МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕСУЭТУКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Технологическая карта урока музыки в 5 классе на тему:
«Фольклор в музыке русских композиторов»
Разработала:
учитель музыки высшей категории
Гоголева Римма Викторовна
с. Нижний Суэтук, 2020г.
Технологическая карта урока
Предмет: музыка
Класс: 5
Базовый учебник: «Музыка» Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, М.Просвещение, 2013
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Цель урока: сформировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ Кикиморы.
Задачи урока:
1. Проследить единство связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа.
2. Познакомить с термином «программная музыка», жанром «симфоническая миниатюра».
3. Развивать умение слушать и анализировать музыку.
4. Воспитывать интерес к музыке А. К. Лядова.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Необходимое оборудование:
1. Баян, проектор, компьютер, музыкальный центр.
2. Мультимедийное сопровождение: презентация по теме урока.
3. А. К. Лядов. Симфоническая миниатюра «Кикимора».
4. Г. Гладков «Песня-спор»
5. Выставка книг с русскими народными сказками.
Планируемые результаты:
Предметные:
ü определяют термин «симфоническая миниатюра»;
ü узнают звучание музыкальных инструментов (челеста, английский рожок).
ü Применяют музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.
Метапредметные:
ü Регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель; формулируют и удерживают учебную задачу.
ü Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
ü Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Личностные:
ü осознают свою этническую и национальную принадлежность на основе изучения лучших образцов фольклора;
ü проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкального произведения.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ п.п |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1. |
Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
|
Приветствует детей, пожелание хорошего настроения, получения новых знаний. |
Приветствуют учителя. |
Л. – проявление эмоциональной отзывчивости. |
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднений деятельности. |
Просмотр фрагмента сказки «Там на неведомых дорожках». Каких знакомых героев вы увидели? Как вы, ребята, думаете, о чем или о ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Какие музыкальные открытия нас ожидают? Конечно, о сказочном герое, изображенном в музыке. Ребята, кто сочиняет сказки, былины? Как мы называем народное творчество? Слайд №1. Сказочные герои бывают как отрицательные, так и положительные, перечислите их. А какие отрицательные герои «очеловечены»? А вы всех назвали? Попробуйте отгадать, а кто это? Это нечистая сила, На вид совсем некрасива, На болоте обитает, Всех вокруг она пугает. |
Баба-яга, Кикимора, Ваня
О сказке или сказочных героях в музыке
Народ.
Фольклор.
Ответы детей.
Баба-Яга, Леший, Кощей-Бессмертный и д.р.
Кикимора. |
Л. - умение слушать и анализировать
Р. - планирование учебной цели, побуждение к активности.
К. - формулировать собственное мнение.
П - анализ объектов с целью выделения признаков |
3. |
Постановка учебной задачи. |
Это Кикимора. Слайд №2. А придумал ее русский народ. Это - фольклорный персонаж. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
А какую цель вы себе поставите?
|
Тема урока: образ Кикиморы в музыке и литературе. Ставят цель: узнать, как изображена Кикимора в музыке и литературе и есть ли что-то общее. |
П. - понимание истоков музыки. К. - умение формулировать собственное мнение.
Л. - развитие интереса к музыкальным произведениям.
|
4. |
Построение проекта выхода из затруднения. |
Подведение итогов этапа: Тема «Образ фольклорного персонажа в музыке и литературе» (Выведение темы, цели) Откуда мы можем узнать больше о Кикиморе? О ее привычках, о внешнем виде, о характере?
Слайд №3. Что мы будем делать? (Выведение плана на доску в презентации) Слайд №4. |
Из учебника, из книг, из Интернета, из музыки.
Озвучивают план работы на уроке: - прочитаем народное сказание, - познакомимся с новым музыкальным произведением о Кикиморе, - сравним музыкальный и литературный образы |
Р. - планирование, прогнозирование
П. - построение логической цепи рассуждения
К. - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
5.
6.
7.
8.
|
Первичное закрепление
Знакомство с новым музыкальным материалом.
Динамическая пауза.
Рефлексия деятельности.
Домашнее задание. |
Учитель организует работу обучающихся с учебником. Давайте познакомимся с народным сказанием. Читаем текст (стр.19) Слайд №5. Предлагает поработать в группах. (таблица №1 в Приложении) 1 группа находит информацию о внешнем виде и характере кикиморы. А так же о звуках, которые можно услышать в тексте. 2 группа находит в тексте непонятные слова, пытается объяснить их значение. Выделяет признаки, по которым можно понять, что это старинное народное сказание. Диалог с детьми по прочитанному тексту: 1 группа: Как выглядит Кикимора, какова по характеру? Какие звуки вы услышали в тексте?
А это какие звуки? 2 группа: Какие слова в тексте вам были непонятны?
По каким признакам можно сказать, что это старинное народное сказание?
А звучит ли музыка в сказании? Если бы вы были композиторами, то какую музыку вы бы сочинили на этот сюжет? Предлагает поработать в группах. (таблица № 2 в Приложении) 1 группа: предложить варианты средств музыкальной выразительности: темп, ритм, лад, динамика, регистр, 2 группа: музыкальные инструменты симфонического оркестра
Много музыки написано композиторами по сказкам, вспомните, какого композитора называют «сказочником»? Композитор А. К. Лядов был учеником Н. А. Римского-Корсакова и его тоже привлекали сказочные персонажи. Слайд№6 Им было создано несколько симфонических миниатюр (небольших инструментальных пьес), на сюжеты русского фольклора. Среди них симфоническая миниатюра «Кикимора». В основу ее легло сказание русского народа, которое мы прочитали в начале урока. Давайте послушаем это произведение и определим, какими средствами музыкальной выразительности нарисована Кикимора. Слушание «Кикиморы» А. Лядов Мы с вами прослушали полностью произведение, музыка сразу рисует Кикимору? Чей 1-й образ рисует музыка? (слушаем фрагмент «У кудесника во каменных горах») Слайд №7. А что напоминает эта часть музыки? Слайд №8. (слушаем фрагмент, где звучит английский рожок). Почему? Докажите.
А всегда ли музыка звучит убаюкивающее? (слушаем фрагмент, где звучит челеста). Слайд №9. Какие вы видите инструменты? Какой из них солирует? Знакомим с инструментами челестой и английским рожком. Показ слайда (изображены челеста и английский рожок). Слайд №10. Слушаем вторую часть картины. Слайд №11. Что вы здесь слышите? (Кикиморка встрепенулась) А какие инструменты хорошо слышны? Показ слайда с изображением флейты и гобоя. А как заканчивается произведение? Почему?
Скажите, в каком оркестре звучат все изображенные инструменты на слайдах, в карточках? С помощью каких средств музыкальной выразительности композитору удалось раскрыть фольклорный образ Кикиморы? Прослушанное произведение крупное или небольшое? На сколько частей можно его разделить?
Обратимся к тексту. Можем ли мы выделить 2 части и найти контраст в тексте? 1 часть в музыке - это маленькая Кикимора и ее сказочное окружение 2 часть — это взрослая злая Кикимора В каком же жанре написал «Кикимору» А. Лядов? Слайд №12. Вспомните, как называется литературная основа инструментального произведения? Так какое это произведение? Слайд №13. На протяжении всего произведения образ кикиморы был озвучен одной яркой, запоминающейся мелодией. Эта мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя называется «лейтмотив». Слайд №13.
Давайте исполним полюбившуюся нам песню Г. Гладкова «Спор Маши и Вити о сказках»
Сегодня мы с вами узнали много нового о мире музыкальных сказок, давайте проверим, что мы с вами запомнили. Сейчас мы проведем тест-викторину (таблица № 3 в Приложении) Приведите в соответствие высказывания. Оценка работы детей на уроке.
Выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора» Слайд №14.
|
Читают текст.
Выполняют задания в группах.
Цитируют текст сказания.
Стучит, гремит, свистит, шипит
Шумовые. Кудесник, тешит, кудель конопельная, пряжа пеньковая, не спознать.
В тексте встречаются слова и части речи вышедшие из употребления.
Поет Кот-Баюн и др.
Работают в группах по заданиям.
Дети проговаривают свои варианты.
Н. А. Римского-Корсакова
Слушают и анализируют по ходу слушания
Нет. Образ пещеры кудесника.
Колыбельную. Кот-баюн качает колыбельку.
Музыка медленная, спокойная, слышна колыбельная песня, слышен солирующий инструмент.
Нет.
Один духовой (солирующий), а второй похож на пианино.
Кикимора проснулась, ее крики, визги. Духовые.
Кикимора исчезает. Музыка становится очень тихой.
В симфоническом оркестре.
Ответы детей.
Небольшое. Дети высказывают свое мнение о форме музыки и выходят на 2-х частную форму.
Да.
Симфоническая миниатюра.
Программа. Это программное произведение.
Исполнение песни.
Дети работают с карточками. Проверяют свои ответы, смотрят на слайд, оценивают свою работу на уроке.
|
П. - умение структурировать знания, анализ, сравнение, прогнозирование К. - умение устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать, умение договариваться
П. - анализ и сравнение, поиск и выделение нужной информации, моделирование, установление причинно-следственных связей
К. - умение выражать свои мысли, слушать собеседников
П. - умение анализировать.
К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение.
Р. - активизация работы через сравнение.
П. - умение анализировать.
П.- познавательный интерес к новому
П. - умение анализировать. Л. - умение выражать свои мысли.
К. - наблюдение за музыкой, эмоциональное восприятие
П.- познавательный интерес к новому
К. - исполнение песни хором, сотрудничество с классом и учителем Л. - эмоциональное исполнение
К. - находить аналогии, формулировать собственное мнение. Р. - активизация работы через сравнение.
|
Приложение.
Таблица №1
Опиши Кикимору - какая она?
Внешний вид |
Характер |
|
|
Какие звуки можно услышать в тексте:
__________________________________________________________
Найди в тексте слова, непонятные тебе, попытайся объяснить их
Слова |
Объясни сам |
Найди толкование |
Сравни. Что совпало? Отметь+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица №2.
Характер музыки |
|
Лад |
|
Темп |
|
Динамика |
|
Регистр |
|
Тембр |
|
Какими красками-тембрами симфонического оркестра ты бы озвучил образ Кикиморы?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица №3
1.Программная музыка |
а) Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах |
2.Колыбельная |
б) Инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет (нередко литературный) |
3.Лейтмотив |
в) Устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности |
4.Что лежит в основе «Кикиморы» А. Лядова? |
г) Тихая, плавная, певучая музыка. |
5.Кикимора |
д) Мелодия или целая тема, применяемая для характеристики героя. |
Ответы:___________________________________________________________ |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.