Технологическая карта урока по русскому языку "Падеж имён существительных"
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку "Падеж имён существительных"

Оценка 5
doc
12.10.2024
Технологическая карта урока по русскому языку "Падеж имён существительных"
изменен. по падежам.doc

Тема: «Падеж имён существительных».

Тип урока: урок формирования новых знаний.

 

Цели:

·        знакомство с понятием “изменение слова по падежам”;

·        наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;

·        учить решать проблемные задачи.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.

Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица “Изменение имен существительных по падежам”, карточки для работы в паре.

 

Ход урока

         I. Орг. момент. (Слайд №2)

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

II. Чистописание  (Слайд №3)

- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

          чк  чн    //     ча    чу

 

III.Орфографическая минутка (Слайд №4)

- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц,  звд,  двчк, Рсс,  врн,  чнк,  Мскв,  грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)

 

IV. Актуализация знаний

- Что объединяет все эти слова?

- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

1.      Одушевленные и неодушевленные.

2.      Собственные и нарицательные.

3.      Существительные мужского и женского рода.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?

 

V. Введение в новую тему.

 1) Знакомство со склонением имён существительных. (Слайд №5) стр.36 упр. 64

 

 

 

 

 

Карточка:

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя  (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел   к (сосна) __________ дятел. Села   на (сосна) ______________ синичка. Растут  под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли  на (сосна)________________.

- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим. (Слайд №6)

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

- А почему оно изменяет свои окончания?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания.(Проверка. Слайд №7)

- Какой мы можем сделать вывод?

 

ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания,  когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

- Продолжите высказывания:  (Слайд №8)

·        Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

 

·        При изменении существительного по вопросам изменяется его ………

                                                                                                       окончание

 

2)Определение темы урока

- Кто из вас может определить тему урока?

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

 

VI. Работа по теме урока

1)     Знакомство с материалом в учебнике.

- Прочитайте статью в учебнике на стр.36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы (Слайд №9)

·        Как называется изменение имён существительных по вопросам?

·        Сколько падежей в русском языке?

·        Что такое склонение?

·        От чего произошло название слова «падеж»?

Cлово падеж произошло от латинского casus  (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

2)     Рассматривание таблицы на стр.37

- Что вы можете рассказать по этой таблице? (Слайд №10)

- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

- Каждый падеж имеет свои вопросы.

- Послушайте сказку Е.Мережинской  «Откуда пошли названия падежей»

Ø  Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать — именительный.

Ø  Родился — стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.

Ø  Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.

Ø  Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.

Ø  Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал  творительным.

Ø  Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

 

 

ФИЗМИНУТКА

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.

Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись  давай, дружок.

Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,

Руки вверх и тут же вниз  И за парту вновь садись.

 

VII. Заполнение таблицы «ЗХУ» (Слайд №11)

- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

·        Что такое «склонение», «падеж»

·        Как называются падежи

·        Вопросы падежей

- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

·        Как изменять слово по падежам (склонять).

 

VIII. Упражнение в склонении существительных.

1)  Коллективная работа по таблице.

- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа  есть своё слово – подсказка. (Слайд №12)

(раздаю каждому ученику таблицу падежей)

- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима». (Слайд №13)

 

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

 

2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66.

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)

 

IX. Итоги:

- Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?

(Слайд №15)

·        Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».

·        У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.

·        При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.

 

X. Рефлексия

- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

(Слайд №16 )

- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. (Слайд №17 )

 

Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!


Тема : « Падеж имён существительных »

Тема : « Падеж имён существительных »

Карточка: Сосна любит расти на сухих песках

Карточка: Сосна любит расти на сухих песках

ФИЗМИНУТКА Мы устали чуточку,

ФИЗМИНУТКА Мы устали чуточку,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2024