Технологическая карта урока
Учитель: Соловьева Маргарита Павловна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3 класс, СОШ №1, г. Белоярский
Тип урока: урок открытия нового знания на основе практических умений
Тема |
«Семейный бюджет» |
Цель |
Познакомить учащихся с понятием «семейный бюджет» Создать условия для формирования у обучающихся элементарных экономических представлений о бюджете семьи |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: - знать понятие «семейный бюджет»; - знать составные части семейных доходов и расходов; - уметь рассчитывать семейный бюджет. Личностные: -осознавать личностный смысл учения; -принимать и осваивать социальную роль обучающегося. Метапредметные: Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные: ориентироваться
в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; высказываться в устной форме о семейных доходах и расходах;
осуществлять
поиск существенной информации Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать результаты своей деятельности |
Основные понятия |
Семейный бюджет, доходы, расходы, экономия бюджета, дефицит бюджета, баланс. |
Целевая аудитория |
учащиеся 3 класса |
Формы, методы, технологии обучения |
Метод организации и осуществления учебных действий и операций (словесный, наглядный). Метод постановки учебной проблемы. Методы: сотрудничества, решения учебной проблемы. Приёмы: занимательности, создания ситуации успеха и интереса к предмету. Приём создания проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог; побуждающий к гипотезам диалог; подводящий к открытию знания диалог; Форма работы: групповая, фронтальная, работа в паре. Игровая технология, проблемно-диалогическая |
Средства обучения |
ИКТ - презентация; печатные пособия, рисунки, схемы, |
Организационные условия |
Фронтальная работа, работа в паре, групповая |
Учебно-методическое обеспечение |
УМК «Школа России» Окружающий мир. А. А. Плешаков. |
План урока
Этапы урока (время этапа) |
Используемые дидактические средства |
Деятельность педагога |
Деятельность участников |
Образовательный результат |
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (2 минуты) Микроцель: - обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.
|
Рисунок. Солнышко на доске
Рисунок со ступеньками, по которым поднимается ребёнок
|
Сегодня у нас 16 марта. Пусть этот весенний денёк несёт нам радость общения. Я уверена, что вы будете внимательны, трудолюбивы, организованы и у вас обязательно всё получится. Прежде чем начать наш урок, создадим себе и друг - другу хорошее настроение. Хорошее настроение, это когда светит солнышко, и мы улыбаемся друг – другу. - Улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок. (На доске появляется Солнышко.) - Ребята от этого солнышка у нас в классе сегодня будет тепло и светло. - На сегодняшнем уроке окружающего мира вы узнаете много нового. Прочитайте высказывание: «С самого рождения человек стремится вверх, от самого простого – к самому сложному. -Шаг
за шагом, ступенька за ступенькой маленький человек топает по этой
бесконечной череде ступеней в лестнице жизни». |
Слушают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку
Дети читают высказывание, высказывают свои мысли. |
Эмоциональный настрой - помогает создать психологический комфорт в классе, формирует коммуникативные навыки; создает хорошее настроение и повышает самооценку. Создать психологический настрой учащихся, формировать способность к самоучению и саморазвитию, личностный смысл учения (для чего я учусь). Метод стимулирования и мотивации учения. Приёмы: занимательности, создания ситуации успеха и интереса к предмету. Содержание: приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, развитие мотивов учебной деятельности |
2. Актуализация знаний Проверка д/з (4 минуты) Цель: повторить теоретический материал учебника, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
|
Рисунок Мудрой Черепахи
|
Ребята, сегодня к нам на урок пришла мудрая Черепаха. С собой она несла горшок с золотыми монетами. Но по пути случилась беда, монеты рассыпались. Я предлагаю вам помочь мудрой Черепахе собрать её монеты. Это монетки не простые, на каждой из них написан вопрос и получить монетку, может только тот, кто ответит на этот вопрос. Сейчас я буду читать вам вопросы, а вы отвечайте. 1. Что такое государственный бюджет? (Это план доходов и расходов). 2. Из чего складываются доходы? (Налогов граждан и организаций). 3. На что идут расходы? (Образование, здравоохранение, армия и полиция, наука и культура, охрана природы, пенсии и пособия). 4. В каком учреждении получают деньги за работу из бюджета? (В магазине; в школе; в больнице и др.) 5. Кто получает зарплату из бюджета? (Офицер, официант, продавец, учитель, врач и т.д.) 6. Необходимо ли планировать распределение доходов государства? Для чего? (Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать и развивать экономику) Вывод: Государственный бюджет – это план доходов и расходов. - Молодцы ребята, вы помогли мудрой Черепахе, она вам очень благодарна! |
Дети отвечают на вопросы учителя
|
Проверка усвоения знаний учащимися была проведена в виде диалога таким образом, чтобы дети систематизировали те знания, которые они получили ранее и которые им понадобятся к этому уроку, проверка полученных ранее знаний была проведена в форме фронтальной работы.
|
3. Постановка учебной задачи.
|
Аудиозапись
|
Маму в магазин провожает сын, Три копейки он ей даёт: «Вот! Купи мне самолёт. А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. А на сдачу можешь даже И свистульку мне купить…» - Как вы думаете, чего не учёл мальчик? - А почему он делает маме такой заказ? - А вы знаете, почему ваши родители иногда не могут купить то, что вам хочется? – А как вы думаете, может ли быть другой бюджет, кроме государственного? ( бюджет завода, фирмы, есть бюджет района). -Давайте, подумаем, есть ли бюджет у каждой семьи? |
Высказывания детей. - Что на три копейки ничего не купишь. - Он маленький и не знает цену деньгам. - У них нет денег, считают, что я ещё мал.
Ответы детей. |
Информация для самостоятельного осмысления жизненных ситуаций (Познавательные УУД). Метод организации и осуществления учебных действий и операций (словестный, наглядный). Приёмы: сравнения, анализа, построения рассуждений. Форма работы: фронтальная, работа в паре. |
4.Сообщение темы и цели. (2 минуты) Выявления причин затруднения и целеполагание к учебной деятельности Цели: -возникноверие проблемной ситуации; -организовать формулирование темы урока учащимися; -организовать постановку цели урока учащимися |
На доске появляется основные вопросы урока 1. Что такое семейный бюджет? 2. Для чего нужен семейный бюджет? 3. Какие виды доходов может получать семья?
|
- Мы с вами уже знаем о бюджете государства. А как вы думаете, в семье бюджет формируется также или по-другому? - Как вы думаете, с каким бюджетом мы сегодня познакомимся? - Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока (Семейный бюджет) Совершенно верно! Тема нашего урока: «Семейный бюджет». - Ребята, какую цель и какие задачи вы поставите перед собой на урок? Я уверена, что вы обязательно в конце урока достигнете той цели, которую вы поставили перед собой! (научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы). Эти знания пригодятся вам в будущем?
|
Диалог, подводящий к теме урока: «Семейный бюджет»
Ставят перед собой цель и задачи на урок - научимся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы. |
Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того что еще не известно (Регулятивные УУД). Самомостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (Познавтельные УУД) |
5.Открытие" детьми нового знания. (10 минут) Выяснение, из чего складывается семейный бюджет. Определение новых терминов. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Цель для учащихся: суметь проанализировать ситуацию и разобраться, из чего складывается семейный бюджет, запомнить новые термины, определить приоритеты семейных расходов. |
Карточки для групповой работы
Просмотр мультфильма «Смешарики» «Лучший из лучших»
|
Попробуйте заполнить табличку: Доход семьи – это…… Расход семьи – это…… Семейный бюджет – это... Послушаем, как вы определили, что такое доход? Расход? Что такое семейный бюджет? (оцените свою работу) Определите, что будет составлять доход семьи, что расход? Покажите стрелками доходы и расходы семьи. А сейчас заполним табличку на доске. Посмотрите на доску и оцените работу. -А какие ещё могут быть доходы? - Что такое, по- вашему гонорар? - Что такое пособие? -Какие ещё бывают расходы? - А у всех ли семей одинаковые доходы и расходы?
Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?
Ребята, оцените работу своей группы |
Дети работают в группах, заполняют карточки. Доход семьи – это те деньги, которые зарабатывают или получают члены семьи. Расход семьи – это деньги, которые тратят члены семьи Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи. (Дети получают карточки и работают в группах) - Дети показывают стрелками: что составляет доход и что расход семьи. - Гонорар, пособие. -Гонорар -авторское вознаграждение. - Деньги, выплачиваемые на содержание маленьких детей. |
Познавательные: логический – анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из доклада одноклассника. Высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Поиск и выделение необходимой информации, применяя метод исследования и наблюдения, структурирование знаний (Познавательные УУД) Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (Коммуникативные УУД) |
6.Музыкальная физминутка (1 минута) |
Видеозапись физминутки |
|
Выполнение физминутки. |
|
7. Практическое применение знаний. (10 минут) Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности.
|
Таблички «Доходы и расходы»
Просмотр мультфильма «Смешарики» Чёрный день
|
Сейчас мы с вами разобьёмся на группы. Каждая группа – семья.(Семьи: Аксёновы, Волковы, Дроновы, Каменевы, Кучеренко). Распределите роли. Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Детям раздаются таблички «Доходы и расходы» - Составьте рассказ о бюджете вашей семьи и выступите с ним. (В течение нескольких минут группы составляют рассказы, затем выступают.) - Сравним, что в семье …… доход превышает расход или наоборот? -А у семьи …… доход превышает расход или расход выше дохода? - А как, по-вашему, может ли быть так, расход равен доходу? Доходы < Расходы (Дефицит бюджета). Доходы > Расходы (Экономия бюджета). Доходы = Расходы (Не сможем отложить сбережения). - Как вы думаете, какой семье будет легче в хозяйстве: у которой Д < Р, Р >Д, Д=Р ? Почему? Просмотр мультфильма «Смешарики» -Чёрный день - Ребята, какой совет вы можете дать семье? - На чем можно сэкономить? Вернитесь к своим листочкам, посоветуйтесь с членами своей семьи и решите на чем в первую очередь можно сэкономить? Давайте сделаем вывод, какая формула будет наилучшей для семьи? А что для этого надо сделать? -Для чего мы экономим? -В жизни бывают такие ситуации, что у людей не хватает денег, и они просят о помощи. Почему может возникнуть такая ситуация? А как вы думаете, в каких ситуациях надо помогать людям? |
Слушают выступление.
На доске появляется схема:
Доходы Расходы Сидоровы Ивановы Петровы Алёшины Васьковы
Доходы < Расходы Доходы > Расходы Доходы = Расходы
|
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; решение проблемы, построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование,
|
8. Первичная проверка понимания. (3 минуты) Цель: проверить уровень усвоения и понимания нового материала. |
|
Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!» - Врачу-ветеринару для открытия приюта для бездомных собак. - Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию. - Талантливому скрипачу на покупку скрипки. - Спортсменам лыжникам для поездки на соревнования. – Обсудите в своей «семье», кто больше всех нуждается в помощи, и прокомментируйте свой выбор. Оцените работу своей группы. - Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…здоровье |
Выступления «семей», объяснение ими своего выбора.
Деньги – не самое главное в жизни. Главное – здоровье, дружба, семья…. |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД) Высказывать своё предположение (версию) (Регулятивные УУД). Перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт |
9. Контроль знаний. (2 минуты) Цель: проконтролировать как ученики усвоил новый материал. |
Тест
|
На уроке мы работали группами, кому то удалось высказаться, кому то нет. А сейчас я хочу посмотреть, как каждый из вас усвоил новый материал.
|
Дети выполняют тест Самопроверка на слайде |
Регулятивные: самостоятельно выбирать варианты ответов на поставленные вопросы. |
10. Итог (1 минута) Цель: подвести итоги урока |
На доске появляется основные вопросы урока 1. Что такое семейный бюджет? 2. Для чего нужен семейный бюджет? 3. Какие виды доходов может получать семья? |
Какие учебные задачи ставили перед собой? Все ли мы выполнили? Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А теперь представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают: на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, родителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет |
Ответы детей |
Прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала(Регулятивные УУД) Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
|
11. Рефлексия (подведение итогов занятия). (1 минута) Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. Цель для учащихся: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни |
Цветок на доске
|
Оцените свою деятельность на уроке - Ребята, на улице весна и скоро распустятся цветы, а у нас сегодня на уроке они зацветут. - Ребята, я вам предлагаю оценить наш урок. У вас на столах лежат лепестки, выберете каждый для себя один лепесток. - Если вам понравился урок, и у вас всё получилось, возьмите розовый лепесток. - Если в целом урок прошёл хорошо, прикрепите жёлтый лепесток, -Если вам не понравился урок, и вы ничего не поняли, то вставьте голубой лепесток - Прикрепите на доску. - Посмотрите, какой красивый получился у нас цветок. - Мудрая Черепаха очень довольна тем, как вы хорошо работали, и надеется, что вы хорошо усвоили новый материал. |
Самооценка ребят |
Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
12. Домашнее задание (1 минута) Цель для учителя: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Цель для учащихся: выбрать и правильно выполнить домашнее задание из предложенного списка. |
|
Я предлагаю вам задания разного уровня. Вы должны выбрать любое по своему желанию. 1.Пересказать материал учебника. 2. Выполнить задания в рабочей тетради. 3. Распланировать бюджет своей семьи на месяц. |
- учащиеся выбирают самостоятельно домашнее задание из предложенного списка разноуровневых заданий. |
Регулятивные: самостоятельно, адекватно выбирать уровень сложности задания. Коммуникативные: уметь аргументировать свой выбор |
Презентация к уроку Семейный бюджет Соловьева М.П. СОШ №1 г.Белоярский.ppt
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.