Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие животных"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие животных"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
окружающий мир
12.05.2023
Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие животных"
Технологическая карта Разнообразие животных.docx

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Данные об авторе: Шляпникова Екатерина Алексеевна

Тема урока: Разнообразие животных

Класс  4 УМК «Школа России»

Цель фрагмента урока – создание условий для знакомства с разнообразием животных.

Задачи фрагмента урока:

1.Познакомить с разнообразием животного мира; дать понятие об отличиях между животными, их приспособлениями к среде обитания, особенностями питания.

2.Развивать способность к осуществлению сотрудничества, мышление, связную речь, сообразительность; расширять представления о животном мире;  формировать умение договариваться, распределять работу, умение высказывать своё мнение и принимать мнения других.  

3. Содействовать воспитанию положительного отношения к урокам окружающего мира, интереса, любви и бережного отношения к животным, к природе.

Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1 с 87-93

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, интерактивная панель, документ – камера, ракушки, морская звезда

Наглядный материал: карточка 1 (Приложение 1), изображения представителей (Приложение 2), зелёные конверты с текстами (Приложение 3), изображение осьминогов (Приложение 4).

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

 

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные) П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные)

Личностные

 

Мотивационно-целевой этап

(3 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание проблемной ситуации

 

Практическая работа

- Добрый день, ребята.

- Обратите, пожалуйста, внимание на слова.

- Какие из предложенных слов в каждой группе лишние?

- Что общего у оставшихся слов в первой группе?

- Каким одним словом, можно объединить слова первой группы?

- Второй группы?

- Назовите характерные признаки рыб.

 

 

 

 

- Перечислите отличительные признаки насекомых.

 

 

- Какие группы животных ещё вы знаете?

 

- Вспомним характерные признаки животных этих групп.

- Назовите характерные признаки птиц.

 

- Назовите характерные признаки млекопитающих или зверей.

 

 

 

- Перечислите, что относится к признакам земноводных.

 

- Назовите признаки пресмыкающихся.

 

 

 

 

- Замечательно! Обратите внимание на слайд и скажите, знаете ли вы,  к какой из перечисленных групп можно отнести морскую звезду.

- Скорпиона к какой можно отнести, знаете?

- Подходят ли они к группам, которые мы разобрали?

- Почему?

 

- Значит ли это, что групп существует больше, чем вы думали?

- На самом деле, групп, действительно, существует больше и  в них входят самые разнообразные животные.

- Какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

 

Окунь, сом, морская звезда, лещ.

Бабочка, скорпион, жук, пчела.

- Морская звезда, скорпион.

 

 

 

- Рыбы.

 

- Насекомые.

- Рыбы, это водные животные, тело которых покрыто чешуёй. Дышат с помощью жабр, передвигаются при помощи плавников и хвоста.

- Насекомые – животные, у которых шесть ног (три пары), пара усиков. Выделяют три части тела: голова, грудь, брюшко.

- Птицы, млекопитающие, земноводные и пресмыкающиеся.

 

 

- Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

- Звери (млекопитающие) – животные, тело которых покрыто шерстью и которые выкармливают детёнышей молоком.

- Земноводные – животные, кожа которых голая, нежная. Обитают как на земле, так и в воде.

- Пресмыкающиеся – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками, а у некоторых ещё и панцирем. Эти животные ползают.

- Нет.

 

 

 

- Нет.

 

- Нет.

 

- Потому, что у них нет нужных признаков.

 

 

 

 

 

- Разнообразие животных.

Фронтальная

Компьютер, интерактивная доска, презентация

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3 

Устный

контроль

- умение называть группы животных

- умение перечислять отличительные признаки каждой группы

- умение давать определение каждой группе животных

К – умение высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- умение отвечать на вопросы учителя

Р – волевая саморегуляция

 

 

 

Мотивация к учебной деятельности

Беседа

- Ребята, предположите, для чего нам нужно изучать эту тему?

 - Чтобы узнать как можно больше информации об окружающем нас мире, чтобы знать какие животные нас окружают, чем они могут быть полезны человеку.

- Чтобы знать особенности каждой группы животных, знать способы их приспособления к среде обитания, знать, чем питаются.

 

Фронтальная

Компьютер, интерактивная доска, презентация

Устный

контроль

 

К-  умение отвечать на вопросы учителя;

- умение слушать других

П – умение анализировать информацию

- формирование положительного отношения к уроку окружающего мира

 

Формулировка учебной задачи

Беседа

- Какая будет цель нашего урока?

- Цель – познакомиться с разнообразием животных.

 

Фронтальная

Компьютер, интерактивная доска, презентация

Слайд 4

Устный

контроль

 

Р – умение определять и формулировать цель урока

 

 

Ориентировочный этап

(1 минута)

 

Планирование учебной задачи

Беседа

- Составим план урока.

 

 

 

 

 

 

- Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? 

 План

1. Познакомимся с новыми группами животных.

2. Узнаем, к какой среде обитания они приспособлены и чем питаются.

 

- Необходимо быть активными, внимательными, быстрыми.

- Нужно отвечать на вопросы учителя, выполнять все задания, находить необходимую информацию в учебнике.

- Нужно не лениться, не отвлекаться, проявлять любознательность и интерес.

Фронтальная

Компьютер, интерактивная доска, презентация

Слайд 5

Устный контроль

 

Р - умение планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления

 

 

Проблемно-исследовательский этап

1)

(5 минуты)

Организовать поиск решения проблемы

Подводящий диалог

 

Приём «Концептуальная таблица»

 

 

 

 

 

 

- Начнем работать с первым пунктом плана.

- Что мы будем делать?

 

- Для этого вам нужно открыть учебник на страницах 88 – 89 и заполнить таблицу, которая находится на ваших столах.

- Работать будете в парах. Первая пара заполняет таблицу про червей и иглокожих, вторая – моллюсков, третья – паукообразных и ракообразных.

- Читайте информацию в учебнике, работайте дружно, сообща.

- Время на выполнение задания 1 минута.

Название группы

Представители

Дополнительная информация

Черви

Дождевой червь, пиявки

Живут в водоёмах

Иглокожие

Морские звезды, огурцы, ежи и лилии.

 

Моллюски

Двустворчатые моллюски (ракушки), улитки, слизни, осьминоги, кальмары.

Мягкое тело, которое у многих представителей защищено раковиной.

Ракообразные

Раки, крабы, креветки

 

Паукообразные

Пауки, скорпионы, сенокосцы

Имеют восемь ног (четыре пары)

- Время вышло, предлагаю вам проверить друг друга и заполнить таблицу до конца.

- Для этого прошу первую пару пройти сюда, мы используем документ – камеру, чтобы проверить, что вы написали.

- Прочитайте, а остальные пары я попрошу  заполнять  таблицу.

- Спасибо. Вторая пара. Остальные заполняют таблицу.

- Приглашаем последнюю пару, чтобы завершить нашу таблицу.

- Спасибо вам большое, наша таблица полностью заполнена.

- Теперь вы знаете, какие группы животных существуют помимо тех, которые мы перечислили ранее.

- Сейчас вы сможете сказать, к какой группе относится морская звезда? К какой?

- Скорпион – это представитель какой группы?

- Молодцы, всё верно.

 

 

- Познакомимся с новыми группами животных.

 

Дети в парах заполняют таблицу с  помощью учебника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети по очереди выходят с таблицами, используют документ – камеру, остальные заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да. Морская звезда является представителем группы иглокожие.

- Представитель группы паукообразные.

Парная

Компьютер, интерактивная доска, презентация

 

Учебник

Карточка 1

 

 

Документ-камера

 

Изображения представителей каждой группы на  доске

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

Взаимоконтроль

Устный контроль

- умение читать и извлекать полезную информацию

- умение находить информацию в учебнике самостоятельно

- умение заполнять таблицу

П – умение анализировать информацию;

- умение сравнивать информацию

 

К - умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других;

- умение контролировать друг друга, работая в паре

- умение планировать и согласованно выполнять действия

Р - саморегуляция при выполнении заданий

 

-  выражение познавательного интереса к теме урока

 

 

2)

(4 минуты)

Обеспечить применение полученных знаний

Практическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

- Приступим к выполнению второго пункта плана.

- Вспомним, как назывался второй пункт плана.

 

- Работать будете индивидуально.

- Каждый будет читать свой текст, потом перескажет основное своим одноклассникам.

- Найдите конверты зелёного цвета.

- Откройте их.
- Внимательно прочитайте текст, выделите основное на ваш взгляд про среду обитания и питание.

- Время на выполнение 1 минута. 

- Время вышло.

- Прошу выходите по очереди к доске. Рассказывайте, что узнали.

- Расскажите нам про червей.

- Следующий расскажет про моллюсков.

- Послушаем про иглокожих.

- Ребята, кто – то из вас видел морскую звезду?

- Посмотрите, какая красивая морская звезда у меня есть. Сейчас пока вы ее рассматриваете, мы послушаем интересные факты об иглокожих, в частности про морскую звезду.

- Слушаем про ракообразных.

- Завершаем рассказом про паукообразных.

- Молодцы.

- Теперь предлагаю вам выполнить задание.

https://learningapps.org/watch?v=ps52uv27a21

- Замечательно, теперь вы знаете, к какой среде обитания приспособлены группы этих животных, а также про их питание.

- Ребята, как вы думаете, как нужно относиться к животным?

 

- Верно, также нужно относиться и к среде их обитания. Нельзя засорять среду их обитания, природу.

 

 

- Узнаем, к какой среде обитания они приспособлены и чем питаются.

 

 

 

 

 

 

Дети находят конверты, читают текст и выделяют основное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют задание в лернинге

 

 

 

- Животных нужно беречь, нужно им помогать, защищать. Нельзя разрушать их дома, гнезда.

Индивидуальная

 

 

 

 

Фронтальная

 

Компьютер, интерактивная панель, презентация

Конверты зелёного цвета с текстами

 

 

 

 

Слайд 7,8,9,10,11

Письменный контроль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимоконтроль

- умение

самостоятельно  работать с текстом

- умение выделять основное в тексте

П - выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания

К - умение высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы

 Р - умение контролировать, корректировать работу

- выражение бережного отношения к животным, к природе

 

Рефлексивно-оценочный этап

(2 минуты)

Рефлексивный анализ. Оценка

Облако "тегов"

- Какой была цель урока?

 

- Достигли ли мы ее?

 

- Продолжите фразы:

«Я узнал…»

«Я понял, что…»

«Было интересно…»

«Было трудно…»

«Я захотел(а)…»

 

 

 

 

- Вашу работу на сегодняшнем уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились, были очень активными и любознательными. Благодаря вам мы всё выполнили.

- Особенно хочу отметить …. Он(а) справились со всеми заданиями без ошибок (были активными и т.п.)

- Познакомиться с разнообразием животных.

- Да, достигли.

 

 

- Я узнал, что существуют другие группы животных, помимо тех, которые мы изучали ранее.

- Было интересно находить информацию в учебнике про иглокожих.

- Я захотел узнать еще больше информации про представителей паукообразных.   

 

Фронтальная

Компьютер, интерактивная доска, презентация

Слайд 12

Устный контроль

 

- умение делать вывод по теме урока

П - умение обобщать полученные знания

 

К - умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других

-рефлексия   своего отношения к содержанию темы

 

Рефлексивный анализ. Самооценка.

Осьминог

- Найдите ваши заполненные таблицы, ниже вы увидите трех слонов. Оцените свою работу на уроке.

- Если вы испытывали трудности, поднимите красного осьминога, если вы поняли тему урока, но еще нуждаетесь в помощи, покажите жёлтого осьминога, если вы поняли тему урока и сможете научить других, то смелее поднимайте зелёного осьминога.

- Покажите мне.

- Я вижу, что на уроке вы работали активно, у вас все получилось, вы большие молодцы.

- Спасибо вам за урок. 

Оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Компьютер, интерактивная доска, презентация

Изображения осьминогов

Устный контроль

 

 

Р – умение оценивать свою деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Слайд 1


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12

 

Приложение 1

 

Задание: откройте учебник на страницах 88-89.  Заполните таблицу, пользуясь информацией из учебника, про червей и иглокожих. Пишите аккуратным, разборчивым почерком.

Название группы

Представители

Дополнительная информация

Черви

 

 

 

 

Иглокожие

 

 

 

 

Моллюски

 

 

 

 

Ракообразные

 

 

 

 

Паукообразные

 

 

 

 

 

 

 

Задание: откройте учебник на страницах 88-89.  Заполните таблицу, пользуясь информацией из учебника, про моллюсков. Пишите аккуратным, разборчивым почерком.

Название группы

Представители

Дополнительная информация

Черви

 

 

 

 

Иглокожие

 

 

 

 

Моллюски

 

 

 

 

Ракообразные

 

 

 

 

Паукообразные

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: откройте учебник на страницах 88-89.  Заполните таблицу, пользуясь информацией из учебника, про паукообразных и ракообразных. Пишите аккуратным, разборчивым почерком.

Название группы

Представители

Дополнительная информация

Черви

 

 

 

 

Иглокожие

 

 

 

 

Моллюски

 

 

 

 

Ракообразные

 

 

 

 

Паукообразные

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

cherv.jpg piyavka.jpg Octopus-Octopus_vulgaris.jpg

bolshaja-ulitka-krupnym-planom.jpg s1200.jpg  staar519.jpg

1380316445-krabi----22.jpg 829932030.jpg 2048x1422_941735_[www.ArtFile.ru].jpg

Приложение 3

Черви

Среда обитания червей – почва, водоёмы. Черви могут рыть очень твёрдую и сухую землю, участвуют в почвообразовательном процессе. Передвигаться даже в самых твёрдых почвах червям помогает специальная слизь, которую они выделяют. Тело червей имеет обтекаемую форму, что позволяет свободно перемещаться под землёй. Пищей червям служат насекомые, а также останки животных и растений. В зависимости от мест обитания черви могут быть очень маленькими, всего несколько миллиметров, или же гигантскими, как Австралийский червь, до 3 –х метров в длину.

Моллюски

Насчитывают более 100 тысяч видов. Представители этой группы бывают как маленькими, всего 2 мм, так и гигантскими, достигают 15 метров. Обитают в водной среде, а также встречаются на суше – полях, лесах. Некоторые виды моллюсков ведут малоподвижный или неподвижный образ жизни, прикрепляются к скалам или водорослям створкой раковины. Растительноядные особи питаются водными растениями, планктоном, а хищные представители поедают разнообразных рыб, ракообразных и даже других моллюсков.

Иглокожие

Все иглокожие являются жителями океанов, морей на самых разных глубинах. Место их обитания – вода. Иглы им нужны в первую очередь для защиты, а также для передвижения. Иглокожие – малоподвижные животные. Многие из них являются хищниками, которые питаются рыбой, останками животных, некоторые питаются водорослями, микроорганизмами и другими растениями подводного мира.

Иглокожие

Первые иглокожие появились на нашей планете около 520 млн. лет назад, задолго до первых динозавров. Морские звёзды являются одними из наиболее ярких представителей. На данный момент насчитывают более 500 видов. Эти животные по внешнему виду напоминают пятиконечную звезду. Морские звёзды окрашены в яркий цвет и обитают в морях на глубине 300 – 400 метров. Интересно, что некоторые морские звёзды способны отрастить себе новое тело, если у них уцелел, хотя бы один луч. Это подвижные животные, передвигающиеся при помощи крохотных ножек. Питается морская звезда другими животными, обычно моллюсками, иногда едят даже морских ежей, таких же колючих, как они сами.

 

Ракообразные

Это водные беспозвоночные животные, свободно передвигающиеся по дну или  в толще воды. Встречаются в морях, океанах, а также не редко и на суше. В основном пища растительного происхождения, но также встречаются и хищные представители, которые питаются падалью, другими живыми организмами водной среды. Встречаются съедобные виды, полезные для человека, а также бывают и ядовитые, которые опасны для жизни человека.

Паукообразные

Насчитывают более 70 000 видов. Место обитания – вся сухопутная окружающая среда. Паукообразные – преимущественно хищные животные, только некоторые представители питаются растительными веществами. Хищники питаются главным образом насекомыми, но некоторые виды могут съесть даже птицу. Ноги и тело пауков покрыты волосками, которые улавливают мельчайшие вибрации вокруг и помогают пауку охотиться. Самый большой в мире паук это паук – птицеед. Этот паук достигает 30,5 см в диаметре, может быть величиной с тарелку для обеда.

 

Приложение 4

octopus-clipart-red-octopus-octopus-clipart-hand-drawn-octopus-cartoon-octopus-png-image-and-clipart-650x527.jpg  octopus-clipart-311304.png  d5fdd621f2a55fd84948ac459ca68dee.png

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации

Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог

Организовать поиск решения проблемыПодводящий диалог

Прочитайте, а остальные пары я попрошу заполнять таблицу

Прочитайте, а остальные пары я попрошу заполнять таблицу

Сейчас пока вы ее рассматриваете, мы послушаем интересные факты об иглокожих, в частности про морскую звезду

Сейчас пока вы ее рассматриваете, мы послушаем интересные факты об иглокожих, в частности про морскую звезду

Сейчас пока вы ее рассматриваете, мы послушаем интересные факты об иглокожих, в частности про морскую звезду

Сейчас пока вы ее рассматриваете, мы послушаем интересные факты об иглокожих, в частности про морскую звезду

Приложение 1 Задание: откройте учебник на страницах 88-89

Приложение 1 Задание: откройте учебник на страницах 88-89

Задание: откройте учебник на страницах 88-89

Задание: откройте учебник на страницах 88-89

Задание: откройте учебник на страницах 88-89

Задание: откройте учебник на страницах 88-89

Приложение 2

Приложение 2

Приложение 3 Черви Среда обитания червей – почва, водоёмы

Приложение 3 Черви Среда обитания червей – почва, водоёмы

Иглокожие Первые иглокожие появились на нашей планете около 520 млн

Иглокожие Первые иглокожие появились на нашей планете около 520 млн

Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие животных"

Технологическая карта урока окружающего мира "Разнообразие животных"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023