Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему: «Фольклор в музыке русских композиторов»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока.docx

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

 

Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему:

«Фольклор в музыке русских композиторов»

 

 

Разработала:

учитель музыки высшей категории

Гоголева Римма Викторовна

 

 

с. Нижний Суэтук, 2020г.

 

 

Технологическая карта урока

Предмет: музыка

Класс: 5

Базовый учебник: «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М.Просвещение, 2013

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»

Цель урока: сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ Кикиморы.

Задачи урока:

1.     Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа.

2.     Познакомить с термином «программная музыка», жанром «симфоническая миниатюра».

3.     Развивать умение слушать и анализировать музыку.

4.     Воспитывать интерес к музыке А. К. Лядова.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Необходимое оборудование:

1.     Баян, проектор, компьютер, музыкальный центр.

2.     Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.

3.     А. К. Лядов. Симфоническая миниатюра «Кикимора».

4.     Г. Гладков «Песня-спор»

5.     Выставка книг с русскими народными сказками.

Планируемые  результаты:

Предметные:

ü определяют термин «симфоническая миниатюра»;

ü узнают звучание музыкальных инструментов (челеста, английский рожок).

ü Применяют музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.

Метапредметные:

ü Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу.

ü Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

ü Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.

Личностные:

ü осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора;

ü проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№ п.п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

 

Приветствует  детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний.

Приветствуют  учителя.

Л. – проявление

эмоциональной отзывчивости.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности.

Просмотр фрагмента сказки «Там на неведомых дорожках». Каких знакомых героев вы увидели?

Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают?

Конечно, о сказочном герое, изображенном в музыке.

Ребята, кто сочиняет сказки, былины?

Как мы называем народное творчество?

Слайд №1.

Сказочные герои бывают как отрицательные, так  и положительные, перечислите их.

А какие отрицательные герои   «очеловечены»?

А вы всех назвали? Попробуйте отгадать, а кто это?

Это нечистая сила,

На вид совсем некрасива,

На болоте обитает,

Всех вокруг она пугает.

 

 

 

Баба-яга, Кикимора, Ваня

 

 

О сказке или сказочных героях в музыке

 

 

 

Народ.

 

 

Фольклор.

 

 

 

 

Ответы детей.

 

Баба-Яга, Леший, Кощей-Бессмертный и д.р.

 

 

 

 

Кикимора.

Л. - умение слушать и анализировать

 

 

Р. - планирование учебной цели, побуждение к активности.

 

К. - формулировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

П -  анализ объектов с целью выделения  признаков

3.

Постановка учебной задачи.

Это Кикимора. Слайд №2.

А придумал ее русский народ. Это - фольклорный персонаж. 

Как вы думаете, какова будет   тема нашего урока?

 

 

А какую цель вы себе поставите?

 

 

 

 

 

Тема урока: образ  Кикиморы  в музыке и литературе.

Ставят цель: узнать, как изображена  Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее.

П. - понимание истоков музыки.

К. - умение формулировать собственное мнение.

 

Л. - развитие интереса к

музыкальным произведениям.

 

4.

Построение проекта выхода из затруднения.

Подведение  итогов этапа:

Тема «Образ  фольклорного персонажа   в музыке и литературе»

(Выведение темы, цели)

Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о  характере?

 

 

Слайд №3.

Что мы будем делать?

(Выведение  плана на доску в презентации)

Слайд №4.

 

 

 

 

 

 

 

 

Из учебника, из книг, из Интернета, из музыки.

 

 

Озвучивают план работы на уроке:

- прочитаем  народное сказание,

 - познакомимся с новым музыкальным произведением о Кикиморе,

- сравним   музыкальный и литературный образы

Р. - планирование, прогнозирование

 

 

П.  -  построение логической цепи рассуждения

 

К. - инициативное сотрудничество в поиске  и выборе информации

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым музыкальным материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамическая пауза.

 

 

 

Рефлексия деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Учитель организует работу  обучающихся  с учебником. 

Давайте познакомимся с народным сказанием.

Читаем текст (стр.19)

Слайд №5.

Предлагает поработать в группах. (таблица №1 в Приложении)

1 группа находит информацию о внешнем виде и характере кикиморы. А так же о звуках, которые можно услышать в тексте.

2 группа находит в тексте непонятные слова, пытается объяснить их значение. Выделяет признаки, по которым можно понять, что это старинное народное сказание.

Диалог с детьми по прочитанному тексту:

1 группа: Как выглядит Кикимора, какова по характеру?

Какие звуки вы услышали в тексте?

 

А это  какие звуки?

2 группа: Какие слова в тексте вам были непонятны?

 

 

По каким признакам можно сказать, что это старинное народное сказание?

 

 

 

А звучит ли музыка в  сказании?

Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет?

Предлагает поработать в группах.

(таблица № 2 в Приложении)

1 группа:  предложить варианты

средств музыкальной выразительности: темп, ритм,  лад, динамика, регистр,

2 группа: музыкальные инструменты симфонического оркестра

 

Много музыки написано композиторами по сказкам, вспомните, какого композитора называют «сказочником»?

Композитор А. К. Лядов был учеником Н. А. Римского-Корсакова и его тоже привлекали сказочные персонажи.

Слайд№6

Им было создано несколько симфонических миниатюр (небольших инструментальных пьес), на сюжеты русского фольклора. Среди них симфоническая миниатюра «Кикимора». В основу ее легло сказание русского народа, которое мы прочитали в начале урока.

Давайте послушаем это произведение и определим, какими средствами музыкальной выразительности нарисована Кикимора.

Слушание «Кикиморы» А. Лядов

Мы с вами прослушали полностью произведение, музыка сразу рисует Кикимору?

Чей 1-й образ рисует музыка?

(слушаем фрагмент «У кудесника во каменных горах»)

Слайд №7.

А что напоминает  эта часть музыки?

Слайд №8.

(слушаем фрагмент, где звучит английский рожок).

Почему? Докажите.

 

 

 

А всегда ли музыка звучит убаюкивающее?

(слушаем фрагмент, где звучит челеста).

Слайд №9.

Какие вы  видите  инструменты? Какой из них солирует?

Знакомим с инструментами челестой и английским рожком.

Показ слайда (изображены челеста и английский рожок).

Слайд №10.

Слушаем вторую часть картины.

Слайд №11.

Что вы здесь слышите?

(Кикиморка встрепенулась)

А какие инструменты хорошо слышны?

Показ слайда с изображением флейты и гобоя.

А как заканчивается произведение? Почему?

 

 

Скажите, в каком оркестре звучат все изображенные инструменты на слайдах, в карточках?

С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось раскрыть фольклорный образ Кикиморы?

Прослушанное произведение крупное или небольшое?

На сколько частей можно его разделить?

 

 

Обратимся к тексту. 

Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте?

1  часть  в  музыке - это маленькая Кикимора и ее сказочное окружение

2 часть — это взрослая злая Кикимора

В каком же жанре написал «Кикимору»  А. Лядов?

Слайд №12.

Вспомните, как называется литературная основа инструментального произведения?

Так какое это произведение?

Слайд №13.

На протяжении всего произведения образ кикиморы был озвучен одной яркой, запоминающейся мелодией. Эта мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя называется «лейтмотив».

Слайд №13.

 

Давайте  исполним полюбившуюся нам  песню  Г. Гладкова  «Спор  Маши и Вити о сказках»

 

Сегодня мы  с вами  узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим,  что мы с вами запомнили.

Сейчас мы  проведем тест-викторину (таблица № 3 в Приложении)

Приведите в соответствие высказывания.

Оценка работы детей на уроке.

 

 

Выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора» Слайд №14.

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст.

 

 

Выполняют задания в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цитируют текст сказания.

 

Стучит, гремит, свистит, шипит

 

Шумовые.

Кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, не спознать.

 

 

В тексте встречаются слова и части речи  вышедшие из употребления.

 

Поет Кот-Баюн и др.

 

 

 

 

 

Работают в группах по заданиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети проговаривают свои варианты.

 

 

 

Н. А. Римского-Корсакова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают и  анализируют по ходу слушания

 

 

Нет.

Образ пещеры кудесника.

 

 

 

 

Колыбельную. Кот-баюн качает колыбельку.

 

 

Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент.

 

Нет.

 

 

 

 

 

Один духовой (солирующий), а второй похож на пианино.

 

 

 

 

 

Кикимора проснулась, ее крики, визги.

Духовые.

 

 

 

 

Кикимора исчезает.

Музыка становится очень тихой.

 

 

 

В симфоническом оркестре.

 

 

 

Ответы детей.

 

Небольшое.

Дети высказывают свое мнение о форме музыки и выходят на 2-х частную форму.

 

 

Да.

 

 

 

 

 

 

Симфоническая миниатюра.

 

 

 

 

Программа.

Это программное произведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение песни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети работают с карточками. Проверяют свои ответы, смотрят на слайд, оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

П. -  умение структурировать знания, анализ, сравнение, прогнозирование

К. -  умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать, умение договариваться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. - анализ и сравнение,

поиск и выделение нужной информации, моделирование, установление причинно-следственных связей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К. - умение  выражать свои мысли, слушать собеседников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. - умение анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. - активизация работы через сравнение.

 

 

 

 

 

 

П. - умение анализировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.- познавательный интерес к новому

 

 

 

 

 

П. - умение анализировать.

Л. - умение выражать свои мысли.

 

 

 

К. - наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие

 

 

 

 

 

 

 

П.- познавательный интерес к новому

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К. - исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем

Л. - эмоциональное исполнение

 

 

 

 

 

К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение.

Р. - активизация работы через сравнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение.

Таблица №1

Опиши Кикимору - какая она?

Внешний вид

Характер

 

 

Какие звуки можно услышать в тексте:

__________________________________________________________

Найди в тексте слова, непонятные тебе, попытайся объяснить их

Слова

Объясни сам

Найди толкование

Сравни. Что совпало? Отметь+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №2.

Характер музыки

 

Лад

 

Темп

 

Динамика

 

Регистр

 

Тембр

 

 

Какими красками-тембрами симфонического оркестра ты бы озвучил образ Кикиморы?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таблица №3

1.Программная музыка

а) Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах

2.Колыбельная

б) Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет (нередко литературный)

3.Лейтмотив

в) Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

4.Что лежит в основе «Кикиморы» А. Лядова?

г) Тихая, плавная, певучая музыка.

5.Кикимора

д) Мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя.

Ответы:___________________________________________________________