Технологическая карта урока по русскому языку
Оценка 4.6

Технологическая карта урока по русскому языку

Оценка 4.6
docx
14.09.2020
Технологическая карта урока по русскому языку
Прилагательное как часть речи.docx

Предмет: русский язык

 Класс: 4 класс

Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи»

Цель: актуализировать знания об имени прилагательном, о его роли в речи и способах образования.

Задачи:

Создать условия для развития УУД:

Личностные:

- формировать положительное отношение и интерес к изучению природы;

- развивать способность к самоконтролю;

-развивать навыки сотрудничества

 Метапредметные:

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи;

 -уметь прогнозировать, формулировать гипотезы;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

-определять степень успешности выполнения своей работы

Познавательные УУД:

 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- анализ объектов с целью выделения их признаков.

Коммуникативные УУД:

-инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками

- слушать и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной форме.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная работа.

Оборудование: презентация; ПК, проектор, экран; карточки с заданием, памятки «Хлопик».

Ход урока

I.                   Орг. момент.

К уроку готовы? Да.
Я надеюсь на вас, друзья.
Слушаем внимательно, 
Работаем старательно.

- Проверьте готовность к уроку.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II.                Актуализация знаний.

-Какие части речи знаете?

-дети перечисляют

-С какой частью речи работали на последних уроках?

Имя существительное

- Какие бывают имена существительные?

Ж., м., ср. рода; 1,2,3 склонения, одуш./неодуш.; собств./нариц.

- Как изменяются?

По числам и падежам.

III.             Самоопределение к деятельности.

Послушайте стихотворение и скажите, о какой части речи будем говорить на уроке?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если к нам их приложить,

Им веселее станет жить.

Об имени прилагательном.

- Проверим. Откройте учебник на с. 3. Прочитайте название раздела.

Что вспомним - ……, Что узнаем - …….., Чему будем учиться - ….. .

- Переверните страницу. На какие вопросы мы должны сегодня на уроке ответить? Прочитайте их.

Дети читают синий шрифт. Переворачиваю на доске: Роль……., Как образуются…… .

--Сегодня на уроке мы с вами составим карточку-памятку с главным героем Хлопик. Рассмотрите ее. В ней прописаны цели урока. На которые вы должны ответить. В процессе урока вы будете её заполнять.

- Начинаем работать.

IV. Работа по теме урока.

Упражнение 1. Прочитайте отрывок стихотворения А. Фета.

Читает ученик.

- О каком времени года пишет поэт? (о зиме). Почему вы так решили? Какие признаки на это указывают.

- Как он называет эту картину?

Чудная

- Подберите синонимы к слову чудная. Посмотрите на слайд, какие ещё не назвали.

Слайд 1 Чудесная, дивная, удивительная, волшебная, обворожительная, очаровательная, изумительная, поразительная, чарующая

- Кто знает? Что такое эпитеты? (художественное определение предмета или явления, помогают представить предмет, отношение автора к нему)

Слайд2 - Назовите их. (чудная картина, полная луна, небес высоких, блестящий снег) Помогают ли нам эти слова представить красоту зимы?

- Какой частью речи они являются? (имена прилагательные)

- Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?

В виде эпитетов, Украшают предложения, делают речь более уточненной, разнообразной, помогают лучше описать предмет

- Спишите только имена прилагательные. Что вам поможет? (вопросы)

- Сколько имён прилагательных выписали? (7) Слайд 2

- Сверьте. Какие прилагательные не дописали? Что вызвало затруднение? Почему? (слово родна)

- Прочитайте материал рубрики Обратите внимание!

- Что нового узнали? Какие формы имён прилагательных существуют?

(полная и краткая)

- Какой частью речи является слово родна? От слова родная. Допишите слово родна к прилагательным.

-Что узнали нового об имени прилагательном.

-Сделайте вывод: Какую роль играют имена прилагательные?

-Заполним первый столбец памятки. Эпитеты, уточняют, украшают, дополняют.

V. Физминутка

- Попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, широкий. Молодцы! Тихонько сели на места.

- Продолжаем работать.

VI. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

По дорогам быстро мчится,

По степям летит, как птица!

Вслед за ним клубится пыль.

Едет что?    Автомобиль. Слайд 3

- Слово состоит из двух частей: авто-сам по себе, мобиль-подвижный. Значит, что такое автомобиль? (то, что движется само по себе)

- Прочитайте, какое определение слову дает Ожегов.

- Назовите орфограммы в слове.

- Запишите слово с новой строки и подчеркните орфограммы.

- Сколько в слове букв, звуков? Почему разное количество? (буква ь не обозначает звуков)

- Сколько согласных, гласных звуков? ( 5 согл., 4 гл.)

- Прочитайте предложение Автомобиль едет.

- Что о нём можете сказать? (простое, нераспр., 1 грам.основа)

- Уточните каждое слово. Каким стало предложение? (распр.)

- Запишите это предложение и выделите грам.основу. 1 ученик у доски.

-Какая часть речи помогла уточнить предложение?

-Так Какую роль выполняют имена прилагательные?

 

VII. Образование имён прилагательных.

- Измените слово автомобиль так, чтобы оно обозначало имя прилагательное. (автомобильный). Запишите его.

- С помощью какой части слова мы образовали прилагательное? (суффикс –н-). Выделите его.

-Сейчас мы потренируемся в образовании имён прилагательных от имён существительных.

- Выполним упражнение 3. Прочитайте. Составьте план выполнения.

- Выполните задание. 3 пары у доски.

- Прочитайте еще раз суффиксы, при помощи которых образовывали имена прилагательные. Дополняем памятку. Запишите эти суффиксы.

-Из упр. 4 так же выпишите суффиксы.

Сделайте вывод: как образуются имена прилагательные?  (от имён сущ. с помощью суффиксов) Такой способ называется суффиксальный.

-Молодцы!

VIII. Домашнее задание.

-Упражнение 4. Прочитайте задание. Что надо сделать?

1 абзац – с пом. суффиксов оньк-, -еньк. Красный-красненький…

2 абзац – с пом. суффиксов –оват-, -еват-. Красный-красноватый.

-Это будет ваше домашнее задание.

-Вывод: имена прилагательные могут образовываться и от имен прилагательных, меняется оттенок значения.

X. Итог урока.

Итак, обратимся к карточке-памятке, которую вы составляли.

-С какой частью речи начали работать?

-Что такое имя прилагательное?

-Вернемся к целям, поставленным в начале урока.

-Какую роль играют имена прилагательные в языке и речи?

-Как образуются имена прилагательные?

XIX. Рефлексия.

С обратной стороны карточки нарисуйте улыбку, если вам было интересно на уроке и вы узнали новое. Покажите вашу карточку смайликами ко мне.

-Большое спасибо за работу на уроке!


 

Предмет : русский язык Класс : 4 класс

Предмет : русский язык Класс : 4 класс

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука!

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука!

По дорогам быстро мчится, По степям летит, как птица!

По дорогам быстро мчится, По степям летит, как птица!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2020