Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Оценка 4.6

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
музыка
22.04.2020
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Фольклор в музыке русских композиторов»
технологическая карта урока.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему:

«Фольклор в музыке русских композиторов»

 

 

Разработала:

учитель музыки высшей категории

Гоголева Римма Викторовна

 

 

с. Нижний Суэтук, 2020г.

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: музыка

Класс: 5

Базовый учебник: «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М.Просвещение, 2013

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель урока: сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ Кикиморы.

Задачи урока:

1.     Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа.

2.     Познакомить с термином «программная музыка», жанром «симфоническая миниатюра».

3.     Развивать умение слушать и анализировать музыку.

4.     Воспитывать интерес к музыке А. К. Лядова.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Необходимое оборудование:

1.     Баян, проектор, компьютер, музыкальный центр.

2.     Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

3.     А. К. Лядов. Симфоническая миниатюра «Кикимора».

4.     Г. Гладков «Песня-спор»

5.     Выставка книг с русскими народными сказками.

Планируемые  результаты:

Предметные:

ü определяют термин «симфоническая миниатюра»;

ü узнают звучание музыкальных инструментов (челеста, английский рожок).

ü Применяют музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.

Метапредметные:

ü Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу.

ü Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

ü Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Личностные:

ü осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора;

ü проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ п.п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

 

Приветствует  детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний.

Приветствуют  учителя.

Л. – проявление

эмоциональной отзывчивости.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.

Просмотр фрагмента сказки «Там на неведомых дорожках». Каких знакомых героев вы увидели?

Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают?

Конечно, о сказочном герое, изображенном в музыке.

Ребята, кто сочиняет сказки, былины?

Как мы называем народное творчество?

Слайд №1.

Сказочные герои бывают как отрицательные, так  и положительные, перечислите их.

А какие отрицательные герои   «очеловечены»?

А вы всех назвали? Попробуйте отгадать, а кто это?

Это нечистая сила,

На вид совсем некрасива,

На болоте обитает,

Всех вокруг она пугает.

 

 

 

Баба-яга, Кикимора, Ваня

 

 

О сказке или сказочных героях в музыке

 

 

 

Народ.

 

 

Фольклор.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Баба-Яга, Леший, Кощей-Бессмертный и д.р.

 

 

 

 

Кикимора.

Л. - умение слушать и анализировать

 

 

Р. - планирование учебной цели, побуждение к активности.

 

К. - формулировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

П -  анализ объектов с целью выделения  признаков

3.

Постановка учебной задачи.

Это Кикимора. Слайд №2.

А придумал ее русский народ. Это - фольклорный персонаж. 

Как вы думаете, какова будет   тема нашего урока?

 

 

А какую цель вы себе поставите?

 

 

 

 

 

Тема урока: образ  Кикиморы  в музыке и литературе.

Ставят цель: узнать, как изображена  Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее.

П. - понимание истоков музыки.

К. - умение формулировать собственное мнение.

 

Л. - развитие интереса к

музыкальным произведениям.

 

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Подведение  итогов этапа:

Тема «Образ  фольклорного персонажа   в музыке и литературе»

(Выведение темы, цели)

Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о  характере?

 

 

Слайд №3.

Что мы будем делать?

(Выведение  плана на доску в презентации)

Слайд №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из учебника, из книг, из Интернета, из музыки.

 

 

Озвучивают план работы на уроке:

- прочитаем  народное сказание,

 - познакомимся с новым музыкальным произведением о Кикиморе,

- сравним   музыкальный и литературный образы

Р. - планирование, прогнозирование

 

 

П.  -  построение логической цепи рассуждения

 

К. - инициативное сотрудничество в поиске  и выборе информации

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым музыкальным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза.

 

 

 

Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Учитель организует работу  обучающихся  с учебником. 

Давайте познакомимся с народным сказанием.

Читаем текст (стр.19)

Слайд №5.

Предлагает поработать в группах. (таблица №1 в Приложении)

1 группа находит информацию о внешнем виде и характере кикиморы. А так же о звуках, которые можно услышать в тексте.

2 группа находит в тексте непонятные слова, пытается объяснить их значение. Выделяет признаки, по которым можно понять, что это старинное народное сказание.

Диалог с детьми по прочитанному тексту:

1 группа: Как выглядит Кикимора, какова по характеру?

Какие звуки вы услышали в тексте?

 

А это  какие звуки?

2 группа: Какие слова в тексте вам были непонятны?

 

 

По каким признакам можно сказать, что это старинное народное сказание?

 

 

 

А звучит ли музыка в  сказании?

Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

Предлагает поработать в группах.

(таблица № 2 в Приложении)

1 группа:  предложить варианты

средств музыкальной выразительности: темп, ритм,  лад, динамика, регистр,

2 группа: музыкальные инструменты симфонического оркестра

 

Много музыки написано композиторами по сказкам, вспомните, какого композитора называют «сказочником»?

Композитор А. К. Лядов был учеником Н. А. Римского-Корсакова и его тоже привлекали сказочные персонажи.

Слайд№6

Им было создано несколько симфонических миниатюр (небольших инструментальных пьес), на сюжеты русского фольклора. Среди них симфоническая миниатюра «Кикимора». В основу ее легло сказание русского народа, которое мы прочитали в начале урока.

Давайте послушаем это произведение и определим, какими средствами музыкальной выразительности нарисована Кикимора.

Слушание «Кикиморы» А. Лядов

Мы с вами прослушали полностью произведение, музыка сразу рисует Кикимору?

Чей 1-й образ рисует музыка?

(слушаем фрагмент «У кудесника во каменных горах»)

Слайд №7.

А что напоминает  эта часть музыки?

Слайд №8.

(слушаем фрагмент, где звучит английский рожок).

Почему? Докажите.

 

 

 

А всегда ли музыка звучит убаюкивающее?

(слушаем фрагмент, где звучит челеста).

Слайд №9.

Какие вы  видите  инструменты? Какой из них солирует?

Знакомим с инструментами челестой и английским рожком.

Показ слайда (изображены челеста и английский рожок).

Слайд №10.

Слушаем вторую часть картины.

Слайд №11.

Что вы здесь слышите?

(Кикиморка встрепенулась)

А какие инструменты хорошо слышны?

Показ слайда с изображением флейты и гобоя.

А как заканчивается произведение? Почему?

 

 

Скажите, в каком оркестре звучат все изображенные инструменты на слайдах, в карточках?

С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось раскрыть фольклорный образ Кикиморы?

Прослушанное произведение крупное или небольшое?

На сколько частей можно его разделить?

 

 

Обратимся к тексту. 

Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте?

1  часть  в  музыке - это маленькая Кикимора и ее сказочное окружение

2 часть — это взрослая злая Кикимора

В каком же жанре написал «Кикимору»  А. Лядов?

Слайд №12.

Вспомните, как называется литературная основа инструментального произведения?

Так какое это произведение?

Слайд №13.

На протяжении всего произведения образ кикиморы был озвучен одной яркой, запоминающейся мелодией. Эта мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя называется «лейтмотив».

Слайд №13.

 

Давайте  исполним полюбившуюся нам  песню  Г. Гладкова  «Спор  Маши и Вити о сказках»

 

Сегодня мы  с вами  узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим,  что мы с вами запомнили.

Сейчас мы  проведем тест-викторину (таблица № 3 в Приложении)

Приведите в соответствие высказывания.

Оценка работы детей на уроке.

 

 

Выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора» Слайд №14.

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст.

 

 

Выполняют задания в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цитируют текст сказания.

 

Стучит, гремит, свистит, шипит

 

Шумовые.

Кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, не спознать.

 

 

В тексте встречаются слова и части речи  вышедшие из употребления.

 

Поет Кот-Баюн и др.

 

 

 

 

 

Работают в группах по заданиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают свои варианты.

 

 

 

Н. А. Римского-Корсакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и  анализируют по ходу слушания

 

 

Нет.

Образ пещеры кудесника.

 

 

 

 

Колыбельную. Кот-баюн качает колыбельку.

 

 

Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент.

 

Нет.

 

 

 

 

 

Один духовой (солирующий), а второй похож на пианино.

 

 

 

 

 

Кикимора проснулась, ее крики, визги.

Духовые.

 

 

 

 

Кикимора исчезает.

Музыка становится очень тихой.

 

 

 

В симфоническом оркестре.

 

 

 

Ответы детей.

 

Небольшое.

Дети высказывают свое мнение о форме музыки и выходят на 2-х частную форму.

 

 

Да.

 

 

 

 

 

 

Симфоническая миниатюра.

 

 

 

 

Программа.

Это программное произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают с карточками. Проверяют свои ответы, смотрят на слайд, оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

П. -  умение структурировать знания, анализ, сравнение, прогнозирование

К. -  умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать, умение договариваться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. - анализ и сравнение,

поиск и выделение нужной информации, моделирование, установление причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К. - умение  выражать свои мысли, слушать собеседников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. - умение анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. - активизация работы через сравнение.

 

 

 

 

 

 

П. - умение анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.- познавательный интерес к новому

 

 

 

 

 

П. - умение анализировать.

Л. - умение выражать свои мысли.

 

 

 

К. - наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие

 

 

 

 

 

 

 

П.- познавательный интерес к новому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К. - исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем

Л. - эмоциональное исполнение

 

 

 

 

 

К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение.

Р. - активизация работы через сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение.

Таблица №1

Опиши Кикимору - какая она?

Внешний вид

Характер

 

 

Какие звуки можно услышать в тексте:

__________________________________________________________

Найди в тексте слова, непонятные тебе, попытайся объяснить их

Слова

Объясни сам

Найди толкование

Сравни. Что совпало? Отметь+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2.

Характер музыки

 

Лад

 

Темп

 

Динамика

 

Регистр

 

Тембр

 

 

Какими красками-тембрами симфонического оркестра ты бы озвучил образ Кикиморы?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №3

1.Программная музыка

а) Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

2.Колыбельная

б) Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет (нередко литературный)

3.Лейтмотив

в) Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

4.Что лежит в основе «Кикиморы» А. Лядова?

г) Тихая, плавная, певучая музыка.

5.Кикимора

д) Мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.

Ответы:___________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Технологическая карта урока Предмет: музыка

Технологическая карта урока Предмет: музыка

Выставка книг с русскими народными сказками

Выставка книг с русскими народными сказками

Приветствует детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний

Приветствует детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний

А какие отрицательные герои «очеловечены»?

А какие отрицательные герои «очеловечены»?

Тема урока: образ Кикиморы в музыке и литературе

Тема урока: образ Кикиморы в музыке и литературе

Кикиморе, - сравним музыкальный и литературный образы

Кикиморе, - сравним музыкальный и литературный образы

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Первичное закрепление

Приложение. Таблица №1 Опиши

Приложение. Таблица №1 Опиши

Таблица №3 1.Программная музыка а)

Таблица №3 1.Программная музыка а)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.04.2020