Технологическая карта урока
Учитель: Слепцова Мария Владимировна
Класс: 8
Предмет: геометрия
Тема: Решение задач по теме «Теорема Пифагора»
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Цели урока: применять теорему Пифагора в решении задач различного вида, в том числе и практико-ориентированных задач.
Задачи:
1. Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению комплекса знаний в знакомой и измененной ситуациях по теме «Теорема Пифагора»;
2. Продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять главное, обобщать и систематизировать;
3. Показать практическую значимость теоремы Пифагора;
4. Развить алгоритмическое и комплексное мышление учащихся;
5. Воспитать активность, самостоятельность, ответственность, культуру общения, развить коммуникативные способности.
Формируемые УУД
· Личностные: учатся замечать и признавать свои ошибки, прислушиваться к мнениям одноклассников, анализировать, овладевать математическими знаниями и умениями, навыками их применения в реальной жизни, осознавать ценности исторических и математических знаний как важнейшего компонента научной картины мира, рефлексия.
· Регулятивные: осознавать качество и уровень усвоения пройденного материала, оценивать умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
· Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, приобретать умения работать в паре, осуществлять оценку действий партнера, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Планируемые образовательные результаты
· Метапредметные. Понимать связь математики с искусством, поэзией, философией, научиться чувствовать красоту формул и теорем, развивать интерес к истории математических открытий.
· Личностные. Грамотно излагать свои мысли, анализировать, сравнивать, развивать познавательный интерес через творческие задания. Уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, управлять своей познавательной деятельностью. Развивать активность и находчивость при решении поставленных задач, умение работать в коллективе.
· Предметные. Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестные стороны геометрических фигур и научиться применять теорему Пифагора в практико-ориентированных задачах.
Межпредметные связи: черчение, алгебра, технология, история, философия, повседневная жизнь.
Формы работы:фронтальная, в парах, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивное оборудование.
Дидактические средства: презентация, модели треугольников, клетчатая бумага, дифференцированное задание.
Организационная структура урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Организационный момент (1 мин.) |
Организация внимания всех учащихся: приветствие, проверка готовности к уроку. |
Включение в деловой ритм: настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места.
|
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем исверстниками. |
2. Устный счет (2 мин)
|
Проведение устного счёта с применением приёмов быстрого умножения. 1. Слуховая форма (таблица умножения, таблица квадратов) 2. Комбинированная форма. Приемы быстрого счёта. (152, 252, потом 352, 752) Объяснение: для того чтобы возвести, н-р, 752 =»7*8 и приписываем 25, 5625.
|
Учащиеся отвечают на вопросы |
Личностные: оценивание себя и друг друга. Регулятивные: планирование своей деятельности. |
3. Актуализация опорных знаний (3 мин.) |
Организация повторения формулировки теоремы Пифагора, формулировки теоремы, обратной теореме Пифагора; · В каком треугольнике используют теорему Пифагора? · А что вы знаете о прямоугольном треугольнике? · Как называются стороны прямоугольного треугольника? · Какими свойствами обладает прямоугольный треугольник?
|
Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.
|
Личностные: оценивание усвоенного материала, умение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: структурирование собственных знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, опираясь на определения и теоремы.
|
4. Создание проблемной ситуации. (5 мин) |
Создает проблемную ситуацию.
«На береге реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал. Бедный тополь упал. И угол прямой С течением реки его угол составлял. Запомни теперь, что в том месте река В четыре лишь метра была широка. Верхушка склонилась у края реки. Осталось три метра всего от ствола, Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: У тополя как велика высота?»
Дано: ВС = 3, AВ = 4, АC = CD. Найти: ВD. |
Перед учащимися возникает проблема: как найти длину упавшей части тополя? До какой точки от ствола опасно находится? Учащиеся выполняют вычисленияустно по картинке. |
Регулятивные: целеполагание, умение проговаривать последовательность действий. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
|
5. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока (1 мин)
|
Помогает сформулировать тему и цели предстоящей учебной деятельности.
|
Определяют тему и цель урока, записывают дату в тетрадь,
|
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, формулирование цели. Коммуникативные:умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
6. Повторение и анализ основных правил, понятий (проверка знаний учащихся фактического материала) (3 мин)
|
Организует выполнение учащимися математического диктанта на повторение теоретического материала. Обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку.
|
Выполняют задание №1 самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку, исправляют ошибки. Заполняют лист самооценки. |
Личностные: уметь осуществлять самооценку. Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.
|
7. Обобщение и система понятий, усвоение знаний и их применение (проверка умений учащихся самостоятельно применять знания в стандартных и измененных условиях) (13 мин) |
Организует деятельность по контролю усвоения приобретенных знаний: · В знакомой ситуации (типовые); · В измененной ситуации (конструктивные). Акцентирует внимание учащихся на значимость теоремы Пифагора в повседневной жизни. |
Решают задачи, применяя теорему Пифагора (парная работа). Задания №2, 3, 4. Заполняют лист самооценки. |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль,коррекция. Познавательные:поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение задач;структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные:умение работать возле доски, при необходимости получить помощь товарищей,умение работать в парах. |
Физкультминутка (1 мин) |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
Личностные: формирование позитивной самооценки. Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные:слушать и понимать речь других. |
8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (практическая работа) (10 мин) |
Предлагает выполнить практическое задание на доказательство теоремы Пифагора. |
Выполняют задание №5, открывая для себя новое доказательство теоремы Пифагора. Заполняют лист самооценки. |
Познавательные: умение самостоятельно определять и высказывать свои гипотезы, построение логической цепи рассуждений, установление, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение работать возле доски, при необходимости получить помощь товарищей, умение слушать и понимать речь других, работать в парах. |
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин.) |
Дает домашнее задание: «Найти три гипотенузы в вашем доме»
|
Записывают домашнее задание в дневниках. |
Познавательные: структурирование заданий понимание и подведение под понятие «Теорема Пифагора»
|
10. Рефлексия (4 мин) |
Подводит итоги работы в классе.
|
Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения. Сдают листы самооценки.
|
Личностные: смыслообразование. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. Познавательные: рефлексия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Оценка (1 мин)
|
Выставляет оценки |
|
Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.