Технологическая карта урока "Переходные и не переходные глаголы"
Оценка 5

Технологическая карта урока "Переходные и не переходные глаголы"

Оценка 5
docx
21.10.2020
Технологическая карта урока "Переходные и не переходные глаголы"
Технологическая карта урока Переходные и непереходные глаголы.docx

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

по теме «Переходные и непереходные глаголы»

(По учебнику Т.А. Ладыженской, по АООП для обучающихся с ОВЗ)

учитель русского языка МБОУ СОШ «Перспектива» Бахирева С.В.

 

Тема урока

«Переходные и непереходные глаголы»

Цель урока

Дать учащимся понятие о категории переходности/непереходности глагола.

Отработать навыки определения переходности/непереходности.

Тип урока

Постановка и решение учебных задач

Планируемые  образовательные результаты

Предметные: Актуализация знаний по теме «Морфологические признаки глагола»,  знать переходные и непереходные глаголы, их значения, уметь пользоваться приемом определения переходности у глагола при помощи существительного в вин. падеже без предлога и существительного в род. падеже, по значению.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и переработке материала, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Образовательные ресурсы

РЭШ   https://resh.edu.ru/subject/lesson/7011/main/282414/

Учебная презентация по теме урока

Оборудование

Компьютер, экран, мультимедийный проектор.

 

Организационная структура урока

Этап урока

время

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

Организационный этап. Мотивация к деятельности.

1 минута

Здравствуйте, ребята!

Давайте настроимся на работу, для того чтобы она была продуктивной.

Мы продолжаем узнавать новое о глаголе и сегодняшний урок нам тоже подарит новые открытия.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу и присаживаются на свои места.

Умение слушать и выполнять требуемые действия

Актуализация знаний. Повторение изученного о глаголе.

Подведение детей к

постановке

задач урока.

3 мин.

Игра «Верю – не верю» (слайд 3)

Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет?...

Инфинитив – это неопределенная форма глагола?...

Глагол в предложении бывает сказуемым?...

Глаголы изменяются по падежам?....

Глаголы изменяются по временам?...

Глаголы изменяются по числам?...

Глаголы бывают 3-х спряжений?...

 

 

Отвечают на вопросы.

Вспоминают и перечисляют все известные и ранее изученные морфологические признаки глагола.

 

 

2 мин

Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число.

 

 

Работа с теоретическим материалом. Формулирование темы 

4 мин.

На экране вы видите словосочетания. (слайд 4)

- Найдите главное и зависимое слово в этих словосочетаниях, от главного поставьте вопрос к зависимому.

- определите падеж существительных.

- Словосочетаний с каким падежом больше?

- Что  объединяет словосочетания, где существительные стоят в Винительном падеже?

- Они как-то отличаются по своему строению от других словосочетаний?

Вывод:

Верно, эти глаголы не имеют предлогов.

Так вот ,ребята, глаголы, при котором существительное, числительное или местоимение стоит в Вин. Падеже и без предлога называются ПЕРЕХОДНЫМИ, все остальные - непереходными. Следовательно, как будет звучать сегодняшняя наша тема?

 

Какие цели могут быть у нашего урока? Может, мы будем что-то выяснять…учиться что-то различать… 

 

Дети делают вывод, что одни глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога, а другие нет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему урока: «Глаголы переходные и непереходные». Записывают ее в тетрадь.

 

Ответы детей:

узнать, какие глаголы называются переходными, а какие нет; находить в них отличия.

Умение анализировать учебный материал,  формулировать ответ на поставленный вопрос, анализировать собственные затруднения при выполнении задания.

Умение формулировать тему урока.

Умение ставить перед собой учебные задачи.

 

Формирование новых знаний.

6 мин

Как вы думаете, почему глаголы получили такое название: «переходные»?

     На самом деле глаголы никуда не переходят! А вот действие, которое они обозначают, может переходить прямо на предмет, на которое направлено это действие.

 

Давайте откроем учебники и прочитаем правило (п.90)

А теперь запишем это правило в тетради в виде схемы (слайд 6)

Учащиеся выдвигают свои версии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетради схему.

Умение работать с материалом учебника,  формулировать ответ на  вопрос.

 

 

 

 

 

Умение преобразовывать учебный материал в схему.

Закрепление знаний

5 мин.

Посмотрите на фотографии и составьте словосочетания «глагол + существительное». (слайды 10-14)

Какие глаголы мы употребили?

(слайд 15)

 

Составляют и записывают словосочетания, определяют падеж существительных.

Ответ уч-ся: Переходные.

 

Физкультминутка

2 мин.

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Отложили мы тетрадки,

Приступили мы к зарядке.

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево, поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

Выполняют элементарные физические упражнения под руководством ответственного за проведение физкультминутки учащегося

Умение выполнять физические упражнения под руководством

Открытие новых знаний

2 мин.

Откроем страницу 110 и разберем Особые случаи употребления переходных глаголов. (слайды 16-18)

Дополнение может стоять при переходном глаголе в Родительном падеже, если:

- при отрицании

- при указании на часть целого.

Слушают, анализируют материал. Делают вывод под руководством учителя: переходные глаголы в некоторых случаях могут сочетаться с существительными в Родительном падеже.

 

Закрепление материала

3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

Ребята, давайте вместе составим алгоритм определения переходности/непереходности глагола.

1) Найти глагол в предложении.

2) Найти существительное (мест, числит.), к которому он относится.

3) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?).

4) Если Винительный, установить, есть ли предлог.

5) Если предлога нет – глагол переходный.

6) Если падеж любой кроме Винительного, если есть предлог – глагол непереходный.

 

А сейчас мы просмотрим фрагмент видеоурока, чтобы еще раз закрепить все то, что мы сегодня узнали на уроке. (фрагмент урока РЭШ)

 

 

 

Участвуют в построении алгоритма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео, слушают.

 

 

 

 

 

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм).

4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

5. Владеть разными видами монолога и диалога.

6. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

Самостоятельная работа

6 мин.

А теперь вы можете самостоятельно выполнить упр. 528,применяя составленный алгоритм.

 

Работают самостоятельно в тетрадях (выполняют упражнение)

Уметь работать самостоятельно, применяя алгоритм действий.

 

Домашнее задание

2 мин

Выучить правило на стр.109

Запомнить алгоритм

Выполнить упр. 520

Составьте 3-4 предложения с записанными на уроке  словосочетаниями с переходными глаголами.

 

 

 

Итоги урока

3 мин

Рефлексия. (слайд 20)

Отвечают на вопросы

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Переходные и непереходные глаголы» (По учебнику

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме «Переходные и непереходные глаголы» (По учебнику

Подведение детей к постановке задач урока

Подведение детей к постановке задач урока

Следовательно, как будет звучать сегодняшняя наша тема?

Следовательно, как будет звучать сегодняшняя наша тема?

Физкультминутка 2 мин. Мы устали, засиделись,

Физкультминутка 2 мин. Мы устали, засиделись,

Ребята, давайте вместе составим алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Ребята, давайте вместе составим алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Технологическая карта урока "Переходные и не переходные глаголы"

Технологическая карта урока "Переходные и не переходные глаголы"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2020