Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс (РКМ)

  • Документация
  • docx
  • 19.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока по русскому языку с элементами ТРКМ по теме "Способы выражения подлежащего"
Иконка файла материала Технологическая карта по русскому языку.docx

Технологическая карта урока по русскому языку

Использование элементов технологии развития критического мышления при изучении темы

«Подлежащее и его способы выражения»

 

ФИО разработчика

Филюшина Олеся Анатольевна

Место работы

МБОУ СОШ № 108

 

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс

5 Б

Тема урока

Использование элементов технологии развития критического мышления при изучении темы «Подлежащее и его способы выражения»

Уровень изучения

базовый

Тип урока

 урок освоения новых знаний и умений

 

Цель: расширить понятийную базу о главных членах предложения; познакомить учащихся со способами выражения подлежащего; сформировать умение выделять грамматическую основу предложения; способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания.

Задачи: -  обеспечить понимание содержания учебного материала; расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов;

 - развивать внимание, логику рассуждения

- прививать интерес к русскому языку, формировать нравственные качества.

Планируемые результаты:

Личностные:

стремиться правильно излагать, свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.

Метапредметные:

совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать.

Предметные:

определять главные члены предложения (грамматическую основу), морфологические средства выражения подлежащего (именем существительным или местоимением в именительном падеже, сочетанием имени существительного в форме именительного падежа с существительным или местоимением в форме творительного падежа с предлогом; сочетанием имени числительного в форме именительного падежа с существительным в форме родительного падежа)

Ключевые слова: грамматическая основа (главные члены предложения), способы выражения подлежащего.

Краткое описание:

Ресурсы урока: доска, мел, ИКТ, презентация, библиотека ЦОК, учебник «Русский язык. Учебник для 5 класс» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – М.: 2023, рабочий лист.

Коллективная работа, индивидуальная работа, фронтальный опрос, работа с учебником.

Межпредметные связиЛитература.

 

Ход урока

1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку.

Создание эмоционального настроя на урок (на слайде появляется «Улыбающийся смайлик»)

 

 - Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

_ - Главная задача нашего урока – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают записи в тетрадях (число, Классная работа)

1.2. Актуализация опорных знаний

Организация работы по повторению.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает синтаксис?

 - Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…»  (ТРКМ) Слайд 3

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

3) Подлежащее стоит в именительном падеже.

4)Подлежащее обозначает действие.

5) Наступила осень - словосочетание.

- Оцените свою работу – поставьте на полях +, если все ответы у вас совпали с эталоном.

 

 Создание проблемной ситуации.  Формулирование темы, целей и задач урока.

 - Объясните, почему 4   и 5 утверждения неправильные? Слайд 5.

- Чем является сочетание слов «Наступила осень»? (Грамматическая основа)

- Давайте вспомним какие члены предложения составляют грамматическую основу. Слайд 6.

О подлежащем вы говорили в начальной школе. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем.

Прием «Корзина знаний» (ТРКМ) Слайд 7.

(В тетради нарисовать корзину, наполнить ее знаниями о подлежащем).

- Чем может быть выражено? (учитель  задаёт  вопрос,   если дети  не  называют   это  свойство)

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. Слайд 8.

 

Отвечают на вопрос.

Синтаксис.  Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений.

 

Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и -

Слайд 4. Проверяют по эталону:

1) +   2) +   3) +   4) -  5) -

№4 – подлежащее обозначает предмет.

№5 «Наступила осень» – это грамматическая основа.

 

 

 

 

На слайде дети наблюдают изменения – исправления ошибок.

 

 

 

 

 

 

 

 Рисуют. Перечисляют. Учитель записывает (корзина)

→ И.п.

→ Кто? Что?

→ обозначает предмет

→ подчеркивается _______

→ выражено сущ. или  местоимением.

1.3. Целеполагание

- Чем же мы сегодня будем заниматься? Цель нашего урока?

 Слайд 9.

 

Формируют цель урока

 

Вспомним, что такое подлежащее.

Научимся находить его в предложении.

Узнаем способы выражения подлежащего.

 

2.1. Освоение нового материала

Использует приемы создания проблемной ситуации. Исследование (разбор предложений).

- Если мы всё знаем, то попробуем выполнить следующее задание.

- Спишите предложения, записанные на доске, подчеркните грамматические основы. Слайд 10.

1ряд. Три часа у проруби три в..роны пробыли.

2 ряд.  Коля с мамой уехали к бабушк...

3 ряд.   Листья падают бе..звучно.

Проверка.

Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей:

- Где можно найти необходимый материал?

 

 

 

Прием  «Инсерт» (ТРКМ)  Слайд 11.

- Читая информацию, поставьте карандашом знаки: v знаю, + новое.

 

Предлагают варианты ответов.

(три вороны, вороны).

 

 

 

 

 

 

Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения:

- проанализировать языковой материал;

- разобраться при помощи объяснения учителя;

- обратиться к учебнику.

 

Самостоятельная работа с учебником учащихся:

-ищут ответ в §136   стр. 173 учебника;

-анализируют предложения;

- делают выводы.

2.2. Проверка первичного усвоения

Организует проверку.

1.Чем может быть выражено подлежащее? Подлежащее может быть выражено словосочетанием, числительным.

2.Что мы можем сказать о месте подлежащего в предложении?

 Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

- Ребята, вернемся к нашим предложениям. Слайд 10.

 

- Сможете теперь правильно найти подлежащее? Назовите его, укажите, чем выражено, где находится в предложении?

- Оцените работу + те, у кого было все правильно.

Ответы учащихся, анализируют, объясняют:

1ряд: П – Три вороны, выражено словосочетанием, находится в середине предложения.

2 ряд: П – Коля с мамой, выражено словосочетанием, находится в начале предложения.

3 ряд: П – листья, выражено существительным в И.П.  находится в начале предложения. 

Физкультминутка. Молодцы!  Хорошо поработали!

Давайте отдохнём.   

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка.

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Будто пух в руках, не гири!

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Учащиеся показывают движения.

3.1. Применение изученного материала

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

- Вставьте подходящие по смыслу члены предложения:

1.За интересной книгой___________проходит незаметно.

2.В сказках_____ всегда побеждает зло.

3.Все ____ любят читать сказки Пушкина.

4.Книга – это наш лучший _____ .

- Какой темой объединены все предложения?

Проверка устно.

- Придумайте на эту же тему два предложения. Запишите в тетрадь.

Работа в парах. Слайд 12,13.

•          Подлежащее – существительное, сказуемое – глагол;

•          Подлежащее – сочетание слов, сказуемое – глагол;

Развитие функциональной грамотности

Дети вставляют слова.

Вылепляют главные члены предложения.

 

Тема: Книга.

 

 

Дети составляют предложения.

 

 

 

 

3.2. Систематизация знаний и умений

Организует деятельность по применению новых знаний.

РАБОЧИЙ ЛИСТ.

Работа с предложениями с последующей проверкой по эталону.

    - Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Прошло несколько дней.

6. Катя с Машей пошли в кино.

7. Я поймал кота.

8. Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком.

9. Листья падают с клёнов.

- Оцените свою работу: правильно определено подлежащее в 8-9 предложениях – 5, 6-7 – это 4, 5-4 –это 3, 0-3 – это 2. Слайд. 14

 

Индивидуальная работа.

Выполняют задания в тетради.

Проверка по образцу на доске.

 

 

1. луна (сущ. И.П.) пробирается

2. я (мест. И.П.) люблю

3. тридцать витязей (числит. И.П. + сущ.) выходят

4. два мальчика (числит. И.П. + сущ.) посапывали

5. несколько дней (числит. И.П. + сущ.) прошло

6. Катя с Мишей (сущ. И.П. + сущ. Т.П.) пошли

7. я (мест. И.П..) поймал

8. три сестрицы (числит. И.П. + сущ.) пряли

9. листья (сущ. И.П.) падают

 

4.1. Подведение итогов

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

- Ребята, вернемся к нашей корзине знаний (ТРКМ). Слайд 15.

- Можем ли добавить в нее новые знания, полученные сегодня на уроке?

 

- Наш урок подходит к концу. Скажите, пожалуйста, какие новые знания вы сегодня получили? Вспомним, какую цель мы сегодня с вами поставили. Удалось достичь цели? Остались ли у вас вопросы?

 

 

 

- Предлагаю вам свою работу на уроке.

«Закончи предложение» (ТРКМ)

  1. Сегодня мы узнали о …
  2. Теперь я могу…
  3. Я научился…
  4. Мне было трудно…
  5. Своей работой я ….

Слайд 16.

 

Подводят итоги работы на уроке.

→ И.п.

→ Кто? Что?

→ обозначает предмет

→ подчеркивается _______

→ выражено сущ. или местоимением в И.П.

+ → выражено словосочетанием сущ.И.П.+сущ. Т.П.

→ выражено словосочетание числительное И.П.+ сущ. Р.П.

 

Отвечают на вопросы письменно и устно.

 

 

 

4.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

Слайд 17.

Стр.172, §136, упр. 844

 

Записывают домашнее задание в дневники.

 


 

Скачано с www.znanio.ru