Технологическая карта урока №62.
Тема урока Гомотетия. Подобие фигур
Тип урока Урок изучения нового материала.
Формируемые результаты
Предметные: формировать умение оперировать понятиями гомо- тетии и подобия фигур, строить фигуру, гомотетичную данной, с заданным коэффициентом гомотетии.
Личностные: формировать представление о математической нау- ке как сфере математической деятельности, о её значимости для развития цивилизации.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Планируемые результаты
Учащийся научится оперировать понятиями гомотетии и подобия фигур, строить фигуру, гомотетичную данной, с заданным коэффи- циентом гомотетии.
Основные понятия
Гомотетия, центр гомотетии, коэффициент гомотетии, свойства гомотетии, композиция двух преобразований, преобразование подобия, подобные фигуры, отношение площадей подобных мно- гоугольников.
Организационная структура урока.
Этапы проведения урока |
Форма органи- зации УД |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению планируемых результатов |
|||||
Учебник |
Рабочая тетрадь № 2 |
Дидактические материалы |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
1. Организационный этап |
|||||||
2. Постановка формируемых результатов урока. Мотивация учебной деятель- ности учащихся |
|||||||
3. Актуализа- ция знаний |
Ф |
Устно. Сторона одного равностороннего треугольника равна 2 см, а другого равностороннего треугольника — 4 см. Найдите отношение: периметров этих треугольников; площадей этих треугольников. |
|||||
4. Изучение нового мате- риала |
Ф |
Теоретический материал § 20 |
№ 422, 423 |
|
|||
5. Первичное закрепление нового мате- риала |
Ф |
№ 733, 735, 736, 738, 740, 741, 743, 745, 747 |
|
|
|||
И |
|
№ 424–428 |
№ 291, 292, 294, 295 |
||||
6. Повторение |
И |
№ 788 |
|
|
|||
7. Итоги урока |
|
Вопросы 1–6, с. 182 |
|
|
|||
8. Информа- ция о домаш- нем задании |
|
§ 20, № 734, 737, 739, 742, 744, 746, 748 |
|
|
|||
Методические комментарии
Гомотетия — преобразование, новое для учащихся и более сложное, чем движение. Ситуация осложняется тем, что этот материал изучается в конце учебного года. Поэтому в зависимости от возможностей класса на- до распределить время на изучение геометрических преобразований так, чтобы уделить гомотетии и подобию достаточно учебного времени.
В учебнике выбран наиболее оптимальный приём введения гомоте- тии — с помощью векторов. Также на коэффициент гомотетии вводится лишь одно ограничение: k ≠ 0. Подход, когда рассматривается гомотетия лишь с положительным коэффициентом, существенно ограничивает ис- пользование этого преобразования как метода решения целого ряда задач. В зависимости от возможностей класса можно подчеркнуть, что гомотетия является взаимно однозначным отображением.
В параграфе вводится важное понятие: композиция преобразований. Детально это понятие не рассматривается, но можно пояснить учащимся, что композиция — это последовательное выполнение нескольких преобра- зований, и провести аналогию со сложением векторов. Рисунок 219 иллю-стрирует наглядную схему, облегчающую восприятие преобразования подо- бия как композиции двух преобразований.
В зависимости от возможностей класса можно рассмотреть с учащи- мися определение подобных фигур в общем виде, тем самым обобщив по- нятие подобия треугольников.
Данный параграф содержит много нового материала и внешне выгля- дит сложным. Однако материал достаточно логичен и хорошо структуриро- ван, поэтому, если вводить его пошагово и добиваться от учащихся понима- ния на каждом этапе, он хорошо усваивается.
Комментарии к упражнениям
Задачи этого параграфа достаточно сложны для учащихся, поэтому значительная их часть снабжена указаниями в разделе «Ответы и ука- зания к упражнениям» учебника.
№ 747. В зависимости от возможностей класса перед решением этой задачи целесообразно напомнить результаты решения задачи 700.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.