Технологическая карта
Педагог: Кирпикова Екатерина Витальевна, учитель начальных классов, МАОУ «СОШ №13»
Предмет: Математика
Класс: 1 класс
УМК: «Школа России»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Тема урока: Сантиметр
Цель: формирование представлений о единице длины (сантиметре) как единой принятой мере; создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.
Задачи: 1.познакомить с единицей длины (универсальной меркой) – сантиметром;
2.научить пользоваться линейкой (измерять готовые отрезки, чертить отрезки заданной длины).
Оборудование: видеофрагмент, презентация, учебник, тетрадь, линейка, мерка размером 1 см, карточка «Сантиметр».
Современные методики: проблемно-поисковый метод.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, практическая.
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся научатся измерять отрезки и выражать их длины в сантиметрах, чертить отрезки заданной длины; использовать линейку для измерения длин отрезков;
метапредметные:
познавательные: обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства для выражения единиц длины; работать с предметами; измерять длины предметов;
регулятивные: обучающиеся научатся следовать при выполнении задания инструкциям учителя и других источников информации: учебник, рабочая тетрадь; анализировать, сравнивать, делать выводы;
коммуникативные: обучающиеся получат возможность научиться сотрудничать; выслушивать мнение товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
личностные: у обучающихся может быть сформирован устойчивый интерес к решению познавательных задач в области математики; сформирована адекватная самооценка; личностная и социальная активность в достижении поставленной цели.
Ход урока
Этапы урока (занятия) |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Планируемый результат |
I. Организационный момент
|
Прозвенел звонок, Начинается урок. Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. |
Приветствуют учителя. Проверяют наличие учебных принадлежностей
|
Дети будут готовы и настроены на урок |
II. Актуализация знаний |
-А что нам необходимо уметь на уроке математики?
- Для этого выполним «Гимнастику для ума» Устный счет а) Игра «Числа заблудились». На слайде даны числа вразброс. - Назовите (покажите) в порядке возрастания. - Назовите (покажите) в порядке убывания. б) Игра «Не зевай, скорей моих соседей называй» - Назовите соседей числа 3, 5, 7, 8 в) Математический диктант (устно) - Какое число при счете идет за числом 4? - Назовите, число, которое больше 4 на 1; меньше 4 на 1; которое следует за числом 7; стоит перед числом 2; между числами 5 и 7.
|
-Уметь считать, думать, рассуждать, слушать и слышать других.
Называют числа в порядке возрастания. Называют числа в порядке убывания Называют предыдущее и последующее число данных чисел. Отвечают на вопросы
|
Дети будут рассуждать и поймут, что должны делать на уроке.
Обучающие вспомнят нумерацию чисел в пределах 10.
|
III. Формирование новых знаний и умений |
Создание проблемной ситуации Просмотр видеофрагмента – Кем был измерен удав?
Проблемный вопрос – А почему удав получился разной длины? – В каких мерках он был длиннее? |
Смотрят видеофрагмент мультфильма «38 попугаев», отвечают на вопросы учителя. -38 – попугаев, 5 – мартышек, 2 – слоненка
-Его измеряли разными мерками -В попугаях |
Будет создана проблемная ситуация, в результате которой возникнет проблемный вопрос |
IV. Открытие нового знания |
- Для того, чтобы не было путаницы, люди выбрали общие мерки. Сегодня мы познакомимся с одной из них – сантиметр. - Длинное слово, правда. Если писать его каждый раз, потребуется много времени. Появилась сокращенная запись слова – см. Пишем «см», а читаем «сантиметр». Выставляется карточка «Сантиметр» - Перед вами мерка, она равна 1 см. Измерьте длину ручки в сантиметрах. - Как будете это делать?
- Сколько см составляет длина ручки? - Легко ли было измерять? Почему?
- Люди изобрели замечательный инструмент для измерения. Отгадайте загадку На листы меня кладут, Ровно линию ведут. Без меня черта, как змейка. Кто же я, ответь? - Возьмите линейку в руки и рассмотрите, как она устроена. Вы видите знакомый вам числовой ряд и деления. Расстояние от одного числа до другого и есть 1см. Попробуйте измерить длину ручки линейкой. Учитель показывает, как измерять.
|
Слушают, читают слово на карточке.
Каждый обучающийся берет с парты мерку (1 см) и измеряет свою ручку. Отвечают на вопрос (накладывать на ручку мерку и считать, сколько раз она уложится в ручке) (ответы детей)
(нет, неудобно, т.к. мерка маленькая)
Отгадывают загадку (линейка)
Каждый ученик берет свою линейку, рассматривает её, измеряет ту же ручку. |
Обучающие познакомятся с новой единицей измерения длины – сантиметром.
При измерении ручки меркой возникнет проблема – получатся разные результаты, т.к. неудобно измерять.
Обучающиеся отгадают загадку и познакомятся с инструментом для измерения – линейкой.
При измерении ручки линейкой сделают вывод, что линейкой измерять удобнее, чем меркой. |
V. Физминутка |
- Давайте немного отдохнем: Мы - веселые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, Мы ногами топаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. И друг другу даже Языки покажем. Руки вверх, вверх, вверх Кто поднимет выше всех? Руки вниз – и наклонись. Мы присядем, дружно встанем. Вдох и выдох, отдохнем. И места свои займем.
|
Выполняют упражнения |
|
V. Первичное закрепление изученного материала |
1) Работа по учебнику - Откройте учебник на с.66. Прочитайте, чему мы должны научиться. - Рассмотрите отрезок, равный 1 см. Сколько клеточек он занимает?
Определите длину отрезков справа. (Розовый – 4 см, зеленый – 3 см, синий – 2 см, оранжевый – 3 см) - Какой самый длинный? Какой самый короткий? Длины каких отрезков одинаковые? - Посмотрите на отрезки, приведенные ниже. Как определить их длину? - Чему равна длина розового отрезка? - А зеленого? - Отрезки измеряют с помощью линейки. Давайте рассмотрим, как линейка приложена к отрезку. Линейка лежит под отрезком, начало отрезка на делении с цифрой 0. Посмотрим, с каким числом совпал конец отрезка, - это и будет длина отрезка в см. - Какова длина карандаша? 2) Работа в тетради - Давайте начертим отрезок длиной 1 см в тетради. Как можно это сделать? (отметить точку – начало отрезка, посчитать две клеточки и поставить еще одну точку – конец отрезка, соединить две точки) - Начертите отрезок 4 см. - Ниже начертите отрезок на 1 см короче. - Чему равен второй отрезок?
|
Открывают учебник, читаю учебную цель -измерять и строить отрезки. Рассматривают отрезок, определяют, что 1 см это 2 клеточки Измеряют отрезки на странице учебника, определяю их длину, отвечают на вопросы учителя.
-Нужно посчитать, сколько мерок длиной 1 см содержится в отрезках -7 см -5 см
-9 см Дети открывают тетради, записывают число (т.к. еще не все буквы научились писать, «Классная работа» не записывают). С помощью линейки простым карандашом чертят отрезки заданной длины.
Определяют длину второго отрезка и чертят его.
|
Обучающиеся научатся с помощью линейки измерять отрезки разной длины, сравнивать длины отрезков, научатся чертить отрезки заданной длины при помощи линейки. |
VI. Закрепление ранее изученного материала |
Работа по учебнику устно с.66 № 2, с.67 № 4
|
Фронтально выполняют задания |
Обучающие вспомнят материал предыдущих уроков, решат задачи и правильно ответят на вопросы учителя. |
VII. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению |
Дома с.66-67 устно, рассказать родителям, о чем узнали на уроке, чему научились |
Внимательно слушают учителя |
Обучающие запомнят предложенное задание и с родителями повторят то, что узнали на уроке. |
|
|
|
|
VIII. Подведение итогов |
- С какой единицей измерения познакомились? - С помощью какого инструмента можно измерить длину отрезка и начертить его?
|
Отвечают на вопросы |
Обучающие назовут единицу измерения «Сантиметр» и инструмент, с помощью которого измеряют отрезки. |
IX. Рефлексия |
- А сейчас оцените свою работу на уроке: если вы поняли, что такое см, как измерять отрезки, вам было легко чертить – нарисуйте на полях кружочек зеленого цвета. Если было немного трудно, но вы справились с заданием – желтого цвета. Если было очень трудно, вы не поняли, как измерять отрезки, чертить их с помощью линейки – красный кружок. |
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке, рисуют на полях тетради кружок соответствующего цвета. |
Обучающие проанализируют и оценят свою деятельность на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.