Технологическая карта урока русского языка в 7 классе
по теме «Переходные и непереходные глаголы»
(По учебнику Т.А. Ладыженской, по АООП для обучающихся с ОВЗ)
учитель русского языка МБОУ СОШ «Перспектива» Бахирева С.В.
Тема урока |
«Переходные и непереходные глаголы» |
Цель урока |
Дать учащимся понятие о категории переходности/непереходности глагола. Отработать навыки определения переходности/непереходности. |
Тип урока |
Постановка и решение учебных задач |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: Актуализация знаний по теме «Морфологические признаки глагола», знать переходные и непереходные глаголы, их значения, уметь пользоваться приемом определения переходности у глагола при помощи существительного в вин. падеже без предлога и существительного в род. падеже, по значению. Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самостоятельный поиск информации, способность к преобразованию, сохранению и переработке материала, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования. |
Образовательные ресурсы |
РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/7011/main/282414/ Учебная презентация по теме урока |
Оборудование |
Компьютер, экран, мультимедийный проектор. |
Организационная структура урока |
||||
Этап урока |
время |
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) |
Формируемые способы деятельности |
Организационный этап. Мотивация к деятельности. |
1 минута |
Здравствуйте, ребята! Давайте настроимся на работу, для того чтобы она была продуктивной. Мы продолжаем узнавать новое о глаголе и сегодняшний урок нам тоже подарит новые открытия. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу и присаживаются на свои места. |
Умение слушать и выполнять требуемые действия |
Актуализация знаний. Повторение изученного о глаголе. Подведение детей к постановке задач урока. |
3 мин. |
Игра «Верю – не верю» (слайд 3) Глагол – это часть речи, которая обозначает предмет?... Инфинитив – это неопределенная форма глагола?... Глагол в предложении бывает сказуемым?... Глаголы изменяются по падежам?.... Глаголы изменяются по временам?... Глаголы изменяются по числам?... Глаголы бывают 3-х спряжений?...
|
Отвечают на вопросы. Вспоминают и перечисляют все известные и ранее изученные морфологические признаки глагола. |
|
|
2 мин |
Откроем тетради. Запишем сегодняшнее число. |
|
|
Работа с теоретическим материалом. Формулирование темы |
4 мин. |
На экране вы видите словосочетания. (слайд 4) - Найдите главное и зависимое слово в этих словосочетаниях, от главного поставьте вопрос к зависимому. - определите падеж существительных. - Словосочетаний с каким падежом больше? - Что объединяет словосочетания, где существительные стоят в Винительном падеже? - Они как-то отличаются по своему строению от других словосочетаний? Вывод: Верно, эти глаголы не имеют предлогов. Так вот ,ребята, глаголы, при котором существительное, числительное или местоимение стоит в Вин. Падеже и без предлога называются ПЕРЕХОДНЫМИ, все остальные - непереходными. Следовательно, как будет звучать сегодняшняя наша тема?
Какие цели могут быть у нашего урока? Может, мы будем что-то выяснять…учиться что-то различать…
|
Дети делают вывод, что одни глаголы сочетаются с существительными в винительном падеже без предлога, а другие нет.
Формулируют тему урока: «Глаголы переходные и непереходные». Записывают ее в тетрадь.
Ответы детей: узнать, какие глаголы называются переходными, а какие нет; находить в них отличия. |
Умение анализировать учебный материал, формулировать ответ на поставленный вопрос, анализировать собственные затруднения при выполнении задания. Умение формулировать тему урока. Умение ставить перед собой учебные задачи.
|
Формирование новых знаний. |
6 мин |
Как вы думаете, почему глаголы получили такое название: «переходные»? На самом деле глаголы никуда не переходят! А вот действие, которое они обозначают, может переходить прямо на предмет, на которое направлено это действие.
Давайте откроем учебники и прочитаем правило (п.90) А теперь запишем это правило в тетради в виде схемы (слайд 6) |
Учащиеся выдвигают свои версии.
Записывают в тетради схему. |
Умение работать с материалом учебника, формулировать ответ на вопрос.
Умение преобразовывать учебный материал в схему. |
Закрепление знаний |
5 мин. |
Посмотрите на фотографии и составьте словосочетания «глагол + существительное». (слайды 10-14) Какие глаголы мы употребили? (слайд 15)
|
Составляют и записывают словосочетания, определяют падеж существительных. Ответ уч-ся: Переходные. |
|
Физкультминутка |
2 мин. |
Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели. Вправо, влево, поворот, А потом наоборот. Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз, Приседать не торопись! И в последний раз присели, А теперь за парты сели. |
Выполняют элементарные физические упражнения под руководством ответственного за проведение физкультминутки учащегося |
Умение выполнять физические упражнения под руководством |
Открытие новых знаний |
2 мин. |
Откроем страницу 110 и разберем Особые случаи употребления переходных глаголов. (слайды 16-18) Дополнение может стоять при переходном глаголе в Родительном падеже, если: - при отрицании - при указании на часть целого. |
Слушают, анализируют материал. Делают вывод под руководством учителя: переходные глаголы в некоторых случаях могут сочетаться с существительными в Родительном падеже. |
|
Закрепление материала |
3 мин.
1 мин |
Ребята, давайте вместе составим алгоритм определения переходности/непереходности глагола. 1) Найти глагол в предложении. 2) Найти существительное (мест, числит.), к которому он относится. 3) Определить падеж (поставить вопрос кого? что?). 4) Если Винительный, установить, есть ли предлог. 5) Если предлога нет – глагол переходный. 6) Если падеж любой кроме Винительного, если есть предлог – глагол непереходный.
А сейчас мы просмотрим фрагмент видеоурока, чтобы еще раз закрепить все то, что мы сегодня узнали на уроке. (фрагмент урока РЭШ)
|
Участвуют в построении алгоритма.
Смотрят видео, слушают.
|
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала. 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. 3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм). 4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального). 5. Владеть разными видами монолога и диалога. 6. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
Самостоятельная работа |
6 мин. |
А теперь вы можете самостоятельно выполнить упр. 528,применяя составленный алгоритм.
|
Работают самостоятельно в тетрадях (выполняют упражнение) |
Уметь работать самостоятельно, применяя алгоритм действий.
|
Домашнее задание |
2 мин |
Выучить правило на стр.109 Запомнить алгоритм Выполнить упр. 520 Составьте 3-4 предложения с записанными на уроке словосочетаниями с переходными глаголами.
|
|
|
Итоги урока |
3 мин |
Рефлексия. (слайд 20) |
Отвечают на вопросы |
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.