|
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Технологическая карта урока по музыке «Частушки»
Выполнила:
студентка Ш-42 группы
Годяцкая Алина
Ейск, 2020
Класс: 4.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Тема: Частушки.
Цель: Познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками.
Задачи:
1. Дать определение жанру частушки и познакомиться с их видами;
2. Развивать ритм, вокально хоровые навыки, речевые способности, музыкальное воображение, память;
3. Воспитывать культуру слушателя и исполнителя, воспитание музыкального кругозора, понимание единства исполнителя, композитора и слушателя, привитие любви к музыки.
Оборудование: Икт, презентация.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
- Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки! Он обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем урок. |
- Здравствуйте! |
Актуализация знаний |
- Мы сегодня продолжаем разговор о русском народном фольклоре. На прошлых уроках мы уже познакомились с некоторыми видами русских народных песен – это лирические протяжные, свадебные, хороводные, трудовые русские народные песни. - А сегодня у нас на уроке прозвучат наверно самые любимые, самые веселые, самые распространенные русские народные песни. Послушайте их и попробуйте определить жанр этих песен. - Я пою для вас частушку, Слушайте внимательно. Если вы мне подпоете, Буду вам признательна! - Ребята, вы узнали, как называется песня, которую я спела? - Правильно, ребята, тема нашего урока «Частушки». -Наверняка не раз за свою жизнь вы исполняли или слышали разные частушки. А кто знает, что такое частушка? - Частушка- это рифмованная юмористическая четырехстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе. Что же привлекает нас в частушках? То, что, исполнить ее можно везде: на улице, в поле, на гулянье, в школе, на эстраде… И спеть их могут и взрослые, и дети. - По мнению исследователей, возникновение жанра частушки относится к середине 19 века. Термин «частушка был придуман и введен в литературу Г. И. Успенским в рассказе о «народных стишках», а затем закреплен в статье «Новые народные песни». (приложение фото 2) Она стала быстро завоевывать популярность и получила повсеместное распространение. - До 60-х годов частушки пелись только молодыми парнями во время пляски. В 70- 80 годы частушки зазвучали во всех уголках России. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви. Исполнялись по- разному: соло или хором, без музыки (а капелла) и с музыкальным сопровождением. - А еще в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой. - В разных уголках России эти маленькие песни называли по- разному: припевки, приговорки, прибаутки, пригудки, прибрешки, матани (любовный жанр), коротушки, то есть частая , скорая песенка. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось новое название этим плясовым песенкам – частушки. - Ребята, существуют различные виды частушек. 1.Лирические частушки (припевки) — четырехстрочная частушка на разные темы. (звуковое сопровождение). 2.Плясовые -четырехстрочные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. (звуковое сопровождение) 3.Страдания — как правило, двухстрочные частушки о любви — поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны. (звуковое сопровождение) 4. «Семеновна» (частушки, названные по зачину) — 2-строчные частушки с особенным заунывным ритмом. (звуковое сопровождение) 5. «Матаня» — разновидность частушек, в которых словом «Матаня» обращались к возлюбленным. (звуковое сопровождение) |
- Слушают учителя.
- Да, это частушка.
- Веселая, смешная, коротенькая песенка, плясовая…
- Слушают рассказ о частушках.
- Слушают пример частушки.
- Слушают пример частушки.
- Слушают пример частушки.
- Слушают пример частушки. -Слушают пример частушки. |
Слушивание музыкального произведения |
- Ребята, а в школе вы поете частушки? - А где вы их поете? - Сегодня мы с вами разучим несколько частушек из школьной тематики. - Прочитайте внимательно, частушки представлены на доске. - В нашем классе все ребята Любят отличиться. Кто рисует, кто поет, Лишь бы не учиться. - Буду очень я стараться, Все мне, братцы, по плечу. Только в школу подниматься Рано утром не хочу! - Как бы нам не перепутать, Где же Волга, где же Нил. Перепутаешь немножко, Может слопать крокодил. - Я, друзья, готов к учебе, И мой папа говорит: "Станешь ты, сынок, ученым, Будешь очень знаменит!" - Ребята, даю вам 7 минут, чтобы вы запомнили эти частушки. |
- Да, поем. -На утренниках, на концертах, на праздниках, в походах…
- Учащиеся заучивают частушки. |
Исполнение |
- Все запомнили тест частушек? Можете подсматривать на слайд. - Предлагаю вам по 2 парты (4 человека) исполнить данные частушки. - Теперь попробуем исполнить всем классом. (несколько раз). -Кто хочет по одному исполнить частушки на оценку? |
- Да, запомнили.
- Учащиеся исполняют частушки.
- Исполняют частушки. |
Инструментальное музицирование |
- А теперь мы будем подыгрывать себе на ложках. (разучивание ритма). |
- Учащиеся исполняют частушки с использованием ложек. |
Рефлексия |
- Ребята, с каким русским народным музыкальным жанром мы сегодня познакомились? - Назовите основные особенности жанра частушки. - Дома вам необходимо придумать свои частушки на тему «дружба», на следующем уроке мы посмотрим, что у вас получилось. - До свидания! |
- С частушками.
- Частушка- это рифмованная юмористическая четырехстрочная припевка, исполняемая в быстром темпе.
- До свидания! |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.