Технологическая карта урока литературы
Ф.И.О. учителя |
Акадеева Диана Димовна |
||||
Класс 7а |
Дата 08.11.2022 |
|
|||
Тема урока |
«Дети-радость, дети-и горе» (Итоговый урок по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель») |
||||
Тип урока |
Комбинированный |
||||
Форма урока |
Урок - поиск |
||||
Цели урока |
|||||
Личностная |
Метапредметные |
Предметные
|
|||
Понимание роли литературы в развитии человека. Уважительное отношение к родителям. Способность к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности. |
Научиться определять цели своего обучения. Строить рассуждения по заданной теме. Аргументированно выражать свое мнение.
|
Отработать навыки работы с текстом Поощрять творческую активность и умение выражать авторскую позицию по выбранной теме.
|
|||
Задачи |
|||||
Учителя |
Ученика |
||||
1.Образовательные: - научить глубокому осмыслению текста во время работы с произведением; - подвести к выводу о нравственной ответственности за свое поведение в семье. 2. Развивающие: - способствовать развитию умения давать аргументированную оценку литературного образа. 3. Воспитательные: - содействовать воспитанию чувства ответственности за свои поступки.
|
1.Образовательные: научиться находить нужную информацию в тексте; 2.Развивающие: научиться грамотно, четко и точно выражать свои мысли, делать выводы. 3.Воспитательные: научиться ценить и уважать родителей.
|
||||
Универсальные учебные действия, формируемые на уроке |
|||||
Личностные:
|
Познавательные:
|
Коммуникативные:
|
Регулятивные:
|
||
оказывать помощь; умение работать в паре
|
ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую |
уметь строить монологические высказывания, формулировать свою точку зрения; проявлять активность при решении коммуникативных задач |
уметь ставить цели; анализировать пути достижения цели; оценивать правильность выполнения действий; уметь выполнять учебные действия, работать в группе; учитывать выделенные учителем ориентиры действия, оценивать свои достижения на уроке |
||
Основные понятия |
Антитеза, притча |
||||
Межпредметные связи |
Живопись |
||||
Ресурсы: основные, дополнительные |
Текст художественного произведения, конверты с заданиями, медиапроектор, презентация, кадры из к/ф «Станционный смотритель» |
||||
Технология |
Технология проблемного обучения, технологи погружения, технология критического мышления |
||||
Методы |
Метод организации учебно-познавательной деятельности |
||||
Формы организации познавательной деятельности |
Фронтальная, групповая |
||||
Этапы урока |
Использованные приемы и технологии |
Формируемые умения |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1.Орг.момент Актуализация опорных знаний учащихся |
Прием эмоционального входа в урок
|
Коммуникативные УУД: Уметь сотрудничать с учителем и с одноклассниками Регулятивные УУД: развитие мотивов учебной деятельности.
|
Дорогие ребята, мы продолжаем разговор о замечательной повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Какое впечатление произвела она на вас? Давайте вспомним сюжет произведения. Перед вами иллюстрации. Расположите их в хронологической последовательности. (246153). (Слайд 1) |
Доброжелательный настрой на урок:
внутренняя готовность детей к деловому ритму
Определение позиций иллюстраций
|
2 этап Мотивация учебной деятельности Целеполагание
|
Прием создания проблемной ситуации
Элемент технологии проблемного обучения |
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему, цель на уроке.
|
Хотелось бы, чтобы вы, ребята, не только плодотворно поработали на уроке, но и смогли усвоить те нравственные ценности, о которых говорил великий гуманист Пушкин. Прежде чем приступить к уроку, определим тему. Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: Кто родителей почитает, тот навек не погибает О чем мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Какова тема урока? -Сегодня мы будем говорить об отношениях родителей с детьми. Каковы были эти отношения Самсона Вырина с Дуней. -Запишите тему нашего урока: «Дети – радость, дети – и горе» (по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»). (Слайд3) - Тема определена. Давайте установим цели и задачи урока. Как вы считаете, что мы должны для себя выяснить на уроке? (Слайд 4)
|
Примерные ответы учащихся
Запись темы урока
Ставят цели Выяснить: выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью, Самсоном Выриным и Дуней и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье? Воспитывать почитание и уважение к родителям, умение признавать свои ошибки и прощать других, формирование понятий «ошибка», «раскаяние», способности признания своих ошибок; применение в повседневной жизни полученных на уроке знаний о взаимоотношениях родителей и детей. |
3 этап Постановка проблемы урока |
Прием создания проблемной ситуации
Элемент технологии проблемного обучения |
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему, цель на уроке проблему |
-В течение урока мы попытаемся ответить на такой вопрос: Кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично? Ваши мнения разделились. Вы выразили своё понимание событий, развернувшихся на страницах повести. Какова позиция автора? На чьей он стороне? Об этом пойдет речь впереди. По ходу урока мы будем заполнять своеобразную схему, выполненную в виде рыб. Называется это прием Фишбоун (Приложение 1) |
Рисуют схему Фишбоун, записывают проблему урока |
4 этап Совместное открытие новых знаний |
Прием работы с текстом
Технология погружения |
Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Слушать и слышать собеседника Познавательные УУД Извлечение нужной информации.
|
Какой мы видим Дуню в начале повести? (Слайд5) – Какую роль она играла в жизни Вырина? Как он к ней относился. Подтвердите свой ответ цитатами из текста. Заполним первую часть схемы фишбоун (Как относился отец к Дуне?-Любил больше жизни)
-Кто главный герой повести, чем он занимался? -Найдите портрет Самсона Вырина в первой части повести. Каким его рисует автор? (Слайд6) -Счастлив ли был Вырин, несмотря на многочисленные проблемы, с которыми он ежедневно сталкивался на службе? -Но прошло несколько лет. Что изменилось? Каким мы видим героя во второй части повести? -Как называется такой прием в литературе, который построен на противопоставлении?
-Чем вызваны эти перемены? -Что же случилось с Дуней?
-Почему Вырин поверил гусару и дочери и сам посадил Дуню прокатиться до церкви? Заполним вторую часть Фишбоун (Почему Вырин Повери гусару? – Не мог предположить, что гусар обманет) |
Находят ответы на вопросы –циаты из текста: с.112,114, Заполнение Фишбоун
Главным героем повести является станционный смотритель Самсон Вырин, с.112; с.113 Называют прием-антитезу. Высказывают мнения, пересказ сюжета
Он ему полюбился, жаль было расставаться, не мог поверить, что он может обмануть, не мог предположить, что гусар за добро отплатит злом. Заполняют Фишбоун
|
5 этап Самостоятельное применение новых знаний |
Прием работы с текстом
Прием Фишбоун
|
Коммуникативные УУД: уметь полно и точно выражать свои мысли
Познавательные УУД: извлечение нужной информации.
|
Сопоставим эпизоды и чувства, которые испытал Самсон Вырин (с.116) (заполним таблицу в парах) (Слайд7) Приложение 2
Итак, таблица заполнена, теперь заполним 3 часть Фишбоун (Почему уезжает Дуня? -Любит гусара, хочет лучшей жизни). - Подумайте, можно ли считать, что Минский обманул девушку? (Слайд 7) - Выделите основные черты характера Минского. Кратко поясни свой выбор.
- Давайте вслед за Дуней отправимся в Петербург. Какой мы видим дочь станционного смотрителя в столице? – Изменилась ли её жизнь? Как ей живётся с Минским? Свой ответ подтвердить цитатами из текста. – Счастлива ли она с Минским? -Почему Минский и Дуня не жили в Петербурге вместе? Любил ли он ее? -В чем были опасения отца Дуни? Подтвердились ли они? А могло ли все сложиться иначе? Заполним 4 часть Фишбоун (Неравный брак- Не готов жениться, разный статус) (Фишбоун)
Посмотрим эпизод первой встречи Вырина и Минского. (Просмотр к/ф) -Можно ли считать данное покаяние Минского настоящим? -Почему Вырин делает вторую попытку встретиться с дочерью?
-Почему же Самсон Вырин не рад счастью дочери?
-Почему Дуня, увидев отца, не обрадовалась, не упала на колени и не стала просить прощения, как это произошло в известной библейской притче, развешанной у них на стене, а испугалась и упала в обморок?
Давайте вернемся к первой части повести. Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание? На уроке родной литературы мы с вами читали притчу о блудном сыне. Давайте немного ее вспомним. Кто готов рассказать ее? Что значит блудный? -Можно ли провести некоторые параллели в содержании притчи и истории Дуни? Составим таблицу. Первая часть таблицы заполнена. Вместе заполним вторую часть Приложение 3 (Слайд 10) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная, разбогатевшая? Кто из родителей оказался счастливее? Почему?
Сравните репродукцию картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» и иллюстрацию. Что их объединяет? А чем они отличаются? (Слайд 11)
|
Заполняют таблицы, разложенные заранее на парты, работают в парах; Заполняют Фишбоун
Приводят мнения
Хитрый – притворился больным, вспыльчивый – вытолкал Самсона Вырина, заботливый – думал о Дуне
Находят ответы на с.119
Приводят мнения (Возможно, Минский и любил Дуню, но они не были женаты, поэтому не могли жить вместе. Так как девушка была из другой социальной среды, он не спешил на ней жениться). Делятся мнениями: (Отец боится, что Дуню обманут, выгонят, и она будет мести улицу, потому что такие случаи были не редкостью. Опасения отца, к счастью, не подтвердились. Минский оказался благородным человеком). Заполняют Фишбоун
Просматривают кадры из к/ф
Находят ответ на с.118 Ответ: (Хочет лично увидеть дочь напоследок, возможно, убедить ее вернуться домой, но и посмотреть ей в глаза, понять, как она без него живет). Ответ: (Не верит в продолжительность и серьезность отношений между Минским и дочерью, помня историю блудного сына, расклеенную на своих стенах, и причисляя дочь к их числу; по ее беззаботному лицу Вырин понял, что Дуня забыла его, а ему нет места в этом мире.) Ответ: (Ей стыдно за то, что она живет с любимым мужчиной без венчания и родительского благословения, теперь богата и обеспечена, а отец очень нуждается в куске хлеба; Дуня предала то хорошее, что было в прошлом: отца, память о себе – контакта “глаза в глаза” не получилось…).
Находят описание комнаты на с.112
Пересказ притчи о блудном сыне.
Заблудившийся
(Сын, потому что он успел вернуться к отцу и,главное, был им прощен, а Дуня – нет. Отец сына – к нему вернулся сын и покаялся, за это он простил его и устроил пир в его честь.) Сопоставляют репродукцию картины и иллюстрацию
|
6 этап Итог |
|
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Вернёмся к вопросу нашего урока: кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично? К какой мысли подводит нас писатель?
Заполним Фишбоун и сделаем вывод: Взаимоотношения родителей и детей требуют доверия, деликатности, терпимости, умения уступать друг другу. А. С. Пушкин сочувствует и Дуне, и Вырину. В том, что финал этой истории столь трагичен, есть вина и отца, и дочери |
Высказывают свое мнение.
Запись в тетрадь |
7этап Рефлексия |
Прием рефлексивной деятельности |
Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с полнотой и точностью
|
- Какую цель вы ставили перед собой? Достигли ли ее? - Чему вы сегодня научились? - Все ли задания выполнены? Что вызвало затруднение в процессе работы?
|
|
8 этап Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению |
|
|
11 слайд Домашнее задание (по выбору) 1)Написать небольшое письмо Дуне, оценив её поступок в виде поучения.: «Как нужно относиться к родителям? 2)Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
|
Запись д/з
|
9 этап Выставление оценок за урок |
|
|
|
|
Приложение 1
Приложение 2
Эпизод |
Чувства Самсона Вырина |
Через полчаса после отъезда дочери |
Сердце его начало ныть, беспокойство овладело им |
Отец узнает, что дочери не было в церкви |
Пошел домой ни жив ни мертв |
Самсон дожидается возвращения курьерской тройки |
Не снес несчастия.., тут же слег |
Смотритель понял, что болезнь гусара была притворная |
Бедняк занемог сильной горячкою, попал в больницу |
Приложение 3
Притча |
“Станционный смотритель” |
Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно. |
Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда. |
Никто не ищет его |
Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой |
Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение. |
Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве. |
Радостная встреча сына с отцом |
Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места. |
Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться. |
Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла, проезжая мимо. |
Примирение с отцом |
Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.