Головач Ирина Григорьевна, МОУ Ореховская СОШ Галичского района
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе по теме « Буквы О и А на конце наречий».
Цели деятельности педагога |
Познакомить с правилом и способствовать формированию навыка написания букв а и о на конце наречий с приставками из-, до-, с- |
Тип урока |
Комбинированный урок |
Планируемые |
Предметные: знать условия выбора букв о и а на конце наречий; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний. Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Личностные: усвоение традиционных ценностей российского общества; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
методы и формы |
Проблемный метод; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные |
http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 |
Оборудование |
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Демонстрационный материал |
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся |
Основные понятия |
Орфограмма-буква |
Структура урока
Этапы |
Обучающие |
Деятельность учителя |
Деятель ность |
Формы организации |
Универсальные |
Промежуточный |
||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельнос ти
|
Мотивация учащихся к учебной деятельности |
Учитель проверяет готовность рабочих мест к началу урока. - Здравствуйте ребята. Сегодня на улице холодно, а в классе тепло и уютно от солнышка, которое своими лучами будет согревать нас весь урок. (Солнышко на доске) Посмотрите на экран, где на слайде появляются картинки с улыбками.
– Эти улыбки будут помогать нам сегодня на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать «улыбку»
Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»); устанавливает тематические рамки учебной деятельности («могу»). |
Учащие ся проверя ют готов ность рабочих мест, приветствуют друг друга улыбкой.
|
|
Личностные: настрой на позитивное начало урока, само-определение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные-саморегуляция. Познавательные- целеполагание.
|
|
||||||||||
2. Актуализа ция и пробное учебное действие |
Воспроизведе ние ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа |
- Чтобы вы сегодня могли самостоятельно открыть новые знания, вам надо вспомнить именно то, что потребуется для их открытия Орфографическая разминка (задания на слайде). 1. Объясните правописание приставок: Расчет, рассчитать, расформировать, безвредный, бесформенный, сузить, сэкономить, расчертить, бесполезный, сжечь, сделать. 2. К данным словам подберите такие, в которых морфемы противоположны по написанию, например: стеклянный – серебряный, видишь – стелешь, некем – никем. Нигде (негде),
предположил (предполагал), участвовать |
Осваивают лингвис тические термины. Отвеча ют на вопросы |
Груп повая, индиви дуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализован ной и умственной форме. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу |
Устные ответы, практическая работа в тетрадях |
||||||||||
3. Выявление места |
Эвристическая беседа, ответы на вопросы |
Учитель создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).
– Обратите внимание на слайд. По какому признаку разделены слова на два столбика? (По конечному суффиксу.)
– А от чего зависит выбор суффикса? Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу. Возможные варианты ответов: – от ударения – не подтверждается; – образовано от прилагательных – не подтверждается; – от способа образования. После проверки последней версии подводит к выводу о том, что наречия с -а образовались приставочно-суффиксальным способом. Наречия с -о образовались суффиксальным способом. Открывается третий столбик таблицы на слайде.
|
Формулируют собственные мысли, высказы вают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы. Обдумы вают
ответы |
Груп повая, индивидуальная |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникатив ные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Задают вопросы для уточне ния информации, устные ответы |
||||||||||
4. Целеполагание и построение выхода из затруднения |
Беседа по вопросам. Письменная работа, работа с учебником |
Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. – Что общего у этого столбика слов с первым столбиком? (Способ образования.) – А в чем отличие?(Нет приставок из-, до-, с-; пишется о.) – Когда же в наречиях пишется на конце а? Учащиеся предпринимают попытку сформулировать правило |
Отвеча ют на вопросы. Делают выводы, выполняют письмен ное задание |
Фронта льная, индивидуальная |
Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникатив ные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах |
Устные ответы, задают вопросы |
||||||||||
5. Творческая практичес кая деятель ность по реализации построен ного проекта |
Подбор своих примеров, иллюстрирую щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа |
– Обратите внимание на материал для наблюдений в учебнике (с. 110–111).
Сверим наш вывод о правописании букв о, а на конце наречий с правилом в учебнике. (В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется суффикс -а; в наречиях с приставками в-, за-, на- – суффикс -о).
Запись теоретического материала урока в виде схемы. Организует и сопровождает деятельность учащихся.
Образец схемы на слайде. 1. Есть ли в наречии приставки из-, до-, с-: Да Нет Рассуждаю дальше пишу о 2. Смотрю, как образованно наречие: Приставочно- Суффиксальным суффиксальным способом способом пишу а пишу о |
Отвеча ют на вопросы, выполняют задания, выделя ют главное, устанав ливают причинно-следственные связи |
Груп повая, индивидуальная |
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей.
Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи |
Задают вопросы, устные ответы, выполнений заданий и уп-ражнений в тетрадях |
||||||||||
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи |
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Письменная работа, подбор своих примеров, иллюстрирую щих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах |
Работа в группах. Задание 1. Замените словосочетание наречиями с о или а на конце. Обозначьте орфограмму. Идти в правую сторону (вправо), беседовать без стеснения (запросто), раскалить до красного цвета (докрасна), расстаться на долгое время (надолго), переписать окончательно (набело). Задание 2. Выпишите в один столбик словосочетания с наречиями на -о, в другой – с -а. Обозначьте главные и зависимые слова. Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом. Небо было раскалено почти добела. Ветер снова усилился. Серое небо предвещало дождь надолго. Посмотри-ка вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум. Задание 3. Придумайте предложения со словосочетаниями, обозначьте изучаемую орфограмму. Сначала посетить, подъезжать справа, повернуть налево, издавна поражать, поглядеть искоса, недоверчиво относиться, заново прийти, снова присутствовать, изредка возражать, издалека начинать |
Выполняют задание, работают с учебником. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Индивидуальная |
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Практиче-ская работа
в тетрадях, уст- |
||||||||||
7. Включение в систему знаний и повторение |
Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание |
Обобщающий тест. А1. В каком слове на
месте пропуска пишутся две буквы 1) Медле..о поднялся; 3) говорит ум..о; 2) вяза..ые варежки; 4) предложение записа..о. А2. В каком наречии на месте пропуска пишется буква Е? 1) Свеж..; 3) хорош..; 2) общ..; 4) певуч.. . А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А? 1) Исправн..; 3) докрасн..; 2) занов..; 4) строг.. . В1. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении. После бури над землёю светит радостней лазурь. С1. Опишите, используя наречия, действия водителя |
Отвеча ют на вопросы. Определяют уровень приобре тённых знаний |
Индивидуальная, груп повая |
Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Оценивание учащихся за работу |
||||||||||
8.Этап рефлексии учебной деятельно сти |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия, обсуждение и запись домашнего задания |
Учитель предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.
Организует рефлексию. «Аквариум» Цель: оценить свою работу, отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Материал: Аквариум с нарисованными рыбками: золотая рыбка– я научился; карась– могу научить других; акула – я не понял Проведение: –– Выберите рыбку в зависимости от полученного результата на уроке и отпустите в аквариум.
По рыбкам в аквариуме учитель судит об уровне усвоения знаний каждым учащимися. -Какую задачу ставили на уроке? -Удалось решить поставленную задачу? -Каким способом? -Какие получили результаты? -Что нужно сделать ещё? -Где можно применить новые знания? -Что на уроке у вас хорошо получилось? -Над чем ещё надо поработать? Приём накопительной оценки за урок. Самооценка «Знаю – не знаю» + самопроверка + количество «улыбок» = итоговая оценка за урок.
Учитель сообщает домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению.
Домашнее задание разноуровневое. 1. Базовый уровень. Вставьте пропущенные буквы в тексте упр. 271, объясните орфограммы. 2. Уровень повышенной сложности. Распределите наречия из упр. 269 по колонкам.. 3. Высокий уровень. Напишите текст, используя наречия на изучаемое правило. |
Учащие ся определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.
Выбирают рыбку в зависимости от полученного результата на уроке и кидают в аквариум
Отмеча ют наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценоч ные сужде ния.
Учащие ся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. Ученики задают возник шие вопросы.
|
|
Познавательные: Рефлексия своих действий, способов и условий действия; анализ проделанной работы, полученных знаний и умений. Регулятивные: оценка проделанной работы. Личностные: самооценка на основе критерия успешности осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Коммуникативные : выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения. Познавательные: анализ полученных знаний и умений. Личностные: осознание личной значимости, применение полученных знаний и умений в практической деятельности |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.