Технологическая карта урока по музыке
Тема |
И. Стравинский балет «Петрушка» |
Педагогические цели: деятельностная содержательная |
Создать условия для формирования УУД. Познакомить учащихся с произведением Балет «Петрушка» |
Тип занятия |
Введение нового знания |
Проблема занятия |
В чем своеобразие музыкального языка И. Стравинского? |
Задачи: |
|
Предметные |
Продолжить знакомство с творчеством И. Ф. Стравинского; определять тему урока, ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с произведением Балет «Петрушка» в 4 картинах; сделать анализ прослушанного произведения. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского |
Личностные |
Актуализировать эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости. |
Метапредметные: Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений. Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника |
Основное содержание темы, понятия и термины |
1. Биография 2. Знакомство с балетом 3. Слушание 4. Разучивание песни |
Музыкальный материал |
«На масленице» «Комната Петрушки» «Комната Арапа» «Ярмарочная площадь» |
Дата |
07.03. 2022 |
Класс |
4 «А» |
Преподаватель |
Дорофеева Ирина Ивановна |
Отметка, подпись |
|
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||
осуществляемые действия |
формируемые умения |
||||||||||
Организационный этап с мотивацией |
-Здравствуйте, ребята! Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, ребята. Здравствуйте» |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
||||||||
Этап актуализации
Этап выявления места и причины затруднения |
Какую тему мы проходили на прошлом уроке? А какое произведение слушали? Скажите, какое у вас было домашнее задание? Молодцы ребята! Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в музыкальный театр. Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение. Сегодня на уроке мы будем соблюдать тишину и внимательно слушать учителя. Посмотрите внимательно на экран. Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся? Кто композитор? Давайте вместе сформулируем тему урока: «Балет И. Стравинского «Петрушка». Тема нашего урока: Балет «Петрушка». |
Ответы учащихся.
«Петрушка» И.Ф. Стравинский |
Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Коммуникативные: высказывают своё мнение |
||||||||
Этап введения нового знания |
Ребята, посмотрите на экран. Это Игорь Федорович Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту. Обратите внимание, ниже изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка». Балет из 4 картин. Главными героями балета будет: Арап, балерина и Петрушка. Арап и Балерина – это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески пытается его очаровать. Петрушка – незадачливый, но тонко чувствующий народный шут. Он тяжело переживает свое уродство, одиночество, неразделенное чувство к балерине. Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах. Послушайте краткое содержание балета: Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой. Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка. - Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? - Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!» Сейчас мы с вами послушаем действие 1 картины, которое называется «На масленице». Послушайте и скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку? Слушание: «На масленице». Какая музыка была по характеру? Какими словами ее можно описать? Молодцы ребята! 2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки. Давайте послушаем, какой образ Петрушки, получился у И. Ф. Стравинского. Слушание «Комната Петрушки». Какая у нас была музыка? Какого Петрушку вы представили? 3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся. Послушайте сцену «Комната Арапа» и скажите, какая музыка по характеру? Слушание: «Комната Арапа». Какого Арапа вы представляли? Молодцы ребята! 4-я картина - сцена на улице, снова ярмарочная площадь. Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует». Слушание: «Ярмарочная площадь». Ребята, какая музыка сейчас звучала? Что мы можем о ней сказать? Молодцы ребята. |
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. |
Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других |
||||||||
Этап включения в систему знаний и повторения
Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Ребята, прежде чем нам начать разучивать новую песню, мы должны подготовить свой голосовой аппарат к работе. Распоемся с вами немного. Молодцы! Сегодня мы с вами будем разучивать песню, которая называется «Веселый музыкант». Послушаем ее. Подсказка для учителя: ВХР
Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке. Итак, ответим на вопрос: С каким музыкальным жанром мы сегодня с вами познакомились? Музыку, каких героев мы слушали? А какую веселую песню мы с вами разучили? |
Дети: разучивают песню
Балет |
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.