Урок по музыке
Фамилия, имя, отчество педагога: Обухова Инна Борисовна
Наименование образовательного учреждения: МКО СОШ №1 рп. Михайловка, Черемховский район, Иркутская область
Тема урока «Давайте, вспомним о войне»
Возраст обучающихся: 5а класс (11-12 лет)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанного типа
Форма обучения: работа в творческих группах
Цель урока:
Образовательный аспект
· знакомство с новыми произведениями искусства, созданными в годы ВОВ;
· знакомство с историей искусства нашей Родины в годы ВОВ
· обучение учащихся высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства
· закрепление умений и навыков, полученных ранее на уроках музыки
Воспитательный аспект
· воспитание интереса и любовь к истории Отечества;
· воспитание чувства гордости за людей, отстоявших Родину в годы ВОВ;
· воспитание уважения к старшему поколению;
· эстетическое воспитание школьников средствами народной художественной культуры и музыки;
Развивающий аспект
· развитие у учащихся эмоционального и целенаправленного восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощённые в них.
· развитие умения выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос
Познавательные УУД:
· определение с помощью учителя и самостоятельно цели деятельности на уроке.
· планирование практической деятельности на уроке.
·
способность делать простейшие обобщения
и выводы самостоятельно.
Коммуникативные УУД:
·
Умение вести небольшой познавательный
диалог по теме урока, коллективно анализировать, вступать в беседу.
Регулятивные УУД:
· определять с помощью учителя тему и цель урока;
· выявлять совместно с учителем проблемы урока.
Планируемые результаты:
· умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
· умение петь в вокальном и хоровом исполнении;
· понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, ДВД
Зрительный ряд: иллюстрации о ВОВ, плакаты, презентация, видеоролик «Ветераны поселка».
Литературный ряд: стихи о войне, песни, письма
Структура урока:
Этапы урока |
Содержание урока |
Работа учащихся |
УУД |
1.Этап мотивации к учебной деятельности (организационный момент и мотивация) Задачи этапа: - включить учащихся в учебную деятельность; -организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. (1 минута)
|
Учитель Музыки: Здравствуйте! Здравствуйте! Скажем мы новому дню! Здоровья желаем всем и всему!
|
Дети усаживаются по группам (распределить заранее) Психологический настрой к уроку.
|
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: уметь организовать место занятий. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
|
2 этап. Постановка цели и задач урока. (1 минута)
|
(Звучит песня «Поклонимся великим тем годам». На фоне музыки на слайде появляются фото ветеранов нашего поселка. (слайд 1-8) На фоне музыки на слайде появляется видеоролик «Ветераны поселка» Учитель Музыки: «Поклонимся великим тем годам……» - Ребята, пожалуйста, подумайте и скажите о каком времени, эта песня? -Какому событию она посвящена
(Вы все правы, Великой Отечественной Войне) |
Слушают песню и смотрят слайды (1-8) «Поклонимся великим тем годам»
Просматривают видеоролик «Ветераны поселка».
Диалог учителя и детей |
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к истории нашей Родины; понимать роль ветеранов в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |
3 этап «Актуализация знаний». (Мотивация учебной деятельности учащихся.) (4 минуты)
|
Учитель Музыки: (слайд 9-11) (1941-1945) -Великая Отечественная война —это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия 22 июня 1941 года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года – 9 мая 1945 года. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Люди отдавали свои жизни за судьбу своей Родины, за своих товарищей.
-Немногие дошли до Берлина, но слава погибших, их имена живут в наших сердцах. Мы должны помнить тех, кто совершил тот самый подвиг во имя нашей Родины! Сколько войною задето Седых и детских голов?! Мы о войне этой знаем Лишь по рассказам отцов. Звучит песня в исполнении учителя музыки Обуховой Инны Борисовны «Помни»
Учитель музыки: -Память о прошлом... Память... Память не нейтральна, не пассивна. Она учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру. «Плох тот народ, который не помнит, не любит, не ценит своей истории». -Вы догадались, чему посвящен наш урок? Как будет звучать тема урока? (Свеча памяти) |
Смотрят слайды (9-11), слушают учителей
(слайд 12, свеча и слово «Память») Дети слушают песню в исполнении учителя И.Б. Обуховой |
Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков. Личностные: уважительно относиться к истории нашей Родины; понимать роль ветеранов в жизни человека; Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. |
4 этап Освоение новых знаний и способов деятельности. Задачи этапа: - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения (19 минут)
|
Литературно - музыкальная страница. 4.1. Викторина «Вопрос-ответ» Учитель Музыки: -Собрав информацию, вы дома составили викторину, посвященную Великой Отечественной войне для своих одноклассников, чтобы проверить знания: • Как называлась наша страна раньше? (Советский Союз) • Когда отмечают День Победы? (9 мая) • Сколько лет со дня Победы мы отмечаем в этом году? (75 лет) • Сколько жизней унесла эта жестокая война? (27 млн. жизней) • Сколько человек ушло на фронт из нашего поселка? (321 человек) · Сколько ветеранов осталось в живых? · Какие произведения, посвященные Великой Отечественной войне, вы читали? (Л. Кассиль «Наш Ястребок», «Пустозвон»; А. Ахматова «Памяти друга»; Ц. Номтоев «Победа») · Какие военные песни вы знаете? · Назовите популярных композиторов, которые написали песни о ВОВ войне (Константин Листов, Матвей Блантер, Давид Тухманов и т.д.) (2 минуты) -Молодцы, ребята, вы все великолепно справились с поставленной задачей и за это получите заслуженную звездочку! 4.2. Акция «Письмо ветерана» Учитель Музыки: -Вы читали рассказы, расспрашивали взрослых о войне, вы узнали, что почти в каждой семье кто-то погиб, пропал без вести, был ранен. Это была жестокая война. Сейчас проходит акция «Письмо ветерана» и сегодня на уроке мы присоединимся к этой акции. Е.Евтушенко: «Пока мы помним- этого страшного события не произойдет никогда, когда забудем война начнется снова» Ребята, вы приготовили мини -проекты с защитой которых вы выступите, приглашаем из каждой группы по 1 человеку. (6 минут) (Подведение этапного итога деятельности учащихся.) 4.3. А сейчас вы услышите песню, в исполнении вашей одноклассницы Пономаревой Дарьи «Ах, Россия», которую она сама подобрала и выучила к нашему уроку, это стало ее музыкальным проектом. (2 минуты) -Молодцы, ребята, вы все хорошо справились с поставленной задачей. Получите звездочку. 4.4. Плакаты в годы войны Учитель музыки:(2 минуты) - Война началась внезапно, но уже буквально на следующий день на стенах домов, у призывных пунктов, на эшелонах, спешивших к местам боёв, появились первые военные плакаты Кукрыниксов ( творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев.). Одна из популярных работ этих лет “Родина – мать зовёт” (1941) – Ираклий Моисеевич Тоидзе. Высота плаката была с пятиэтажный дом, на котором изображена женщина, призывающая сыновей защитить Отечество. И еще плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», (Где изображен Гитлер разорвал Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом). Авторы Михаил Куприянов и Порфирий Крылов-герои Советского Союза. 4.5. Кинематограф Учитель Музыки: - История военного времени запечатлена в песнях, стихах, рассказах и конечно – же в кинематографе. (слайды 5 -7) Отгремели давно залпы наших орудий, А в воронке от бомбы трава-мурава... Но войну не забыли суровые люди И смеются сквозь слезы, Ведь память жива! Они помнят походы и дальние страны, И простые, от сердца, народа слова. Помнят лица друзей, уходивших так рано. Их слова и улыбки - Ведь память жива! (3 минуты) И еще один исследователь поведает нам о кинематографе в тяжелые военные годы (3 минуты) Учитель музыки: 4.6. Песня в военное время. А сейчас мы поговорим о песне. И о войне. Точнее, о песне на войне. О той, далекой для нас Великой Отечественной, но которую никто из нас не должен, не имеет права забывать. Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою. «Кто сказал, что надо бросить Песни на войне? После боя сердце просит Музыки вдвойне!»
И еще один исследователь поведает нам о песни в тяжелые военные годы (3 минуты) |
Диалог с учителем. Вопрос-ответ. Дети формулируют тему Каждая группа задают по 2 вопроса приготовленные для других групп. (А другие отвечают.) Получают за правильные ответы «звездочки»
Читают дети письма своих прадедов, представляют мини – проекты о прадедах, которые воевали на фронтах ВОВ (защищают мини-проекты Обухова Анастасия, Павелица Кристина, Дудкина Валерия, Терентьева Валерия) Участники получают «звездочки»
Исполняет песню Пономарева Дарья «Ах, Россия!»
Дети смотрят видеоряд с работами художников Кукрыниксов, посвященных ВОВ.
Читают стихи дети,
С защитой проекта «Кинематограф в военное время» - Дудкина Валерия Презентация «Кинематограф в военное время» защита (3 минуты)
С защитой проекта «Песня в военное время» выступает Пономарева Дарья Презентация «Песня в военное время» (3 минуты) |
Познавательные: постановка и формулирование проблемы, участие в исследовательской деятельности и представление ее результатов Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учениками, высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу, слушать и понимать других, участвовать в диалоге. Личностные УУД: владение первичными навыками работы с информационно-компьютерными средствами Регулятивные УУД: планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, а также при организации проектно-исследовательской деятельности
|
Физминутка (2 минуты) |
Песня: «О той весне» |
Исполняет весь класс стоя «О той весне» https://vk.com/video18715496_171126853 |
Коммуникативные: умение исполнять хором, сотрудничать |
5 этап проект «Подарок ветерану» (2 минуты)
|
Выбор темы и обоснование проекта. Учитель музыки: - В День Победы мы поздравляем ветеранов войны, тех людей, которые завоевали для нас мирную жизнь. - Давайте подумаем, каким образом мы сможем поздравить их? Что мы подарим им? Сегодня на уроке мы изготовим общую живую музыкально - поздравительную открытку. Это будет нашим социальным проектом. У вас на столах находится все необходимое для работы с технологической картой. Ваша задача показать свое мастерство и слаженность команд. У каждой команды разные задания. По завершению работы, ваши проекты должны слиться в единую композицию. Вы должны проявить все свое творчество и смекалку. (Учащимся предлагается воспользоваться шаблонами, приготовленными учителем.)
|
Выбор метода работы. Самостоятельная работа. Дети получают технологическую карту для работы над проектом; (1-я группа получает: индивидуальный пакет, состоящий из шаблона открытки, гвоздики, георгиевской ленты, голубей, вечного огня и т.д.) 2-я группа (стихи о войне, для приготовления поздравительного монтажа); 3-я группа (Песни о войне, для выбора учащихся) |
Познавательные: находить информацию; анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами. Регулятивные: управлять своей деятельностью
|
6 этап: Практическая деятельность (5 минут)
|
Учитель контролируют ход работы и при необходимости оказывает индивидуальную помощь учащимся. |
Практическая работа по группам, изготовление открытки ветерану. |
Регулятивные: уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность. Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе. Личностные: уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм. |
7 этап: Защита проекта по группам (3 минуты)
|
Защита проектов по плану:
|
Дети защищают общий проект «Музыкальная поздравительная открытка» |
Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий одноклассников, умение аргументировать свою точку зрения. Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать. |
8 этап: Оценка результатов (подведение итога урока) (1 минута)
|
Учитель музыки -Молодцы ребята, славно потрудились! Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились мастера, исследователи, артисты, кинематографы. Сегодня мы еще раз подтвердили девиз: «Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, сделать плохо уже никогда не захочет!» Спасибо вам за творчество и труд! |
Дети получают звездочки |
|
9 этап Домашнее задание |
Учитель музыки Используя творчество и смекалку приготовить поздравительную открытку – монтаж «75 лет Великой Победы»
|
|
|
9 этап: Рефлексия (3 минуты)
|
Учитель Музыки: -Ребята, сегодня на уроке мы говорили о страшном событии, которое затронуло каждую семью нашей страны, мы знаем, мы помним, мы гордимся. И конечно же не хотим, чтобы черная туча – война снова накрыла нашу землю. Мы хотим, чтобы не было больше войны! Дети исполняет песню «Я хочу, чтобы не было больше войны» -Ребята на двери висит «мишень», при выходе из кабинета прикрепите звездочку у тех слов, которые большего всего объясняют ваше настроение, эмоции от полученной информации на конец нашего урока (гордость, радость, доброта, любовь, преданность, отзывчивость) Спасибо за урок! До свидания! Фотография на память. |
Дети хором поют песню «Я хочу, чтобы не было больше войны»; При выходе из кабинета дети подходят и крепят свои звездочки на нарисованный шаблон салюта на доске.
|
Регулятивные: учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки, уметь выражать свои мысли, давать эмоциональную оценку деятельности на уроке
Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.