Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №82 Петроградского района Санкт-Петербурга
Технологическая карта урока по математике в 5а классе
ТЕМА: «ДЕСЯТИЧНЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»
Иванова Зольфия Джавдетовна,
учитель математики
ГБОУ лицей №82 Петроградского района
Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2023
Технологическая карта урока
Учитель: Иванова Зольфия Джавдетовна
Тип урока: Урок открытия нового знания (ОНЗ)
Тема: «Десятичные и обыкновенные дроби»
Класс: 5а класс
Учебник: : Математика 5 класс, учебник (в двух частях) для общеобразовательных учреждений , Л.Г. Петерсон, Г.В. Дорофеев.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г.
Программа: 1) Математика. Сборник рабочих программ.5–6 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова -Москва: Просвещение, 2011г.
«Учусь учиться» по образовательной системе «Школа 2000…» Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон, Москва 2007 год
Дополнительные материалы: : интерактивная доска, проектор, компьютер, мультимедийная презентация с необходимыми заданиями, цветные карточки.
Цели урока:
Создать условия для пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
1) Сформировать умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.
2) Создать условия для готовности учащихся к выбору профильного образования и будущей профессиональной деятельности, строить жизненные планы во временной перспективе.
1) Сформировать умение переводить дроби из десятичной в обыкновенную, и наоборот: из обыкновенной в десятичную; выявить условия возможности данных преобразований.
2) Тренировать умение читать и записывать десятичные дроби, применять свойства сложения, вычитания и умножения при выполнении заданий, работать с графиками зависимостей величин, решать задачи на дроби.
.
Задачи:
- образовательная: вырабатывать умение складывать и вычитать десятичные и обыкновенные дроби.
- развивающая: развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, логическое мышление, математическую речь;
- воспитательная: воспитывать познавательный интерес, формировать устойчивые положительные мотивы.
Организация учебного процесса построена в рамках системно - деятельностного подхода ФГОС.
Заметки на полях.
В пункте «Десятичные и обыкновенные дроби» рассматриваются условия преобразования дробей из десятичной дроби в обыкновенную дробь и обратно. Учащиеся должны понять, что от десятичной записи к записи в виде обыкновенной дроби можно перейти в любом случае, достаточно десятичную дробь записать с помощью дробной черты, и если это возможно, то сократить полученную обыкновенную дробь. Учащиеся могут сформулировать правило такого перехода и в другом виде: «Чтобы записать десятичную дробь в виде обыкновенной, можно выбросить из данной дроби запятую и полученное натуральное число поставить в числитель, а в знаменатель поставить единицу со столькими нулями, сколько знаков было после запятой».
В этом же пункте учащиеся сделают вывод, что обратный переход, от обыкновенной дроби к десятичной, возможен не всегда. В более подготовленном классе можно доказать ложность утверждения: «Всякую обыкновенную дробь можно записать в виде десятичной дроби».
Учащиеся должны понять, что для того, чтобы определить возможность перевода обыкновенной дроби в десятичную, нужно использовать какой-то признак (условие) возможности такого перевода. Условие преобразования обыкновенной дроби в десятичную дробь учащиеся могут «открыть» сами.
На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:
ü используют новую запись чисел;
ü преобразовывают десятичные дроби в обыкновенные и наоборот;
ü читают и записывают десятичные дроби;
ü приводят обыкновенные дроби к знаменателю 10n;
ü используют свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
ü решают задачи на дроби;
ü работают с графиками.
Основные структурные элементы урока:
1. Новое знание: условие перевода десятичной дроби в обыкновенную дробь (вводится на актуализации знаний), условие перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь.
2. Актуализация: запись десятичных дробей, сокращение дробей, разложением чисел на простые множители, приведение дробей к заданному знаменателю.
3. Пробное действие: назвать признак, помогающий среди данных дробей найти те, которые можно представить в виде десятичных дробей: .
Демонстрационный материал Д-135.1 Алгоритм записи десятичной дроби. Д-135.2 Эталон приписывания и отбрасывания нулей. Д-135.3 Основное свойство дроби. Д-135.4 Способы сокращения дробей. Д-135.5 Условие перевода десятичной дроби в обыкновенную дробь. Д-135.6 Условие перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь. Д-135.7 Алгоритм определения возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь. |
Раздаточный материал Р-135.1 Карточка для самопроверки заданий из домашней работы. Р-135.2 Карточки с заданиями для урока. Р-135.3 Блоки для алгоритма определения возможности перевода дроби в десятичную. Р-135.4 Эталон для самопроверки самостоятельной работы. Р-135.5 Карточка для этапа рефлексии.
|
Условные обозначения:
М5-2 Учебник «Математика, 5 класс», 2 часть (Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон).
Технологическая карта урока
№ п/п |
Этап урока, цель, время |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся
|
Форма |
Материалы |
|
Социального взаимодействия |
Работы |
||||||
1 |
Мотивация к учебной деятельности. |
Приветствие, ознакомление с планом работы |
Включение в деловой ритм. Устное общение. Можно провести следующий диалог: - Вспомните, чему вы научились на предыдущих уроках? – Почему вы только такие дроби рассматривали? – А как вы думаете, можно другие дроби представить в виде десятичных дробей? – Сегодня вы продолжите работу с дробными числами, и расширите знания о них. И выясните, любую ли дробь можно представить в виде обыкновенной дроби. Я уверена, что сегодня каждый из вас сможет сделать своё, пусть маленькое, но открытие. По какому плану вы будете работать?
|
Подготовка класса к работе. Участие в приветствии. |
Групповая |
Устная |
Слайды 1-2. (Д-135.1-Д-135.4) На доске эталоны необходимые для открытия новых знаний.
|
2 |
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. |
|
Направление деятельности учащихся. Слайды 3, 4 (Р-135.1). Начать актуализацию целесообразно с самопроверки домашней работы. Слайды 5, 6 (Р-135.2, Д-135.5). Практические задания с самопроверкой. Речевое клише: - У кого нет ответа? - Что ты пока не смог сделать? - У кого есть ответ? - Каким эталоном ты воспользовался? - Зафиксируйте свое затруднение. |
Анализируют наглядный материал Учащиеся определяют тему, цели урока. Слайд 7. Задание на пробное действие
|
в парах/группах. индивидуальная.
|
Устная |
Слайды 3-7.
|
3 |
Выявление места и причины затруднения.
|
|
Слайд 8. Речевое клише: – Какое задание вы должны были выполнить? − Чем вы пользовались при выполнении задания? − Где у вас возникло затруднение? – Почему вы не смогли выполнить задание? (У нас нет эталона, по которому можно определить возможность перевода обыкновенной дроби в десятичную дробь.) * Если учащиеся после названных ими затруднений готовы сказать, почему они возникли, то анализ можно не проводить. Сразу продолжить диалог по выявлению причины затруднения. |
|
фронтальная/в группах |
Устная |
Слайд 8
|
4 |
Построение проекта выхода из затруднения. |
|
Слайды 9. Цель формулируется от причины затруднения. – Сформулируйте цель вашей деятельности. (Узнать правило, признак, по которому быстро можно определить возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной дроби.) − Чем вы сможете воспользоваться для достижения цели? Учащиеся предлагается средство для достижения цели (карточка с пропусками, блоки для построения алгоритма) и способы достижения цели (анализ, сравнение и обобщение) (Р-135.2, Р-135.3). |
Слайды 10, 11. Учащиеся составляют в логическую последовательность шаги плана, представленного в (Р-135.2). |
фронтальная/в группах
|
Устная, |
Слайды 9,10, 11.
|
5 |
Реализация построенного проекта.
|
|
Слайд 12, 13. Учащиеся работают по плану (при необходимости учитель может организовать подводящий диалог по плану). Учащиеся строят алгоритм условия перевода обыкновенной дроби в десятичную. |
Слайд 14. (Д-135.6, Д-135.7) Согласовывается эталон. –Смогли преодолеть затруднение? |
фронтальная/в группах
|
Устная, письменная |
Слайд 14 |
Физкультминутка |
|
|
|
|
|
||
6 |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
|
Слайд 15. М5-2: № 729, стр. 158. М5-2: № 732 (1, 2), стр. 158.
|
Слайд 16. М5-2: № 732 (3, 4), стр. 158 с самопроверкой. На этом этапе рекомендуется обсудить с учащимися, у кого задания вызвали затруднения и в чем их причина. |
|
|
Слайд 16.
|
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
|
Речевое клише - У кого возникли затруднения при выполнении задания? - В каком месте? - Почему у вас возникло затруднение? - Кто правильно выполнил задание? |
Слайд 17. (Р-135.4) М5-2: № 730, стр. 158. Учащиеся учатся выполнять пошаговую самопроверку (если задание выполнено правильно, ставится знак «+», если допущены ошибки, то они исправляются).
|
индивидуальная |
Устная, письменная |
Слайд 17. |
8 |
Включение в систему знаний и повторение.
|
|
|
Слайды 18. М5-2: № 731, стр. 158. Слайды 19. М5-2: № 735, стр. 158. Слайды 20. М5-2: № 736, стр. 159. |
фронтальная/в парах |
Устная, письменная |
Слайды 18-20. |
9 |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Обоснование вывода урока, домашнее задание, оценки за урок. |
Слайд 21. (Р-135.5) Учащиеся заполняют карточку рефлексии индивидуально или проговаривают во внешней речи фронтально (в этом случае карточку рефлексии не раздаем). Речевое клише – Что нового вы сегодня узнали? – Какие затруднения были при работе? - Какие цели вы ставили перед собой? – Что использовали при выходе из затруднения? – Проанализируйте свою работу на уроке. Слайд 22. Домашнее задание 1. Обязательная часть: п. 4.1.2.; № 739; № 740. 2. Дополнительные задания (по желанию): № 743*. |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
|
фронтальная/в парах |
Устная |
Содержание урока
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.