Технологическая карта урока математики в 1 классе "Число 0. Цифра 0" УМК "Школа России"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока математики в 1 классе "Число 0. Цифра 0" УМК "Школа России"

Оценка 4.8
docx
11.02.2023
Технологическая карта урока математики в 1 классе "Число 0. Цифра 0" УМК "Школа России"
ИвановаНВ_Техкарта.docx

Технологическая карта урока математики в 1 классе  «Число 0.Цифра 0» УМК «Школа России»

Учитель: учитель начальных классов, Иванова Наталья Викторовна

Предмет: Математика

Класс: 1

Тема урока: Число 0. Цифра 0

Цели урока: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с числом 0 и его местом в числовом ряду; научить писать цифру 0.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи урока:

  • Познакомить с числом 0, как с характеристикой пустого множества, результатом вычитания, обозначить место числа в ряду чисел, научить обозначать число 0 цифрой 0;
  • продолжить формирование умений работать и ориентироваться в  учебнике и  тетради;
  • развивать  математическую  речь, наблюдательность, память, логическое  мышление;

          воспитывать аккуратность, учить  работать в паре.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

  • в результате практических действий и наблюдений определять место числа 0 в числовом ряду;
  • соотносить число и цифру;
  • выполнять задание в рабочей тетради, писать 0;
  • осознавать принцип построения натурального ряда чисел;
  • применять навыки счёта и знание состава чисел. 

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем на разных этапах урока;  проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: наблюдать, сравнивать, анализировать, строить речевое высказывание в устной форме, уметь делать выводы.

Коммуникативные УУД: слушать и отвечать на вопросы учителя; формировать умение слушать и понимать речь учителя, вступать в диалог.

Личностные:

  • формировать начальные представления о самостоятельности и личной ответственности;
  • самоконтроль навыков в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Основные понятия и термины: Число ноль; цифра ноль.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир, музыка

Ресурсы урока:  Образовательная программа УМК «Школа России».

Основные: Учебник «Математика», часть 1, авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова с.70 – 71; рабочая тетрадь, часть 1, с.26.

Дополнительные: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, вырезки геометрических фигур, аудиозапись с голосами животных, счётный материал, иллюстрации героев русской народной сказки: Колобка, Зайца, Волка, Медведя, Лисы; смайлики, медали «За спасение Колобка».

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, практический методы обучения

Ход урока:

Этапы урока

Основные виды деятельности  учителя

Основные виды деятельности учащегося

Универсальные  УУД

I. Организационный этап.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Слайд 2

- Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро доверчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Доброе утро пусть длиться до вечера.

Слайд 3

- Дети, посмотрите у нас сегодня на уроке очень много гостей. Издавна русские люди говорили: «Гости в дом – радость в дом».

- Как  выдумаете, что означает данное выражение?

- Действительно, есть много причин. Во-первых, очень приятно, когда, увидев тебя, кто-нибудь обрадуется и тепло улыбнется.

Приветствуют учителя, гостей и садятся за парты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются ответы детей.

 

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. 

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

II. Актуализация  знаний.

1. Игра «Чего не хватает»?

 

 

 

 

2. Логическая разминка

Слайд 4

- Назови, какие геометрические фигуры вы видите на слайде?

- Как эти фигуру можно назвать одним словом?

- Какие еще геометрические фигуры знаете?

 

 

Слайд 5

- Соберите на доске разрезанные части фигур, из которых можно составить круги.

Треугольник, квадрат, пятиугольник.

Многоугольники.

Выслушиваются ответы детей.

Выходят к доске и собирают из разрезанных фигур круги.

Регулятивные: Формировать умение ставить учебную задачу на основе ране изученного материала; 

-умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме; умение контролировать учебные действия; 

Познавательные: Формировать умение строить логическую цепь рассуждений, делать вывод; умение проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение; Коммуникативные:

Формировать умение слушать и понимать речь учителя, вступать в диалог.

III.

Самоопределение к деятельности

 

- Сегодня на уроке мы с вами не просто будем считать и решать, мы отправимся путешествовать. Но путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому надо брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

- Из муки его слепили… Слайд 6

 (Вывешивается картинка Колобка на оформленную доску).

-Как начинается сказка?

-Колобок ушёл от бабушки и дедушки и отправился путешествовать.

- На какую геометрическую фигуру он  похож?  

- Ребята, я как – то недавно  перечитывала русскую народную сказку «Колобок» и вдруг поняла, что это сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы: добро и зло. Что обычно побеждает в сказках?

- А в сказке «Колобок»?

- Как вы думаете, почему?

- Правильно. Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей. Давайте предложим Колобку дружбу и пригласим к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы.

- Захотелось бабке с дедом… (Слайд 7)

- Посчитаем вместе с Колобком примеры на звёздочках? (Слайд 8)

- Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать?

- Надоело Колобку… (Слайд 9)

- Помогите Колобку скатиться с лесенки. Для этого вам нужно восстановить числовой ряд.

 

 

Сначала вспомните, какое число получается при прибавлении 1?

(Слайд 10)

- По тропинке он бежит…(Слайд 11)

(Звучит аудиозапись с голосом Зайца).

- Ребята, надо быстро Колобочка нам спасать.

Помочь от Зайчишки ему убежать.

Давайте поможем Колобку решить «Зайкины задачи». …(Слайды 12, 13, 14)

- Молодцы! Справились с «Зайкиными  задачами!»

- Колобок наш утомился... (Слайд 15)

- Можно путешествовать дальше.

Катится Колобок по лесу, а ему навстречу Серый Волк, в  Колобках он знает толк. Чтобы Волк его не съел, Колобочек наш запел. (Звучит аудиозапись -  песенка Колобка).

- С песней, Колобочек, не спеши... (Слайд 17)

(Звучит аудиозапись  с голосом Волка).

 

 

 

 

 

 

Дети: Колобок

 

 

Предполагаемые ответы: «Жили-были дед да баба», «Жили-были старик со старухой».

На круг.

 

 

 

Добро.

Зло.

Выслушиваются ответы детей.

 

 

 

 

 

Дети снимают с доски звёздочки и  считают на них примеры.

Дети отвечают: «Да».

 

Далее дети выходят к доске и восстанавливают числовой ряд: 1,2, 3,4, 5, 6.

Дети отвечают: «Следующее за данным числом».

Слушают аудиозапись с голосом Зайца.

 

 

Дети выходят к доске, снимают задачки, решают их.

 

 

 

 

 

Слушают аудиозапись – песенка Колобка.

Слушают аудиозапись с голосом Волка.

Регулятивные: оценивать уровень усвоения знаний; научатся

контролировать свои

действия.

Личностные: понимают

значение знаний для

человека и принимают его;

имеют желание

учиться; проявляют интерес

к изучаемому предмету.

 

IV. Физкультминутка.

 

- Первоклашки дружно встали…(Слайд 16)

 

Дети выходят из-за парт  и выполняют физкультминутку.

 

 

V. Работа по теме урока

 

1. Фронтальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа по

учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд 18)

- Я хочу вам рассказать об одном мальчике. Вот послушайте, что с ним приключилось.

- А почему?

- В математике есть число, которое заменяет слово «нисколько». Кто покажет это число?

- Как вы думаете, где будет стоять число 0?

- Кто догадался, какая тема нашего урока сегодня?

Учитель ставит число 0 в начале числового ряда.

- А на что похож ноль? (Слайды 19, 20)

 

- Как мы получили число 0?

- Покажите мне 0 кругов, 0 квадратов.

 

Вывод: Что общего у всех заданий, которые мы с вами выполнили?

 

 

- Что значит ноль?

- Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто».

Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль - вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.

- Послушайте одну историю. (Слайд 21)

- Так, какую роль играет ноль?

 

- А теперь снова в путь.

-Колобок вперёд бежит…(Слайд 22)

(Звучит аудиозапись  с голосом Медведя).

- Откройте учебник на стр. 70. На какой вопрос мы должны ответить на уроке?

(Слайд 23)

 

- Ответили мы с вами на этот вопрос? 

- Рассмотрите картинки ниже. Какое из равенств, приведённых справа, к ним подходит? …(Слайд 23)

- Составьте рассказ по этим картинкам.

- Составьте рассказы к двум другим равенствам.

- Сделайте вывод.

 

 

 

 

 

-Рассмотрите следующий рисунок. Расскажите, что было, что изменилось? (Слайд 24)

 

 

- Сколько листиков осталось?

 

Дети отвечают: «Нисколько».

Ничего не принесёт, всё съест хитрый кот.

Учащиеся показывают карточку с числом 0.

Перед числом 1.

Получать число 0, писать цифру 0.

 

Выслушиваются ответы  детей.

Из 1 вычли 1.

Учащиеся ничего не показывают.

Ответом на все заданные вопросы было одно и то же число: нисколько, пусто или ноль.

Ничего, нисколько.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выслушиваются ответы детей.

 

 

Слушают аудиозапись с голосом Медведя.

- Как записать число ягод на второй тарелке с помощью цифры?

Да, с помощью цифры.

(5 – 5 = 0)

 

 

На ветке было 5 ягод, 5 ягод сорвали. Ягод на ветке не  осталось.

Дети составляют рассказы к другим равенствам.

Если из числа вычесть то же самое число, получится 0.

На ветке было 3 листочка, 1 листочек отпал. Осталось 2 листочка.  Отпал ещё 1 листочек.

Нисколько.

Личностные:  умение работать самостоятельно;

Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

 

V. Закрепление изученного материала.

1. Продолжение работы по

учебнику.

 

 

 

2. Работа в тетради на печатной основе.

 

- Посмотрите ниже в учебник на костяшки домино.

Какое там самое маленькое однозначное число?

- Посмотрите, как обозначают число 0 на костяшках домино.

- А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса. (Слайд 25)

(Звучит аудиозапись  с голосом Лисы).

- Откройте тетрадь на стр. 26.

Первое задание выполняется с комментированием, второе – самостоятельно. Проверка работы у слабых учеников.

- А сейчас будем учиться писать цифру 0.

- Чем цифра 0 отличается от Колобка?

 

- А чем отличаются печатный и письменный нули?

– Вспоминаем правила посадки при письме.

Учитель показывает образец написания нуля.

(Слайд 26)

Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

– Обведите цифру 0 и напишите её  до конца строки. Подчеркните самую красивую цифру.

- Колобок наш умным стал,

В тетрадке всё он написал.

Тут лисе уж не схитрить,

Пришлось ей  Колобочка  отпустить.

(Слайд 27)

 

 

Ноль.

 

 

Пустыми клетками.

 

 

Слушают аудиозапись с голосом Лисы.

Открывают рабочую тетрадь.

 

 

 

Колобок – кругленький,

Ноль – овальный.

Письменный 0 надо писать с наклоном.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут цифру 0 в тетради.

 

 

 

Колобок укатился от Лисы.

Личностные:  умение работать самостоятельно;

Регулятивные: Оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Коммуникативные: умение работать в парах, умение договариваться, приходить к общему мнению

 

VI.Рефлексия учебной деятельности.        

Для нашего друга Колобка очень важно, что для себя вы сегодня узнали с путешествия? Чему научились? Поэтому Колобок предлагает вам выбрать личики смайликов.  

(Слайд 27)

На доске вы видите личики смайликов. Они зелёные, жёлтые и красные.

Зелёный смайлик – говорит, что мне всё понятно и весело!

Жёлтый смайлик – говорит, что понял, но не всё…и было грустновато.

Красный смайлик – говорит, что совсем ничего не понял, и было очень грустно.

Дети выходят к доске и выбирают для себя смайлики.

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 

Регулятивные: Осуществлять итоговый контроль, 

Коммуникативные: Проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме

 

VII.Подведение итогов.

 

-Скажите ребята, помогли ли мы Колобку?

-С каким числом мы познакомились на уроке?

- Ребята, Колобок  говорит вам спасибо за проделанную работу, за вашу помощь, за уважительное отношение между собой в классе. Он решил вас наградить медалями «За спасение Колобка»

Колобок хочет, чтобы вы оставались таким же дружным классом. 

-Закончен урок, и выполнен план,

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

Что на уроке вы не ленились!

Да, помогли.

Число 0.

Регулятивные: осознают

важность полученных

знаний, понимают причины

успеха или неуспеха.

 

 


 

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 0

Технологическая карта урока математики в 1 классе «Число 0

Ресурсы урока: Образовательная программа

Ресурсы урока: Образовательная программа

Логическая разминка Слайд 4 -

Логическая разминка Слайд 4 -

Ребята, я как – то недавно перечитывала русскую народную сказку «Колобок» и вдруг поняла, что это сказка не совсем правильная

Ребята, я как – то недавно перечитывала русскую народную сказку «Колобок» и вдруг поняла, что это сказка не совсем правильная

Молодцы! Справились с «Зайкиными задачами!» -

Молодцы! Справились с «Зайкиными задачами!» -

Работа по учебнику. (

Работа по учебнику. (

Слайд 18 ) - Я хочу вам рассказать об одном мальчике

Слайд 18 ) - Я хочу вам рассказать об одном мальчике

Слайд 26) Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала

Слайд 26) Объяснение. Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала

Он решил вас наградить медалями «За спасение

Он решил вас наградить медалями «За спасение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2023