Технологическая карта урока по русскому языку
Использование элементов технологии развития критического мышления при изучении темы
«Подлежащее и его способы выражения»
ФИО разработчика |
Филюшина Олеся Анатольевна |
Место работы |
МБОУ СОШ № 108 |
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс |
5 Б |
Тема урока |
Использование элементов технологии развития критического мышления при изучении темы «Подлежащее и его способы выражения» |
Уровень изучения |
базовый |
Тип урока |
урок освоения новых знаний и умений
|
Цель: расширить понятийную базу о главных членах предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания. Задачи: - обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов; - развивать внимание, логику рассуждения - прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества. |
|
Планируемые результаты: |
|
Личностные: стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления. |
|
Метапредметные: совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать. |
|
Предметные: определять главные члены предложения (грамматическую основу), морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа) |
|
Ключевые слова: грамматическая основа (главные члены предложения), способы выражения подлежащего. |
|
Краткое описание: Ресурсы урока: доска, мел, ИКТ, презентация, библиотека ЦОК, учебник «Русский язык. Учебник для 5 класс» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: 2023, рабочий лист. Коллективная работа, индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа с учебником. Межпредметные связи: Литература. |
Ход урока
1.1. Мотивирование на учебную деятельность |
||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
|
Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку. Создание эмоционального настроя на урок (на слайде появляется «Улыбающийся смайлик»)
- Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. _ - Главная задача нашего урока – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. |
Делают записи в тетрадях (число, Классная работа) |
|
1.2. Актуализация опорных знаний |
||
Организация работы по повторению. - Какой раздел науки о языке мы изучаем? - Что изучает синтаксис? - Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…» (ТРКМ) Слайд 3 1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. 2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. 3) Подлежащее стоит в именительном падеже. 4)Подлежащее обозначает действие. 5) Наступила осень - словосочетание. - Оцените свою работу – поставьте на полях +, если все ответы у вас совпали с эталоном.
Создание проблемной ситуации. Формулирование темы, целей и задач урока. - Объясните, почему 4 и 5 утверждения неправильные? Слайд 5. - Чем является сочетание слов «Наступила осень»? (Грамматическая основа) - Давайте вспомним какие члены предложения составляют грамматическую основу. Слайд 6. О подлежащем вы говорили в начальной школе. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем. Прием «Корзина знаний» (ТРКМ) Слайд 7. (В тетради нарисовать корзину, наполнить ее знаниями о подлежащем). - Чем может быть выражено? (учитель задаёт вопрос, если дети не называют это свойство) - О чём пойдёт речь на уроке? - Сформулируйте тему урока. Слайд 8.
|
Отвечают на вопрос. Синтаксис. Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений.
Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и - Слайд 4. Проверяют по эталону: 1) + 2) + 3) + 4) - 5) - №4 – подлежащее обозначает предмет. №5 «Наступила осень» – это грамматическая основа.
На слайде дети наблюдают изменения – исправления ошибок.
Рисуют. Перечисляют. Учитель записывает (корзина) → И.п. → Кто? Что? → обозначает предмет → подчеркивается _______ → выражено сущ. или местоимением. |
|
1.3. Целеполагание |
||
- Чем же мы сегодня будем заниматься? Цель нашего урока? Слайд 9.
|
Формируют цель урока
Вспомним, что такое подлежащее. Научимся находить его в предложении. Узнаем способы выражения подлежащего.
|
|
2.1. Освоение нового материала |
||
Использует приемы создания проблемной ситуации. Исследование (разбор предложений). - Если мы всё знаем, то попробуем выполнить следующее задание. - Спишите предложения, записанные на доске, подчеркните грамматические основы. Слайд 10. 1ряд. Три часа у проруби три в..роны пробыли. 2 ряд. Коля с мамой уехали к бабушк... 3 ряд. Листья падают бе..звучно. Проверка. Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей: - Где можно найти необходимый материал?
Прием «Инсерт» (ТРКМ) Слайд 11. - Читая информацию, поставьте карандашом знаки: v знаю, + новое.
|
Предлагают варианты ответов. (три вороны, вороны).
Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения: - проанализировать языковой материал; - разобраться при помощи объяснения учителя; - обратиться к учебнику.
Самостоятельная работа с учебником учащихся: -ищут ответ в §136 стр. 173 учебника; -анализируют предложения; - делают выводы. |
|
2.2. Проверка первичного усвоения |
||
Организует проверку. 1.Чем может быть выражено подлежащее? Подлежащее может быть выражено словосочетанием, числительным. 2.Что мы можем сказать о месте подлежащего в предложении? Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения. - Ребята, вернемся к нашим предложениям. Слайд 10.
- Сможете теперь правильно найти подлежащее? Назовите его, укажите, чем выражено, где находится в предложении? - Оцените работу + те, у кого было все правильно. |
Ответы учащихся, анализируют, объясняют: 1ряд: П – Три вороны, выражено словосочетанием, находится в середине предложения. 2 ряд: П – Коля с мамой, выражено словосочетанием, находится в начале предложения. 3 ряд: П – листья, выражено существительным в И.П. находится в начале предложения. |
|
Физкультминутка. Молодцы! Хорошо поработали! Давайте отдохнём. Раз – подняться, подтянуться, Два – нагнуться, разогнуться. Три – в ладошки три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Будто пух в руках, не гири! Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. |
Учащиеся показывают движения. |
|
3.1. Применение изученного материала |
||
РАБОЧИЙ ЛИСТ. - Вставьте подходящие по смыслу члены предложения: 1.За интересной книгой___________проходит незаметно. 2.В сказках_____ всегда побеждает зло. 3.Все ____ любят читать сказки Пушкина. 4.Книга – это наш лучший _____ . - Какой темой объединены все предложения? Проверка устно. - Придумайте на эту же тему два предложения. Запишите в тетрадь. Работа в парах. Слайд 12,13. • Подлежащее – существительное, сказуемое – глагол; • Подлежащее – сочетание слов, сказуемое – глагол; Развитие функциональной грамотности |
Дети вставляют слова. Вылепляют главные члены предложения.
Тема: Книга.
Дети составляют предложения.
|
|
3.2. Систематизация знаний и умений |
||
Организует деятельность по применению новых знаний. РАБОЧИЙ ЛИСТ. Работа с предложениями с последующей проверкой по эталону. - Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее. 1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 2. Люблю я пышное природы увяданье. 3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. 4. На печке два мальчика сладко посапывали. 5. Прошло несколько дней. 6. Катя с Машей пошли в кино. 7. Я поймал кота. 8. Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком. 9. Листья падают с клёнов. - Оцените свою работу: правильно определено подлежащее в 8-9 предложениях – 5, 6-7 – это 4, 5-4 –это 3, 0-3 – это 2. Слайд. 14
|
Индивидуальная работа. Выполняют задания в тетради. Проверка по образцу на доске.
1. луна (сущ. И.П.) пробирается 2. я (мест. И.П.) люблю 3. тридцать витязей (числит. И.П. + сущ.) выходят 4. два мальчика (числит. И.П. + сущ.) посапывали 5. несколько дней (числит. И.П. + сущ.) прошло 6. Катя с Мишей (сущ. И.П. + сущ. Т.П.) пошли 7. я (мест. И.П..) поймал 8. три сестрицы (числит. И.П. + сущ.) пряли 9. листья (сущ. И.П.) падают
|
|
4.1. Подведение итогов |
||
Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. |
||
- Ребята, вернемся к нашей корзине знаний (ТРКМ). Слайд 15. - Можем ли добавить в нее новые знания, полученные сегодня на уроке?
- Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какие новые знания вы сегодня получили? Вспомним, какую цель мы сегодня с вами поставили. Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?
- Предлагаю вам свою работу на уроке. «Закончи предложение» (ТРКМ)
Слайд 16.
|
Подводят итоги работы на уроке. → И.п. → Кто? Что? → обозначает предмет → подчеркивается _______ → выражено сущ. или местоимением в И.П. + → выражено словосочетанием сущ.И.П.+сущ. Т.П. → выражено словосочетание числительное И.П.+ сущ. Р.П.
Отвечают на вопросы письменно и устно.
|
|
4.2. Домашнее задание |
||
Введите рекомендации по домашнему заданию. |
||
- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Слайд 17. Стр.172, §136, упр. 844
|
Записывают домашнее задание в дневники. |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.