Технологическая карта урока музыки
3 класс
Тема: Что такое патриотизм?
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: воспитание чувства патриотизма, долга перед Родиной.
Задачи:
1. Совершенствовать умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
2. Развивать творческое мышление и певческие навыки.
3. Обогатить духовный мир детей, воспитывать их музыкальный, художественный и эстетический вкус.
Оборудование: мультимедийная доска
Этап, цель урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
1. Организационный момент
Цель: подготовка учащихся к уроку |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. - Здравствуйте. |
Приветствуют учителя, готовятся к уроку, настраиваются на работу. |
Организовать свое рабочее место под руководством учителя и самостоятельно. (Р) Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, здороваться, прощаться, благодарить. (К) |
2. Вводная часть Подведение к теме урока |
-Ребята, как вы думаете, что такое патриотизм? -Хорошо. Вы совершенно правы. Патриотизм (греч.Patris – родина, отечество) – любовь к своей Родине, народу, его истории, языку, национальной культуре; преданность Родине, гордость за неё, стремление служить её интересам, защищать от врагов. Патриотизм существовал во все время. В старину люди выражали свою любовь к родине через стихи, песни, сказки, былины. С одной из былин я вас сегодня познакомлю, а может быть кто-то из вас уже с ней знаком. -Ребята, знаете ли вы кто такой Садко? Учитель даёт содержание былины «Садко». В древнем Новгороде жил Садко – гусляр. Он был молод, красив и талантлив, вот только «гол как сокол». Гусли – всё его имущество было. Но любил Садко петь и играть настолько, что даже когда никто не желал его слушать, он приходил на берег Ильмень-озера и отдавался любимому делу. Услышал его однажды Царь морской и поднялся из глубин, чтобы наградить гусляра за игру его дивную. Велел он Садко побиться об заклад с торговцами, заложив свою голову, что живёт в Ильмень-озере чудная рыба золото перо. А взамен велел попросить их заложить свои товары и торговые лавки. Три самых богатых купца согласились на сделку – погубить хотели Садко из зависти. Но певец выиграл спор. Морской царь сдержал слово и поймал Садко золотую рыбку в сети. Прошло несколько лет, женился он и стал купцом, богаче которого не было в городе. Устроил пир он знатный, как положено тогда было. Не удержался и Садко, начал хвалиться богатством своим да об заклад биться, что весь Новгород выкупить может. Но когда он стал скупать все товары, злато и серебро быстро кончаться начало. Принял решение Садко поплыть в другие города, чтобы продать добро своё. Во время путешествия поднялся на озере сильный шторм. И потопил бы корабли, но Садко вовремя понял: Царь морской дань требует. Спустили Садко на воду на доске, где он уснул, а проснулся на дне морском перед палатами Владыки, который рад был гостю. Садко играл царю, пока струны не порвал. Тогда царь предложил певцу выбрать жену – одну из дочерей, что означало навсегда остаться в подводном царстве. Герой выбирает живую девушку, тем самым освобождая пленницу и себя. Учитель предлагает прослушать протяжную песню Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Из оперы «Садко». - Какое настроение у вас вызывает эта песня? - Почему Садко сообщает свои раздумья не людям, а природе – лесу, озеру, волне? - Кто же композитор оперы «Садко»? Его называют еще сказочником? - Зовут композитора оперы «Садко» Николай Андреевич Римский-Корсаков. Учитель знакомит обучающихся с биографией Н.А. Римского-Корсакова. - Родился Н.А. Римский-Корсаков18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. Не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием под руководством Милия Балакирева.Он работал в разных музыкальных жанрах: симфония. Романсы, увертюры, а главное – оперы! Позже Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. Его первой оперой стала «Псковитянка». Позже появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского. Римский-Корсаков — автор учебника «Основы оркестровки». Умер 21 июня 1908 г. - Спойте начало протяжной песни. Учебник страница 65. - Можно ли назвать Протяжную песню «Садко» патриотической песней? -Почему, ребята? Учитель предлагает посмотреть фрагмент Протяжной песни из оперы «Садко». - Предлагаю посмотреть фрагмент «Ой ты, тёмная дубравушка» из оперы «Садко».
|
-Любовь к родине; преданность родине; защищать от врагов.
-Затрудняются в ответе.
Ученики слушают музыку.
Ученики отвечают на вопрос учителя.
Ученики отвечают, что не знают, кто является композитором этой музыкальной композиции.
Открывают учебник на страницы 65, поют начало протяжной песни «Садко».
|
Развитие и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения. (К)
Формировать умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства. |
3. Основная часть Работа с учебником |
- Ребята, кто исполняет песню? - «Ой ты, тёмная дубравушка» исполняет Садко. - Как называется в опере партия для одного голоса? - Прочитайте с презентации определение. Ария (итал. aria, англ. и франц. air) - жанр вокальной музыки; законченный по построению эпизод (номер) в опере, исполняющийся певцом-солистом в сопровождении оркестра. - Кто мне может ответить, на каком музыкальном инструменте играет Садко, в данной опере? - При помощи чего играют на гуслях? Учитель просит одного из учеников, прочитать с презентации определение музыкального инструмента. - Замечательно, Садко играет на гуслях. Прочитайте определение этого музыкального инструмента. - Кто-нибудь может назвать мне разновидности музыкального инструмента гусли?
- Ребята, где вы можете увидеть эту оперу? - Превосходно. А кто из вас был в театре? - Здорово. Смотрим на презентацию. Что вы видите? - Давайте рассмотрим внутренне убранство театра. - Сейчас вы наблюдаете зрительный зал театра: балкон, 2 ярус, 1 ярус, бельэтаж, бенуар, партер. А это декорации. Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников. - Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как на сцене называют предметы, которые заменяют настоящие? Бутафория. Бутафорскими могут быть посуда, угощение, оружие, мебель. - С помощью чего осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое? С помощью софитов. Софи́т, соффит (итал. soffito — потолок) — металлическая конструкция для подвеса осветительных приборов над сценой, поднимаемая и опускаемая с помощью электропривода. - Ребята, а где в оперном театре размещается оркестр, сопровождающий спектакль? - Верно, молодцы, это оркестровая яма. Учитель проводит физическую минутку. -Теперь ребята, предлагаю отдохнуть. Давайте все встанем. Эй! Попрыгали на месте. Эх! Руками машем вместе. Эхе - хе! Прогнули спинки, Посмотрели на ботинки. Эге – ге! Нагнулись ниже Наклонились к полу ближе. Повертись на месте ловко. В этом нам нужна сноровка. - Молодцы, присаживайтесь. Учитель включает песню «Гляжу в озёра синие» из кинофильма «Тени исчезают в полдень». Учитель знакомит с песней «Гляжу в озёра синие». Музыка Л.Афанасьева, стихи И. Шаферана. - Откройте свои рабочие тетради на странице 60. Прочитайте название песни, которую мы сегодня будем слушать и разучивать. - Прочитаем куплеты песни. - Какая по настроению эта музыка? - О чём рассказывает эта песня? - Можно ли назвать эту песню патриотической? - Почему? Учитель выразительно читает первый куплет песни. -Давайте попробуем воспроизвести 1 куплет песни. Прошу всех встать. - Кто может выразительно прочитать 2 куплет песни? - Воспроизводим второй куплет. - Воспроизводим 3 куплет. |
- Мужчина, который исполняет песню «Садко».
- Один.
-Ария.
- Гусли.
- При помощи пальцев, медиатора.
- Старинный струнный щипковый музыкальный инструмент. - Гусли шлемовидные, или «псалтирь», трапециевидные, Гусли крыловидные (или звончатые). - В театре оперы и балета.
- Театр.
Затрудняются в ответе.
Затрудняются в ответе.
- Оркестровая яма.
Открывают рабочие тетради, читают название песни.
Читают куплеты песни «Гляжу в озёра синие».
|
Формировать умение работать с разными источниками информации, развивать критическое мышление, способность аргументировать свою точку зрения по поводу музыкального искусства.
Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки.(Л)
|
4. Итог Подведение итогов урока |
- С каким русским композитором мы сегодня познакомились? - Какую песню вы сегодня прослушали Н.А. Римского-Корсакова? - Какую песню мы сегодня разучили? - Спасибо за урок!
|
- Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым.
- «Ой, ты тёмная дубравушка».
- «Гляжу в озёра синие». |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.