Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс (РКМ)
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс (РКМ)

Оценка 5
Документация
docx
русский язык
5 кл
19.02.2024
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс (РКМ)
Технологическая карта урока по русскому языку с элементами ТРКМ по теме "Способы выражения подлежащего"
Технологическая карта по русскому языку.docx

Технологическая карта урока по русскому языку

Использование элементов технологии развития критического мышления при изучении темы

«Подлежащее и его способы выражения»

 

ФИО разработчика

Филюшина Олеся Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ № 108

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

5 Б

Тема урока

Использование элементов технологии развития критического мышления при изучении темы «Подлежащее и его способы выражения»

Уровень изучения

базовый

Тип урока

 урок освоения новых знаний и умений

 

Цель: расширить понятийную базу о главных членах предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Задачи: -  обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов;

 - развивать внимание, логику рассуждения

- прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Планируемые результаты:

Личностные:

стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.

Метапредметные:

совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать.

Предметные:

определять главные члены предложения (грамматическую основу), морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа)

Ключевые слова: грамматическая основа (главные члены предложения), способы выражения подлежащего.

Краткое описание:

Ресурсы урока: доска, мел, ИКТ, презентация, библиотека ЦОК, учебник «Русский язык. Учебник для 5 класс» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: 2023, рабочий лист.

Коллективная работа, индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Межпредметные связиЛитература.

 

Ход урока

1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.

Создание эмоционального настроя на урок (на слайде появляется «Улыбающийся смайлик»)

 

 - Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

_ - Главная задача нашего урока – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают записи в тетрадях (число, Классная работа)

1.2. Актуализация опорных знаний

Организация работы по повторению.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает синтаксис?

 - Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…»  (ТРКМ) Слайд 3

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

3) Подлежащее стоит в именительном падеже.

4)Подлежащее обозначает действие.

5) Наступила осень - словосочетание.

- Оцените свою работу – поставьте на полях +, если все ответы у вас совпали с эталоном.

 

 Создание проблемной ситуации.  Формулирование темы, целей и задач урока.

 - Объясните, почему 4   и 5 утверждения неправильные? Слайд 5.

- Чем является сочетание слов «Наступила осень»? (Грамматическая основа)

- Давайте вспомним какие члены предложения составляют грамматическую основу. Слайд 6.

О подлежащем вы говорили в начальной школе. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем.

Прием «Корзина знаний» (ТРКМ) Слайд 7.

(В тетради нарисовать корзину, наполнить ее знаниями о подлежащем).

- Чем может быть выражено? (учитель  задаёт  вопрос,   если дети  не  называют   это  свойство)

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. Слайд 8.

 

Отвечают на вопрос.

Синтаксис.  Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений.

 

Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и -

Слайд 4. Проверяют по эталону:

1) +   2) +   3) +   4) -  5) -

№4 – подлежащее обозначает предмет.

№5 «Наступила осень» – это грамматическая основа.

 

 

 

 

На слайде дети наблюдают изменения – исправления ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 Рисуют. Перечисляют. Учитель записывает (корзина)

→ И.п.

→ Кто? Что?

→ обозначает предмет

→ подчеркивается _______

→ выражено сущ. или  местоимением.

1.3. Целеполагание

- Чем же мы сегодня будем заниматься? Цель нашего урока?

 Слайд 9.

 

Формируют цель урока

 

Вспомним, что такое подлежащее.

Научимся находить его в предложении.

Узнаем способы выражения подлежащего.

 

2.1. Освоение нового материала

Использует приемы создания проблемной ситуации. Исследование (разбор предложений).

- Если мы всё знаем, то попробуем выполнить следующее задание.

- Спишите предложения, записанные на доске, подчеркните грамматические основы. Слайд 10.

1ряд. Три часа у проруби три в..роны пробыли.

2 ряд.  Коля с мамой уехали к бабушк...

3 ряд.   Листья падают бе..звучно.

Проверка.

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей:

- Где можно найти необходимый материал?

 

 

 

Прием  «Инсерт» (ТРКМ)  Слайд 11.

- Читая информацию, поставьте карандашом знаки: v знаю, + новое.

 

Предлагают варианты ответов.

(три вороны, вороны).

 

 

 

 

 

 

Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения:

- проанализировать языковой материал;

- разобраться при помощи объяснения учителя;

- обратиться к учебнику.

 

Самостоятельная работа с учебником учащихся:

-ищут ответ в §136   стр. 173 учебника;

-анализируют предложения;

- делают выводы.

2.2. Проверка первичного усвоения

Организует проверку.

1.Чем может быть выражено подлежащее? Подлежащее может быть выражено словосочетанием, числительным.

2.Что мы можем сказать о месте подлежащего в предложении?

 Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

- Ребята, вернемся к нашим предложениям. Слайд 10.

 

- Сможете теперь правильно найти подлежащее? Назовите его, укажите, чем выражено, где находится в предложении?

- Оцените работу + те, у кого было все правильно.

Ответы учащихся, анализируют, объясняют:

1ряд: П – Три вороны, выражено словосочетанием, находится в середине предложения.

2 ряд: П – Коля с мамой, выражено словосочетанием, находится в начале предложения.

3 ряд: П – листья, выражено существительным в И.П.  находится в начале предложения. 

Физкультминутка. Молодцы!  Хорошо поработали!

Давайте отдохнём.   

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Учащиеся показывают движения.

3.1. Применение изученного материала

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

- Вставьте подходящие по смыслу члены предложения:

1.За интересной книгой___________проходит незаметно.

2.В сказках_____ всегда побеждает зло.

3.Все ____ любят читать сказки Пушкина.

4.Книга – это наш лучший _____ .

- Какой темой объединены все предложения?

Проверка устно.

- Придумайте на эту же тему два предложения. Запишите в тетрадь.

Работа в парах. Слайд 12,13.

•          Подлежащее – существительное, сказуемое – глагол;

•          Подлежащее – сочетание слов, сказуемое – глагол;

Развитие функциональной грамотности

Дети вставляют слова.

Вылепляют главные члены предложения.

 

Тема: Книга.

 

 

Дети составляют предложения.

 

 

 

 

3.2. Систематизация знаний и умений

Организует деятельность по применению новых знаний.

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

Работа с предложениями с последующей проверкой по эталону.

    - Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Прошло несколько дней.

6. Катя с Машей пошли в кино.

7. Я поймал кота.

8. Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком.

9. Листья падают с клёнов.

- Оцените свою работу: правильно определено подлежащее в 8-9 предложениях – 5, 6-7 – это 4, 5-4 –это 3, 0-3 – это 2. Слайд. 14

 

Индивидуальная работа.

Выполняют задания в тетради.

Проверка по образцу на доске.

 

 

1. луна (сущ. И.П.) пробирается

2. я (мест. И.П.) люблю

3. тридцать витязей (числит. И.П. + сущ.) выходят

4. два мальчика (числит. И.П. + сущ.) посапывали

5. несколько дней (числит. И.П. + сущ.) прошло

6. Катя с Мишей (сущ. И.П. + сущ. Т.П.) пошли

7. я (мест. И.П..) поймал

8. три сестрицы (числит. И.П. + сущ.) пряли

9. листья (сущ. И.П.) падают

 

4.1. Подведение итогов

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Ребята, вернемся к нашей корзине знаний (ТРКМ). Слайд 15.

- Можем ли добавить в нее новые знания, полученные сегодня на уроке?

 

- Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какие новые знания вы сегодня получили? Вспомним, какую цель мы сегодня с вами поставили. Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?

 

 

 

- Предлагаю вам свою работу на уроке.

«Закончи предложение» (ТРКМ)

  1. Сегодня мы узнали о …
  2. Теперь я могу…
  3. Я научился…
  4. Мне было трудно…
  5. Своей работой я ….

Слайд 16.

 

Подводят итоги работы на уроке.

→ И.п.

→ Кто? Что?

→ обозначает предмет

→ подчеркивается _______

→ выражено сущ. или местоимением в И.П.

+ → выражено словосочетанием сущ.И.П.+сущ. Т.П.

→ выражено словосочетание числительное И.П.+ сущ. Р.П.

 

Отвечают на вопросы письменно и устно.

 

 

 

4.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Слайд 17.

Стр.172, §136, упр. 844

 

Записывают домашнее задание в дневники.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по русскому языку

Технологическая карта урока по русскому языку

Личностные: стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления

Личностные: стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления

Организация работы по повторению

Организация работы по повторению

Освоение нового материала

Освоение нового материала

Раз – подняться, подтянуться,

Раз – подняться, подтянуться,

Организует деятельность по применению новых знаний

Организует деятельность по применению новых знаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2024