Технологическая карта урока музыки на тему: "Так полюбил древние дороги".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь. Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека. Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт, что соединяет город Курск с местечком
Иконка файла материала Так полюбил я древние дороги.docx

                                                      Технологическая карта урока музыки.

Класс: 4б

Тема урока:  «Так полюбил я древние дороги».

Цель урока: воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к её истории и традициям; показать как композиторы, художники, поэты отражают в своём творчестве тему «дорога».

Задачи:

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине, уважения к её истории и традициям.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.

Метапредметныерезультаты:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

 

Виды деятельности:

1. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

2.Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии

3. Наблюдение

Тип урока: комбинированный

Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление.

Материал и оборудование к уроку:

- Е. Поплянова «Начинается урок» (пение);

- норвежская народная песня «Камертон»;

- фрагмент мультфильма «По дороге с облаками»;

- фрагмент фильма «Сотворившая чудо (Курская Коренная икона Божией Матери)»;

- П. Чайковский Симфония №1 I часть;

- А. Алябьев, А. Пушкин «Зимняя дорога»;

- И. Корнилов «Дорога»;

- компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация

 

 

Этапы урока

 

Деятельность

учащихся

Деятельность учителя

 

Планируемые результаты

Орг. момент

 

 

Е. Поплянова «Начинается урок» (пение).

Музыкальное приветствие

Личностные результаты:

- наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

Мотивация.

Целепологание.

 

 

 

 

 

Просмотр фрагмента мультфильма «По дороге с облаками».

Давайте вспомним с вами главную тему года (ответы детей). Да, это «Музыкальное путешествие». Мы с вами уже путешествовали по России, Украине, Белоруссии. Побывали в Польше, Италии, Австрии, Норвегии. А какое же сегодня нас ожидает путешествие?

- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.

 

Метапредметные результаты:

(ответы детей)

И о чём сегодня предстоит нам узнать? О чём, по вашему мнению, будет разговор? Какое музыкальное путешествие мы совершим?

Объявление

темы и задач урока.

Планирование

деятельности

 

 

 

 

 

 

 

(ответы детей)

И так, тема нашего урока «Так полюбил я древние дороги» Вы можете спросить меня, а причём здесь дороги и музыка? Но в нашей жизни всё взаимосвязано. И всё, что происходит в жизни, отражается в искусстве. А ведь музыка – это тоже искусство.

Какие у вас возникают ассоциации со словом «дорога»?

 

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;

Изучение нового

материала:

беседа, 4 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр фрагмента фильма «Сотворившая чудо».

Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь. Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека.

Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт, что соединяет город Курск с местечком Свобода (слайд 6).

Каждый год, начиная с XVIII века, на Девятую пятницу после пасхи по этому тракту совершаются Крестные ходы (слайд 7). Тысячи верующих следуют за иконой, обладающей чудотворной силой. Называется икона Курская-Коренная («Знамение»)

- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Предметные результаты:

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подумайте и ответьте, почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную погоду (ответы детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах: дети придумывают свои варианты названия дорогам и объясняют почему, напр., дорога дружбы, дорога надежд, дорога печали.

Театрализация: изобразить различный вид ходьбы, соответствующий перечисленным дорогам.

 

 

 

(дети называют поэта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(дети называют композитора).

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание

 

 

(ответы детей, это напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух)

 

 

Слушание и ответы детей

Широко известна и роковая дорога Владимирка. В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы. Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека.

Всмотритесь в картину Исаака Левитана «Владимирка».

Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. Там, вдали, у горизонта, белеет церковка, и синие дали соседствуют с яркостью ржаного поля. Низко нависло серое облачное небо, несущее дождливую погоду, а под ним по равнине тянется вдаль дорога с её тропинками по бокам, протоптанными ногами многих и многих путников. Грустью веет от этого пейзажа и бесприютностью. Но вместе с тем в самой его шири, и его просторах и глубине, в том, как неуклонно движется вдаль дорога, преодолевая возвышенности почвы, пересекающую её тропинку, - во всём этом есть нечто вели​чавое и неотвратимое, как сама жизнь. Это пейзаж, который словно вечно существовал как лицо страны, как один из скорбных и вместе величавых обликов родины. Одинокая фигурка странницы и придорожный столбик-голубец подчёркивают безлюдье и безмолвие пейзажа. Но они же, как и дорога, напоминают о людях, о тех, кто очеловечил эту землю и про​ложил этот скорбный путь.

Мы с вами прошлись по дороге с героями мультфильма, совершили воображаемый Крестный ход по Ямскому тракту, по Владимирке – наверное, самой печальной из всех дорог. А как бы вы назвали эти дороги.

А вот как о дороге говорил писатель Николай Васильевич Гоголь «Какое стран​ное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! И как чудна она, сама эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... Боже! как ты хороша подчас, далёкая дорога! Сколько раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэти​ческих грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!» (обратить внимание на слово «грёзы» - мечта).

Замечательные слова!

А этого поэта вы, конечно, знаете Да, это Александр Сергеевич Пушкин. И у него тоже есть стихотворение о дороге. Давайте прочитаем его.

- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворения?

- Какое настроение в нём отражено?

- Если бы вы были композиторами, какую музыку вы сочинили бы к нему?

- Какую картину бы изобразили?

А ведь композиторы тоже не обошли эту тему стороной. Например, вот этот композитор. Первая симфония Чайковского называется «Зимние грёзы», а первая часть её имеет название «Грёзы зимнею дорогой». В одном из писем Чайковский писал об одной увиденной им картине: «… она обратила на себя моё особое внимание потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!» Может эта картина выглядела так?

Послушайте фрагмент первой части симфонии, а потом расскажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку, что она изображала. Какие музыкальные средства помогли нарисовать такой образ? Что воспроизводят звуки аккомпанемента в начале симфонии?

На слова А. Пушкина русский композитор Алябьев Александр Александрович (1787-1851) написал романс (слайд 15). Послушайте его и сравните, созвучен ли образ зимней дороги в стихотворении А. Пушкина и в музыке А. Алябьева.

В наше время композиторы тоже обращаются к теме «дорога». Все вы слышали песню «Северный край» с одноимённого диска Игоря Корнилова. Одна из песен этого диска так и называется «Дорога». Давайте послушаем её.

Да, у каждого из нас своя дорога, и я желаю, чтобы у каждого из вас больше было дорог дружбы и дорог надежд, но меньше дорог печали.

Распевание

Разучивание песни,

5мин.

 

 

 

Работа над песней «Дорогою добра»

 

 

Закрепление изученного

 

1. Это слово имеет много значений и смыслов. Им может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь.

2. Дорога, соединяющая город Курск с местечком Свобода, по которой совершаются Крестные ходы.

3. Икона Курская-Коренная имеет ещё одно название. Какое?

4. Роковая дорога в царской России, по которой отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы.

5. Кто написал Симфонию №1 «Зимние грёзы»?

 

Рефлексия

 

Молодцы, ребята, вы хорошо работали сегодня на уроке, дружно.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие духовные и исторические события хранят в памяти русские дороги?

- Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем?

- За что бы вы себя похвалили на уроке?

- Что изменили бы в своих действиях на уроке?

- Что вам понравилось на уроке больше всего?

 

Домашнее задание

 

- Если бы ты был композитором, то какие средства музыкальной выразительности использовал в своём музыкальном сочинении о зимней дороге? Каким бы был характер музыки?

- Найти стихотворение о дороге (можно сочинить) и распеть его.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru