Технологическая карта урока по окружающему миру : "Полезные ископаемые"

  • docx
  • 18.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Полезные ископаемые.docx

ГБПОУ «Соликамский социально – педагогический колледж им А. П. Раменского»

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта по окружающему миру

для 3 «В» класса

на тему:

«Полезные ископаемые».

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы Ш – 47

Шварева Екатерина Алексеевна

Проверили:

Руководитель школы

Корсакова Любовь Леонидовна

Отметка «      » (___________________)

 

 

 

 

Соликамск, 2020 г.

Тема ур. / класс

«Полезные ископаемые»

УМК

«Школа России» 

Цели деятельности педагога

Раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства.

Задачи:

Образовательная:

·         Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи;

·         Организовать исследование школьниками основных свойств полезных ископаемых;

·         Показать их важную роль в экономике страны.

Развивающая задача:

·         Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.

·         Развивать умения составлять схемы, таблицы.

Воспитательная:

·         Показать необходимость охраны полезных ископаемых;

·         Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

·         Воспитание толерантности.

Тип урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Оборудование

Наглядный материал, раздаточный материал, учебник, презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Этапы

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

Формы взаимодействия

 

УУД

Промежуточный контроль

1.Организационный момент.

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина  Алексеевна и сегодня  я  проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь на свои места.

-Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, дневник и писменные принадлежности.

Приветствие

Фронтальная форма

Воспитательные:

Воспитывать усидчивость, дисциплинированность

Зрительный контакт

2. Ввод в радел/ актуализация знаний

 

3.СТИЦ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Прежде чем узнать, о чем будем сегодня говорить, вам необходимо отгадать загадки:

Отгадайте загадки:

1)Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

 

2)Он очень нужен детворе

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже.

 

3)На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

 

4)Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это?

 

5)Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу.

 

-Какими словами мы можем обобщить отгадки?

 -Предположите , какая тема урока?

ТЕМА УРОКА: «Полезные ископаемые»

- Верно, тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

 

- Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока.

Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?

 

- Какова цель нашего урока?

- Верно, молодцы!

- Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко. Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств.

– Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте отгадаем загадку

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи... Правильно!

 

– И вы на нашем необычном уроке становитесь геологами. И так, в путь!

Отгадывают загадки

 

 

1)      Мел

 

 

 

 

2)      Песок

 

 

 

 

3)      Газ

 

 

 

 

4)      Нефть

 

 

 

 

 

 

5)      Глина

 

 

 

 

-Полезные ископаемые

Предположения детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Узнать, какие полезные ископаемые бывают, где находятся, как люди используют в своей жизни, как их добывают.

 

 

-Геологи

 

Фронтальная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения, слушать и отвечать на вопросы учителя.

 

Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт

4.Объясненение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В мире существует много полезных ископаемых и их залежи безмерно велики.

-Задавались ли вы вопросом, что такое «полезные ископаемые»?

- Сейчас я предлагаю вам стать исследователями и попробовать сформулировать понятия «полезные ископаемые, а работать мы будем в парах.

- Итак, что же такое полезные ископаемые?

 

 

 

- Ребята, как добывают полезные ископаемые?

 

 

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

 

- Как вы думаете, почему?

- Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

- А почему они ископаемые? И почему полезные?

- Какие бывают полезные ископаемые? (Просмотр видеофрагмента)

- А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?

- А из чего делают автомобили, самолёты?

- Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цементаизвестняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?

- Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть.

-Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.

-  А почему они полезные?

- Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.  

 

- Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючиерудные (металлические) и нерудные (строительные).

 

-Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы.

 

- Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?

- К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

- А какое значение имеет топливо? (ответы детей)

- При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

- Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.

- Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.

- Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?

- Молодцы. Перейдём к третьей группе.

- Как вы думаете, почему они называются строительными?

- Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь).

- А сейчас мы проведём практическую работу

(Изучение свойств песка, угля)

-Откройте рабочие тетради, запишите число и классная работа. Сейчас мы запишем самые неотъемлемые полезные ископаемые по плану.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Где можно использовать, применить.

- Итак, мы с вами записали полезные ископаемые, которые необходимые для жизнедеятельности людей.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

 

 

 

- Природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и её поверхности и используют

-Иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

-Добыча полезных ископаемых в шахте.             

- В шахте может произойти обвал

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

-Нефть

 

 

 

 

-Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная форма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Познавательные:

Развивать умение читать вслух и про себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные ответы на вопросы, зрительный контакт;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическая минутка

ВИДЕОФГРАМЕНТ

 

 

 

 

5.Практическая работа.

- Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему?

- У кого другое мнение?

- Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?

а) песок, глину

б) гранит, торф

в) уголь, соль

Какие из полезных ископаемых служат топливом?

а) нефть, руда

б) уголь, торф

в) известняк, газ

Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 а) гранит, песок

б) уголь, руда 

в) нефть, газ

Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?

а) строители

б) геологи

в) шахтёры

Большинство полезных ископаемых:

а) жидкие

б) твердые

в) газообразные

Нефть и газ добывают

а) на суше

б) на море

в) и на суше, и на море

Что не является горючим полезным ископаемым?

а)каменный уголь

б)гранит

в)торф

Какое полезное ископаемое является жидким?

а)нефть

б)глина

в)газ

- Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде.

Ответы детей

 

-Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.

Индивидуальная, фронтальная

Коммуникативные: умение работать в группах, высказывать свою точку зрения, выслушивать друге точки зрения.

Правильность выполнения задания

6. Обобщающее слово учителя

Само слово - полезные ископаемые говорит за себя, а значит они могут быть полезны человеку. К полезным ископаемым относиться все то, что находиться в земле и это может быть и кристалл и алмаз, а так-же золото и медная руда.

Человек научился пользоваться полезными продуктами что дает Земля и многие ископаемые очень ценятся - золото и алмазы например. Вот и добывает их человек для того, чтобы улучшить свое материальное положение.

 

Фронтальная форма

 

 

7.Итог урока

Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых?

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять.

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить.

Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?

- Спасибо за активное участие на уроке, до свидания!

Отвечают на вопросы

Подводят итог урока

Фронтальная форма

Коммуникативные

Формировать умение высказывать свою точку зрения, правильно формировать предложения.

Ответы на вопросы

8.Рефлексия

-Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха» и оцените свою работу на уроке. Если у вас не было затруднений на уроке и у вас все получилось, отметьте себя на верхней ступени. Если у вас были затруднения и вам удалось с ними справиться, отметьте на средней ступени. А если у вас ничего не получилось на уроке-низкой ступени.

 

Индивидуальная форма

Регулятивные: умение оценивать свои достижения на уроке.