Технологическая карта урока музыки.
Класс: 4б
Тема урока: «Так полюбил я древние дороги».
Цель урока: воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к Родине, уважения к её истории и традициям; показать как композиторы, художники, поэты отражают в своём творчестве тему «дорога».
Задачи:
- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;
- развить творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к Родине, уважения к её истории и традициям.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- наличие
эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной
сферы в процессе общения с музыкой;
- развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.
Метапредметныерезультаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
Виды деятельности:
1. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
2.Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии
3. Наблюдение
Тип урока: комбинированный
Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление.
Материал и оборудование к уроку:
- Е. Поплянова «Начинается урок» (пение);
- норвежская народная песня «Камертон»;
- фрагмент мультфильма «По дороге с облаками»;
- фрагмент фильма «Сотворившая чудо (Курская Коренная икона Божией Матери)»;
- П. Чайковский Симфония №1 I часть;
- А. Алябьев, А. Пушкин «Зимняя дорога»;
- И. Корнилов «Дорога»;
- компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация
Этапы урока
|
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя
|
Планируемые результаты |
Орг. момент
|
|
Е. Поплянова «Начинается урок» (пение). Музыкальное приветствие |
Личностные результаты: - наличие эмоционального отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии; |
Мотивация. Целепологание.
|
Просмотр фрагмента мультфильма «По дороге с облаками». |
Давайте вспомним с вами главную тему года (ответы детей). Да, это «Музыкальное путешествие». Мы с вами уже путешествовали по России, Украине, Белоруссии. Побывали в Польше, Италии, Австрии, Норвегии. А какое же сегодня нас ожидает путешествие? |
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; - развитие духовно- нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко- культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты: |
(ответы детей) |
И о чём сегодня предстоит нам узнать? О чём, по вашему мнению, будет разговор? Какое музыкальное путешествие мы совершим? |
||
Объявление темы и задач урока. Планирование деятельности |
(ответы детей) |
И так, тема нашего урока «Так полюбил я древние дороги» Вы можете спросить меня, а причём здесь дороги и музыка? Но в нашей жизни всё взаимосвязано. И всё, что происходит в жизни, отражается в искусстве. А ведь музыка – это тоже искусство. Какие у вас возникают ассоциации со словом «дорога»?
|
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; - готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства; - участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей; |
Изучение нового материала: беседа, 4 мин.
|
Просмотр фрагмента фильма «Сотворившая чудо». |
Слово «дорога» имеет много значений и смыслов. Дорогой может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь. Исстари в России главные дороги вели к храму – русской православной церкви. Ведь именно с церковью всегда были связаны важнейшие этапы жизни человека. Многие дороги хранят память о духовных и исторических событиях страны. Например, Ямской тракт, что соединяет город Курск с местечком Свобода (слайд 6). Каждый год, начиная с XVIII века, на Девятую пятницу после пасхи по этому тракту совершаются Крестные ходы (слайд 7). Тысячи верующих следуют за иконой, обладающей чудотворной силой. Называется икона Курская-Коренная («Знамение») |
- умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии. Предметные результаты: - развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека; -использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
|
Подумайте и ответьте, почему художник запечатлел дорогу именно в ненастную погоду (ответы детей).
Работа в группах: дети придумывают свои варианты названия дорогам и объясняют почему, напр., дорога дружбы, дорога надежд, дорога печали. Театрализация: изобразить различный вид ходьбы, соответствующий перечисленным дорогам.
(дети называют поэта).
(дети называют композитора).
Слушание
(ответы детей, это напоминает своеобразный шелест сухого снега от ветра, звенящий морозный воздух)
Слушание и ответы детей |
Широко известна и роковая дорога Владимирка. В царской России по ней отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы. Тема дороги отражена во многих произведениях искусства. Нередко она связана с художественным пейзажем, однако гораздо чаще – с чувствами и настроениями человека. Всмотритесь в картину Исаака Левитана «Владимирка». Широко расстилается по сторонам и далеко уходит вглубь типичная русская равнина. Там, вдали, у горизонта, белеет церковка, и синие дали соседствуют с яркостью ржаного поля. Низко нависло серое облачное небо, несущее дождливую погоду, а под ним по равнине тянется вдаль дорога с её тропинками по бокам, протоптанными ногами многих и многих путников. Грустью веет от этого пейзажа и бесприютностью. Но вместе с тем в самой его шири, и его просторах и глубине, в том, как неуклонно движется вдаль дорога, преодолевая возвышенности почвы, пересекающую её тропинку, - во всём этом есть нечто величавое и неотвратимое, как сама жизнь. Это пейзаж, который словно вечно существовал как лицо страны, как один из скорбных и вместе величавых обликов родины. Одинокая фигурка странницы и придорожный столбик-голубец подчёркивают безлюдье и безмолвие пейзажа. Но они же, как и дорога, напоминают о людях, о тех, кто очеловечил эту землю и проложил этот скорбный путь. Мы с вами прошлись по дороге с героями мультфильма, совершили воображаемый Крестный ход по Ямскому тракту, по Владимирке – наверное, самой печальной из всех дорог. А как бы вы назвали эти дороги. А вот как о дороге говорил писатель Николай Васильевич Гоголь «Какое странное и манящее и несущее и чудесное в слове: дорога! И как чудна она, сама эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух... Боже! как ты хороша подчас, далёкая дорога! Сколько раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грёз, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!» (обратить внимание на слово «грёзы» - мечта). Замечательные слова! А этого поэта вы, конечно, знаете Да, это Александр Сергеевич Пушкин. И у него тоже есть стихотворение о дороге. Давайте прочитаем его. - Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворения? - Какое настроение в нём отражено? - Если бы вы были композиторами, какую музыку вы сочинили бы к нему? - Какую картину бы изобразили? А ведь композиторы тоже не обошли эту тему стороной. Например, вот этот композитор. Первая симфония Чайковского называется «Зимние грёзы», а первая часть её имеет название «Грёзы зимнею дорогой». В одном из писем Чайковский писал об одной увиденной им картине: «… она обратила на себя моё особое внимание потому, что это как бы иллюстрация к первой части моей Первой симфонии. Картина эта изображает большую дорогу зимой. Хороша она!» Может эта картина выглядела так? Послушайте фрагмент первой части симфонии, а потом расскажите, что вы чувствовали, когда слушали музыку, что она изображала. Какие музыкальные средства помогли нарисовать такой образ? Что воспроизводят звуки аккомпанемента в начале симфонии? На слова А. Пушкина русский композитор Алябьев Александр Александрович (1787-1851) написал романс (слайд 15). Послушайте его и сравните, созвучен ли образ зимней дороги в стихотворении А. Пушкина и в музыке А. Алябьева. В наше время композиторы тоже обращаются к теме «дорога». Все вы слышали песню «Северный край» с одноимённого диска Игоря Корнилова. Одна из песен этого диска так и называется «Дорога». Давайте послушаем её. Да, у каждого из нас своя дорога, и я желаю, чтобы у каждого из вас больше было дорог дружбы и дорог надежд, но меньше дорог печали. |
||
Распевание Разучивание песни, 5мин. |
|
|
|
Работа над песней «Дорогою добра» |
|
|
|
Закрепление изученного |
|
1. Это слово имеет много значений и смыслов. Им может называться и полоска земли, и путешествие, и жизненный путь. 2. Дорога, соединяющая город Курск с местечком Свобода, по которой совершаются Крестные ходы. 3. Икона Курская-Коренная имеет ещё одно название. Какое? 4. Роковая дорога в царской России, по которой отправляли заключённых в Сибирь на каторжные работы. 5. Кто написал Симфонию №1 «Зимние грёзы»? |
|
Рефлексия |
|
Молодцы, ребята, вы хорошо работали сегодня на уроке, дружно. - Что нового вы узнали на уроке? - Какие духовные и исторические события хранят в памяти русские дороги? - Какие знания, полученные на уроке, понадобятся вам в будущем? - За что бы вы себя похвалили на уроке? - Что изменили бы в своих действиях на уроке? - Что вам понравилось на уроке больше всего? |
|
Домашнее задание |
|
- Если бы ты был композитором, то какие средства музыкальной выразительности использовал в своём музыкальном сочинении о зимней дороге? Каким бы был характер музыки? - Найти стихотворение о дороге (можно сочинить) и распеть его.
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.