Технологическая карта урока №43.
Тема урока Сложение векторов
Тип урока Урок изучения нового материала.
Формируемые результаты
Предметные: формировать умение оперировать понятием суммы векторов, применять правила треугольника и параллелограмма для сложения векторов, применять свойства сложения векторов, доказывать и применять правило сложения векторов, заданных координатами.
Личностные: формировать ответственное отношение к получе- нию новой информации, готовность к саморазвитию и самообра- зованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаклю- чение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
Планируемые результаты
Учащийся научится оперировать понятием суммы векторов, приме- нять правила треугольника и параллелограмма для сложения век- торов, применять свойства сложения векторов, доказывать и при- менять правило сложения векторов, заданных координатами.
Основные понятия
Сумма векторов, правило треугольника, правило сложения векто- ров, заданных координатами, свойства сложения векторов.
Организационная структура урока.
Этапы проведения урока |
Форма органи- зации УД |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов |
||
Учебник |
Рабочая тетрадь № 2 |
Дидактические материалы |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Организационный этап |
||||
2. Постановка формируемых результатов урока. Мотивация учебной деятель- ности учащихся |
||||
3. Проверка домашнего задания |
||||
4. Актуализа- ция знаний |
Ф |
|
||
5. Изучение нового мате- риала |
Ф |
Теоретический материал § 14 (с. 113–115) |
|
|
Окончание
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6. Первичное закрепление нового мате- риала |
Ф |
№ 466, 470, 474, 475 (1), 476, 480 (1) |
|
|
И |
|
|
№ 188, 189 |
|
7. Повторение |
И |
№ 519 |
|
|
8. Итоги урока |
|
Вопросы 1–5, с. 118 |
|
|
9. Информа- ция о домаш- нем задании |
|
§ 14, № 471, 467, 477 |
№ 255, 256 |
|
Методические комментарии
Понятие сложения векторов воспринимается учащимися достаточно естественно, особенно если сделать акцент на графической и механической интерпретации сложения векторов.
Важно, чтобы учащиеся усвоили, в каких геометрических конфигурациях эффективнее работает одно из двух правил сложения векторов.
Не следует формализовать эту тему, сводя операцию сложения векторов к операции сложения их координат. В этой теме должно быть больше геометрии, чем алгебры.
Следует учесть, что замечание к теореме 14.1 воспринимается учащимися непросто. Здесь уместно учитывать уровень математической подготовки учащихся. Сама же теорема 14.1 воспринимается учащимися легко, как естественный факт. В некоторых ситуациях можно лишь ограничиться изучением этой теоремы, а замечание сделать необязательным для усвоения.
Понятие разности векторов воспринимается более сложно. Здесь надо аргументировать тем, что, как и для чисел, операция вычитания вводится через операцию сложения. Учащимся будет легче находить разность век- торов, если, пользуясь теоремой 14.3, интерпретировать вычитание вектора как сложение с противоположным вектором.
Сложение векторов применяется практически во всех задачах, где используется математический аппарат векторов. Поэтому надо уделить особое внимание тому, чтобы учащиеся усвоили материал данного параграфа и сознательно его применяли.
Нахождение суммы (разности) векторов, заданных своими координатами, алгоритмизировано, а поэтому учащиеся выполняют его довольно легко. Также благодаря этому облегчается доказательство целого ряда фактов, изложенных в параграфе.
Комментарии к упражнениям
Решение большого количества задач этого параграфа требует построения цепочки из заданных векторов и нахождения их суммы как вектора, соединяющего начало первого и конец последнего вектора этой цепочки. В частности, так решаются задачи, в которых требуется до- казать, что сумма некоторого количества векторов равна нулю. Учащиеся должны научиться выбирать удобные для построения такой цепочки векторы и строить нужную последовательность. Одним из инструментов такого построения является «перенос» вектора с того места, где он изображён на рисунке, в «удобное» место цепочки. Для этого учащиеся должны видеть на изображении равные и параллельные отрезки. Следует обратить внимание учащихся на нужное направление вектора, в частности, на выбор для использования данного вектора либо вектора, противоположного данному.
№ 476. Если бы эти векторы складывали с помощью правила треугольника, то они представляли бы собой равносторонний треугольник. Нарисуйте этот треугольник, а затем перенесите вектор, являющийся вторым слагаемым, так, чтобы его начало совпадало с началом остальных двух векторов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.