
Социоконструкция («Работа обучающихся в группа») 10 минут |
Учитель: Ребята, вы распределены по группам, как Вы думаете, почему? (Ответы учеников) Правильно, каждая группа будет давать характеристику одному из героев сказки. Результатом Вашей работы будет коллаж, который Вы составите из материалов, которые лежат в конвертах у каждой группы. На выполнение данной работы у Вас будет 7 минут.
В конверте представлены материалы: иллюстрации героев, некоторые характеристики героев, заголовки для коллажа и т.п. |
Работа в группах с опорой на вспомогательные материалы в конверте. Составление характеристик героев сказки по опорным вопросам: 1 гр - Василиса Премудрая - Как выглядела царевналягушка? Найдите в сказке описания ее внешности (в болоте, на пиру). Какой вывод можно сделать об истинной и ложной красоте? - Как ВП выполняла царские задания? Прочитайте, как она пекла хлеб и ткала ковер. Почему у нее результаты работы оказались выше, чем у жен других царевичей? - Как выглядела и вела себя ВП на пиру у царя? Почему она все время хотела помочь Ивану-царевичу? 2 гр – Иван – царевич - Опишите, что чувствовал ИЦ, когда его стела попала к лягушке? С каким настроением ИЦ получал задания царя жля своей жены и как он воспринимал ее работу? Найдите в сказке примеры, подтверждающие ваши мысли. - Почему ИЦ поторопился сжечь лягушачью кожу? Как это его характеризует? - Найдите в сказке описание трудностей, которые |
|
|
преодолевал ИЦ в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя. - Почему путь ИЦ к ВП был таким трудным и долгим?
3 гр – животные– помощники - С кем встретился ИЦ в пути? - Кто помогал ему в поисках жены? Почему животные помогали Ивану? - Какими показаны в сказке Баба-яга и Кощей Бессмертный? Почему? |
||||||
Социализация (Выступление ученика в группе) 5 минут |
Учитель: Ребята, прошло 10 минут. Ваши коллажи готовы, обсудите в группе как Вы будете их представлять. Кто и про что будет рассказывать. На выступление у Вас будет 5 минут. На обсуждение 5 минут. |
Обучающиеся обсуждают в течение 5 минут кто и про что будет рассказывать классу о проделанной работе. |
||||||
Афиширование (Представление групповых работ классу) 15 минут |
Учитель: Предлагаю каждой команде вытянуть жетон и определить, кто будет выступать первым, вторым и третьим. Учитель: Приглашаем первую группу к доске, на выступление У Вас 5 минут. Учитель: Ребята, напоминаю об уважении к выступающим, внимательно слушайте. |
Один обучающихся из команды вытягивает жетон, который определяет очередность выступления.
Выступление групп в течение 15 минут. Коллажи размещаются на доске. |
||||||
«Разрыв» (кульминация творческого процесса) 2-3 минуты |
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы дали характеристику героям русской народной сказки «Царевна лягушка». Каждая группа представила нам характеристику одного из героев. Учитель: Какая основная мысль связана с образом Василисы Премудрой? (Не стоит судить человека по внешнему виду, следует оценивать людей по делам, по внутренним достоинствам) Учитель: Какие идеи связаны с образом Ивана – царевича? (никакие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, за свое счастье нужно бороться, ничто не достается просто так, справедливости можно добиться только, пройдя через различные испытания). Учитель: Какие идеи связаны с образом животных-помощников? (Животныепомощники воплощают идеи верности, благодарности и взаимопомощи. Герои |
Обучающиеся беседуют с учителем о роли каждого героя в сказке. Обучающиеся понимают, что образы сказочных героев - это символическое отражение различных нравственных качеств и ценностей человека. Даже если сказка выглядит вымышленной, в ней скрыт глубокий смысл и важные уроки для жизни. Даже в русских народных сказках, казалось бы, простых и традиционных, заложены мудрые идеи и философские подтексты, которые стоит осмыслить. Ключевая мысль заключается в том, что сказочные персонажи олицетворяют различные |
||||||
|
обретают помощников благодаря своим добрым делам, проявлению сострадания. Этим подчеркивается, что добрые поступки вознаграждаются и находят отклик). Учитель: Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое сердце любви.
|
человеческие качества и жизненные принципы, а сами сказки, даже если воспринимаются как вымысел, несут в себе глубокое нравственное содержание, которое важно понять и донести до обучающихся. |
||||||
«Рефлексия» (самоанализ) 2 минуты |
Учитель: Ребята, запишите домашнее задание и оцените свою работу на уроке по 5-тибальной шкале. Возьмите, пожалуйста, карточку для рефлексии и оцените Вашу работу на уроке. Карточки оставьте на парте. |
Обучающиеся заполняют карточки. |
||||||
|
Работа на уроке |
|
||||||
«5» - Я - молодец, у меня все получилось … |
|
|||||||
«4» - Я неплохо постарался, но мог бы и лучше, только нужно… |
|
|||||||
«3» - У меня сего дня не получилось, потому что … |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.