Технологическая карта урока математики по теме "Диаграмма" 6 класс.
Технологическая карта урока математики в 6 классе по учебнику И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович
Технологическая карта урока математики
Учитель математики ПлотниковаГ.М.
Предмет |
Математика |
Класс |
6 |
Тема урока |
Чтение диаграмм |
Тип урока |
Учебное занятие применения и совершенствования знаний учащихся |
Цель урока |
Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме «Диаграммы»; способствовать формированию математической компетентности учащихся |
Задачи урока |
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Планируемые результаты |
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками; умеют ясно, чётко излагать свои мысли в устной и письменной речи Познавательные: выбирают и формируют познавательную цель; выражают смысл ситуации с помощью различных примеров; делают предположение об информации; умеют добывать информацию по заданной теме из различных источников и использовать её Регулятивные: умеют анализировать, делать выводы; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, умеют слушать, вступают в диалог, сотрудничают |
Основные понятия |
Диаграмма, типы диаграмм |
Методы |
-словесный, наглядный -эвристическая беседа -репродуктивный, частично-поисковый |
Формы работы |
Фронтальная,групповая, индивидуальная |
Межпредметные связи |
Реальная математика, география |
Необходимое учебное оборудование |
Компьютер, экран, учебники по математике, тетради, раздаточный материал, презентация, листы самооценивания |
Организационная структура урока
№ этапа |
Этап урока |
Время |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
1 |
Организационный |
1 мин |
Создание благоприятного психологического настроя на работу |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. На столах лежат листы самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с заданием без затруднений, "±" - справился с заданием, но возникали сложности, "-" - не справился с заданием. Приложение 1 |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, слушают учителя |
Личностные:мотивация учения Регулятивные:организация своей учебной деятельности Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2 |
Актуализация знаний учащихся |
4 мин |
Актуализация опорных знаний, фиксирование индивидуальных затруднений |
Мотивирует учащихся на получение знаний. Организует устную работу. Мы изучили тему «Диаграммы». Что означает понятие «диаграмма»? Ответ: Диаграмма (от греческого diagramma, что значит «рисунок, чертёж») – графическое изображение, наглядно показывающее соотношение между различными величинами; один из способов представления информации. Диаграмма – это еще один вид математической модели). Слайд 2. Для чего используют диаграммы? (Ответ: Диаграммы удобно использовать в тех случаях, когда нужно сравнить полученные данные (например, результаты опроса общественного мнения), показать, как меняется со временем интересующее нас явление, и т.д. ) Какие типы диаграмм вы знаете? Определите типы диаграмм. Слайд 3. |
Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. |
Личностные:самоопределениеПознавательные: структурирование собственных знаний Регулятивные: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем, определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата Коммуникативные:проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач, уметь использовать речь для регуляции своего действия |
3 |
Формулировка темы и цели урока |
3 мин |
Обсуждение необходимости повторения понятия |
Выводит на формулировку тему и цель урока. Четко проговаривает тему и цель урока. Какие реальные ситуации можно представить в виде диаграмм? Будем учиться читать диаграммы, это умение нам нужно будет при выполнении заданий из ОГЭ, ЕГЭ, в реальной жизни.
|
Приводят примеры реальных ситуаций (результаты опроса общественного мнения, распределение расходов человека, результаты голосования), выходят на необходимость формулирования темы урока |
Познавательные:анализируя и сравнивая приводимые примеры, извлекают необходимую информацию для дальнейшей деятельности, формулируют тему, цель Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей Коммуникативные:выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение |
4 |
Применение знаний при решении задач |
12 мин |
Формирование навыка, умения читать диаграммы |
1. На слайде
изображена диаграмма, характеризующая размеру выручки торгового предприятия
по четырем видам товаров: зонты, сумки, перчатки, варежки. Слайд 4. На столах
у вас есть карточки с вопросами к этой диаграмме. Нужно ответить на эти
вопросы. (В какое время года лучше всего продаются зонты? Какой товар одинаково
продается весной и летом? Какой товар продается
приблизительно одинаково во все времена года?) Что еще можно узнать по этой диаграмме? Приложение 2. 2. Задание из ЕГЭ. Слайд 5. Внимательно прочитайте условие и ответьте на вопрос. На диаграмме показано количество посетителей сайта «Погода» во все дни с 15 по 30 августа 2003 года. По горизонтали указываются дни месяца, по вертикали — количество посетителей сайта в соответствующий день. Используя диаграмму определите, какого числа количество посетителей сайта «Погода» было наименьшим в период с 15 по 21 августа. |
1.Отвечают на поставленные вопросы. Формулируют вопросы.
2. Отвечают. |
Личностные:самоопределяются, осознают ответственность за работу в группе Познавательные:самостоятельно планируют свою деятельность, применяют способы решения, прогнозируют результат, выстраивают логическую цепь рассуждений Регулятивные:проявляют познавательную инициативу Коммуникативные:планируют сотрудничество с одноклассниками и учителем, учитывают мнение в группе, координируют свои действия |
3. Разбивает учащихся на три группы. Каждой группе дает диаграммы. Задача: обсудить какие вопросы можно сформулировать к диаграмме. Далее эти вопросы задают другим группам. Приложение 3. Слайд 6-8. |
3. Обсуждают и выполняют задание в группах. |
|||||
5 |
Физкультминутка |
3 мин |
||||
6 |
Самостоятельная работа |
10 мин |
Обеспечение усвоения работы с диаграммами, выявление качества и уровня усвоения знаний, а также причин выявленных ошибок. |
Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу по материалам заданий из ОГЭ (реальная математика). Пособие Самостоятельные работы И.И. Зубарева и др. С-34.1 стр 113-114. |
Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы |
Личностные: стараются следовать в поведении моральным нормам Познавательные:самостоятельно выполняют действия по алгоритму Регулятивные:проявляют познавательную инициативу, контролирую свои действия Коммуникативные:осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой |
7 |
Краеведческая страничка |
8 мин |
Повышение интереса к предмету, мотивации в обучении |
Предлагает выступить учащимся с подготовленным творческим заданием. Проекты детей. |
Выступают с творческим заданием «Реки ульяновской области» |
Личностные: мотивация учения Познавательные: формирование интереса к изучению предмета. |
8 |
Подведение итогов урока, рефлексия |
2 мин |
Организует обсуждение: Какова была тема урока? Чему научились? Предлагает учащимся оценить свою успешность на уроке по схеме: На уроке
Слайд 9. |
Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса, сдают листы самооценивания
|
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательные:проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникативные:планируют сотрудничество, используют критерии для обоснования своих суждений |
|
9 |
Информация о домашнем задании |
2 мин |
Обсуждение домашнего задания |
Даёт домашнее задание: подготовить диаграммы и вопросы к диаграммам. Примерные темы: распределение по жанрам книг в школьной библиотеке, национальный состав населения Ульяновской области, распределение учащихся 6 класса по внеурочной деятельности. Слайд 10. |
Записывают домашнее задание в дневники |
Приложение №3
ЗАДАНИЕ для 1 группы
ЗАДАНИЕ для 2 группы
ЗАДАНИЕ для 3 группы
Технологическая карта урока
Тема урока: «Свойство углов треугольника»
Класс: 5
Учитель: ПлотниковаГ.М.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели по содержанию:
обучающие: изучить свойство углов треугольника
развивающие: повторить определение треугольника и его элементов, виды треугольников, измерение углов с помощью транспортира, свойства квадрата и его диагоналей; развивать навыки сотрудничества, работы в парах, группах; развивать мотивацию к исследовательской деятельности
воспитывающие: поддерживаем интерес к изучению математики
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: владеет геометрическим языком; развивает изобразительные умения; умеет измерять углы с помощью транспортира; умеет вычислять углы треугольника, используя свойство углов треугольника; умеет работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию)
Метапредметные:
Регулятивные: умеет ставить и формулировать цель деятельности; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия; действует по плану; осуществляет самоконтроль, самокоррекцию; понимает причины успеха или неуспеха учебной деятельности; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем и одноклассниками.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других; формулирует собственные мысли, высказывает свое мнение.
Познавательные: умеет анализировать; осознает поставленную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной задачи; читает, наблюдает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно ее находит.
Личностные: способность к эмоциональному восприятию математических объектов, умение слушать, ясно и точно излагать свои мысли, развитие инициативы и активности при решении математических задач.
Используемая технология: здоровьесберегающие, смысловое чтение, игровая, обучение в сотрудничестве
Информационно-технологические ресурсы:
Основные: Учебник: Математика. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович; Рабочая тетрадь по математике, 5 класс Зубарева И.И., мультимедиа проектор, компьютер.
Дополнительные: треугольники, транспортиры, линейки, карандаши, раздаточный материал.
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. Записывают дату урока.
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
||||||||||||||||
этап актуализации и пробного учебного действия; |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Учитель ставит вопросы по ранее изученному материалу. -С какими измерительными инструментами вы работали дома? - Для чего они были необходимы? - Продолжите фразу «мне было трудно выполнять…» Задание 1. Часто знает и дошкольник, что такое треугольник. А уж вам- то, как не знать … Но совсем другое дело – Очень быстро и умело треугольники считать -Сколько треугольников на рисунке? А какого они вида?
|
Просматривают домашнее задание. Отвечают на поставленные вопросы, анализируют, устанавливают причинно - следственные связи.
Считают треугольники и записывают ответ Ответ: 8 Перечисляют виды треугольников (прямоугольные, равнобедренные) |
Регулятивные: Целеполагание, постановка учебной задачи; определение и осознание того, что уже известно Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: анализ объектов, выбор оснований, критериев для сравнения, классификации объектов. |
||||||||||||||||
этап выявления места и причины затруднения; |
Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока |
- Существует 3 вида треугольников: остроугольные, прямоугольные и тупоугольные. Что может быть общего у этих треугольников? - Сегодня мы узнаем новое о треугольнике, так как он обладает большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. Совместно с учениками формулирует проблему, цель. |
Обсуждают проблему затруднения, ставят урока. Цели урока: 1. сформулировать свойство 2. изобразить на математическом языке 3. научиться применять при решении задач |
Регулятивные: целеполагание, формулирование проблемы Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; |
||||||||||||||||
этап построения проекта выхода из затруднения; |
Включение учащихся в целенаправленную деятельность |
Предлагает план работы на уроке |
Обсуждают план, предлагают свой план урока, высказывают гипотезы, предположения. |
Регулятивные: планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия. Коммуникативные: формулирует собственные мысли, высказывает свое мнение. Познавательные: самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной задачи |
||||||||||||||||
этап реализации построенного проекта |
Организация самостоятельной работы учащихся с источниками информации по поиску нового знания, Поиск новых знаний |
Предлагает задания
Рабочая тетрадь № 31.1 (с.15) 1.Найдите сумму углов треугольника …
- Какие результаты получились? Сделайте вывод. У всех результаты разные, но близкие к 1800
2. Проверим наше предположение ещё одной практической работой. (У Динамическая пауза |
Выполняют работу, проверяя друг друга в парах. 1 ряд - измеряет углы остроугольного треугольника 2 ряд - прямоугольного треугольника 3 ряд - тупоугольного треугольника Результаты записывают на доске Делают вывод 1800 Формулируют свойство углов треугольника Проверяют по учебнику с. 160 На столах лежат треугольники. Путем перегибания собирают углы треугольника в одну точку Динамическая пауза |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: саморегуляция. |
||||||||||||||||
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: |
Организует работу в группах, прослушивает несколько учеников, задает вопросы, корректирует работу детей - Часто знает и дошкольник, что такое треугольник. А уж вам- то, как не знать … Но совсем другое дело – Очень быстро и умело Величины всех углов в треугольнике узнать. Задание 3. Пятиклассники результаты измерения углов треугольников представили в таблице.
- Как проверить, не ошиблись ли они? - Назовите виды треугольников. Задание 4. Работа с учебником № 582 (4;1;2;3) Найдите величину угла и определите вид треугольника. Данные представлены в таблице. |
Выполняют, по группам обсуждая решение.
Выполняют задания: 4. - всем классом (Не существует треугольник) 1.- на доске. 2-3 – по вариантам самостоятельно с проверкой (самопроверка) |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, контроль, коррекция |
||||||||||||||||
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков |
Предлагает сделать детям контрольные задания Задание 5. Контрольные вопросы: 1. Существует ли треугольник с углами: а) 30о , 60о , 90о; б) 46о , 160о , 4о? 2. Может ли в треугольнике быть: а) два тупых угла; б) тупой и прямой углы? 3. Определите вид треугольника, если один угол 40о, другой 100о. 4. В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном или тупоугольном треугольнике? 5. В равностороннем треугольнике все углы равны. Чему равен угол равностороннего треугольника? Выдает детям ключи |
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: освоение способа действий, моделируют, оценивают результат своей деятельности; Личностные: самоопределение. |
||||||||||||||||
этап включения в систему знаний и повторения; |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Дает общую творческую задачу. № 592, ученикам, которые справились с этим заданием № 594 |
Выполняют задание |
Познавательные: освоение способа действий, моделируют, оценивают результат своей деятельности; Личностные: самоопределение. |
||||||||||||||||
Информация о домашнем задании |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Задает домашнее задание §33 (с. 160) № 586, 587 (решите арифметическим или алгебраическим способом) Придумать сказку или рассказ о треугольники. |
Задают вопросы, осознают, что делать дома. Записывают задание в дневнике |
Коммуникативные: задает вопросы; формулирует собственные мысли, Познавательные: умеет анализировать; осознает поставленную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной задачи |
||||||||||||||||
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе |
Рефлексия учебного материала и деятельности учащихся. - Достигли ли мы цель урока? Оценивает учеников в зависимости от того, как рабочей программе поставлена система оценивания. Спасибо за активное участие, за хорошее настроение и знания! |
Продолжают фразы - теперь я знаю… - теперь я могу… - мне было интересно… - мне было трудно… |
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Личностные: интерес к учебному материалу |
123
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.