1.Планируемые результаты обучения
по курсу «Окружающий мир» 2 класс
(авт. А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкая)
Личностные результаты
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и
национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее
эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаковосимволических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных
и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач.
1 6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно
следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов
и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в
соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за
национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре,
природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей,
норм доровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из
семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков установления и выявления причинноследственных связей в
окружающем мире.
2 2. Содержание учебного курса
Программа включает разделы «Вселенная, время и календарь», «Осень», «Зима»,
«Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в
неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и
кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети
знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с
соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии
в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения,
осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.
Вселенная, время и календарь (14 ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна —
спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и
создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники.
Экологический календарь.
Осень (19 ч)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три
встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные
праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди,
грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние днипогодоуказатели. Особая
пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения
— корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев,
плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни
травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя
окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и
кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к
распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль
в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы.
Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
3 Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между
насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о
развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного
отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах
погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение
продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день
погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами
— одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка
птиц зимой; различные виды кормушек. День птицзимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,
зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка
и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью.
Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за
изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по
традициям народов своего края.
Зима(15 ч)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние днипогодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная
роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут
зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к
суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла).
Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья
(воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по
выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и
овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные
народные зимние праздники. Проводы зимы.
4 Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью
природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям
народов своего края.
Весна и лето (68 ч)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние днипогодоуказатели. 1 (14) марта
—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега,
ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и
распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения,
эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим
растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых;
их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная
традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях.
Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ
лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц,
зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в
саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни
погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году.
Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над
изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного
поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и
календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного
музыкальнопоэтического творчества.
Программа рассчитана на 2 часа в неделю, в год 68 ч.
5 6.Тематическое планирование второй класс
Тема
Колво
часов
№
1
Вселенная, время, календарь (14 ч.)
Здравствуй, осень! До свидания, Лето красное. Создание
фотовыставки «Как я отдыхал летом»
2 Мы — союз народов России Народы Российской Федерации.
3 Мы — жители Вселенной. Солнечная семья.
4 Наш «космический корабль» — Земля. Практическая работа с
компасом.(стороы горизонта, компас, глобус – модель Земли.
5 Виден край, да не дойдёшь.
6 Время (настоящее, прошлое, будущее) Такие разные часы.
7 День и ночь – сутки прочь. Неделя.
8 Луна и месяц. Круглый год.
9 Времена года. Явления природы.
10 Погода (практическая работа с термометром)
11 Погода. Как предсказывают погоду.
12 Календарь — хранитель времени, страж памяти
13 Праздники для всех. Народный календарь Экологический календарь
14 Итоговая контрольная работа по теме «Вселенная. Время.
Календарь».
Осень (19 ч.)
15 Осенние месяцы
16 Осень в неживой природе
17 Народные праздники в пору осеннего равноденствия
18 Звездное небо осенью
19 Экскурсия в лес
20 Трава у нашего дома
21 Старинная женская работа
22 Деревья и кустарники осенью.
23 Чудесные цветники осенью
24 Экскурсия в природу
25 Грибы
26 Шестиногие и восьминогие
27 Птичьи секреты
28 Как разные животные готовятся к зиме
29 Невидимые нити в осеннем лесу
6
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 30 Осенний труд
31 Будь здоров!
32 Будь здоров! (Правила здорового образа жизни в осенний период)
33 Охрана природы осенью
Зима (15 ч.)
34 Зимние месяцы
35 Зима — время науки и сказок
36 Зима в неживой природе
37 Звездное небо зимой
38 Зимняя прогулка (экскурсия)
39 Зима в мире растений
40 Зимние праздники в России, и других странах
41 Растения в домашней аптечке
42 Зимняя жизнь птиц и зверей
43 Невидимые нити в зимнем лесу
44 В феврале зима с весной встречается впервой
45 Зимний труд
46 Будь здоров!
47 Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе)
48 Охрана природы зимой
Весна и лето (20 ч.)
49 Весенние месяцы
50 Образ весны в культуре народов России
51 Весна — утро года
52 Звездное небо весной.
53 Весенняя прогулка Старинные детские игры весной.
54 Весеннее пробуждение растений
55 Чудесные цветники весной
56 Весна в мире насекомых
57 Весна в мире птиц и зверей
58 Невидимые нити в весеннем лесу Проверочная работа.
59 Весенний труд
60 Старинные весенние праздники. Пасха.
61 Образ берёзы в культуре разных народов
62 Будь здоров! (подвижные игры на свежем воздухе)
63 Охрана природы весной
64 По страницам Красной книги России
7
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 65 Летние праздники и труд
66 Экскурсия.
67 Лето Красное
68 Летняя прогулка. Составление фоторассказа о прогулке.
1
1
1
1
8
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Рабочие программы по УМК ""Перспектива"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.