Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: Кошкарева Марина Анатольевна
Класс: 2 Предмет: литературное чтение
Тема раздела: И в шутку и всерьёз
Тема урока: Тайное всегда становится явным (В. Драгунский «Тайное всегда становится явным)
Цель: формировать умение беглого и осознанного чтения.
Задачи:
Технология: продуктивного чтения.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, карточки, задание для работы в группе, учебник «Литературное чтение», ч. 2. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л.А. Виноградская, М. В. Бойкина.
Этапы урока |
Задания, выполнение которых учащимися приведёт к достижению запланированных результатов |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты |
|
предметные |
личностные, метапредметные |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (3 мин.). Цели: – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; – создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
|
На уроке я сижу, Не стучу и не кричу, Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю.
Проговорить девиз урока. |
Ребята, начинаем урок литературного чтения. Все ли готовы начать урок? - Давайте вспомним правила поведения на уроке. (Слайд 1) – Что мы сейчас повторили? – Для чего нам нужно соблюдать эти правила?
– Девизом нашего урока будут слова… (Слайд 2) |
Проверяют свою готовность к уроку.
Проговаривают стихотворение. – Правила поведения на уроке. – Чтобы не терять время. Чтобы всё запланированное сделать. Знаешь – говори, не знаешь – слушай. |
|
Совместно договариваться о правилах поведения на уроке и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).
|
II. Актуализация знаний (5 мин.). Цель: – организовать актуализацию знаний по изучаемому разделу |
Назвать известных авторов.
Вспомнить правила работы в парах.
Сверить с эталоном. |
- Вспомните название раздела, который мы изучаем. - Произведения каких авторов мы читали?
Игра «Назови автора» (см. Приложение 1). - Работая в парах, вам надо соотнести фамилию автора с названием произведения. - Но для начала, давайте вспомним правила работы в парах. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. (Слайд 3)
- А вы бы хотели познакомиться с новым произведением и его автором? |
- И в шутку и всерьёз.
- Б. Заходер, Э. Успенский, В. Берестов, И. Токмакова, Г. Остер.
Проговаривают правила работы в парах. Работа в парах по карточкам. Проверяют выполненное задание по эталону. - Да, хотели бы. |
Соотносить название произведения с автором.
|
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативное УУД).
|
III. Постановка учебной задачи и выявление места затруднения (8 мин.). Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.
|
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой». М. Сервантес.
|
1. Работа с текстом до чтения. - Чтобы узнать фамилию писателя, надо поменять буквы местами. - Какая фамилия у вас получилась? - Что пишет Драгунский: стихи, сказки, басни или рассказы? - Какие рассказы Драгунского мы уже изучали на уроках литературного чтения? - Посмотрите на фотографию писателя и вспомните «Каким был человеком В. Драгунский?» (Слайд 4) - Совершенно верно, поэтому множество своих рассказов он посвятил детям. И сегодня мы познакомимся с одним из таких рассказов. – Эпиграфом к сегодняшнему произведению будут слова М. Сервантеса. Прочитайте их. (Слайд 5) – Как вы это понимаете?
– Прочитайте заглавие рассказа В. Драгунского (с. 161). Как понимаете слово явным? Подберите синонимы. – Как вы понимаете заглавие? - Прочитайте 1-й абзац, сравните ваш ответ с авторским. - У кого предположение совпало? - Как поступают взрослые люди, когда вы говорите неправду? - Кто может сформулировать тему нашего урока? Сверяют предположения с доской (на доске появляется тема) –Рассмотрите иллюстрацию на с. 163. - Как вы считаете, о чем пойдет речь в рассказе? |
Складывают из разрезанных букв фамилию писателя.
- Драгунский.
- Рассказы.
- Денискины рассказы, Девочка на шаре.
- Добрым, любил природу, животных, детей.
Читают эпиграф.
- О правде всегда узнают. Открывают учебник и читают заглавие. - Известным, всем доступным. Выдвигают предположения.
Читают тему урока. - Сердятся, ругаются.
Выдвигают предположения.
Выдвигают предположения. |
|
Обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; высказывать свою версию (регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. (познавательные УУД). Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). |
ФИЗМИТУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 6) |
|||||
IV. Понимание прочитанного в тексте (20 мин.). Цель: – достижение понимания текста на уровне смысла. |
|
2. Работа с текстом во время чтения. - А теперь давайте проверим наши предположения при чтении данного текста. Беседа после чтения каждой части. После 1-й части: – Что узнаем о Дениске? – Какую хитрость он придумал, чтобы съесть яйцо? После 2-й части: – Как понимаете выражение «Вылитый Кощей»? – Зачем мама заставляла сына есть кашу? После 3-й части: – Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? – Какие чувства испытала мама, увидев пустую тарелку сына? После 4-й части: – Подберите синонимы к слову клеветать. – Какого человека называют интеллигентным? – Хорошо ли Дениска знал свою маму? – Как меняется её настроение?
После 5-й части: – Почему мама «смотрела долго-долго» на сына?
- Понравился вам рассказ? - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа? – Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? |
Чтение рассказа.
- Задумывался над непонятным, имел хорошие привычки.
- Худой.
- Заботилась о сыне, хотела, чтобы он поправился. - Чувство обиды, досады, безысходности и т.д. - Радости, восторга.
- Лгать, говорить неправду. - Культурного, образованного, воспитанного. - Да.
- Сначала радуется за сына, потом недоумевает, затем испытывает стыд и неловкость за сына. - Хотела понять, что чувствует Дениска. |
|
Проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Совместно договариваться о правилах общения и следовать им; оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе (коммуникативные УУД). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (познавательные УУД). |
ФИЗМИТУТКА |
|||||
V. Самостоятельная работа (5 мин.). Цели: – организовать применение нового знания; – организовать выполнение самостоятельной работы в группе; – организовать защиту работы. |
– Какой это план? - Последовательно ли он составлен? -Определите последовательность: «Видеть не могу манную кашу!» «Вы выливаете разную гадость за окно!» «Ты должен съесть всё до конца!» «Ты это запомнил на всю жизнь?» «А я остался с кашей наедине».
|
– Теперь поработаем в группах. Сначала повторим правила работы в группе. - У каждой группы на столах листок с заданием и вы должны его выполнить. (Слайд 7) - Какой урок должен усвоить каждый, после чтения данного произведения?
|
Проговаривают правила работы в группе.
Выполняют задание.
Защищают работу.
|
|
Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). Находить и исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД). В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев (регулятивные УУД). |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин.). Цели: – зафиксировать новое содержание урока; – организовать рефлексию собственной учебной деятельности. |
Самооценка.
|
– Чему учились на уроке? – Что вам показалось на уроке самым интересным? - Кто испытывал затруднение? Где?
- Дайте оценку своей работе по алгоритму. (Слайд 8)
|
Выполняют самооценку. Несколько человек вслух проговаривают алгоритм. |
|
Оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его (регулятивные УУД). |
VII. Домашнее задание (1 мин.). Цель: – организовать выполнение д/з. |
Подготовить выразительное чтение рассказа.
|
Организует выполнение д/з (инструктаж). |
Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД). |
Приложение № 1
Работа в парах.
Б. Заходер «Знакомый»
В. Берестов «Если был бы я девчонкой»
И. Токмакова «Будем знакомы»
Г. Остер «Плим»
Э. Успенский «Что красивей всего?»
Б. Заходер «Знакомый»
В. Берестов «Если был бы я девчонкой»
И. Токмакова «Будем знакомы»
Г. Остер «Плим»
Э. Успенский «Что красивей всего?»
Приложение № 2
Работа в группе.
Задание:
- Какой это план?
- Последовательно ли он составлен?
- Определите последовательность:
«Видеть не могу манную кашу!»
«Вы выливаете разную гадость за окно!»
«Ты должен съесть всё до конца!»
«Ты это запомнил на всю жизнь?»
«А я остался с кашей наедине».
Приложение № 3
Презентация к уроку
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.