Технологическая карта урока
Тема урока: «Определение понятия».
Дата проведения: 05.12.2016 г.
«Утверждаю»
Методист (Захарова Н.В.)
__________ (подпись)
«Согласовано»
Учитель (Захарова Н.В.)
__________ (подпись)
Отметка за урок: «___» баллов
__________ (подпись)
Планируемые образовательные результаты:
Предметные – умение определять понятия;
Метапредметные – владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие;
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепить представление и понятии как форме мышления;
2) закрепить представление об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как о методах обработки информации;
3) познакомить учащихся с вариантом определения видового понятия через родовое понятие и видовое отличие;
4) использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.
|
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
1 |
Организационный момент |
|
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Личностные: - формирование навыков самоорганизации - формирование навыков письма |
2 |
Запись домашнего задания |
§2.3 стр. 51-53 РТ: № 93, 96, 97. |
Работа с дневниками |
|
3 |
Проверка домашнего задания |
РТ:№ 86, №89, №91. |
№86 Ответы учеников №89 №91
|
|
4 |
Актуализация ранее изученного материала |
Давайте вспомним: - Что такое понятие? - Какие формы логического мышления вы знаете? - Что относится к чувственному познанию? - Какие вы знаете логические приемы образования понятий?
|
- Понятие – это совокупность существенных признаков объекта или класса однородных объектов. - Понятие, суждение, умозаключение.
- Ощущение, восприятие, представление.
- Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
|
Познавательные: -закрепление материала, изученного на предыдущих уроках Личностные: - развитие логического мышления, познавательной активности |
5 |
Формулирование темы и целей урока |
-Узнайте объект по описанию. -Выделите из текста самые существенные свойства для формирования понятия об объекте. - С помощью выбранных слов составьте более сжатое, но в то же время, более точное описание понятия об объекте. -Подумайте, какое действие вы выполнили, когда составили подробное описание понятия об объекте? - Только что ты назвал тему нашего урока. - Назови цели урока: Научиться: Проверить: |
- Кошка
- Называют самые существенные свойства кошки
- Составляют предложение из выбранных слов
- Дали определение понятию
- «Определение понятия» - давать определение понятиям. - свои знания о понятии как о форме мышления |
Регулятивные :
- умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему - развитие логического мышления |
6 |
Изучение новой темы |
- Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанности. Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие. Запишите в тетрадь следующую схему:
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым. Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.
Выделим видовое понятие: О чем говорится?
Монитор — видовое понятие Что такое монитор?
Устройство вывода – родовое понятие Чем Монитор отличается от других устройств вывода (…..) – это и будет видовое отличие.
Чтобы дать определение понятия вы должны назвать к какому роду оно относиться и каково его отличие от видового понятия.
А сейчас самостоятельно разберите пример. Попробуйте выделить: видовое понятие, родовое понятие, видовое отличие исходя из рассмотренной схемы. Разберем еще одно определение понятия:
Вывод: Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. |
- Слушают
Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие
- Монитор – это устройство вывода текстовой или графической информации в форме, доступной пользователю. - о мониторе
- Это устройство вывода
1. Глобальная сеть — это компьютерная сеть, объединяющая целые государства.Ответ: Глобальная сеть – это видовое понятие. Компьютерная сеть – родовое понятие. Сеть объединяющая целые государства – видовое отличие. 2. Фейерверк - цветные декоративные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий. Ответ: Фейерверк – это видовое понятие. Огни – родовое понятие. Получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий – видовое отличие.
|
Познавательные: развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие. |
7 |
Закрепление материала |
- Как строится определение понятия?
- Разберем определение понятия. |
- Определение понятия часто строится из родового понятия и видового отличия.
- Разбирают определение. |
Личностные: -развитие логического мышления, диалогической речи |
8 |
Физкультминутка |
- На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок.) Кто его открыть бы мог? (Пытаться разъединить руки.) Повертели, покрутили, Постучали и открыли. (Разъединить.) |
- Выполняют упражнения |
|
9 |
Практическая работа |
- Выполним практическую работу «Конструируем и исследуем графические объекты».
Теперь вы умеете: создавать сложные объекты из графических примитивов, конструировать и исследовать графические объекты в среде графического редактора. |
- Выполняют работу на компьютерах (задание 1,2,3) |
|
10 |
Итоги урока, рефлексия |
Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? |
Отвечают на вопросы |
Личностные: - развитие самооценки действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.