Технологическая карта урока по математике в 4 классе
Тема: «Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное»
Цели урока: формирование у учащихся умения делить многозначные числа на однозначные письменным способом.
Задачи:
Образовательные:
1. Отрабатывать у учащихся навыки применения различных приемов при делении чисел, решать задачи изученных видов; закреплять умение определять количество цифр в частном.
Развивающие: Развивать логическое мышление учащихся, сообразительность, культуру речи, развивать общий кругозор. Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, стремление к самопознанию.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: учебник “Математика” 4 класс (автор Моро и др.), мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки для самостоятельной работы, тесты, карточки для плана, карточки для составления алгоритма, модель алгоритма, маршрутные листы , карточка для приёма «знаю, хочу узнать, узнал».
Предполагаемые результаты обучения
Предметные:
Знать алгоритм деления многозначного числа на однозначное;
знать устные приемы деления на однозначное число;
уметь «уголком» делить многозначное число на однозначное.
Метапредметные:
• Познавательные: ориентироваться в системе своих знаний , формулировать учебную задачу, находить и извлекать информацию из текста путем наблюдения, чтения, слушания; строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
Логические: производить операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
• Коммуникативные: вступать в речевое общение, допускать существование различных точек зрения, строить диалог и монологическое высказывание, умение слушать собеседника, умение работать в паре.
• Регулятивные: намечать цель работы и конкретного задания; составлять алгоритм решения, осуществлять действия по реализации учебных задач, оценивать результат своих действий (оценка и самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
• Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Ι. Организацион- ный момент.
Слайд 1 |
1.Орг.момент. 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ. Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень строгая наука, Очень точная наука, Интересная наука – эта математика! 2. Мотивация к учебной деятельности Ребята , покажите ,пожалуйста,как должен сидеть за партой ученик. Молодцы,спасибо. - Сегодняшний урок математики я хочу начать со слов: «Где есть желание - найдётся путь» - Всё в ваших руках. И результат вашей работы зависит только от вас самих. |
Встают у своих парт.
Строят высказывания. Рассуждают.
|
II. Актуализация опорных знаний.
|
-Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа.
-У вас на столах лежат маршрутные листы, после каждого вида работы оцените себя по предложенным критериям(приложение 1).
1.Разминка.
Примеры записаны на доске. - Решаем самостоятельно, записать результат в тетрадях. 1)80х4=320 3)2400:2=1200 4)90 х8 + 10=730
-Какие приёмы закрепили?
Самопроверка - Оцените себя в маршрутном листе. |
Ученики открывают тетрадь и записывают дату и «Классная работа»
Дети обращают внимание на маршрутные листы
Выполняют вычисления, в тетрадях записывают только результат.
Дети оценивают себя в маршрутном листе |
III. Постановка учебной проблемы.
Слайд 3.
Слайд 4. |
1.Определение темы, цели, задач урока - Над какой темой работаем сейчас на уроках математики? «Умножение и деление» - Перед вами выражения 208: 2, 936: 3, 312 : 3,7395:3 (Запись на доске) - Что общего в записанных выражениях? (на деление, делятся на однозначное число). - На какие группы можно разделить выражения? 1. деление трёхзначных чисел 2. деление многозначного числа -Какими способами можем решить? -Решим устно с объяснением.
-Как разделить многозначное число на однозначное, если трудно подобрать слагаемые, каждое из которых делится на делитель. - Если у вас возник этот вопрос, то какова же будет тема нашего урока? Учитель корректирует тему: Алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число – фиксируется на доске Итак, какую цель вы перед собой поставите на этот урок? - Что значит слово алгоритм? - С какими алгоритмами мы уже знакомы? (письменного сложения, вычитания, умножения ) 2.Составление план изучения н/м. -Предложите план изучения темы. 1.Открываем способ решения примеров. 2.Применяем полученные знания при решении примеров. 3. Применяем полученные знания в решении задач. |
Отвечают на вопросы
Рассуждают, выступают с объяснением. Способы: 1.Разложим на слагаемые. 2.Разложим на удобные слагаемые. 3. Можно в «столбик»
Ученики выводят тему и цель урока
Показывают область знаний по изученному материалу
Составляю план. Фиксируют его на доске при помощи карточек. |
IV. Открытие новых знаний
Слайд 5. |
1. Подготовка к изучению новой темы. - Прежде чем приступить к работе, заполним корзину знаний. Что вы уже знаете по теме деления?
-Вспомним название компонентов деления. (Делимое, делитель, частое). - При делении с остатком, о чем мы не должны забывать? ( Остаток должен быть меньше делителя). Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…» (приложение 2) - Заполните карточки-таблицы№1.
-Вспомните алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить письменное деление: 946 : 2
2. Построение проекта выхода из затруднений. -Каким образом можно получить новую информацию для открытия способа деления многозначного числа на однозначное? 1. Прочитать в учебнике 2. Объяснил учитель 3. Добыть самим. -Какой способ выбираете вы?
- Великий учёный Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому. Так и вы можете хорошо научиться делить числа, только думая своей головой и решая самостоятельно.
-Теперь вам предстоит разделить 7395:3. -Работаем в парах. Что должны помнить, работая в парах? - Назовите число, которое получили в частном. - Где мы можем посмотреть и проверить решение? - Откройте учебники на странице 82, внимательно прочитайте параграф и сравните со своим решением. - Я прошу поднять руку тех ребят, которые разделили так, как показано в учебнике. - Молодцы. Значит, вы умеете применять ранее полученные знания Оцените себя в маршрутном листе - Предлагаю вам составить алгоритм деления многозначного числа на однозначное. У вас на партах карточки, на которых вы должны составить алгоритм, работая в парах. (Приложение 3)Карточка №2 3.Анализ составленных алгоритмов (читают) - О чём всегда надо помнить, записывая цифру частного? Остаток должен быть меньше частного.
- Я предлагаю вам алгоритм в схеме.(приложение 3) Кто сможет объяснить его? Физминутка. |
Пишут на карточках свои высказывания, кладут в корзину. Строят высказывания
Заполняют карточку №1
Решают пример в тетради. Один учение у доски в роли учителя объясняет Проговаривают алгоритм. 1.Нахожу первое неполное делимое. 2.Определяю количество цифр в частном. 3.Делю поразрядно. 4.Получаю ответ.
Вступают в диалог. Предлагают выбранный способ.
Решают в парах. Находят способ решения.
Проверяют результат по учебнику.
Оценивают себя в маршрутных листах Составляют алгоритм на карточках №2, работая в пара проговаривают.
Защищают свой алгоритм. Читают алгоритм по схеме.
Выполняют упражнения. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
- А теперь потренируемся применять изученный нами способ. Для чего мы это делаем?
1.Работа по учебнику стр 82 №372. Решение примеров. С комментированием у доски.
Оцените себя в маршрутном листе. |
Решают примеры у доски с объяснением по алгоритму. Самоконтроль по эталону. Дети оценивают себя в маршрутном листе |
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
|
Самостоятельная работа. Решение примеров на карточках №3(карточка №3) 5436: 2=2718 6.512 :4=1628 *9408:2=4704
Проверка. -У кого получился другой ответ, найдите ошибку, обведите в круг.
- В каком месте допущена ошибка? Оцените себя в маршрутном листе. |
Взаимопроверка по эталону (на карточкахс обратной стороны).
Дети оценивают себя в маршрутном листе
|
VII.Включение в систему знаний и повторение.
Слайд 6.. |
1.Решение задачи. Карточка. (1 ученик решает у доски с обратной стороны). Решаем с краткой записью. Задача Перемололи 5 мешков пшеницы и 3 таких же по весу мешка ржи. Всего смололи 328 кг зерна. Всю полученную муку разложили в одинаковые мешки. Сколько килограммов муки получилось в каждом мешке?
- Что известно в задаче? - Что неизвестно?
Пшеница-5 м., ? кг Рожь- 3 м., ? кг. 328 кг.
1)5+3=8(м) всего 2) 328 : 8=41 (кг) Ответ: 41 кг муки в каждом мешке.
Оцените себя в маршрутном листе 4. Выполнить тест. Карточка №5
На партах лежат карточка с тестом . - Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях. - Выполните самопроверку по слайду.
1.472:8.
Первое неполное делимое 40(-) 3. Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1( +) 4.Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2. (-) 5. 7854 : 7. В частном будет 1122(.+)
Проверка.
- Оцените себя в маршрутном листе.
|
Дети читают задачу. Работая с информацией задачи, находят ключевые слова, составляют краткую запись. Работают в парах, решают её. Защита решения пары, которая быстрее справилась. Самопроверка по эталону на (обратной) доске.
Дети оценивают себя в маршрутном листе.
Выполняют тест самостоятельно. Выполняют самопроверку по слайду.
Дети оценивают себя в маршрутном листе. |
VIII. Итог урока. Рефлексия.
|
Рефлексия (слайд 7) - Давайте возвратимся к словам, которые мы прочитали в начале урока: «Где есть желание – найдётся путь ». Я вам желаю всегда помнить об этом. Смогли вы своими усилиями изучить тему урока? -Проанализируйте свои маршрутные листы и зафиксируйте результат. На партах у вас лежат снежинки трёх цветов. Жёлтая – всё понял. Голубая – понял, но остались вопросы. Розовая - не понял. Пусть каждый возьмёт свою снежинкуи прикрепит на доску. Каких снежинок больше? О чём мы можем сказать? Какой вывод сделаем о сегодняшнем уроке? Итог урока. -Наш урок подходит к концу. - Какой была тема нашего урока? - Какие цели ставили перед собой? - Достигли ли вы этих целей? - Каким путём вы сегодня шли? - При выполнении каких заданий вы сможете использовать умения, приобретенные на уроке? Где вам это пригодиться в жизни? |
Проводят рефлексию своей деятельности на уроке.
Вступают в диалог с учителем. Определяют уровень полученных знаний.
|
IX. Домашнее задание. Слайд 8. |
Стр. 82 №374, №375. |
Принимают задание. Записывают его в дневник. |
Приложение 1
Маршрутный лист
Фамилия, имя _________________________________
Моя успешность на уроке
№п/п |
Вид задания |
Результат выполнения задания |
Критерии: 3б всё получилось, справился сам без ошибок
2 б справился сам, но была ошибка 1 б потребовалась помощь, были ошибки
0 б не справился, не понял |
1 |
Устные вычисления. Разминка. |
|
|
2 |
Работа в парах. Решение примера 7395:3. |
|
|
3 |
Решение примеров №372 |
|
|
4 |
Самостоятельная работа. Решение примеров. |
|
|
5 |
Работа в парах. Решение задачи. |
|
|
6 |
Тест. |
|
|
|
Итого |
17-18 б - ты молодец 14-16 б- ты молодец, но нужно ещё поработать 10-14- ты старался, но обрати внимание на западающие задания Менее 10б- тебе нужно ещё раз проработать материал |
Приложение 2
Карточка №1
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
|
|
|
Приложение 3
Карточка №2
Алгоритм
1. Записываю ____________________________________________________.
2. Нахожу первое ________________________________________________.
3. Определяю количество _________________________________________.
4. Подбираю первую _____________________________________________.
5. Умножаю число на_____________________________________________.
6. Вычитаю, нахожу _____________________________________________.
7. Записываю цифру следующего _________________ делимого рядом с _____________________________.
8. Получаю второе неполное _______________________ и повторяю пункты________________ пока не разделим ______________________.
9. Остаток сравниваю с ____________________________________.
10. ______________________________________________________.
Карточка №3
5436 2 6512 4 9408 2
Ключ для проверки( НА ОБРАТНОЙ СТОРОНЕ КАРТОЧКИ)
-5436 2 6512 4 9408 2
4 2718 4 1628 8 4704
-14 25 14
14 24 14
03 11 8
2 8 8
16 32 0
16 32
0 0
Карточка №4
Задача
Твоя мама в детском саду формирует подарки к Новому году.
Для подарков детский сад закупил 4326 конфет «Детский сувенир». Помоги маме рассчитать, хватит ли конфет на всех детей, если в каждый подарок класть по 3 конфеты.
Справка: В детском саду 1440 детей.
Карточка №5
Тест
Выполните тест. Поставьте знаки «+» или «-» в высказываниях.
|
Задание |
Ответ |
1. |
472:8. Первое неполное делимое 40. |
|
2. |
6520 : 5. В частном будет 4 цифры. |
|
3. |
Первая цифра в значении частного 8984 : 8 – это 1. |
|
4. |
Первая цифра в значении частного 6820:2 – это 2. |
|
5. |
7854 : 7. В частном будет 1122. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.