Тема урока |
«Конкретный смысл действия умножения». |
УМК |
«Школа России» Н.И.Моро |
Цели деятельности педагога |
1. Объяснение и раскрытие сути конкретного смыслы действия умножения, как сложения одинаковых слагаемых; 2. Развитие логического мышления и внимания; 3. Совершенствование вычислительных навыков и умений решать задачи. 4. Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма и сотрудничества. 5. |
Тип урока |
Изучение нового материала. |
Планируемый результат |
Личностные УУД: 1) Проявлять познавательную инициативу к образовательному процессу; 2) Оценивать результаты своего учебного труда.
Предметные УУД: 1) Научиться записывать и читать примеры на умножение; 2) Развивать навык проводить анализ содержания задания.
Познавательные УУД: 1) Определять тему и главную мысль, обосновывать своё мнение; 2) Овладение умением вычисления с помощью действия умножения; 3) Совершенствовать вычислительные навыки;
Регулятивные УУД: 1) Совершенствовать вычислительные навыки; 2) Совершенствовать умение применять устные приёмы сложения и вычитания. 3) Выполнять учебное задание в соответствие с целью; 4) Осуществлять взаимовыручку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные УУД: 1) Излагать понятно и грамотно свои мысли в устной форме; 2) Развивать умение у учащихся грамотно формулировать вопрос и адекватно отвечать на вопросы других. 3) Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
|
Задачи урока |
Образовательная: - Раскрыть конкретный смысл действия умножения; познакомить с действием и со знаком умножения; Развивающая: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы. Воспитательная: - Воспитывать культуру общения, взаимопомощи. |
Методы и формы обучения |
Формы работы: индивидуальная, фронтальная Методы: словесный, объяснительно-иллюстративный, практический, работа с книгой. |
Наглядно-демонстрационный материал |
Наглядный материал. |
Оборудование |
АРМ педагога, учебник по математике за 2 класс, часть 2 интерактивная доска и мультимедиа-проектор, раздаточный материал. |
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодействия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
||
1.Оргмомент |
Приветствие учителя с учениками, проверка готовности учащихся к уроку. |
Здравствуйте, меня зовут Арина Юрьевна. - Сегодня я проведу у вас урок математики.
– Проверим готовность к уроку. - На краю стола должны лежать: пенал с ручками, карандашами, рабочие тетради и учебник по математике 2 часть.
- Сегодня у нас будет необычный урок математики, на котором нам предстоит закрепить все наши знания и узнаем много интересного! Для того, чтобы узнать, о чём мы будем говорить на этом уроке, отгадайте загадку:
Весна
красная пришла, Масленица – это весёлые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Масленицу в народе всегда любили и ласково называли “касаточка”, “веселая”. Это недельный праздник - обряд с хороводами, песнями, плясками, играми. Каждый день недели имеет своё название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. |
Приветствуют учителя.
Слушают внимательно.
Проверяют свою готовность к уроку.
Внимательно слушают учителя.
- Масленица! Слушают внимательно учителя. |
Фронтальная |
Коммуникативные УУД: Приветствие учителя. Регулятивные УУД: Готовность рабочего места. |
Зрительный контакт |
||
2.Устный счет |
Учитель проговаривает учащимся тему и цели урока. Введение сюжетной линии на урок.
|
Утро. Понедельник. Наступает “встреча”. Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят.
Понедельник – встреча. На первый день русский народ справлял встречу Масленицы. Наряжали чучело из соломы в девичий наряд и возили по улицам на санях. К первому дню устраивали горы, висячие качели.
А мы с вами сейчас немного разомнемся, ведь впереди нас ждет много интересного и плодотворная работа!
Задание № 1. «Математические разминка – загадки на внимательность»
Сейчас
я буду зачитывать вам загадки, а ваша задача очень внимательно слушать и
назвать правильный ответ.
2.
Если знаний полна голова,
3.
Четыре спелые груши
4.
Мышь считает дырки в сыре:
6.
Восемь шариков у Коли,
- Вы отлично справились с этим заданием. Мы с вами научились решать арифмет. Задачи и распознавать ложные предложения. Идем дальше.
Задание № 2.
Перед вами математические записи: неравенства и равенство. Какие знаки неравенства вы знаете? Вам нужно устно поставить такие аримет. знаки, чтобы мат. записи стали верными. Отвечаем по поднятой руке.
Проверка производится на слайде: 10
+9 >1 28-12 <30
Таким образом, мы выполнили с вами задание и научились правильно подставлять знаки для верных неравенств. (Показать детям, что в задании содержится 1 равенство) Задание №3. «Самая интересная задача» Ребята, скажите мне, пожалуйста, что такое задача? Задача – это маленький сюжет. Сейчас вам нужно будет придумать задачи на любую тему, но нужно придумать задачу такую, у которой решение будет решаться вот таким образом, посмотрите на экран.
На экран выведено выражение (20-3).
Так, сейчас я даю вам 20 сек., для того, что бы вы придумали небольшой сюжет, маленькую задачу.
Сейчас мы вами послушаем и узнаем, у кого получилась самая интересная задача. (Учитель спрашивает 2-3 учеников).
А
если мы изменим задание: поменяем знак вычисления с «-» на «+». 20+3.
Молодцы. Мы с вами попробовали самостоятельно придумали простые задачи, их условия, и которые решались в 1 действе. |
Дети слушают учителя.
Слушают
первое задание уст. счета.
Смотрят на экран и видят 4 неравенства.
Слушают задание учителя. - Плюс, минус. / «Больше» и «меньше»)
Несколько учащихся смотрят на экран, и если готовы дать ответ, поднимают руки. Учащие называют в каждом выражении пропущенные знаки неравенства Ответы детей: 10 -9 =1, т.к. 1=1 – верно (ист.) 28 -12<30, т.к. 16<30 – верно (ист.) 28+12>30, т.к. 40>30 – верно (ист.)
Внимательно слушают задание. Варианты ответов детей.
Дети пробуют устно составить задачи, решение которых будет соответствовать выражению, выведенному на экране.
Придумают за отведенное время небольшие задачи по заданию. Несколько учеников рассказывают свои задачи, которые придумали сами. Задача:
Несколько учеников рассказывают свои задачи, которые придумали сами. Задача: |
Фронтальная |
Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: Речевая деятельность. Умение планировать учебное сотрудничество. Принятие целей урока, готовность к выполнению заданий по математике. |
Зрительный
контакт |
||
3. СТиЦ
|
Задания для учащихся 2 класса, направленные на закрепление приемов счета, знакомство с умножением и развитие темы урока.
|
Как только встретили Масленицу, на смену первого дня приходил второй. Вторник – заигрыш. В этот день начинаются веселые игры, забавы. А за потеху и веселье угощают блинами.
Давайте и мы с вами поиграем. Ребята, рассмотрите внимательно выражения, подумайте, на какие две группы можно их разделить?
3+2+8 7+7+7+7+7+7+7 1+9+2 5+5+5+5+5 6+9 4+4+4+4
А теперь давайте попробуем найти их значение.
Чтобы идти дальше, знакомиться с днями масленичной недели, нам нужно для начала открыть тетради, записать число и классная работа. Сегодня десятое марта. Записываем число и «Классная работа». Пишем аккуратно, красиво, без ошибок. На смену второму дню приходит третий.
Среда в масл.неделе называется– лакомка Тут среда подходит – лакомкой зовется Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – все им удается, Пироги и блинчики – все на стол мечи!
Слушайте задачу. Вот зашли мы с вами в гости к одной девице-красавице угоститься блинами. Хозяйка усадила нас за стол и на стол поставила 4 тарелки. В каждой тарелке лежит по 3 блина. Вопрос: сколько блинов было в 4 тарелках?
Как вы это узнали? 3+3+3+3=12 Удобно ли так записывать решение задачи? Почему?
В математике существует арифметическое действие, при помощи которого данную сумму можно записать короче. Учитель записывает на доске: 3•4= 12 Посмотрите, подумайте и скажите, а такая запись удобнее предыдущей? Почему?
Такое действие называется умножением; знак • – знак умножения.
Данную запись можно прочитать так: по три взять семь раз, получится двадцать один, или же: 3 умножить на 4, получится 12.
Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
Совершенно верно. Какие цели мы поставим с вами на урок? Чему мы должны сегодня научиться? Что нового мы должны узнать за урок?
|
Слушают внимательно учителя.
Смотрят на
экран и отвечают на вопрос учителя.
Дети по очереди выходят к доске и решают выражения, получая ответы.
Записывают число и классная работа в тетрадях.
- Третий, среда.
Слушают задачу.
3+3+3+3=12 блинов было на 4 тарелках. Ответы детей, как они выполни решение.
Нет. Потому что запись занимает много места в тетради.
Слушают учителя и смотрят на доску.
- Да, удобнее в разы. - Потому что она занимает меньше места.
- Сегодня на уроке мы будем изучать действие умножения.
Мы должны
узнать: 2).Как
правильно его записывать; |
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД: Оценивание уровня владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею). Познавательные УУД: Воспроизведение по памяти информации, необходимую для решения учебной задачи, постановки и решения проблем.
Коммуникативные УУД: Уметь выражать свои мысли.
|
Зрительный
контакт |
||
4._Знак-во с нов. матери-алом |
|
Как вы думаете, всегда ли мы можем действие сложения заменить действием умножения? Почему?
Давайте рассмотрим пример на сумме: 3+7+5+8+2.
А теперь попробуйте заменить данное действие сложения на действие умножения. Почему у вас не получилось это сделать?
Действие сложения можно заменить действием умножения только лишь в одном случае, когда все слагаемые одинаковы!
Посмотрите на экран. Давайте прочитаем правило, которое у нас в учебнике.
Прочитайте правило жужжащим чтением. Теперь, (имя учащегося), прочитает нам вслух.
Ребята, обратите внимание, умножение, это то же сложение, но только одинаковых чисел.
Посмотрите, мы записали решение так: 3+3+3+3, 3 это у нас что?
А сколько раз мы нашли по 3 …? Какие это слагаемые? Сколько 3 в записи решения? Поэтому мы говорим, что первое число при записи умножения показывает какое слагаемое берем, а второе – сколько раз берем это слагаемое.
Т.е. решение запишем так: 3•4=12 (б.) Ответ: 12 блинов было на 4 тарелках.
Вот мы с вами и узнали, как можно другим способом записать сложение одинаковых слагаемых. |
Да/ нет/ не знаю.
Смотрят на записи на доске.
Может, потому что, умножение выполняется только на одинаковых слагаемых (числах)?
Смотрят на слайд.
Один ученик читает вслух правило с экрана.
Записывают ответ в тетради. |
Фронтальная Словесная Наглядная |
Личностные УУД: Проявление интереса к новому материалу;
Познавательные УУД: осознанное и произвольное высказывание по изученным звукам; анализ изучаемых звуков;
Коммуникативные УУД: умение принимать чужое мнение и позицию. у выслушивать ответы других.
Регулятивные УУД: умение действовать с учетом выделенных учителем ориентиров; умение адекватно реагировать и воспринимают оценку учителя.
|
Ответ на вопрос Зрительный контакт. Проговаривание правильного, грамотного ответа. |
||
5. Первичное закрепление.
|
Учитель вводит задание для самостоятельной работы на оценку.
|
На смену третьему дню приходил четвёртый день Масленицы - разгуляй. А в четверг раздольный разгуляй приходит Ледяные крепости, снежные бои… Тройки с бубенцами на поля выходят Парни ищут девушек – суженых своих.
А
мы с вами отправляемся на стр. учебника № 48 задание под № 1.
Посмотрите
на рисунок под номером 1.
Как расположены треугольники?
Сколько тр-ов в каждой группе?
Сколько всего групп на рис.?
Посмотрите
ниже рисунка, как записали это записали?
Какое число написано вторым?
Какой между ними знак поставлен? Посмотрите, ответ получился одинаковый, но запись решения умножения выглядит по размерам меньше, чем запись суммы.
А как вы думаете, в жизни, мы используем этот прием – считать по группам? Когда вы так делаете? Приведите примеры.
- А сейчас настало самое время немного отдохнуть. |
Внимательно слушают учителя.
Открывают стр. учебника, которую указал учитель (стр.48)
На
рисунке мы видим треугольники. Треугольники разделены группами. В каждой группе содержится по 5 тр-ов. Всего 3 группы.
5+5+5=15.
Сколько
тр-ов в каждой группе.
Да. Разные ответы детей. |
Фронтальная Словесная Наглядная
Зрительный
контакт |
Регулятивные УУД: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (что я знаю и умею). Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. |
Зрительный
контакт |
||
Физминутка
|
Производятся упражнения на все группы мышц для физической разминки детей.
|
(Учитель проговаривает методику выполнения физминутки) Дети
по лесу гуляли,
- Закончили. |
Сначала дети смотрят на учителя. Потом встают и повторяют движение за педагогом.
|
Фронтальная форма Групповая (коллективная) работа. |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное.
Регулятивные УУД: оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений. |
Правильное выполнение упражнений
|
||
7. Вторич-ное закрепле-ние новой темы |
|
На смену четвергу приходит пятница – Тёщины вечера. В пятницу зятья приглашали тёщу на блины. Хоть тёщины блинки и сладки, да тёщ угощают на Масленую зятьки.
А у нас настало время для решения задачи. Задача
№ 2. Найдите задачу № 2 на стр. учебника 48. - Прочитайте текст задачи жужжащим чтением. - Задачу вслух нам прочитает (имя учащегося).
- О чем говорится в задаче? - Где росли липы? - Сколько лип росло на первой аллее? - А сколько на второй?
Что нам нужно сделать? Какое задание дано ниже условия задачи?
Как вы думаете, какие вопросы мы можем составить к условию задачи?
Сейчас предлагаю вам составить краткую запись к задаче:
Краткая запись: 1 ал. 2 ал.
Итак, первый вопрос задачи мы с вами назвали, звучит он так: «Сколько лип росло на второй аллее?» Сможем ли ответить на вопрос сразу?
- Записывать решение у доски пойдет (имя учащегося). Решение: 1). 12-4=8 (л.) –на второй аллее.
На первый вопрос задачи мы с вами ответили. Но у нас есть и второй вопрос, который звучит так: «Сколько лип росло на двух аллеях вместе?»
Сможем ли ответить на вопрос сразу?
Решение: 2). 12+8=20 (л.) –на двух аллеях.
Есть ли еще вопросы к задаче, на которые мы не ответили? Записывайте ответ.
- Хорошо. Мы с вами закрепили навыки понимания и решения текстовых задач. Вот и пятый день позади. Приходят выходные. Шестой день (суббота) – Золовкины посиделки. В этот день молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. И опять главным угощением являются блины. Седьмой день (воскресенье) - Прощание с Масленицей. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Уходит под звук капели. Весна вступает в свои права.
А у нас заключительным заданием на сегодняшний урок будет задание №4.
Посмотрите
внимательно на задание. Верно.
Но решать выражения вы сейчас должны будите в столбик. Давайте с вами вспомним алгоритм вычисления в столбик.
Дополнительные вопросы: -
Как мы записываем выражение? - Какие разряды под какими записываем?
- Предлагаю вам немного разобрать один выражения, для того, что бы вспомнить, как выполняется вычисление в столбик. - Первый пример возьмем: 29+17. - (Имя учащегося), проговори, пожалуйста, вслух, как записываем пример, и как ты будешь его решать, тоже проговори вслух.
Все верно. Молодцы! - Итак, ваша задача сейчас выполнить вычисление в столбик всех оставшихся трех примеров. На выполнение задания я даю вам 3 минуты. Время пошло.
- Молодцы! Вы справились с очередным заданием! |
Слушают внимательно учителя.
Находят текст задачи на странице учебника. Читают
жужжащим чтением текст задачи. - В задаче говорится о липах. - Липы росли на двух аллеях. - На 1.аллее росло 12 лип. - На 2. Аллее росло на 4 липы меньше, чем на первой аллее.
- Нужно поставить вопросы к задаче и решить ее, ответив на вопросы.
1.
Сколько лип росло на второй аллее?
Дети записывают кр.записи к себе в тетради.
1 ал. – 12 л. 2 ал. - ? на 4 л. меньше
Да
Один из учеников выходит к доске для решения задачи, остальные – решают задачу в тетрадях. Дети записываю первое действие в тетради. Решение: 1). 12-4=8 (л.) –на второй аллее.
Слушают внимательно учителя
- Да.
Один из учеников выходит к доске для решения задачи, остальные – решают задачу в тетрадях. Дети записываю второе действие в тетради:
Решение: 2). 12+8=20 (л.) –на двух аллеях.
-Нет.
Слушают внимательно учителя.
Находят
задание на странице учебника.
Дети вместе с учителем вспоминают алгоритм записи и вычисления примеров в столбик.
1.Единицы записываем под единицами. 2.Десятки записываем под десятками. 3.Знаки
«+» и «-» записываем на линиях клеток между строчками числами выражения с
левой стороны.
Алгоритм решения. 1. Складываю единицы, записываю под единицами. 2. Складываю десятки, записываю под десятками 3.Читаю ответ.
Один из
учеников объясняет запись и решение выражения в столик: Отступаю от красной линии _ клеточки, пишу 29, каждую цифру в отдельной клеточке. Ниже числа 29 записываю число 17: ед. записываю под ед., а дес. под дес. На линии между знаками с левой стороны пишу знак «минус». Под числом 17 черчу гор. линию. Под ней буду записывать ответ выражения.
Начинаю решать с ед: в числе 29 девять ед., а в числе 17 – 7 ед. Складываю кол-во ед. первого слагаемого и второго: 9+7, получаю число 16. В числе 16 шесть ед., записываю под чертой под единицами. А десяток – пишу маленькую 1 над дес. первого слагаемого, над числом 29, над цифрой 2. Это значит, что к ответу мы потом добавим еще 1 дес. Дальше,
находим дес.: в первом слагаемом 2 дес., а во втором 1. Складываем, получаю 3
десятка. У нас один деяток «в запасе», добавляем его к количеству дес.,
которое мы получили при сложении 2+1. Т.е. – 3+1. Получаю 4 десятка,
записываю под чертой под десятками. Дети слушаю задание, приступают к выполнению задания.
Дети записывают выражения в столбик и решают их.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Регулятивные УУД: Оценивание уровень владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею). Познавательные УУД: Воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи, постановка и решение проблем. Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. |
Зрительный
контакт И письменная форма проверки. |
||
8._Домаш-нее задание
|
Учитель задает задания детям на дом для отработки навыков по теме урока |
-
Дети, откройте дневники и запишите домашнее задании: Стр. учебника № 48. Задания № 5
|
Дети внимательно слушают учителя, и записывают в дневники домашнее задание.
|
Фронтальная форма работы |
Познавательные УУД: Умение
структурировать знания, полученные на уроке. Регулятивные УУД: Волевая саморегуляция Осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. |
Записи дом. Задания в дневники. |
||
9._Итог рефлексия |
Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают на них, а также дети оценивают свою работу на уроке.
Рефлексия |
-Ребята, скажите, чем мы сегодня занимались?
- Что вам больше всего запомнилось на уроке? - Совершенно верно. Какие молодцы, вы это запомнили.
-Чему вы сегодня научились на уроке? Что нового вы узнали?
У
вас на столах лежат вот такие блинчики, но они не дорисованы. Если урок
для вас прошел
- Всем спасибо. - Мне было приятно (другое мнение, в зависимости от того, как прошел урок и как дети вели себя на уроке, как работали и отвечали на вопросы) с вами работать. - Урок окончен! |
- Сегодня мы отправлялись в мореходное путешествие, вспоминали, как решаются примеры на вычитание и сложение столбиком, решали задачу и др.… (Дети говорят, что им запомнилось на уроке)
- Мы узнали, как вычислять периметр квадрата. (Дети говорят, чему они еще научились новому на уроке, по их мнению).
Внимательно слушают задание по рефлексии.
|
Фронтальная Словесная Наглядная |
Познавательные УУД: Умение работать с текстом. Анализировать содержание, обобщать, вычленять главное. Личностные УУД: Умение выражать положительное отношение к познанию; проявлять внимание, удивление. Регулятивные УУД: Умение оценивать весомость проводимых доказательств и рассуждений. |
Заключительный, тематический. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.