Технологическая карта урока математики в 5 классе
Образовательное учреждение: МКОУ Дресвянская ООШ
Учитель: Скрябина Наталья Александровна
Тема урока: Решение задач на проценты.
Цель урока: Закрепление практических навыков решения задач на проценты и формирование навыков при решении реальных жизненных задач.
Планируемые результаты:
Предметные: умение в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умение решать задачи на проценты
Личностные: умение работать в группе, слушать собеседника, отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия проценты, уметь обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
Задачи:
- закрепить навыки и умения применения алгоритмов при решении задач на проценты; в ходе решения задач познакомиться с понятиями «доходы и расходы семьи», «семейный бюджет»;
- уметь применять знания в реальной жизненной ситуации;
- развитие навыков критического и образного мышления.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Форма работы: индивидуальная и фронтальная.
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
|||
1.Организа- ционный |
Приветствие, проверка готовности класса к занятию, организация внимания детей. |
Включаются в деловой ритм урока. |
|
Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения |
2.Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет цель урока, акцентирует внимание на значимость изучаемой темы. Обучающимся предлагается прочитать рассказ, найти и исправить ошибки в тексте: Однажды утром Петя сел в автобус и поехал в школу. Он приготовил за проезд 20 рублей, но оказалось, что проезд подорожал на 25% и поэтому пришлось доставать еще 3 рубля. В классе, где учится Петя, 25 учеников, но 3 человека отсутствовали, так как у них были соревнования, и поэтому в классе было 60% учеников. По дороге из школы домой Петя проходил мимо банка и увидел объявление «Вклады под 10% годовых». И подумал Петя: «Вот бы было здорово, положить 200рублей в банк, а через год получить 2000 рублей».
Какие понятия необходимо знать, чтобы найти ошибки и их исправить? Какие основные задач на проценты вы умеете решать? Вспомните и расскажите алгоритм решения каждой задачи. Где вы встречаетесь с понятием процента? Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какую цель мы можем поставить перед собой сегодня? |
Внимательно читают рассказ, находят и исправляют ошибки. Формулируют тему и цель занятия.
|
Умение извлекать информацию из текста и уметь применять знания к конкретному условию реальной жизненной ситуации
|
Познавательные: структурирование собственных знаний. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Личностные: самоопределение. |
3.Актуализа-ция знаний |
Организация устного счета и повторения основных типов задач на проценты. 1. Выразить дробь в процентах: 0,5; 0,12; 1,23. 2. Выразить проценты в виде десятичной дроби: 6%, 24%, 162%. 3. Найти 5% от 40; 25% от 90. 4. Найти число, если 10% составляют 65; 25% это 2. |
Учащиеся устно выполняют предложенные задания. |
Развивать умение устного счета, перевода дробей в проценты и наоборот, повторяют алгоритм решения задач на проценты. |
Познавательные: структурирование своих знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: контроль и оценка результатов своей деятельности. Личностные: взаимооценка. |
4.Применение знаний и умений в новой ситуации |
Организует и контролирует процесс решения задач, оказывает помощь по запросу обучающихся. 1. Задачи. а) Бабушка и дедушка получают пенсии по 15 тыс. р., папа получает зарплату 60 тыс. р., мама получает зарплату 80 тыс. р. Кроме этого семья сдаёт дачу за 40 тыс. р. в месяц в течение трёх летних месяцев. Рассчитайте долю каждого вида дохода (в процентах) в годовом доходе семьи. б) Человек хочет сдать квартиру за 25 тыс. р. в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 13%? в) В бюджете семьи заработная плата папы составляет 60% дохода, а заработная плата мамы — 40%. Как изменился доход, если мамина зарплата увеличилась на 10%? 2.Смена деятельности. Информация для размышления: Сколько денег человек расходует на жизнь, зависит от очень многих факторов. В первую очередь от того, кто этот человек, – от пола, возраста, от того, где и кем он работает, где живёт, как проводит свободное время. Не менее существенным фактором является исторически сложившаяся структура расходов населения данной страны, состояние её экономики, от которого зависит уровень и динамика цен на товары и услуги. Третьим существенным фактором является уровень доходов человека или семьи. Все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные. Обязательные расходы – это те, без которых обойтись просто невозможно (например, расходы на питание, оплата коммунальных услуг). Желательные расходы – это расходы на те товары и услуги, без которых прожить вообще-то можно (например, сотовая связь, Интернет, украшения). Неразумные расходы - это расходы на те товары и услуги, без которых можно легко обойтись, но их активно призывают купить различные рекламные объявления. И устоять перед рекламой многие не могут. Когда в семье трудно с деньгами, надо найти в себе силы отказаться от необязательных покупок, не допускать лишних покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое. 3.Задачи: а) Представьте, что в вашей семье на содержание квартиры уходит 8 тыс. руб.; на продукты питания – 20тыс. руб.; на бытовую химию и предметы личной гигиены (зубная паста, шампунь и др.) – 3 тыс. руб.; на проезд – 1,5 тыс. руб.; на оплату обедов в школе – 0,5 тыс. руб.; на развлечения (кино, кафе и др.), на дополнительные занятия (спорт, иностранный язык) – 2 тыс. руб.; на одежду, обувь – 10 тыс. руб.; на непредвиденные расходы – 5 тыс. руб. Сколько процентов составляют обязательные расходы в семье? б) Представьте, что вы с мамой пришли в магазин купить новые кроссовки, но те, что понравились, стоили 3 тыс. руб. Мама сказала, что это дорого и предложила подождать скидки «хотя бы 20%». Сколько должны стоить кроссовки со скидкой в 20%? в) В 2013 г. на покупку конфет для новогоднего стола была потрачена та же сумма, что и в 2012 г. Как изменился в процентах вес купленных конфет, если все сорта подорожали на 25%? г) Филателист Иванов тратил пятую часть своего дохода на марки. Теперь его доход вырос на 60%, марки подорожали в среднем на 20%, а количество покупаемых марок осталось прежним. Какова теперь доля дохода, расходуемая на марки? |
Знакомятся при решении задач с понятиями «доходы и расходы семьи», «семейный бюджет».
|
Умение решать задачи при реальных жизненных ситуациях (финансовая грамотность)
|
Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Личностные: формирование готовности к самообразованию.
|
5.Динамическая пауза |
Обеспечивает смену деятельности и эмоциональную разгрузку обучающихся «Это лёгкая
забава — |
Сменили вид деятельности, готовы продолжить работу |
|
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
6.Контроль усвоения материала |
Выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины ошибок |
Анализируют свою работу, высказывают свои затруднения и обсуждают правильность решения задач |
Проверить уровень знаний |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
7. Рефлексия |
Подводит итоги работы класса. Предлагает определить свой уровень познаний в математике и финансовой грамотности. |
Обводят человечка на той ступеньке, на которой, по их мнению, они находятся или хотят находиться |
|
Регулятивные: оценивание своей деятельности на уроке |
8.Домашняя работа |
Дает комментарий к домашней работе. Задание: рассчитайте, сколько процентов от семейного бюджета у вашей семьи идет на продукты. Акцентирование внимание: Что такое семейный бюджет? |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание и высказывают свое мнение |
Повторяют понятие из финансовой грамотности – семейный бюджет. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.