Технологическая карта урока по русскому языку УМК «Школа России», во 2Б классе
на тему «Как различать звуки и буквы»
учитель начальных классов Серова Э.В. МБОУ СОШ №64 , г. Нижний Тагил
Тема: Как различать звуки и буквы? (1 урок) |
||||
Авторы: УМК «Школа России», учебник «Русский язык» для 2 класса начальной школы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (часть №2) Тип: закрепление изученного материала (на основе знаний фонетики 1 класса) Цели: уточнение представлений о существенных признаках гласных и согласных звуков; развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ систематизировать имеющиеся у детей знания о звуках и буквах; учить определять звуки, находить и различать их; развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности, создавая на уроке благоприятную атмосферу, развивать орфографическую зоркость; обогащать словарный запас детей новыми словами и выражениями; · Задачи урока: · Уточнить представление о смыслоразличительной роли звуков и букв. · Проводить частичный звуковой анализ слов. · Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. · Образовательная: закрепить умение определять звуки и буквы. · Развивающая: развивать мобильность и творческую самостоятельность учащихся, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; развитие внимания, зрительной памяти, активности учащихся на уроке; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащегося. Воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка; культуры общения, чувства взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, ответственность. Технологии: проблемно-ориентированного обучения; информационно-коммуникативные; технология сотрудничества Оборудование: интерактивная доска, звуковой веер с звуками; карточки с заданиями для индивидуальной работы, электронное приложение. |
||||
Планируемые результаты |
||||
Предметные: · Различать буквы и звуки · Обозначать звуки на письме · Осуществлять замену буквы звуком и наоборот |
Метапредметные: · Принимать и сохранять учебную задачу урока · Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя · Учиться работать по предложенному учителем плану · Перерабатывать полученную информацию, наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
Личностные: · Осознавать роль языка в жизни и речи детей · Чувствовать красоту и выразительность речи · Развивать способность к самооценке |
||
Межпредметные связи: литературное чтение, работа над словом; музыка осень в природе; |
||||
Ресурсы урока: учебник ч.1, с.79-80, 88, памятка №2 с. 136; электронное приложение к учебнику |
||||
Ход урока |
||||
Содержание деятельности учителя |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
|
Организационный момент |
||||
1. Организационный момент. Приветствует детей. Предлагает проверить готовность уроку, настраивает их на работу. Сообщение темы и целей урока. Слайд № 1-№ 2 |
-Проверяют наличие на парте нужных принадлежностей. -Девиз нашего урока: Тот, кто хочет много знать, Должен сам все постигать! - Тысячи разных звуков окружают нас: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц. - Выходим из дома– и опять вокруг звуки. Но вот за спиной голос прохожего: «Вы не знаете, который час?». -Вы посмотрели и ответили. - Каким образом из потока уличных звуков (шуршания шин, скрип снега, шум дождя) вы уловите те, которые передали вам информацию? -Чем отличаются звуки речи от других звуков? -В языке все имеет звуковое выражение. - Сами по себе звуки будто бы ничего не обозначают: произнесите звуки [о], [д], [м]– никто ничего не поймет. Но если вы произнесете те же звуки в другом порядке, сразу станет ясно, о чем идет речь ( дом). С незапамятных времен на протяжении многих тысячелетий звуки речи, складывались в определенном порядке, становились словами, которые имели значение и смысл. -Теперь каждый звук в слове занимает свое место. Если заменишь один– меняется смысл целого слова: кот– ток, сила– лиса, аист– лист и т.д. -Звуковую сторону речи изучает наука фонетика. - Само название образовалось от греческого слова phone, сто значит «звук». Фонетика нужна врачам, логопедам, учителям и, конечно, детям. Не случайно обучение в школе начинается с букв и звуков. - Вот и вспомните все, что мы говорили о звуках в первом классе. - Вспомним наш город Алфавитинск ( работа с памяткой «Секретик письма») |
Проверяют наличие на парте нужных принадлежностей. Цветные ручки, звуковой веер.
Если мы будем постоянно повторять и учить, то наши знания будут увеличиваться, мы станем умнее. Нет, каждый должен сам этого захотеть.
-Чем отличаются звуки речи от других звуков? |
Регулятивные УУД: умеют организовывать своё рабочее место. Личностные УУД: проявляют интерес к процессу познания; положительно относятся к школе. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи); создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
|
2. Чистописание. |
|
|||
Прослушивание музыки шум дождя и чтение строк
3. Словарная работа. Организует написание элементов букв с показом; Предлагает определить словарное слово: - Первый слог от слова ОКНО, второй месяц осени. (октябрь) Слайд № 3-4-5 |
-Посадка , правильно держим ручку. -Посадка вовремя работы и письма. Физминутка для глаз. Я тетрадочку открою, Уголочком положу, Я друзья от вас не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо не согнусь, За работу я возьмусь. -Чистописание: – Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием букв: Д заглавная, д строчная; Е заглавная, е строчная. -Записывают элементы в тетрадь. -Определяют словарное слово, читают его по слогам, записывают в тетрадь. -Учебник правило с. 78 , упр.115. (чтение учителем) «Звуки и буквы» 1. Продолжать учиться различать звуки и буквы. 2.Обобщить знания о буквах и звуках. 3.Закрепить умение различать звуки и буквы. 4.Понаблюдать, как обозначается звук на письме. |
Учебник правило с. 78, упр.115.(чтение учениками) Памятка на парте у детей. «Звуки и буквы» 1. Продолжать учиться различать звуки и буквы. 2.Обобщить знания о буквах и звуках. 3.Закрепить умение различать звуки и буквы.
4.Понаблюдать, как обозначается звук на письме.
|
Регулятивные УУД: планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Познавательные УУД: устанавливают закономерность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
|
|
4. Актуализация знаний. |
||||
Предлагает детям еще раз посмотреть на элементы букв, которые прописывали, догадаться, что за слова спрятались там. Слайд № 6 |
-Говорят, что это слова звуки и буквы. -Вспоминают, что звуки мы произносим и слышим, а буквы мы читаем и пишем. Буква – это знак для обозначения звука. - Что вы знаете про буквы и звуки? Чем отличаются? - Что такое буква? -Схема на доске: звук-буква. -Гласные - согласные. -Звонкие - глухие. -Твердые - мягкие. |
Ответы ребят. |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала); планируют своё высказывание(продумывают, что сказать вначале, а что потом). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. Коммуникативные УУД: аргументируют свою точку зрения. |
|
5. Самоопределение к деятельности |
|
|
||
Назовите тему урока. Новая эта для нас тема? - Какую цель мы поставим сегодня на уроке?
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой? |
- Тема урока «Звуки и буквы». Нет, не новая. -Мы говорили, изучали их в 1 классе на уроках азбуки и обучения грамоте, использовали помощник (звуковой веер). - Будем продолжать учиться различать звуки и буквы. - Обобщить знания о буквах и звуках; - Закрепить умение различать звуки и буквы; - Понаблюдать, как обозначается звук на письме. |
|
|
|
6. Работа по теме урока |
||||
Предлагает детям вспомнить значение слова транскрипция. Посмотреть на доску, где записано слово в транскрипции на примере слова ЁЛКА и ГУСЬ. Слайд № 12 Организует работу в парах. Задание: соединить слова в правом столбике с транскрипцией слова в левом. - Выполните задание в парах (задание на партах на белых листочках).
На интерактивной доске слова появляются постепенно в парах ЁЛКА и ГУСЬ. - Что вы заметили? - Почему так происходит? Слайд № 8
|
-Работа с учебником. С. 78 упр. 116 . -Назовите предметы произнесите звуки в каждом слове. (шар, шарф, ложка, лодка) -Учебник с.79, упр. 117 - Здесь записано слово елка, мяч, гусь - Записано так, как слышим звуки. Такая запись называется транскрипцией. на примере слова [й ,олка], [м ,ач,], [гус,] - Что здесь написано? - Почему слово записано в квадратных скобках? - Как называется такая запись? - Предлагает детям в словах на доске, назвать все буквы по порядку. -Записать транскрипцию слов, посчитать количество букв и звуков в этих словах.
-Выполняют задание. -Самопроверка с доской.
- Звуки не всегда совпадают с буквами. - Слышим один звук, но пишем другую букву. Работа над правилом. Стр.79, стр.131 – Памятка №2 «Гласные звуки и буквы для их обозначения» |
Назовите слова, которые различаются 1 звуком.
Посадка вовремя работы и письма. Работа в парах: - выполните задание в парах. (задание на партах на белых листочках). Составить и записать слова о зиме. Составить предложение устно. Ответы учащихся. (санки, зима, коньки). Самопроверка с комментариями учащихся. Посадка вовремя работы и письма.
Ответы учащихся. Понятие звука и буквы: буквы указывающие на твердость и мягкость согласного звука. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, |
|
7. Физминутка |
||||
Слайд № 7 |
Хозяйка ушла на базар. Закрыла дом и амбар. На охоту вышел рыжий кот. Берегитесь мыши он идет. Вышли мыши как-то раз, Посмотреть который час. Раз-два-три-четыре Мыши дернули за гири. Тут раздался страшный звон Разбежались мыши вон. Хозяйка вернулась домой, Дома полный разбой. Хозяйка кота прогнала, Ушла из дома мышиная семья. |
Выполнение упражнений детьми Раз-два-три-четыре (хлопки по счету). Условно часы на руке, двигают стрелки. Прячутся под парты, учитель (кот) ищет ребят, (хлопки) прогнали кота.
|
|
|
8.Закрепление изученного материала |
|
|||
Организует чтение сведений о языке на учебник с. 80. Слайд № 9-11 - Чем отличается написание слов : ДОМ – КОМ -СОМ? - Какой вывод мы сделаем? Организует выполнение упражнения : - Почему не получилось произнести слово при прочтении первой записи? - Прочитайте записи на второй строке. Что получилось? - Как вы поняли, что это слова? - Как мы запишем данные слова? |
Читают сведения о языке. - Отличается одной буквой. -Делают вывод, что если в слове заменить хоть одну букву, то меняется лексическое значение слова.
Упр. № 118 (с.79).
- Запись не имеет смысла, это не слово, а набор звуков. - Получились слова лампа, роса. - Есть смысл, лексическое значение. -Один ученик читает слова по слогам, объясняет, какие гласные мы напишем и почему. Записывает слова на доске. -Записывают составленные слова в тетрадь, объясняют написание безударных гласных. |
Выводы детей о том, как меняется лексическое значение слова, если заменить хотя бы одну букву. Чем отличается написание слов: ДОМ- КОМ-СОМ? - Какой вывод мы сделаем? Посадка вовремя работы и письма. Записать в тетрадь: лампа, роса ( ударение, произношение звуков) |
Познавательные УУД: -осуществлять поиск нужной информации. Регулятивные УУД: -осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог. Познавательные УУД: -находить и выбирать способ решения. -прогнозировать результат вычисления. -использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия. |
|
9. Работа над новым материалом на доске и в рабочих тетрадях. Работа в тетради: упр. № 120 с.80 . Слайд № 12-14 Предлагает выполнить его в парах. (приготовлены листы для записи слов)
Игры Деда-буквоеда. На доске появляется слово КУВЫРКОЛЛЕГИЯ (Слайд № 6), из букв которого детям предлагается составить слова. (на партах приготовлены листы для выполнения задания). |
-Организует работу группами, выполнения задания: составить слова из звуков, которые записаны в транскрипции. (задание на партах) -Читают задание к упражнению, выясняют, что слово КУВЫРКОЛЛЕГИЯ выдуманное. - Игры Деда-буквоеда . На доске появляется слово КУВЫРКОЛЛЕГИЯ
Составляют слова в парах. -Зачитывают слова, дополняя друг друга
-Учитель проходит и смотрит, у кого получилось больше слов, та пара зачитывает свои слова. -Оценка работы учащихся. Посадка вовремя работы и письма. |
-Варианты слов ребят: Коллегия, кол, курок, рок. кок, кувырок, як, яр. Дети дополняют их своими словами. |
На основном этапе урока – изучение нового материала, мною была использована фронтальная работа.
|
|
10. Рефлексия |
||||
Слайд № 16 Организует работу группами, выполнения задания: составить слова из звуков, которые записаны в транскрипции. (задание на партах) |
-Предлагает выполнить детям задание в электронном приложении. -Выполняют упражнение фронтально.
-Выполняют задание. |
Самопроверка с доской. Выполняют задание. Оценка работы звуковым веером6 (зеленый-красный квадраты). |
Регулятивные УУД: -оценивать свою работу - оцениваем работу соседа в паре
Проведена рефлексия с целью умения оценивать свою деятельность. |
|
11. Подведение итогов. Обсуждение эпиграфа |
||||
Предлагает детям поработать с «Корзиной знаний». Сложить в нее все знания, полученные на уроке. Ответить на вопросы. - Какая тема урока была? - Что мы знаем про буквы и звуки? - Что такое транскрипция? |
-Называют тему урока «Звуки и буквы». -Вспоминают, что буквы мы пишем и читаем, с помощью букв записывают звуки. А звуки только слышим и произносим. -Транскрипция нужна, чтобы обозначить звук. -Называют цели и задачи урока, оценивают светофором, насколько усвоили данный урок. - Назовите цель нашего урока. Достигли мы цели? Оцените веером. - Назовите задачи, оцените веером. |
Ответы ребят по теме и правилом из учебника.
Самооценка веером своих умений. |
|
|
12. Домашнее задание детям с объяснением. Слайд № 17 Выполнить: с. 80, упр. № 119. - Выучить сведения о языке и правило. Просмотреть словарик в конце учебника с 136. |
-Оценивает работу детей на уроке, называет тех, кто много отвечал, показал хорошие знания. -Выставляют оценки в дневник, записывают домашнее задание. |
Самооценка товарища по парте. Звуковой веер. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.