Технологическая карта урока музыки на тему: Что такое патриотизм?
Оценка 4.6

Технологическая карта урока музыки на тему: Что такое патриотизм?

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
9 кл—11 кл
14.11.2023
Технологическая карта урока музыки на тему: Что такое патриотизм?
Патриотизм (греч.Patris – родина, отечество) – любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Патриотизм существовал во все время. В старину люди выражали свою любовь к родине через стихи, песни, сказки, былины.
Что такое патриотизм!.docx

Технологическая карта урока музыки

3 класс

Тема: Что такое патриотизм?

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной.

Задачи:

1. Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения.

2. Развивать творческое мышление и певческие навыки.

3. Обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.

Оборудование: мультимедийная  доска

 

Этап, цель урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент

 

Цель: подготовка учащихся к уроку

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу.

- Здравствуйте.

Приветствуют учителя, готовятся к уроку, настраиваются на работу.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно. (Р)

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, здороваться, прощаться, благодарить. (К)

2. Вводная часть

Подведение к теме урока

-Ребята, как вы думаете, что такое патриотизм?

-Хорошо. Вы совершенно правы. Патриотизм (греч.Patris – родина, отечество) –

любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

Патриотизм существовал во все время. В старину люди выражали свою любовь к родине через стихи, песни, сказки, былины.

С одной из былин я вас сегодня познакомлю, а может быть кто-то из вас уже с ней знаком.

-Ребята, знаете ли вы кто такой Садко?

Учитель даёт содержание былины «Садко».

В древнем Новгороде жил Садко – гусляр. Он был молод, красив и талантлив, вот только «гол как сокол». Гусли – всё его имущество было. Но любил Садко петь и играть настолько, что даже когда никто не желал его слушать, он приходил на берег Ильмень-озера и отдавался любимому делу. Услышал его однажды Царь морской и поднялся из глубин, чтобы наградить гусляра за игру его дивную. Велел он Садко побиться об заклад с торговцами, заложив свою голову, что живёт в Ильмень-озере чудная рыба золото перо. А взамен велел попросить их заложить свои товары и торговые лавки. Три самых богатых купца согласились на сделку – погубить хотели Садко из зависти. Но певец выиграл спор. Морской царь сдержал слово и поймал Садко золотую рыбку в сети. Прошло несколько лет, женился он и стал купцом, богаче которого не было в городе. Устроил пир он знатный, как положено тогда было. Не удержался и Садко, начал хвалиться богатством своим да об заклад биться, что весь Новгород выкупить может. Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало. Принял решение Садко поплыть в другие города, чтобы продать добро своё. Во время путешествия поднялся на озере сильный шторм. И потопил бы корабли, но Садко вовремя понял: Царь морской дань требует.

Спустили Садко на воду на доске, где он уснул, а проснулся на дне морском перед палатами Владыки, который рад был гостю. Садко играл царю, пока струны не порвал. Тогда царь предложил певцу выбрать жену – одну из дочерей, что означало навсегда остаться в подводном царстве. Герой выбирает живую девушку, тем самым освобождая пленницу и себя.

Учитель предлагает  прослушать протяжную  песню  Садко  «Ой ты, тёмная дубравушка».   Из оперы «Садко».

- Какое настроение у вас вызывает эта песня?

- Почему Садко сообщает свои раздумья не людям, а природе – лесу, озеру, волне? 

- Кто же композитор оперы «Садко»? Его называют еще сказочником?

- Зовут композитора оперы «Садко» Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Учитель знакомит обучающихся с биографией Н.А. Римского-Корсакова.

- Родился Н.А. Римский-Корсаков18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера.

Не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Милия Балакирева.Он работал в разных музыкальных жанрах: симфония. Романсы, увертюры, а главное – оперы!

Позже Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота.

Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Его первой оперой стала «Псковитянка». Позже появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского.

Римский-Корсаков — автор учебника «Основы оркестровки».

Умер 21 июня 1908 г.

- Спойте начало протяжной песни. Учебник страница 65.

- Можно ли назвать Протяжную песню «Садко» патриотической песней?

-Почему, ребята?

Учитель предлагает посмотреть фрагмент Протяжной песни из оперы «Садко».

- Предлагаю посмотреть фрагмент «Ой ты, тёмная дубравушка»  из оперы «Садко».

 

-Любовь к родине; преданность родине; защищать от врагов.     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Затрудняются в ответе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики слушают музыку.

 

 

 

Ученики отвечают на вопрос учителя.

 

 

 

 

 

Ученики отвечают, что не знают, кто является композитором этой музыкальной композиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают учебник на страницы 65, поют начало протяжной песни «Садко».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. (К)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формировать умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства.

3. Основная часть

Работа с учебником

- Ребята, кто исполняет песню?

- «Ой ты, тёмная дубравушка»  исполняет Садко.

- Как называется в опере партия для одного голоса?

- Прочитайте с презентации определение.

Ария (итал. aria, англ. и франц. air) - жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, исполняющийся певцом-солистом в сопровождении оркестра.

- Кто мне может ответить, на каком музыкальном инструменте играет Садко, в данной опере?

- При помощи чего играют на гуслях?

Учитель просит одного из учеников, прочитать с презентации определение музыкального инструмента.

- Замечательно, Садко играет на гуслях. Прочитайте определение этого музыкального инструмента.

- Кто-нибудь может назвать мне разновидности музыкального инструмента гусли?

 

- Ребята, где вы можете увидеть эту оперу?

- Превосходно. А кто из вас был в театре?

- Здорово. Смотрим на презентацию. Что вы видите?

- Давайте рассмотрим внутренне убранство театра.

- Сейчас вы наблюдаете зрительный зал театра: балкон, 2 ярус, 1 ярус, бельэтаж, бенуар, партер.

А это декорации. Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников.

- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как на сцене называют предметы, которые заменяют настоящие?

Бутафория. Бутафорскими могут быть посуда, угощение, оружие, мебель.

- С помощью чего осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое?

С помощью софитов. Софи́т, соффит (итал. soffito — потолок) — металлическая конструкция для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода.

- Ребята, а где в оперном театре размещается оркестр, сопровождающий спектакль?

- Верно, молодцы, это оркестровая яма.

Учитель проводит физическую минутку.

-Теперь ребята, предлагаю отдохнуть. Давайте все встанем.

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

- Молодцы, присаживайтесь.

Учитель включает песню «Гляжу в озёра синие» из кинофильма «Тени исчезают в полдень».

Учитель знакомит с песней «Гляжу в озёра синие». Музыка Л.Афанасьева, стихи И. Шаферана.

- Откройте свои рабочие тетради на странице 60. Прочитайте название песни, которую мы сегодня будем слушать и разучивать.

- Прочитаем куплеты песни.

- Какая по настроению эта музыка?        

- О чём рассказывает эта песня?

- Можно ли назвать эту песню патриотической?

- Почему?

Учитель выразительно читает первый куплет песни.

-Давайте попробуем воспроизвести 1 куплет песни. Прошу всех встать.

- Кто может выразительно прочитать 2 куплет песни?

- Воспроизводим второй куплет.

- Воспроизводим 3 куплет.

- Мужчина, который исполняет песню «Садко».

 

- Один.

 

 

-Ария.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Гусли.

 

 

 

- При помощи пальцев, медиатора.

 

 

 

 

 

 

- Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент.

- Гусли шлемовидные, или «псалтирь», трапециевидные, Гусли крыловидные (или звончатые).

- В театре оперы и балета.

 

 

 

- Театр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затрудняются в ответе.

 

 

 

 

 

 

 

Затрудняются в ответе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Оркестровая яма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывают рабочие тетради, читают название песни.

 

 

 

Читают куплеты песни «Гляжу в озёра синие».

 

 

 

 

 

 

Формировать умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приобщение к достижениям

национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора

России, образцам народной и профессиональной музыки.(Л)

 

4. Итог

Подведение итогов урока

- С каким русским композитором мы сегодня познакомились?

- Какую песню вы сегодня прослушали Н.А. Римского-Корсакова?

- Какую песню мы сегодня разучили?

- Спасибо за урок!

 

- Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.

 

- «Ой, ты тёмная дубравушка».

 

- «Гляжу в озёра синие».

 

 

 


Технологическая карта урока музыки 3 класс

Технологическая карта урока музыки 3 класс

Патриотизм (греч.Patris – родина, отечество) – любовь к своей

Патриотизм (греч.Patris – родина, отечество) – любовь к своей

Ильмень-озера и отдавался любимому делу

Ильмень-озера и отдавался любимому делу

Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало

Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало

Садко». - Какое настроение у вас вызывает эта песня? -

Садко». - Какое настроение у вас вызывает эта песня? -

Романсы, увертюры, а главное – оперы!

Романсы, увертюры, а главное – оперы!

Учитель предлагает посмотреть фрагмент

Учитель предлагает посмотреть фрагмент

При помощи чего играют на гуслях?

При помощи чего играют на гуслях?

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как на сцене называют предметы, которые заменяют настоящие?

Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как на сцене называют предметы, которые заменяют настоящие?

Верно, молодцы, это оркестровая яма

Верно, молодцы, это оркестровая яма

Основная часть Работа с учебником -

Основная часть Работа с учебником -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2023