Технологическая карта урока по геометрии в 7 классе.
Урок № 19 Дата: ____________
Тема урока: Третий признак равенства треугольников.
Цель урока: Образовательная: - Изучить третий признак равенства треугольников и научиться применять теорему при решении задач и закрепить его знание в ходе решения задач; выработать у учащихся умение применять изученные теоремы при решении задач.
Развивающие: развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать; развивать логическое мышление и творческую сторону мыслительной деятельности, математически грамотную речь; повышать интерес к изучаемому предмету; развивать навыки работы по готовым чертежам; создавать условия для проявления познавательной деятельности учащихся; содействовать развитию математического кругозора, памяти, внимания.
Воспитательные: активизировать интерес к получению новых знаний, воспитывать графическую культуру, формировать точность и аккуратность при выполнении чертежей.
Этап урока |
Время, мин |
Цель |
Деятельность учителя |
Содержание учебного материала |
Деятельность учеников |
ФОУД |
|||
Организационный момент
|
1 |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, подготавливаются к уроку. |
|
|||
Проверка домашнего задания |
7 |
Актуализация опорных знаний
|
Подводит учеников к постановке темы и целей урока.
Озвучивает тему и цель урока
|
1. Обсудить решения домашних задач, ответить на вопросы учащихся. 2. Устный опрос учащихся с использованием вопросов 1–14 на с. 49–50. 3. Решение задач (устно) по готовым чертежам (см. рис. 1, 2) на применение первого и второго признаков равенства треугольников и свойств равнобедренного треугольника:
Рис. 1 Рис. 2 1) На рисунке
1 ∠1 = ∠2, ∠5 = ∠6, АС =
12 см, ВD = 5 см, ∠4 = 2) На рисунке 2 MN = NP, ∠NРK = 152°. Найдите ∠NMР. 3) На рисунке 70, а учебника А1С = А1С1; СВ1 = С1В1. Докажите, что ∆АВС = ∆АВС1.
Ø Сформулируйте первый признак равенства треугольников. Ø Сформулируйте второй признак равенства треугольников. Ø Как вы думаете, есть ли еще признаки равенства треугольников? По каким еще признакам можно сравнивать треугольники? -Какие треугольники называются равными? Ø -Мы с вами уже знаем два признака равенства треугольников, сегодня мы изучим еще один. Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?
|
-Если две стороны и угол между ними одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника, то такие треугольники равны. -Если сторона и два прилежащих к ней угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум прилежащим к ней углам другого треугольника, то такие треугольники равны.
-два треугольника называются равными, если у них соответствующие стороны равны и соответствующие углы равны. ( два треугольника называются равными, если они совмещаются при наложении)
-третий признак равенства треугольников |
|
|||
Изучение нового материала |
15 |
Анализ учебной ситуации, выдвижение гипотез, опытная проверка гипотез |
Организует изучение нового материала |
Теорема (третий признак): Два треугольника будут равными, если для каждой стороны одного треугольника найдется равная сторона в другом треугольнике. Доказательство
Приложим данные ABC A1B1C1 таким образом – чтобы точка А совпала с точкой А1, точка В с точкой В1, а точки С и С1 оказались по разные стороны от прямой А1В1. ( 1 СЛУЧАЙ)1. Луч С1С расположен внутри угла А1С1В1. Рассмотрим треугольники В1С1С и АС1С. 2. По условию стороны АС=А1С1, ВС=В1С1, следовательно, треугольники В1С1С и А1С1С – равнобедренные. 3. Вспомнив, что
углы при основании равнобедренных треугольников равны (свойство
равнобедренного треугольника), получаем: 4. Поскольку ∠ACB = ∠ACC1 + ∠BCC1, ∠AC1B = ∠AC1C + ∠BC1C, то ∠ AСB = ∠AС1B. 5. Так как ВС = В1С1, АС = А1С1 и ∠AСB = ∠AС1B, то ∆АВС = ∆А1В1С1 равны согласно первому признаку равенства треугольников (по двум сторонам и углу между ними). Что и требовалось доказать (2 СЛУЧАЙ) 1. Луч С1С накладывается на одну из сторон данного угла. Доказательство:1. Рассмотрим ∆ САС1. 2. Согласно условию теоремы, в ∆САС1 стороны АС и А1С1 равны, следовательно, ∆САС1 - равнобедренный. 3. По аналогии с доказательством первого случая (пункты 3-5): так как ∆САС1 равнобедренный, то углы при его основании (СС1) равны, то есть ∠С = ∠С1 . Отсюда следует, что ∆АВС = ∆А1В1С1 по двум сторонам и углу между ними. Что и требовалось доказать.
(3 СЛУЧАЙ)Луч С1С расположен вне угла А1С1В1. Доказательство:1. Рассмотрим ∆ВСС1. 2. По условиюВ1С1= ВС, следовательно, ∆В1С1С – равнобедренный, а значит, что углы BСD и BС1D равны. 3. Рассмотрим ∆АСС1. 4. Согласно условию, АС = А1С1, отсюда следует, что ∆АСС1 – равнобедренный и углы при его основании равны (∠DC1A = ∠DCA). 5. ∠DCA = ∠DCB + ∠ACB, а ∠DC1A = ∠DC1B + ∠AC1B. 6. Поскольку ∠DC1A = ∠DCA и ∠BСD = ∠BС1D, то отсюда следует, что ∠АСВ = ∠АС1В. 7. Можно сделать вывод, что ∆АВС =∆А1В1С1 по двум сторонам и углу между ними. Что и требовалось доказать.
2. Треугольник – жесткая фигура (рис. 71 и 72). |
|
Ф
|
|||
Закрепление нового материала |
18 |
Проверить умение применять полученные знания на практике |
Организует фронтальную проверку понимания нового материала |
Устно решить задачи по готовым чертежам Найдите пары равных треугольников и докажите их равенство:
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3
Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6 2. Устно решить задачу № 135. 3. Решить задачу № 138 на доске и в тетрадях (по рис. 75): Дано: АВ = СD и ВD = АС. Доказать: а) ∠САD = ∠АDВ; б) ∠ВАС = ∠СDВ.
Доказательство 1) Рассмотрим треугольник АВD и треугольник DСА (можно отрезок ВС сначала стереть на доске, тогда учащиеся легко доказывают равенство этих треугольников):
Отсюда имеем, что в равных треугольниках против равных сторон лежат равные углы, значит, ∠САD = ∠АDВ. 2) Рассмотрим ∆ ВАС и ∆СDВ (восстанавливаем на доске отрезок ВС и стираем отрезок АD). ВС – общая сторона. Аналогично доказывается равенство ∆ВАС = ∆СDВ по третьему признаку. Тогда ∠ВАС = ∠СDВ.
|
|
Ф
|
|||
Рефлексия |
2 |
Осмысление новых знаний, критический анализ информации |
Организует рефлексию |
Проводим рефлексию «Незаконченное предложение»: · Сегодня я узнал… · Было интересно… · Было трудно… · Я выполнял задания… · Я понял, что… · Теперь я могу… · Я приобрел… · Я научился… · У меня получилось… · Я смог… · Меня удивило… · Мне захотелось…
|
Отвечают на вопросы |
Ф |
|||
Подведение итогов. Постановка домашнего задания |
1 |
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
Объясняет домашнее задание |
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? -Сформулируйте третий признак равенства треугольников - В чем отличие и сходство трех признаков равенства треугольников? повторить пункты 15–19; изучить п. 20; решить задачи №№ 136, 137, 134.
|
Оценивают свою работу на уроке. Формулируют выводы о достижении цели урока. Записывают домашнее задание в дневник |
И |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.