Технологическая карта урока по музыке "И. Стравинский балет «Петрушка»"

  • docx
  • 01.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок музыки баоет петрушка.docx

Технологическая карта урока по музыке

Тема

И. Стравинский балет «Петрушка»

Педагогические цели: деятельностная

содержательная

Создать условия для формирования УУД.

Познакомить учащихся с произведением Балет «Петрушка»

Тип занятия

Введение нового знания

Проблема занятия

В чем своеобразие музыкального языка И. Стравинского?

Задачи:

 

Предметные

Продолжить знакомство с творчеством И. Ф. Стравинского; определять тему урока, ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с произведением Балет «Петрушка» в 4 картинах; сделать анализ прослушанного произведения. Формирование музыкального образа ярмарки на примере русского фольклора и творчества И.Ф.Стравинского

Личностные

Актуализировать эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;

формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство, формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.

Метапредметные:

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя; планировать учебные действия в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии с учителем и сверстниками; развивать умение вести диалог, слушать и понимать собеседника

Основное содержание темы, понятия и термины

1.      Биография

2.      Знакомство с балетом

3.      Слушание

4.      Разучивание песни  

Музыкальный материал

«На масленице»

«Комната Петрушки»

«Комната Арапа»

«Ярмарочная площадь»

Дата

07.03. 2022

Класс

4 «А»

Преподаватель

Дорофеева Ирина Ивановна

Отметка, подпись

 

 

 

Ход урока

 

Этапы

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный этап с мотивацией

-Здравствуйте, ребята!

Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, ребята.  Здравствуйте»

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Этап актуализации

 

 

Этап выявления места и причины затруднения

Какую тему мы проходили на прошлом уроке?

А какое произведение слушали?

Скажите, какое у вас было домашнее задание?

Молодцы ребята!

Сегодня на уроке мы с вами совершим очередное путешествие в музыкальный театр.

Но для того, чтобы совершить это путешествие, нам надо взять с собой: внимание, дисциплину, память, любознательность и воображение.

Сегодня на уроке мы будем соблюдать тишину и внимательно слушать учителя.

Посмотрите внимательно на экран.

Прочитайте, как называется музыкальный спектакль, с которым мы сегодня познакомимся?

Кто композитор? Давайте вместе сформулируем тему урока: «Балет И. Стравинского «Петрушка».

Тема нашего урока: Балет «Петрушка».

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Петрушка»

И.Ф. Стравинский

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают своё мнение

Этап введения нового знания

 Ребята, посмотрите на экран. Это Игорь Федорович Стравинский - русский композитор. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра - всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского.

В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

Обратите внимание, ниже изображен портрет Александра Бенуа – это художник, автор сценария, костюмов и декораций к балету «Петрушка». Балет из  4 картин.

Главными героями балета будет: Арап, балерина и Петрушка.

Арап и Балерина – это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески пытается его очаровать.

Петрушка – незадачливый, но тонко чувствующий народный шут. Он тяжело переживает свое уродство, одиночество, неразделенное чувство к балерине.

Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах. Послушайте краткое содержание балета:

Балет представляет собой потешные сцены в 4-х картинах. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка.

- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

Каждый продавец расхваливал свой товар, зазывая покупателей. Например, «Яблочки круглые, румяные, покупайте яблочки!»

Сейчас мы с вами послушаем действие 1 картины, которое называется «На масленице». Послушайте и скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку?

Слушание: «На масленице».

Какая музыка была по характеру?

Какими словами ее можно описать?

Молодцы ребята!

2 картина рассказывает нам о характере главного героя – Петрушки. Давайте послушаем, какой образ Петрушки, получился у И. Ф. Стравинского.

Слушание «Комната Петрушки».

Какая у нас была музыка?

Какого Петрушку вы представили?

3 картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся.

Послушайте сцену «Комната Арапа» и скажите, какая музыка по характеру?

Слушание: «Комната Арапа».

Какого Арапа вы представляли?

Молодцы ребята!

4-я картина - сцена на улице,  снова ярмарочная площадь.

Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».

Слушание: «Ярмарочная площадь».

Ребята, какая музыка сейчас звучала?

Что мы можем о ней сказать?

Молодцы ребята.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них.

Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других

 

Этап включения в систему знаний и повторения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Ребята, прежде чем нам начать разучивать новую песню, мы должны подготовить свой голосовой аппарат к работе. Распоемся с вами немного. Молодцы!

Сегодня мы с вами будем разучивать песню, которая называется «Веселый музыкант». Послушаем ее.

Подсказка для учителя:

ВХР

 

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Скачки мелодии

«ти-ли-ли»

Дирижерский жест, собственный показ.

Допевание гласных

«играю», зайки».

Чёткое снятие рукой.

 

Удержание мелодии на одном звуке.

Графический показ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заканчивая урок, я хочу сказать спасибо вам ребята за хорошую работу на уроке.

Итак, ответим на вопрос:

С каким музыкальным жанром мы сегодня с вами познакомились? Музыку, каких героев мы слушали?

А какую веселую песню мы с вами разучили?

 

 

 

 

 Дети: разучивают песню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балет

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

 

Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения