Тема урока: «Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала»
Автор работы: Тримаскина Наталья Владимировна
Учитель начальных классов
(Технологическая карта изучения темы)
Предмет: |
Русский язык |
Уровень образования: |
начальное общее образование |
Тип урока: |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
Форма проведения: |
Урок- исследование |
Время проведения: |
09.02.2023г |
Продолжительность урока: |
45 минут |
Участники: |
Ученики 2 класса |
Тема |
Разделительный «Ь» знак. Закрепление изученного материала |
Цель темы |
создать условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак; формировать орфографический навык написания слов с разделительным мягким знаком.
|
Планируемый результат |
обучающиеся научатся грамотно писать слова с разделительным мягким знаком, находить изученную орфограмму в тексте и слышать её.
|
Формирование УУД Личностные:
Метапредметные:
Предметные:
|
научатся работать самостоятельно в парах и в группе на материале данного урока; научатся выстраивать свою речь в соответствии с требованиями педагога; научатся понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности . Познавательные: научатся делить слова на группы по определённым признакам, владеть общим способом проверки орфограмм; научатся на основе анализа изучаемого материала делать выводы. Регулятивные: формирование умения отделять известное от неизвестного, формулировать цели своей работы, выполнять самоконтроль и самопроверку. Коммуникативные: научатся высказывать свои мысли по материалу данного урока; научатся договариваться и приходить к общему решению, работая в паре или группе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
получат возможность научиться различать слова с разделительным ь и ь для обозначения мягкости согласных |
Основные понятия |
Мягкий знак показатель мягкости, разделительный мягкий знак. |
Базовый учебник: |
В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс Москва «Просвещение» 2019г (2 часть) |
Организация пространства |
Работа фронтальная, работа в парах, в группах. |
Оборудование:
|
для учителя: учебник, карточки для работы в группе. для учеников: рабочая тетрадь, учебник (В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс Москва «Просвещение» 2012г, часть 2), ручка, простой карандаш.
|
Ресурсы |
|
Аннотация |
Урок проводится в кабинете, закрепление проводится в форме исследования с выполнением различных заданий направленных на повторение знаний через деятельностный метод. На уроке использовался раздаточный материал для детей. |
Организационная структура урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формирование УУД |
1.Орг.момент. |
Здравствуйте, ребята! -Поприветствуем друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу - ударьтесь кулачками и улыбнитесь друг другу; а теперь все вместе поприветствуйте друг друга, соприкасаясь правой рукой. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Быть должны у нас в порядке Ручки, книжки и тетрадки. - Проверьте, пожалуйста, готовность своих рабочих мест к уроку. - Садитесь, пожалуйста. - У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите. - Всё ваше хорошее настроение я обозначу одним большим солнышком, а не очень хорошее – тучкой. - Я думаю, у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить. |
Учащиеся здороваются, приветствуют друг друга
|
Личностные результаты и коммуникативные УУД 1. Концентрировать внимание на словах педагога. 2.Слушать и понимать речь других. 3. Самоорганизация. |
2.Актуализация и мотивация
Минутка чистописания.
3.Самоопределение к деятельности.
4.Работа по теме урока.
Словес.: ответы на вопросы
Практич.:рассказ правила, по модели правила
5.Физ.минутка.
6.Первичое закрепление
7.Самостоятельное применение полученных знаний. (работа в группах)
8.Подведение итогов работы. Рефлексия.
Домашнее задание.
|
-Запишите число и «Классная работа» отступите две строки от предыдущей работы. Сегодня у нас 9 февраля. - Ребята, в минутке чистописания пропишем следующие соединения: ью ья ьи ьё ье -Но перед этим давайте разомнём наши с вами пальчики (Приложение 1) А теперь записываем: Пишу Ь, соединяю средним соединением с буквой Е. Ь знак соединяю с буквой Ё средним соединением. Ь соединяю верхним соединением с буквой Ю. Ь соединяю нижним соединением с буквой Я. Ь соединяю верхним соединением с буквой И.
Сегодня у нас урок закрепления по изученной теме. Послушайте стихотворение о какой букве идет речь ?(Приложение 2) -Кто скажет, какую тему мы изучаем? -Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? -С какой целью?
Фронтальная форма работы Проверка домашнего задания: -Для начала ребята, мы проверим наше домашнее задание. Вам было задано упражнение 61, на странице 35. -Вспомните, что нужно было сделать в этом задании?
-На какие три группы вы разделили эти слова? - Прочитайте слова в первом столбике. -Почему слово «льдинка» лишнее? -Прочитайте слова во втором столбике. -Почему слово «здоровье» лишнее? -Прочитай слова в третьем столбике. -Почему слово «ручьи» лишнее? -Если сошлись ответы «зажгите огонёк» (Приложение 3) -Молодцы! Вы правильно выполнили домашнее задание.
-Сегодня, мы будем отрабатывать правильное написание слов с «Ь» и находить слова, где пишется «Ь». Актуализация знаний: -Какую работу выполняет мягкий знак в словах? -Ребята, кто мне скажет где пишется разделительный мягкий знак («Ь»)? -Какова роль «Ь» знака, как показателя мягкости? -Где может стоять «Ь» знак, как показатель мягкости.
-Перед вами модель правила, кто может рассказать правило по этой схеме (Приложение 4)
Работа в парах -Вы уже увидели,что у вас на партах лежат конверты, в которых 7 слов. Нужно разделить эти слова на группы. (Приложение 5) Работать будете в парах. По окончанию задания, поднимите руку. -Теперь проверим задание у доски. К доске пойдёт, та пара, которая быстрей всех выполнила задание. -Перед вами те же слова, которые были у вас в конверте. Вы должны разделить их на группы, а мы проверим. -Ребята, а как вы думаете, почему слово «речка» оказалось лишним? -Поднимите зелёный у кого совпали ответы. У кого не совпали – красный.
-Давайте снова обратимся к схеме, кто ещё раз повторит правило.
-Сейчас ребята мы немного отдохнём. Наша физ. минутка, также посвящена нашей теме. Встаньте. Я буду вам говорить слова, если вы услышите разделительный «Ь»вы хлопаете. А если «Ь», как показатель мягкости, то стоите тихо, как мышки. (Приложение 6) -Присаживайтесь. Молодцы, ребята!
-Прежде, чем приступить к письменной работе, давайте вспомним, когда и где в словах мы пишем разделительный мягкий знак? - А сейчас потренируемся в написании слов, чтобы не допускать ошибок. Индивидуальная форма работы: -Мы выполним упражнение 65, на странице37. - Прочитайте задание. -По каким признакам можно разделить слова на три группы? -У кого сошлись ответы «зажгите огонёк». -И последнее, что нам осталось выполнить это составить предложение с любым из выделенных слов, и записать в тетради. -Выберите одно слово и запишите в тетради. Кто хочет прочитать своё предложение?
Групповая форма работы -Ребята, у вас на столах карточки со словами , вы должны группой составить пословицу из слов, прочитать и объяснить смысл этих пословиц, и назвать слова в которых пишется «Ь» знак. (работа по карточкам). (Приложение 7)
-Наш урок подошёл к концу. -Мы узнали… -Мы научились… -Самым интересным мне показался момент, когда … -Самым трудным для меня было… -В какой части слова пишется разделительный мягкий знак? -Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак? - Что больше всего понравилось? -У кого остались вопросы? У кого все получилось? - Солнышко или тучка соответствует вашему настроению? –Я хочу чтобы вы свои солнышки приклеили к большому солнышку, ну а тучки если есть у кого приклеили к тучке. - Молодцы. Почти у всех хорошее настроение. Благодаря дружбе вы справились со всеми трудностями на уроке. И моё настроение от вашей хорошей работы я тоже могу показать солнышком.
Придумать и записать 5 новых слов с разделительным Ь знаком и 5 слов «Ь» как показатель мягкости .
-Спасибо за урок! Молодцы.
|
Выполняют движения.
Открывают тетради, записывают.
Работают в тетради.
Отвечают на вопрос (Разделительный мягкий знак. Закрепление изученного).
Высказывают своё мнение. (Повторять правила написания «Ь» знака в словах. Писать слова с «Ь» знаком. Научится видеть слова с«Ь»знаком ).
Формулируют тему урока.
Работа в паре. Взаимопроверка.
Отвечают на вопросы (Три группы: «Ь» - показатель мягкости, разделительный «Ь», слова без мягкого знака).
Оценивают себя с помощью светофора.
Принимать установку учителя
Отвечают на вопросы (Мягкий знак служит показателем мягкости в словах, а также выполняет разделительную функцию. Разделительный мягкий знак пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, перед буквами Е,Ё,Ю, Я, И).
Отвечают на вопрос по схеме. Каждая пара выполняет исследовательскую работу в тетради, и делает свой вывод. Работают у доски 2человека по карточкам.
Оценивают свою работу
Выполняют движения за словами учителя.
Каждый ученик выполняет исследовательскую работу в тетради самостоятельно, и делает свой вывод. Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы.(Зачитывают пословицы и объясняют смысл)
Отвечают на вопросы. Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Оценивают свои достижения.
Записывают домашнее задание в дневник.
|
Коммуникативные УУД 1. Участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные УУД: 1.Развитие орфографической зоркости, мышления, речи, внимания. 2. Контроль и оценка результатов деятельности Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом . Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом. Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов 2.Структурировать знания, выделять существенную информацию, осуществлять анализ объектов.
Коммуникативные УУД Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с обучающим материалом Познавательные УУД 1. Анализ объектов с целью выделения признаков; Коммуникативные УУД 1. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 2.Управление поведением партнёра– контроль, коррекция, оценка его действий; Личностные результаты 1. Развиваем умения высказывать своё мнение. 2. Оценивать ответы в соответствии с определённой ситуацией.
Познавательные УУД 1. Выявлять сущность, особенности объектов. 2. На основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Регулятивные УУД 1. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Рефлексивные умения: умение отвечать на вопрос.(контроль, коррекция, оценка) Личностные УУД: 1.Сохранение мотивации. Познавательные УУД: 1.Осуществление поиска информации; умение ориентироваться в своей системе знаний. Коммуникативные УУД: умение работать с информацией. Регулятивные УУД: 1.Планирование своих действий.
|
Приложения
Приложение 1
Пальчиковая гимнастика
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны)
Приложение2
Перед Е,Ё, И, Ю,Я
Я в корнях стою друзья.
Воробьи, семья, жильё-
Перед Я, И, Е, Ю,Ё
Приложение 3
«Зелёный» -Молодец, все правильно.
«Красный»- Тебе нужна помощь.
Приложение 5
Разделить слова на группы.
Слова: деревья, воробьи, шитьё, бульдог, зверьки, п альто, речка.
Разделительный «Ь»:
Деревья, воробьи, шитьё.
«Ь» как показатель мягкости:
Бульдог, зверьки, пальто.
Лишнее:
Речка ( чк-чн, пишется без мягкого знака)
Приложение 6
Слова для физминутки
1.пальто.
2.сыновья
..3.пальма.
4.ручьи.
5.варенье.
6.метель
Приложение 7
Составить пословицу из слов.
«Друзья познаются в беде»
«Ученье – свет, а не ученье – тьма».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.