Конспект по теме "Определение понятии"

  • docx
  • 21.06.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала определение понятии.docx

Технологическая карта урока

Тема урока: «Определение понятия».

Дата проведения: 05.12.2016 г.

«Утверждаю»

Методист (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

«Согласовано»

Учитель (Захарова Н.В.)

__________ (подпись)

Отметка за урок: «___» баллов

__________ (подпись)

 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – умение определять понятия; 

Метапредметные  – владение основными логическими операциями, такими как: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие;

Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека. 

Решаемые учебные задачи:

1)  закрепить представление и понятии как форме мышления; 

2)  закрепить представление об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как о методах обработки информации;

3)  познакомить учащихся с вариантом определения видового понятия через родовое понятие и видовое отличие;

4)  использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.


 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

2

Запись домашнего задания

§2.3 стр. 51-53

 РТ: № 93, 96, 97.

Работа с дневниками

3

Проверка домашнего задания

РТ:№ 86, №89, №91.

№86 Ответы учеников

№89

№91

 

4

Актуализация ранее изученного материала

Давайте вспомним:

 - Что такое понятие?

 - Какие формы логического мышления вы знаете?

 - Что относится к чувственному познанию?

- Какие вы знаете логические приемы образования понятий?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Понятие – это совокупность существенных признаков объекта или класса однородных объектов.

- Понятие, суждение, умозаключение.

 

- Ощущение, восприятие, представление.

 

- Анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.

 

 

 

Познавательные:

-закрепление материала, изученного на предыдущих уроках

Личностные:

- развитие логического мышления, познавательной активности

5

Формулирование темы и целей урока

-Узнайте объект по описанию.

-Выделите из текста самые существенные свойства для формирования понятия об объекте.

- С помощью выбранных слов составьте более  сжатое, но в то же время, более  точное описание понятия об объекте.

-Подумайте, какое действие  вы выполнили, когда составили подробное описание понятия об объекте?

- Только что ты назвал тему нашего урока.

- Назови цели урока:

Научиться:

Проверить:

- Кошка

 

- Называют самые существенные свойства кошки

 

 

- Составляют предложение из выбранных слов

 

 

 

- Дали определение понятию

 

 

 

- «Определение понятия»

- давать определение понятиям.

- свои знания о понятии как о форме мышления

Регулятивные :

 

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

6

Изучение новой темы

  - Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанности.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему:

 

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

 

 

Выделим видовое понятие: О чем говорится?

 

 

Монитор — видовое понятие

Что такое монитор?  

 

Устройство вывода – родовое понятие

Чем Монитор отличается от других устройств вывода (…..) – это и будет видовое отличие.

 

Чтобы дать определение понятия вы должны назвать к какому роду оно относиться и каково его отличие от видового понятия.

 

А сейчас самостоятельно разберите  пример.

Попробуйте выделить: видовое понятие, родовое понятие, видовое отличие  исходя из рассмотренной схемы.

Разберем еще одно определение понятия:

 

 

 

 

Вывод:  Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении.

- Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

 

 

- Монитор – это устройство вывода текстовой или графической информации в форме, доступной пользователю.

- о мониторе

 

 

- Это устройство вывода

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Глобальная сеть — это компьютерная сеть, объединяющая целые государства.

Ответ: Глобальная сеть – это видовое понятие. Компьютерная сеть – родовое понятие. Сеть объединяющая целые государства – видовое отличие.

2. Фейерверк - цветные декоративные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий.

Ответ: Фейерверк – это видовое понятие. Огни – родовое понятие. Получаемые при сжигании пороховых пиротехнических изделий – видовое отличие.

 

Познавательные:

развитие представлений о существенных и несущественных свойствах объектов, из которых строится понятие.

7

Закрепление  материала

- Как строится определение понятия?

 

- Разберем определение понятия.

- Определение понятия часто строится из родового понятия и видового отличия.

 

- Разбирают определение.

Личностные:

-развитие логического мышления, диалогической речи

8

Физкультминутка

- На двери висит замок.

(Руки сцеплены в замок.)

Кто его открыть бы мог?

(Пытаться разъединить руки.)

Повертели, покрутили,

Постучали и открыли.

(Разъединить.)

- Выполняют упражнения

 

9

Практическая работа

- Выполним практическую работу «Конструируем и исследуем графические объекты».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь вы умеете:

создавать сложные объекты из графических примитивов, конструировать и исследовать графические объекты в среде графического редактора.

- Выполняют работу на компьютерах (задание 1,2,3)

 

10

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Отвечают на вопросы

Личностные:

- развитие самооценки

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности