1.Планируемые результаты обучения
по курсу «Окружающий мир» 2 класс
(авт. А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая)
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
16. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинноследственных связей в
окружающем мире.
22. Содержание учебного курса
Программа включает разделы «Вселенная, время и календарь», «Осень», «Зима»,
«Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в
неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и
кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети
знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с
соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии
в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения,
осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.
Вселенная, время и календарь (14 ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна —
спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и
создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники.
Экологический календарь.
Осень (19 ч)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три
встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные
праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди,
грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние днипогодоуказатели. Особая
пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения
— корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев,
плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни
травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя
окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и
кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к
распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль
в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы.
Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
3Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между
насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о
развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного
отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах
погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение
продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день
погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами
— одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка
птиц зимой; различные виды кормушек. День птицзимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,
зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка
и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью.
Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за
изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по
традициям народов своего края.
Зима(15 ч)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние днипогодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная
роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут
зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к
суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла).
Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья
(воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по
выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и
овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные
народные зимние праздники. Проводы зимы.
4Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью
природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям
народов своего края.
Весна и лето (68 ч)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние днипогодоуказатели. 1 (14) марта
—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега,
ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и
распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения,
эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим
растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых;
их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная
традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях.
Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ
лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,
зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в
саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни
погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году.
Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над
изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного
поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и
календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного
музыкальнопоэтического творчества.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в год 68 ч.
56.Тематическое планирование второй класс
Тема
Колво
часов
№
1
Вселенная, время, календарь (14 ч.)
Здравствуй, осень! До свидания, Лето красное. Создание
фотовыставки «Как я отдыхал летом»
2 Мы — союз народов России Народы Российской Федерации.
3 Мы — жители Вселенной. Солнечная семья.
4 Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с
компасом.(стороы горизонта, компас, глобус – модель Земли.
5 Виден край, да не дойдёшь.
6 Время (настоящее, прошлое, будущее) Такие разные часы.
7 День и ночь – сутки прочь. Неделя.
8 Луна и месяц. Круглый год.
9 Времена года. Явления природы.
10 Погода (практическая работа с термометром)
11 Погода. Как предсказывают погоду.
12 Календарь — хранитель времени, страж памяти
13 Праздники для всех. Народный календарь Экологический календарь
14 Итоговая контрольная работа по теме «Вселенная. Время.
Календарь».
Осень (19 ч.)
15 Осенние месяцы
16 Осень в неживой природе
17 Народные праздники в пору осеннего равноденствия
18 Звездное небо осенью
19 Экскурсия в лес
20 Трава у нашего дома
21 Старинная женская работа
22 Деревья и кустарники осенью.
23 Чудесные цветники осенью
24 Экскурсия в природу
25 Грибы
26 Шестиногие и восьминогие
27 Птичьи секреты
28 Как разные животные готовятся к зиме
29 Невидимые нити в осеннем лесу
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
130 Осенний труд
31 Будь здоров!
32 Будь здоров! (Правила здорового образа жизни в осенний период)
33 Охрана природы осенью
Зима (15 ч.)
34 Зимние месяцы
35 Зима — время науки и сказок
36 Зима в неживой природе
37 Звездное небо зимой
38 Зимняя прогулка (экскурсия)
39 Зима в мире растений
40 Зимние праздники в России, и других странах
41 Растения в домашней аптечке
42 Зимняя жизнь птиц и зверей
43 Невидимые нити в зимнем лесу
44 В феврале зима с весной встречается впервой
45 Зимний труд
46 Будь здоров!
47 Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе)
48 Охрана природы зимой
Весна и лето (20 ч.)
49 Весенние месяцы
50 Образ весны в культуре народов России
51 Весна — утро года
52 Звездное небо весной.
53 Весенняя прогулка Старинные детские игры весной.
54 Весеннее пробуждение растений
55 Чудесные цветники весной
56 Весна в мире насекомых
57 Весна в мире птиц и зверей
58 Невидимые нити в весеннем лесу Проверочная работа.
59 Весенний труд
60 Старинные весенние праздники. Пасха.
61 Образ берёзы в культуре разных народов
62 Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе)
63 Охрана природы весной
64 По страницам Красной книги России
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
165 Летние праздники и труд
66 Экскурсия.
67 Лето Красное
68 Летняя прогулка. Составление фоторассказа о прогулке.
1
1
1
1
8