Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 0.Цифра 0» УМК «Школа России»
Учитель: учитель начальных классов, Иванова Наталья Викторовна |
|||||
Предмет: Математика |
|||||
Класс: 1 |
|||||
Тема урока: Число 0. Цифра 0 |
|||||
Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0. |
|||||
Тип урока: открытие новых знаний |
|||||
Задачи урока:
воспитывать аккуратность, учить работать в паре. |
|||||
Планируемые результаты урока: |
|||||
Предметные:
|
Метапредметные: Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах урока; проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: наблюдать, сравнивать, анализировать, строить речевое высказывание в устной форме, уметь делать выводы. Коммуникативные УУД: слушать и отвечать на вопросы учителя; формировать умение слушать и понимать речь учителя, вступать в диалог. |
Личностные:
|
|||
Основные понятия и термины: Число ноль; цифра ноль. |
|||||
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир, музыка |
|||||
Ресурсы урока: Образовательная программа УМК «Школа России». Основные: Учебник «Математика», часть 1, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова с.70 – 71; рабочая тетрадь, часть 1, с.26. Дополнительные: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, вырезки геометрических фигур, аудиозапись с голосами животных, счётный материал, иллюстрации героев русской народной сказки: Колобка, Зайца, Волка, Медведя, Лисы; смайлики, медали «За спасение Колобка». |
|||||
Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический методы обучения |
|||||
Ход урока: |
|||||
Этапы урока |
Основные виды деятельности учителя |
Основные виды деятельности учащегося |
Универсальные УУД |
||
I. Организационный этап. |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. Слайд 2 - Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро доверчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Доброе утро пусть длиться до вечера. Слайд 3 - Дети, посмотрите у нас сегодня на уроке очень много гостей. Издавна русские люди говорили: «Гости в дом – радость в дом». - Как выдумаете, что означает данное выражение? - Действительно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется. |
Приветствуют учителя, гостей и садятся за парты.
Выслушиваются ответы детей.
|
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
|
||
II. Актуализация знаний. 1. Игра «Чего не хватает»?
2. Логическая разминка |
Слайд 4 - Назови, какие геометрические фигуры вы видите на слайде? - Как эти фигуру можно назвать одним словом? - Какие еще геометрические фигуры знаете?
Слайд 5 - Соберите на доске разрезанные части фигур, из которых можно составить круги. |
Треугольник, квадрат, пятиугольник. Многоугольники. Выслушиваются ответы детей. Выходят к доске и собирают из разрезанных фигур круги. |
Регулятивные: Формировать умение ставить учебную задачу на основе ране изученного материала; -умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме; умение контролировать учебные действия; Познавательные: Формировать умение строить логическую цепь рассуждений, делать вывод; умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение; Коммуникативные: Формировать умение слушать и понимать речь учителя, вступать в диалог. |
||
III. Самоопределение к деятельности
|
- Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать, мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку. - Из муки его слепили… Слайд 6 (Вывешивается картинка Колобка на оформленную доску). -Как начинается сказка? -Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать. - На какую геометрическую фигуру он похож? - Ребята, я как – то недавно перечитывала русскую народную сказку «Колобок» и вдруг поняла, что это сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло. Что обычно побеждает в сказках? - А в сказке «Колобок»? - Как вы думаете, почему? - Правильно. Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей. Давайте предложим Колобку дружбу и пригласим к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы. - Захотелось бабке с дедом… (Слайд 7) - Посчитаем вместе с Колобком примеры на звёздочках? (Слайд 8) - Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать? - Надоело Колобку… (Слайд 9) - Помогите Колобку скатиться с лесенки. Для этого вам нужно восстановить числовой ряд.
Сначала вспомните, какое число получается при прибавлении 1? (Слайд 10) - По тропинке он бежит…(Слайд 11) (Звучит аудиозапись с голосом Зайца). - Ребята, надо быстро Колобочка нам спасать. Помочь от Зайчишки ему убежать. Давайте поможем Колобку решить «Зайкины задачи». …(Слайды 12, 13, 14) - Молодцы! Справились с «Зайкиными задачами!» - Колобок наш утомился... (Слайд 15) - Можно путешествовать дальше. Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк, в Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел. (Звучит аудиозапись - песенка Колобка). - С песней, Колобочек, не спеши... (Слайд 17) (Звучит аудиозапись с голосом Волка). |
Дети: Колобок
Предполагаемые ответы: «Жили-были дед да баба», «Жили-были старик со старухой». На круг.
Добро. Зло. Выслушиваются ответы детей.
Дети снимают с доски звёздочки и считают на них примеры. Дети отвечают: «Да».
Далее дети выходят к доске и восстанавливают числовой ряд: 1,2, 3,4, 5, 6. Дети отвечают: «Следующее за данным числом». Слушают аудиозапись с голосом Зайца.
Дети выходят к доске, снимают задачки, решают их.
Слушают аудиозапись – песенка Колобка. Слушают аудиозапись с голосом Волка. |
Регулятивные: оценивать уровень усвоения знаний; научатся контролировать свои действия. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.
|
||
IV. Физкультминутка.
|
- Первоклашки дружно встали…(Слайд 16)
|
Дети выходят из-за парт и выполняют физкультминутку.
|
|
||
V. Работа по теме урока
1. Фронтальная работа
2. Работа по учебнику.
|
(Слайд 18) - Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось. - А почему? - В математике есть число, которое заменяет слово «нисколько». Кто покажет это число? - Как вы думаете, где будет стоять число 0? - Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня? Учитель ставит число 0 в начале числового ряда. - А на что похож ноль? (Слайды 19, 20)
- Как мы получили число 0? - Покажите мне 0 кругов, 0 квадратов.
Вывод: Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполнили?
- Что значит ноль? - Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось. - Послушайте одну историю. (Слайд 21) - Так, какую роль играет ноль?
- А теперь снова в путь. -Колобок вперёд бежит…(Слайд 22) (Звучит аудиозапись с голосом Медведя). - Откройте учебник на стр. 70. На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Слайд 23)
- Ответили мы с вами на этот вопрос? - Рассмотрите картинки ниже. Какое из равенств, приведённых справа, к ним подходит? …(Слайд 23) - Составьте рассказ по этим картинкам. - Составьте рассказы к двум другим равенствам. - Сделайте вывод.
-Рассмотрите следующий рисунок. Расскажите, что было, что изменилось? (Слайд 24)
- Сколько листиков осталось? |
Дети отвечают: «Нисколько». Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот. Учащиеся показывают карточку с числом 0. Перед числом 1. Получать число 0, писать цифру 0.
Выслушиваются ответы детей. Из 1 вычли 1. Учащиеся ничего не показывают. Ответом на все заданные вопросы было одно и то же число: нисколько, пусто или ноль. Ничего, нисколько.
Выслушиваются ответы детей.
Слушают аудиозапись с голосом Медведя. - Как записать число ягод на второй тарелке с помощью цифры? Да, с помощью цифры. (5 – 5 = 0)
На ветке было 5 ягод, 5 ягод сорвали. Ягод на ветке не осталось. Дети составляют рассказы к другим равенствам. Если из числа вычесть то же самое число, получится 0. На ветке было 3 листочка, 1 листочек отпал. Осталось 2 листочка. Отпал ещё 1 листочек. Нисколько. |
Личностные: умение работать самостоятельно; Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
|
||
V. Закрепление изученного материала. 1. Продолжение работы по учебнику.
2. Работа в тетради на печатной основе.
|
- Посмотрите ниже в учебник на костяшки домино. Какое там самое маленькое однозначное число? - Посмотрите, как обозначают число 0 на костяшках домино. - А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (Слайд 25) (Звучит аудиозапись с голосом Лисы). - Откройте тетрадь на стр. 26. Первое задание выполняется с комментированием, второе – самостоятельно. Проверка работы у слабых учеников. - А сейчас будем учиться писать цифру 0. - Чем цифра 0 отличается от Колобка?
- А чем отличаются печатный и письменный нули? – Вспоминаем правила посадки при письме. Учитель показывает образец написания нуля. (Слайд 26) Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала. – Обведите цифру 0 и напишите её до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру. - Колобок наш умным стал, В тетрадке всё он написал. Тут лисе уж не схитрить, Пришлось ей Колобочка отпустить. (Слайд 27) |
Ноль.
Пустыми клетками.
Слушают аудиозапись с голосом Лисы. Открывают рабочую тетрадь.
Колобок – кругленький, Ноль – овальный. Письменный 0 надо писать с наклоном.
Пишут цифру 0 в тетради.
Колобок укатился от Лисы. |
Личностные: умение работать самостоятельно; Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение работать в парах, умение договариваться, приходить к общему мнению
|
||
VI.Рефлексия учебной деятельности. |
Для нашего друга Колобка очень важно, что для себя вы сегодня узнали с путешествия? Чему научились? Поэтому Колобок предлагает вам выбрать личики смайликов. (Слайд 27) На доске вы видите личики смайликов. Они зелёные, жёлтые и красные. Зелёный смайлик – говорит, что мне всё понятно и весело! Жёлтый смайлик – говорит, что понял, но не всё…и было грустновато. Красный смайлик – говорит, что совсем ничего не понял, и было очень грустно. |
Дети выходят к доске и выбирают для себя смайлики. |
Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме
|
||
VII.Подведение итогов.
|
-Скажите ребята, помогли ли мы Колобку? -С каким числом мы познакомились на уроке? - Ребята, Колобок говорит вам спасибо за проделанную работу, за вашу помощь, за уважительное отношение между собой в классе. Он решил вас наградить медалями «За спасение Колобка» Колобок хочет, чтобы вы оставались таким же дружным классом. -Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы не ленились! |
Да, помогли. Число 0. |
Регулятивные: осознают важность полученных знаний, понимают причины успеха или неуспеха.
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.